Паспорт программы развития Полноенаименованиеорганизации Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Светлячок» Первомайского района Документы, послужившие основанием для разработки программы развития 1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. 2. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р. 3. Концепция развития дополнительного образования детей в РФ, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р. 4. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» (п. 4.4 паспорта национального проекта «Образование», утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16). 5. Распоряжение Минпросвещения России от 21.06.2021 № Р-126 «Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие дополнительного образования детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности"». 6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). 7. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Минпросвещения от 31.07.2020 № 373. 8. Письмо Минпросвещения России от 07.06.2019 № 07-3760. 9. Письмо Минпросвещения России от 11.05.2021 № СК-123/07. Сведения о разработчиках Ответственные: заведующий МБДОУ детского сада «Светлячок», старшие воспитатели, рабочая группа педагогических работников. Целипрограммыразвития 1. Повышение качества образовательных и коррекционных услуг в организации, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. 2. Модернизация материальнотехнической базы организации, цифровизация образовательной деятельности. 3. Обеспечение разнообразия и доступности дополнительного образования с учётом потребностей и возможностей детей. 4. Повышение безопасности, в том числе усиление антитеррористической защищенности объектов организации Комплексныезадачипрограммыразвития 1. Обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного образования и начального общего образования. 2. Внедрение дистанционных образовательных технологий и элементов электронного обучения для детей от 5 лет. 3. Цифровизация системы управления образовательной организации, в том числе документооборота. 4. Создание открытой и доступной системы дополнительного образования для развития детских способностей. 5. Развитие пространственного мышления дошкольников как основы формирования естественно-научных, цифровых и инженерных компетенций человека будущего. 6. Обеспечение эффективного, результативного функционирования и постоянного роста профессиональной компетентности стабильного коллектива в соответствии с требованиями ФГОС ДО. 7. Модернизация развивающей предметно-пространственной среды и материально-технической базы организации. 8. Повышение безопасности в организации в отношении детей и работников, посетителей. 9. Создание условий для полноценного сотрудничества с социальными партнерами для разностороннего развития детей. Основныенаправленияразвитияорганизации 1. Развитие качественной и доступной образовательной и творческой среды. 2. Разработка образовательных программ и образовательных проектов, в которых используются современные материальнотехнические условия в соответствии с законодательством РФ. 3. Повышение эффективности системы дополнительного образования, расширение спектра дополнительных образовательных услуг для детей и их родителей 4. Цифровизация рабочих и образовательных процессов в организации. 5. Совершенствование системы охраны труда. 6. Усиление антитеррористической защищенности организации. Периодреализациипрограммыразвития 2022 - 2026 годы – 5 лет Порядокфинансированияпрограммыразвития Средства субсидии на муниципальное задание. Целевые субсидии. Средства от приносящей доход деятельности Целевые индикаторы и показатели успешности Удовлетворенность 80 % участников реализации программы образовательных отношений качеством предоставляемых образовательных услуг. Положительная динамика результативности участия педагогов в конкурсах, конференциях и др. мероприятиях инновационной направленности. Благоприятные показатели физического, психического здоровья воспитанников. Рост числа работников, использующих дистанционные технологии, ИКТ, инновационные педагогические технологии. Обучение 90 % педагогов по программам для работы с детьми с ОВЗ. Увеличение числа договоров о сотрудничестве, сетевой форме реализации образовательных программ с организациями с. Первомайского. Обновление материально-технической базы на 30 %. Снижение несчастных случаев с работниками и детьми, происшествий на территории организации Ожидаемыерезультатыреализациипрограммы Высокая конкурентоспособность детского сада на рынке образовательных услуг, обеспечение равных стартовых возможностей дошкольников. В организации реализуются новые программы дополнительного образования для детей и их родителей. Высокий процент выпускников организации, успешно прошедших адаптацию в первом классе школы. Внедрено и эффективно используются цифровые технологии в работе организации, в том числе документообороте, обучении и воспитании. Создана современная комфортная развивающая предметнопространственная среда и обучающее пространство в соответствии с требованиями законодательства РФ. Повысилась профессиональная компетентность педагогов, в том числе в области овладения инновационными образовательными и метапредметными технологиями за счет прохождения повышения квалификации и переподготовки работников, участия в региональных и федеральных профессиональных мероприятиях. Организация получает меньше замечаний от органов надзора и контроля в сфере охраны труда и безопасности Контрольреализациипрограммыразвития Организация осуществляет мониторинг эффективности реализации программы развития. Отчетная дата – май каждого года. По итогам ежегодного мониторинга ответственный работник составляет аналитический отчет о результатах реализации программы развития. Ответственный назначается приказом заведующего МБДОУ детского сада «Светлячок». Корректировку программы развития осуществляет заведующий МБДОУ детского сада «Светлячок». 1. Информационно-аналитическая справка о МБДОУдетском саде «Светлячок». Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Светлячок» Первомайского района тел. (38-245) 2-32-51 e-mail: mbdousvetliachok@mail.ru сайт:http:https://svetlashok.tvoysadik.ru/ 1.1.Общие сведения об организации Тип: дошкольноеобразовательноеучреждение. Организационно-правовая форма: бюджетное учреждение. Вид: детский сад общеразвивающего вида. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Светлячок» Первомайского района. Год открытия – 2015 г. Учредительные документы: Бессрочная лицензия на осуществление образовательной деятельности № 1825 от 22.07.2016 выдана Комитетом по контролю, надзору и лицензированию в сфере образования Томской области. Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида «Светлячок» Первомайского района утвержден Постановлением Администрации Первомайского района от 23.10.2015 г. № 224. Учреждение является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета, круглую печать, бланки со своим наименованием и другие средства индивидуализации. Полное наименование (в соответствии с Уставом): муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Светлячок» Первомайского района. Сокращенное наименование (в соответствии с Уставом): МБДОУ детский сад «Светлячок» Учредитель: Администрация Первомайского района, функции и полномочия Учредителя выполняет МКУ Управление образования Администрации Первомайского района. Местонахождение образовательной организации: Юридический адрес: 636930, Томская область, Первомайский район, с. Первомайское, ул. Школьная, д. 1 Фактический адрес: 636930, Томская область, Первомайский район, с. Первомайское, ул. Школьная, д. 1 и ул. Школьная, д. 1а. ДОО имеет 2 корпуса. Здание корпуса № 1 2х этажное в панельном исполнении, год постройки – 2015, здание корпуса № 2 2-х этажное в кирпичном исполнении, год постройки – 2019. Территория детского сада благоустроена и озеленена: разбиты клумбы, для каждой группы имеются прогулочные площадки (10 шт.), 2 спортивных площадки. Территория оборудована малыми архитектурными формами в соответствии с современными требованиями. Общая площадь территории корпуса № 2 составляет 11784 кв.м, корпуса № 2 – 6478 кв м. Режим работы Учреждения и длительность пребывания детей в нем определяется Уставом Учреждения и является следующим: -режим работы Учреждения с 07.30 до 17.30 часов; -рабочая неделя – пятидневная. -время пребывания детей в Учреждении 10 часов. Вывод: МБДОУ детский сад «Светлячок» является юридически оформленной образовательной организацией, функционирующей в соответствии с нормативноправовой базой, имеющей достаточный материально-технический ресурс и отвечающей требованиям надзорных органов. 1.2.Контингент воспитанников Наполняемость групп муниципальным заданием на 2022 год определена 161воспитанник. В организации функционирует 9 возрастных групп, из них общеразвивающей направленности-4, комбинированной направленности-5. Группы воспитанников сформированы в соответствии с возрастом детей. Наполняемость групп в аналитический период следующая: Таблица 1. Контингентвоспитанников Возрастная группа Первая группа раннего возраста общеразвивающей направленности (от 1 до 2 лет) Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет) общеразвивающей направленности Младшая группа общеразвивающей направленности (от 3 до 4 лет) Средняя комбинированной направленности (от 4 до 5 лет) Старшая группа комбинированной направленности (от 5 до 6 лет) Подготовительная комбинированной направленности (от 6 до 7 лет) Итого: Общее кол-во групп Кол-во воспитанников 2021-2022 1 2021-2022 13 1 19 2 45 2 27 2 40 1 25 9 169 Таблица 2. Количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Возрастная группа Первая группа раннего возраста общеразвивающей направленности (от 1 до 2 лет) Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет) общеразвивающей направленности Младшая группа общеразвивающей направленности (от 3 до 4 лет) Средняя комбинированной направленности (от 4 до 5 лет) Старшая группа комбинированной направленности (от 5 до 6 лет) Подготовительная комбинированной направленности (от 6 до 7 лет) Итого: Кол-во воспитанников 2022-2023 0 0 0 4 5 2 11 1.3.Материально-техническая база организации. В детском саду созданы современные материально-технические условия для осуществления образовательной деятельности. Учреждение имеет 2 корпуса. Корпус № 1 рассчитан на 145 мест, площадь – 2412,1 кв м, корпус № 2 рассчитан на 90 мест, площадь- 2073,2 кв м. Площади на одного воспитанника соответствуют лицензионным нормативам. Для проведения занятий имеется 2 музыкальных зала, спортивный зал, 2 кабинета логопеда, кабинет психолога, лаборатория мультисенсорного пространства, творческая мастерская, Легоцентр. Детский сад в полном объеме обеспечен мебелью, инвентарем, посудой. МБДОУ обеспечено техническими средствами: 14 ноутбуков, 8 компьютеров, 3 проектора, интерактивная доска, цифровая лаборатория «Наураша», 2 электронных пианино, телевизор, фотоаппарат, 8 принтеров, 2 музыкальных центра, акустическая система. Детский сад обеспечен современной информационной базой: выход в Интернет, электронная почта. Открытость и доступность информации о деятельности МБДОУ обеспечивается на официальном сайте детского сада, на информационных стендах в приемных групп, в рекреациях и коридорах. В целях реализации задач воспитательно-образовательной деятельности, развития творческого потенциала детей и педагогов, формирования психологического микроклимата, введение детей в социум в групповых помещениях детского сада создана предметно-развивающая среда, оснащенная современнымдидактическим материалом, пособиями для различных видов детской продуктивно-творческой деятельности (музыкально-театрализованной, художественно-изобразительной, практико-экологической, физкультурно-оздоровительной), игровым материалом. Расположение мебели, игрового материала отвечает требованиям техники безопасности, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта. Организация развивающей среды, рационально осуществляемая отвечает возрастным особенностям и потребностям детей. педагогами, Вывод: условия осуществления образовательной деятельности соответствуют современным требованиям и позволяют решать образовательные задачи. Однако, необходимо организовать предметно-пространственную среду в группах полностью в соответствии с ФГОС дошкольного образования. 1.4. Характеристика окружающего социума. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Первомайская средняя общеобразовательная школа; МБУДОД Детско-юношеская спортивная школа; МБУДОД Центр дополнительного образования для детей»; Первомайская районная больница; Учреждения культуры с. Первомайского (библиотека, краеведческий музей, Галерея искусств культурно-досуговый центр «Чулым». Сотрудничество с Детско-юношеской спортивной школой и Центром дополнительного образования детей позволяет обеспечить возможность расширения дополнительного образования, реализовать индивидуально-дифференцированный подход к развитию детей, удовлетворить потребность детей в двигательной активности. Специалисты Первомайской районной больницы обеспечивают профессиональное медицинское обслуживание детей и сотрудников детского сада, проводят мониторинг уровня здоровья детей, лечебно-профилактические мероприятия с детьми, консультации для родителей. Взаимодействие с МБОУ Первомайской СОШ обеспечивает преемственность дошкольного и начального школьного образования. Совместно с учреждениями культуры проводятся литературные и культурнопознавательные мероприятия, экскурсии. 1.5.Кадровые ресурсы Профессиональный уровень педагогических работников Образование Количество педагогических работников (человек / %) Высшее образование Среднее профессиональное образование Незаконченное высшее 20/80% 3/12% 2/8% Уровень квалификациипедагогическихработников Уровень квалификации Первая квалификационная категория Высшая квалификационная категория Соответствие занимаемой должности Не аттестованы Количество педагогических работников (человек / %) 10/40% 6/24% 5/20% 4/16% Характеристика кадрового состава по стажу работы Стаж работы до 5 лет от 5 до 10 лет от 10 до 15 лет от 15 до 20 лет от 20 до 25 лет от 25 до 30 лет свыше 30 лет Количество педагогических работников (человек / %) 1/4% 6/24 % 8/32 % 2/8 % 1/4 % 4/16 % 3/12 % Повышение квалификации педагогических работников Повышение квалификации Переподготовка за последние 3 года Курсовая подготовка за последние 3 года Количество педагогических работников (человек / %) 8/32 % 15/ 60% Педагоги постоянно повышают свое профессиональное мастерство, эффективно участвуют в методических семинарах, вебинарах, курсах, профессиональных конкурсах, реализуют индивидуальные программы саморазвития. Профессиональные конкурсы - Рыбаков фонд - Всероссийский конкурс им. Л.С. Выготского - Региональный этап Vlll Всероссийского конкурса «Воспитатели России», Диплом 2 степени, 2020 г. - lV Международный конкурс методических, дидактических и авторских разработок «Педагогический форум», Ассоциация международных и Всероссийских конкурсов, Диплом 1 степени, 2020 г - Муниципальный конкурс открытых уроков по финансовой грамотности, Специальный диплом победителя, 2020 г. - Диплом финалиста областного конкурса образовательных программ и педагогических практик, реализуемых педагогами и образовательными организациями дошкольного образования «Наш новый детский сад» РЦРОв номинации «Лучшая практика по реализации принципов ФГОС дошкольного образования». Команда воспитателей и специалистов.2019 г. - Межмуниципальный конкурс сайтов педагогов ОО. Победитель. 2019 г. - Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Воспитатель года». Победитель 2018 г. Региональный этап. Диплом участника. - Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Воспитатель года». Призер, 2 место. 2020 г. - Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Воспитатель года». Победитель 2021 г. Региональный этап. Диплом участника. - Региональный конкурс «Методист года». Лауреат 2021 г. - Региональный конкурс «Лидер в образовании». 2 место 2021 г. Все педагогические работники соответствуют квалификационным требованиям профстандарта «Педагог». Вывод: Детский сад укомплектован достаточным количеством педагогических и иных работников, которые имеют высокую квалификацию и регулярно проходят повышение квалификации, что обеспечивает результативность образовательной деятельности. Повышение квалификации педагогов осуществляется планомерно, исходя из потребностей образовательного учреждения в целом и индивидуальных профессиональных запросов каждого члена коллектива. Вместе с тем, необходимо повышать профессиональную компетентность педагогов, в том числе в области овладения инновационными образовательными и метапредметными технологиями за счет прохождения повышения квалификации и переподготовки работников, участия в региональных и федеральных профессиональных мероприятиях. 1.6. Состояние образовательной деятельности Для осуществления образовательного процесса авторским коллективом Учреждения разработана Основная образовательная программа дошкольного образования с учетом Основной образовательной программы дошкольного образования «ВДОХНОВЕНИЕ»/Под редакцией В.К.Загвоздкина, И.Е.Федосовой – М.: Издательство «Национальное образование», 2016. ООП ДО полностью соответствует ФГОС ДО. Программа позволяет выстроить полноценный, качественный образовательный процесс, сформировать современную и эффективную образовательную среду, позволяет выстроить индивидуальную траекторию развития ребенка, обеспечивая работу в его зоне ближайшего развития, и при этом добиться высоких результатов. Программа составлена в соответствии с образовательными областями: «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие». Реализация каждого направления предполагает решение специфических задач во всех видах детской деятельности. Программа обеспечивает преемственность с начальным уровнем образования и сопровождается развернутым учебно – методическим комплектом. Содержание направлений развития воспитанников (образовательных областей) зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и реализуется в различных видах деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, конструирование, изобразительная, музыкальная, двигательная и др., как в совместной со взрослыми, так и в самостоятельной деятельности. Основной формой реализации образовательной Программы является образовательная деятельность в форме «детского совета» и самостоятельной деятельности детей по выбору в «центрах активности». Деятельность не выходит за рамки времени, регламентируемой СанПиНами: Самостоятельная образовательная деятельность осуществляется в Центрах активности по выбору воспитанников. Работа в центрах учитывает зону актуального и ближайшего развития детей, а также носит интегрированный характер. Образовательная деятельность по физическому развитию (физическая культура) и художественно – эстетическому развитию (музыкальное воспитание) осуществляется по графику 2 раза в неделю и третье физкультурное занятие на улице. Время, отведенное на эту деятельность, входит в общее количество времени, отведённое на организованную образовательную деятельность (ООД). Между разными видами ООД, следующей друг за другом, предусмотрен десятиминутный перерыв. Образовательная деятельность для детей раннего возраста (1-3г.) представлена в виде рационального чередования разнообразных видов деятельности по пяти образовательным областям. Основной технологией реализации программы является проектная деятельность. При построении образовательного процесса учитывается принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой образовательных областей. Это способствует тому, что основные задачи дошкольного образования каждой образовательной области решаются в ходе реализации других областей. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому в группах ДОУ педагоги создали такую предметно-развивающая среду, которая бы способствовала полной реализации развития детей, их возможностей, способностей по всем психофизиологическим параметрам. В группах созданы центры активности по пяти образовательным областям и дополнительно организуются центры с учетом образовательных задач и темы проекта, реализуемого на текущий момент (например «Центр кулинарии» и др.) Преимущество созданной РППС в том, что появилась возможность приобщить всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. В детском саду реализуется 9 дополнительных образовательных программ по трем направленностям: художественной, технической и социально-педагогической. Дополнительным образованием охвачено 85 % воспитанников. Организация дополнительного образования детей, формирование системы дополнительного образования осуществляется на основе проводимых в МБДОУ исследований потребностей и интересов воспитанников и родителей. Для организации дополнительного образования используются следующие площадки: Творческая мастерская, Легоцентр, музыкальные залы, спортивный зал. Дополнительные образовательные услуги предоставляются как на бюджетной основе, так и на платной. Вывод: вМБДОУ созданы условия для реализации образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, сформирована система дополнительного образования детей. Вместе с тем, необходимо повышать качество образовательных и коррекционных услуг через использование инновационных образовательных технологий и модернизацию материальнотехнической базы, повышать эффективность системы дополнительного образования, расширять спектр дополнительных образовательных услуг для детей и их родителей, внедрять дистанционные образовательные технологии и элементы электронного обучения для детей от 5 лет. 1.7. Инновационный ресурс На протяжении нескольких лет МБДОУ детский сад «Светлячок» занимает лидирующие позиции в методическом пространстве муниципалитета и региона. Базовая образовательная организация регионального проекта «Реализация ФГОС дошкольного образования в образовательных организациях Томской области на 2016-2020 годы» Распоряжение Департамента общего образования Томской области № 809- р от 21.11.2016 г. Результатыучастия в проекте: Созданы условий для разработки и реализации образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования. Обеспечена вариативность использования образовательных программ дошкольного образования с учётом образовательных потребностей, способностей и интересов детей, в т.ч. детей с ограниченными возможностями здоровья. Организовано взаимодействия образовательной организации с организациями дополнительного образования детей с целью разностороннего развития детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Федеральная инновационная площадка Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования (г. Москва) по внедрению основной образовательной программы дошкольного образования «Вдохновения» авторского коллектива под руководством В.К. Загвоздкина и И.Е. Федосовой» Приказ от 01.10.2018 г. № 28. Результаты инновационной деятельности: Обеспечен новый уровень качества дошкольного образования, соответствующий нормативно-правовым требованиям и современной социокультурной ситуации развития детей. Разработана, апробирована и внедрена в образовательную деятельность основная образовательная программа дошкольной образовательной организации, выполняющей современные требования к качеству дошкольного образования, на основе Программы «Вдохновение». Разработаны методические и практические рекомендации для сотрудников по реализации ООП ДО, соответствующей требованиям ФГОС ДО, на основе Программы «Вдохновение». Сформированы предпосылки системы развивающего оценивания реализации ООП «Вдохновение». Проведен региональный фестиваль инновационных идей дошкольного образования «Образовательный трек: Дошкольная организация, как развивающаяся система» (декабрь 2018 г.). Принято участие в Мониторинге качества дошкольного образования. Распоряжение Департамента общего образования Томской области от 12.10.2020 № 185-р. Участие в Ведомственной целевой программе Томской области «Создание и развитие на территории Томской области системы эффективных и доступных инструментов повышения финансовой грамотности и вовлечение населения в обсуждение бюджетных решений» Соглашение о сотрудничестве № 05/20 от 13.02.2020 г. с Региональным центром финансовой грамотности Томской области. Результатыучастия в проекте: Прохождение курсовой подготовки по основам финансовой грамотности (Яковлева Е.И., заведующий, ТГУСУР 2019 г., Струк Т.В., воспитатель, ТГПК, 2020). Обеспечение учебно-методическими материалами по финансовой грамотности. Реализация дополнительной образовательной программы познавательного развития «Тропинка в экономику». Открытый показ воспитателя (Струк Т.В.) на муниципальном конкурсе открытых уроков по финансовой грамотности. Специальный диплом победителя. Вывод:Коллектив МБДОУ ориентирован на инновационные изменения. Потенциал педагогов позволяет получать значимые результаты и выходить с ними на региональный и всероссийский уровни. На протяжении нескольких лет МБДОУ являлось инновационной площадкой разного уровня (от региональной до федеральной), имеет хорошие результаты в крупных региональных конкурсах, что свидетельствует о высоком потенциале педагогического коллектива. К наиболее сильным сторонам относится качественная организация методической работы, готовность к изменениям в соответствии с ФГОС ДО, творческий подход педагогов к профессиональной деятельности. Высокий рейтинг организации позволяет проводить муниципальные, региональные сетевые мероприятия с привлечением большого количества участников. Являясь региональной и федеральной инновационными площадками, педагогический коллектив имел возможность широко представлять свой опыт работы в дошкольном педагогическом сообществе. Активная профессиональная деятельность педагогов направлена, в первую очередь, на качество образовательной деятельности за счет освоения и внедрения новых образовательных технологий, реализацию принципов ФГОС ДО. Анализ деятельности в период реализации предыдущей Программы развития и на современном этапе позволяет сделать выводы, что МБДОУ детский сад «Светлячок» находится в постоянном поступательном развитии, имея положительную динамику по всем направлениям. Однако, в период внесения системных изменений в дошкольное образование необходимы новые подходы к организации образовательной деятельности, к формированию профессиональных компетенций педагогов, к обустройству предметно-пространственной среды, как образовательному ресурсу. Опираясь на сильные стороны, необходимо упрочить статус инновационной образовательной организации и, определив проблемные зоны, приложить усилия для их нивелирования и дальнейшего развития. 2. Основные направления развития. 2.1. Развитие качественной и доступной образовательной и творческой среды. 2.2. Разработка образовательных программ, проектов, в которых используются современные материально-технические условия в соответствии с законодательством РФ. 2.3. Повышение эффективности системы дополнительного образования, расширение спектра дополнительных образовательных услуг для детей и их родителей. 2.4. Цифровизация рабочих и образовательных процессов в организации. 2.5. Совершенствование системы охраны труда. Внедрение новых мероприятий по улучшению условий и охраны труда. 2.6. Усиление антитеррористической защищенности организации. 3.Содержание основных направлений развития. 3.1. Развитие качественной и доступной образовательной и творческой среды. Задачи: 1. Совершенствование образовательной и воспитательной деятельности детского сада через овладение современными программами и технологиями, обеспечивающими целостное развитие ребенка-дошкольника. 2. Обеспечение соответствия уровня и качества подготовки выпускников детского сада требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. № Мероприятие п/п 1 Проведение комплексной оценки качества образовательной деятельности в детском саду Ответственный Срок Результат Заведующий ежегодно Анкетирование родителей и педагогов Старшийвоспитатель Подбор диагностических материалов, позволяющих контролировать уровень индивидуального развития детей, качество деятельности педагогов и специалистов Выполнение 2 Сбор информации по итогам наблюдений, организация и проведение диагностических мероприятий. Старший воспитатель, воспитатели, специалисты Ежегодно: октябрь, апрель Фиксация результатов в индивидуальные карты развития. Аналитические справки по реализации образовательных программ 3 Совершенствование Старшийвоспитатель Август– Корректировка основной декабрь2022 ООП ДО и ее образовательной г. компонентов программы дошкольного образования 4 Повышение качества разработки и реализации парциальных программ Старший воспитатель Августдекабрь 2022 г. Парциальные программы 5 Обновление развивающей предметнопространственной среды, способствующей реализации нового содержания дошкольного образования Заведующий 2023 г. Закупка и установка нового образовательного оборудования, материалов и инвентаря для развития детей 3.2. Разработка образовательных программ, проектов, в которых используются современные материально-технические условия в соответствии с законодательством РФ. Задачи: 1. Создание многоуровневой многофункциональной развивающей предметнопространственной среды для осуществления процесса развития конструктивной, познавательно-исследовательской, творческой деятельности дошкольников. 2. Внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий. 3. Выявление и формирование приоритетных направлений воспитательной работы в группах в соответствии с рабочими программами воспитания и календарными планами воспитательной работы детского сада. № Мероприятие п/п 1 Разработка и реализация образовательного проекта «Территория конструирования и моделирования» Ответственный Срок исполнения Старший 2022-2026 г. воспитатель, педагог дополнительного образования, воспитатели Результат Проект «Территория конструировани яи моделирования» Закупка конструкторов, робототехники. Карты оценки развития инженерныхком петенций дошкольников 2 Разработка и реализация образовательного проекта «Территория исследований и открытий» Старший 2022-2026 г. воспитатель, педагог дополнительного образования, воспитатели Проект «Территория исследований и открытий» Закупка учебнодидактического оборудования и материалов для организации познавательноисследовательск ой деятельности Карты оценки естественнонаучных компетенций дошкольников 3 Разработка и реализация образовательного проекта «Территория творчества» Старший 2022-2026 г. воспитатель, педагог дополнительного образования, воспитатели, музыкальные руководители Проект «Территория творчества» Предъявление творческих результатов на конкурсах, фестивалях, Выполнение выставках муниципального и регионального уровней 4 Организация и Старший проведение воспитатель семинаров по развитию конструктивной и познавательноисследовательской деятельности дошкольников 2022-2026 г. Муниципальные и региональные семинары 5 Проведение мероприятий для демонстрации способностей дошкольников в естественнонаучных, цифровых и инженерных направлениях. 2022-2026 г. Муниципальные , региональные конкурсы, фестивали, соревнования 6 Участие в Старший региональном воспитатель проекте «Развитие пространственного мышления как основы формирования естественнонаучных, цифровых и инженерных компетенций человека будущего» 2023 г. Повышение квалификации педагогов по развитию пространственн ого мышления детей дошкольного возраста. 7 Внедрение образовательных технологий программы «ПроДетей» Старший воспитатель Старший воспитатель Старший воспитатель, воспитатели, специалисты Закупка учебнооборудования для формирования у дошкольников естественно 2022-2024 г. Использование в системе образовательны х технологий 8 Проведение Старший методических воспитатель мероприятий, способствующих повышению качества сюжетноролевой игры 2022-2023 г. Практикоориентированны е семинары, открытые просмотры 9 Разработка индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ и для одаренных детей Старший воспитатель 2022-2026 г. Индивидуальны е образовательные маршруты 10 Формирование приоритетных направлений воспитательной работы в группах. Воспитатели 11 Разработка и Старший корректировка воспитатель рабочих программ воспитания групп Воспитатели и рабочей программы воспитания детского сада 2022 г. Выбор приоритетного направления воспитания дошкольников в группе 2022-2026 г. Рабочие программы воспитания 12 Организация взаимодействия с родителями с целью объединения воспитательных ресурсов семьи и детского сада. Старший воспитатель 2022-2026 г. Родительские собрания, конференции, совместные мероприятия 13 Мониторинг и анализ развития детей в новой предметноразвивающей среде Старший воспитатель 2026 г. Инструментарий для проведения мониторинга Аналитическая справка 3.3. Повышение эффективности системы дополнительного образования, расширение спектра дополнительных образовательных услуг для детей и их родителей. Задачи : 1. Реализация образовательных программ дополнительного образования следующих направленностей: технической, естественно-научной, социальнопедагогической, художественной физкультурно-оздоровительной. 2. Организация сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, учреждениями культуры. № Мероприятие п/п Ответственный Срок Результат исполнения 1 Анализвостребованностидополнительногообразования Заведующий сентябрь 2022 Анкетиро опросрод 2 Корректировка имеющихся и разработка новых программ дополнительного образования 2022-2023 г. Образова программ открывае направле дополнит образован Старший воспитатель Педагог дополнительного образования 3 Разработка и реализация планов совместной деятельности МБДОУ и УДО. Старший воспитатель 2022-2026 г. Планы совместн деятельно МБДОУ ЦДОД, Д централь библиоте Фотомате аналитич материал 4 Заключение договоров о сетевом взаимодействии. Заведующий 2022 г. Договоры сетевом взаимоде 5 Муниципальный практико-ориентированный семинар Старший для руководителей, старших воспитателей и педагогов воспитатель дополнительного образования «Дополнительное образование в ДОО по ФГОС» 2024 г. Программ семинара Материал выступле Фотоотче 6 Мониторинг удовлетворенности родителей, педагогов Старший качеством дополнительных образовательных услуг. воспитатель 2023-2026 Анкетиро аналитич справка 7 Участие в муниципальных, региональных мероприятиях по реализуемым дополнительным образовательным программам Педагоги 2022-2026 дополнительного г. образования Карта уча дипломы фотоотче информац сайте 3.4. Цифровизация рабочих и образовательных процессов в организации. Задачи: 1. Создать цифровую образовательную среду в МБДОУ. 2. Внедрить электронный документооборот. № Мероприятие п/п Ответственный Срок Результ исполнения 1 Анализдоступныхобразовательныхплатформ Старший воспитатель Январьфевраль 2023 Оформ 3 Родительское собрание об использовании электронного оборудования в образовательном процессе Заведующий Март 2024 г. Проток 4 Закупка оборудования: интерактивные доски, Заведующий сенсорные экраны, информационные панели и иные средства отображения информации, компьютеры, программы, серверы, микрофоны, камеры, доступ к интернет 2023 г. Догово передач 5 Установкаоборудования, подготовкапомещений Заведующий 2023 г. Актвып 6 Повышение квалификации педагогов по использованию электронного оборудования и дистанционных образовательных технологий. Старшийвоспитатель В течение 20232024годов Обучен 7 Разработка анкет для мониторинга процесса обучения Старший воспитатель 8 Мониторинг качества образовательных услуг с использованием электронного оборудования Старшийвоспитатель, 2024-2026 педагогическиеработники г. 9 Поддержаниесайтаобразовательнойорганизации Старшийвоспитатель 10 Разработка Положения об электронном документообороте Заведующий 11 Внедрение электронного документооборота Заведующий 12 Использование образовательных платформ, ресурсов для онлайн-взаимодействия Старший воспитатель 3.5. Совершенствование системы охраны труда. 2024 г. Анкеты Провед обрабо образов 2022-2026 г. Сайт со законод актуаль 2023 г. Полож 2023 г. Электр 2023-2026 г. Задачи: 1. Актуализировать локальные нормативные акты детского сада в сфере охраны труда. 2. Улучшить условия и охрану труда. № Мероприятие п/п Ответственный Срок исполнения Результат 1 Проанализировать Специалист по Первоеполугодие Оформлениеаналитическойсправки локальные охране труда 2022 нормативные акты детского сада на внесение изменений в сфере охраны труда 2 Проведение совещания с целью планирования развития системы охраны труда в детском саду Заведующий 3 Разработка мероприятий по улучшению условий и охраны труда Специалист по август 2022 охране труда План мероприятий по улучшению условий и охраны труда 4 Проведение специальной оценки условий труда Специалист по 2022, 2024 г. охране труда Отчет 5 Разработка Специалист по 2022 г. программы оценки охране труда уровней профессиональных рисков Программа 6 Проведение Специалист по 2022-2026 г. оценки уровней охране труда профессиональных рисков Карты оценки сентябрь 2022 Протокол 3.6. Усиление антитеррористической защищенности организации. Задачи: Вып 1. Провести оценку качества и достаточности организационных мероприятий, практической готовности и обеспечения объекта техническими средствами. 2. Разработать комплексный план мероприятий по усилению антитеррористической безопасности. № Мероприятие п/п 1 Ответственный Срок исполнения Определение Заведующий основных положений проведения в детском саду работы по АТЗ, схемы управления, состава комиссий по внутренним проверкам, способов контроля Август-сентябрь 2022 Результат Приказы Локальные нормативные акты детского сада 2 Разработка плана Ответственный Сентябрь 2022 мероприятий по за АТЗ исполнению ПП РФ от 02.08.2019 № 1006 и плана действий при установлении уровней террористической опасности 3 Разработка плана Ответственный Ежегодносентябрь, Утвержденныепланы проведения за АТЗ март учений и тренировок по АТЗ 4 Корректировка Положения о контрольнопропускном режиме Ответственный Август 2022 за АТЗ Положение о контрольнопропускном режиме 5 Приобретение металлоискателя Заведующий Закупка металлоискателя 2023 г. Утвержденныепланы 4. Механизмы реализации программы развития Выполнение 1. Заключение договоров о сетевой форме реализации образовательной программы с целью повышение качества образовательных, здоровьеформирующих и коррекционных услуг в учреждении, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. 2. Модернизация и цифровизация управленческих и образовательных процессов, документооборота. 3. Проведение опросов и анкетирования для оценки уровня удовлетворенности услугами детского сада, существующими в нем процессами. 4. Подготовка методических рекомендаций по различным направлениям деятельности детского сада. 5. Изучение влияния новых информационных и коммуникационных технологий и форм организации социальных отношений на психическое здоровье детей, на их интеллектуальные способности, эмоциональное развитие и формирование личности. 6. Проведение психолого-педагогических исследований, направленных на получение данных о тенденциях в области личностного развития детей. 5. Ожидаемые результаты реализации программы развития 1. Высокая конкурентоспособность детского сада на рынке образовательных услуг, обеспечение равных стартовых возможностей дошкольников. 2. В организации реализуются новые программы дополнительного образования для детей и их родителей. 3. Высокий процент выпускников организации, успешно прошедших адаптацию в 1-м классе школы. 4. Внедрено и эффективно используются цифровые технологии в работе организации, в том числе документообороте, обучении и воспитании. 5. Создана современная комфортная развивающая предметно-пространственная среда и обучающее пространство в соответствии с требованиями законодательства РФ. 6. Повысилась профессиональная компетентность педагогов, в том числе в области овладения инновационными образовательными и метапредметными технологиями за счет прохождения повышения квалификации и переподготовки работников, участия в региональных и федеральных профессиональных мероприятиях. 7. Организация получает меньше замечаний от органов надзора и контроля в сфере охраны труда и безопасности. 6. Критерии и показатели оценки реализации программы развития Направленияразвитияорганизации 1. Развитие качественной и доступной образовательной и творческой среды Критерии и показатели оценки Соответствие предоставляемых услуг дошкольного образования критериям мониторинга качества дошкольного образования. Удовлетворенность не менее80 % участников образовательных отношений качеством предоставляемых образовательных услуг. Обучение 90 % педагогов по программам для работы с детьми с ОВЗ 2. Разработка образовательных программ Благоприятные показатели физического, и проектов, в которых используются психического здоровья воспитанников. современные материально-технические условия Обновление материально-технической базы на 30 %. Положительная динамика результативности участия педагогов в конкурсах, конференциях и других мероприятиях инновационной направленности. 3. Повышение эффективности системы дополнительного образования, расширение спектра дополнительных образовательных услуг Удовлетворенность родителей и воспитанников услугами дополнительного образования не менее 80%. Увеличение числа договоров о сотрудничестве, сетевой форме реализации образовательных программ. Положительная динамика результативности участия воспитанников в конкурсах, конференциях и других мероприятиях разного уровня. 4. Цифровизация образовательного и управленческого процесса Рост числа работников, использующих дистанционные технологии, ИКТ, инновационные педагогические технологии 5. Совершенствование системы охраны труда Снижение несчастных случаев с работниками и детьми. Отсутствие замечаний от органов надзора и контроля в сфере охраны труда 6. Усиление антитеррористической защищенности организации Отсутствие происшествий на территории организации. Отсутствие замечаний от органов надзора и контроля в сфере безопасности