1 СОДЕРЖАНИЕ 1. 2. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 3 1.1 1.2 Пояснительная записка Психолого-педагогическая характеристика детей, имеющих ЗПР 3 4 1.3 6 1.4 Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации АОП Примерные программы, на основе которых подготовлена АОП 1.5 Принципы и подходы к формированию АОП 7 1.6 Формы работы по АОП 8 1.7 Ведущие специалисты по реализации АОП 9 СОДЕРЖАДЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 7 10 2.1 Образовательный компонент АОП 10 2.2 Коррекционный компонент АОП 12 2.3 Воспитательный компонент АОП 26 2.4 Оценка результатов реализации АОП 26 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1 28 Перечень учебно-методического и программного обеспечения, 28 используемого для реализации АОП 3.2 Литература 33 2 I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок» (далее – МБДОУ) является звеном муниципальной системы образования, обеспечивающим развитие детей дошкольного возраста и организующим коррекционную работу с дошкольниками с ОВЗ. Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ (далее – АОП) разработана в соответствии с «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей», «Конвенцией ООН о правах ребенка», «Декларацией прав ребенка», ФЗ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», а так же разработками отечественных учёных в области общей и специальной педагогики и психологии. АОП - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Лицо с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) - обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медикопедагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. АОП определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития, и представляет собой коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности каждого ребенка, его оздоровление. Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе. Это достигается за счет модификации общеразвивающих программ и всего комплекса коррекционно-развивающей работы с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента, а также — реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с включением синхронного выравнивания психического и речевого развития детей. АОП определяет содержание и организацию образовательного процесса в группе комбинированной направленности для воспитанников, имеющих задержку психического развития. 3 1.2.Психолого-педагогическая характеристика ребёнка, имеющего задержку психического развития. Дети с задержкой психического развития представляю собой неоднородную группу. Этиология ЗПР связана с конституциональными факторами, хроническими соматическими заболеваниями, с неблагоприятными социальными условиями воспитания и в основном с органической недостаточностью центральной нервной системы резидуального или генетического характера (Ю. Г. Демьянов, В. В. Лебединский и др.). Выделены следующие типы ЗПР: — по типу конституционального (гармонического) психического и психофизического инфантилизма; — соматогенного происхождения (с явлениями соматогенной астении и инфантилизма); — психогенного происхождения (патологическое развитие личности по невротическому типу, психогенная инфантилизация); — церебрально-органического генеза (К. С. Лебединская). ЗПР — это психолого-педагогическое определение одного из распространенных отклонений в психофизическом развитии детей. Ее относят к «пограничной» форме дизонтогенеза, для которой характерен замедленный темп созревания психических структур. Данная популяция детей отличается гетерохронностью проявлений отклонений в развитии, различной степенью их выраженности, а также разным прогнозом последствий. Для психической сферы детей с ЗПР характерно сочетание дефицитарных функций с сохранными. Отмечается, что парциальная дефицитарность высших психических функций часто сопровождается инфантильными чертами личности и поведения. В одних случаях у детей страдает работоспособность, в других — произвольность в организации деятельности, в третьих — мотивация познавательной деятельности и т. д. Таким образом, ЗПР это сложное полиморфное нарушение, при котором страдают разные компоненты психической и физической деятельности. При ЗПР могут наблюдаться первичные нарушения как отдельных структур коры головного мозга, так и в различных сочетаниях. При этом глубина и степень повреждений и незрелости структур может быть различной. Именно этим и определяется многообразие психических проявлений, встречающихся у детей с ЗПР. Разнообразные вторичные наслоения еще более усиливают внутригрупповые различия. У детей с ЗПР отмечаются различные этиопатогенетические варианты, при которых ведущими причинообразующими факторами могут быть: низкий темп психической активности (корковая незрелость); дефицит внимания с гиперактивностью (незрелость подкорковых структур); вегетативная лабильность на фоне соматической ослабленности (в силу незрелости или вследствие ослабленности самой вегетативной системы на фоне социальных, экологических, биологических причин); вегетативная незрелость (как биологическая ослабленность организма); энергетическое истощение нервных клеток (на фоне хронического стресса) и др. Определение «задержка психического развития» используется также для характеристики отклонений в познавательной сфере педагогически запущенных детей. В этом случае в качестве причин задержки психического развития выделяются культурная депривация и неблагоприятные условия воспитания. 4 Среди причин ЗПР называют также проявления минимальной мозговой дисфункции: нарушения, связанные с первичной дисфункцией эндокринной системы, недостаточностью кислотного обмена, с вредоносными влияниями окружающей среды. Имеются указания на генетическую обусловленность возникновения у детей нарушений отдельных корковых функций и инфантильных черт поведения. Задержка психического развития проявляется, прежде всего, в замедлении темпа психического развития. При поступлении в школу дети обнаруживают ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость мыслительных процессов, недостаточную целенаправленность интеллектуальной деятельности, ее быструю истощаемость, преобладание игровых интересов, чрезвычайно низкий уровень общей осведомленности, социальной и коммуникативной компетентности. Задержка психического развития конституционального происхождения (гармонический психический и психофизический инфантилизм): на первый план в структуре нарушения выступают признаки эмоциональной и личностной незрелости. Для детей характерны аффективность поведения, эгоцентризм, истерические реакции и т. п. Инфантильность психики ребенка часто сочетается с инфантильным типом телосложения, с «детскостью» мимики, моторики, преобладанием эмоциональных реакций в поведении. Такие дети проявляют интерес к игре-действию, а не к игреотношению, эта деятельность для них наиболее привлекательна, в отличие от учебной, даже в школьном возрасте. Перечисленные особенности затрудняют социальную адаптацию. При гармоническом психическом инфантилизме незрелость психики сочетается с субтильным, гармоничным телосложением. При психофизическом инфантилизме поведение и личностные качества ребенка характеризуются специфическими особенностями. Этим детям рекомендуется комплексная коррекция развития педагогическими и медицинскими средствами. У детей с ЗПР конституционального происхождения отмечается наследственно обусловленная парциальная недостаточность отдельных функций: гнозиса, праксиса, зрительной и слуховой памяти, речи. Эти функции лежат в основе формирования межанализаторных навыков, таких как рисование, счет, письмо, чтение и др. Задержка психического развития соматогенного генеза возникает у детей с хроническими соматическими заболеваниями сердца, почек, эндокринной системы и др. Именно эти причины вызывают задержку в развитии двигательных и речевых функций детей, замедляют формирование навыков самообслуживания, негативно сказываются на формировании предметно-игровой, элементарной учебной деятельности. Для детей с ЗПРСоматогенного типа характерны явления стойкой физической и психической астении, чтоприводит к снижению работоспособности и формированию таких черт личности, как робость, боязливость, тревожность. Если дети с ЗПР данного генеза воспитываются в условиях гипо- или гиперопеки, то у нихнередко возникает вторичная инфантилизация, формируются черты эмоционально- личностной незрелости, что вместе со снижением работоспособности и повышенной утомляемостью не позволяет ребенку достичь возрастного уровня развития. Задержка психического развития психогенного генеза. При раннем возникновении и длительном воздействии психотравмирующих факторов у ребенка могут возникнуть стойкие сдвиги в нервно-психической сфере, что приводит к невротическим и неврозоподобным 5 нарушениям, патологическому развитию личности (К. С. Лебединская). В данном случае на первый план выступают нарушения эмоционально-волевой сферы, снижение работоспособности, несформированность произвольной регуляции поведения. Дети с ЗПР психогенного генеза с трудом овладевают навыками самообслуживания, трудовыми и учебными навыками. У них отмечаются нарушения взаимоотношений с окружающем миром: не сформированы навыки общения со взрослыми и детьми, наблюдается неадекватное поведение в незнакомой или малознакомой обстановке, они не умеют следовать правилам поведения в социуме. Однако эти проблемы не носят органического характера, причина, скорее всего, кроется в том, что ребенок этому «не научен». К данной группе часто относятся дети, воспитывающиеся в условиях депривации (в детских домах, в «неблагополучных» в социальном и эмоциональном плане семьях и т. п.), дети - беспризорники. Для задержки психического развития церебрально-органического генеза характерны выраженные нарушения эмоционально-волевой и познавательной сферы. Установлено, что при данном варианте ЗПР сочетаются черты незрелости и различной степени повреждения ряда психических функций. В зависимости от их соотношения выделяются две категории детей: 1. Дети с преобладанием черт незрелости эмоциональной сферы по типу органического инфантилизма, то есть в психологической структуре ЗПР сочетаются несформированность эмоционально-волевой сферы (эти явления преобладают) и недоразвитие познавательной деятельности (выявляется негрубая неврологическая симптоматика). При этом отмечается недостаточная сформированность, истощаемость и дефицитарность высших психических функций, ярко проявляющаяся в нарушении произвольной деятельности детей; 2. Дети со стойкими энцефалопатическими расстройствами, парциальными нарушениями корковых функций. В структуре дефекта у таких детей преобладают интеллектуальные нарушения, нарушения регуляции в области про-граммирования и контроля познавательной деятельности. Установлено, что в обоих случаях страдают функции регуляции психической деятельности: в первом варианте в большей степени звено контроля, во втором — звено контроля и звено программирования. Все это обусловливает низкий уровень овладения дошкольниками всеми видами детской деятельности (предметно-манипулятивной, игровой, продуктивной, познавательной, речевой), а в школьном возрасте — учебной. Дети не проявляют устойчивого интереса, их деятельность недостаточно целенаправлена, поведение импульсивно. 1.3. Цели, задачи и направления деятельности по реализации АОП Цель АОП: организация коррекционно-развивающей работы в МБДОУ с детьми с задержкой психического развития в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями, предусматривающей комплексное взаимодействие всех специалистов и родителей дошкольников, направленная на повышение уровня психофизического развития ребенка (интеллектуального, эмоционального, социального). Задачи: - Обеспечить возможность для осуществления детьми содержательной деятельности в условиях, оптимальных для всестороннего и своевременного психического развития. - Обеспечить охрану и укрепление здоровья ребенка. - Проводить коррекцию (исправление или ослабление) негативных тенденций развития. 6 - Стимулировать и обогащать развитие во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой). - Проводить профилактику вторичных отклонений в развитии. 1.4. Примерные программы, на основе которых разработана АОП АОП разработана на основе: • «Образовательной программы дошкольного образования МБДОУ ДС «Светлячок» • «Программы воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития» под редакцией Л.Б. Баряевой (СПб., 2010 г.); • «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» С.Г. Шевченко (М., 2007); • «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». (СПб., 2014 г.). Автор Н.В. Нищева. 1.5. Принципы и подходы к формированию АОП. АОП основывается на онтогенетическом принципе, который учитывает уровень двигательного, когнитивного, речевого и эмоционально-личностного развития ребенка. Кроме того, АОП имеет в своей основе следующие принципы: принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка; принцип ранней педагогической помощи; принцип педагогического оптимизма, опирающийся на «зону ближайшего развития» ребенка; принцип коррекционно-компенсирующей направленности; принцип социально-адаптирующей направленности;принцип деятельностного подхода; принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса; принцип поддержки детской инициативы в различных видах деятельности и формирования познавательных интересов каждого ребенка; принципы взаимодействия и координации между специалистами; принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей; принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала; принцип постепенности подачи и усложнения учебного материала; принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях; принцип сотрудничества с семьёй. 7 1.6. Формы работы в рамках АОП Формы работы с воспитанниками Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игровая деятельность, которая является ведущей в образовании детей с ЗПР, так как эти дети нуждаются в упорядочивании своей деятельности, в определённом алгоритме для её реализации. В этом смысле игровые занятия с определённой структурой и смыслом необходимы, для организации жизнедеятельности детей с ЗПР. Педагогический замысел каждого игрового занятия направлен на решение коррекционно-развивающих, образовательных и воспитательных задач. Все специалисты, работающие с дошкольниками с ЗПР, используют в разных формах организации деятельности детей именно игровой метод как ведущий. В соответствии с АОП игры и игровые упражнения с воспитанниками, имеющими задержку психического развития, планируются и проводятся: - учителем-логопедом (подбираются для каждого ребёнка индивидуально в соответствии с его речевым заключением и степенью усвоения учебного материала) - во время коррекционно-развивающих логопедических занятий; - педагогом-психологом (подбираются для каждого ребёнка индивидуально в соответствии с актуальным уровнем развития ребенка) - в течение дня и во время коррекционно-развивающих занятий; - воспитателем группы – в течение дня; - родителями (законными представителями) ребёнка в домашних условиях (по заданию учителя – логопеда, педагога-психолога, воспитателя) - ежедневно. Основными формами образовательной деятельности являются: • игровые образовательные ситуации (ИОС) и развивающие ситуации на игровой основе, организуемые с воспитанниками младшего и среднего возраста; • учебно-игровые занятия (УИЗ), проводимые с воспитанниками старшего возраста. Все ИОС и УИЗ носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и заданиями. Основными формами организации образовательной деятельности являются: - подгрупповые ИОС или УИЗ, проводимые с подгруппой воспитанников в количестве не более 6 человек; - индивидуальные ИОС или УИЗ, проводимые с воспитанником на основании индивидуальных образовательных задач. Подгрупповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия со специалистами проводятся по индивидуальным развивающим маршрутам.. Непосредственно образовательная деятельность в МБДОУ регламентирована: - учебным планом, - расписание занятий; - индивидуальным учебным планом на воспитанника, имеющего задержку психического развития. Формы работы с родителями (законными представителями) воспитанника. 1) Индивидуальные консультации узких специалистов МБДОУ (учителя-логопеда, педагога-психолога) – по плану и по запросам родителей (законных представителей). 2) Посещение коррекционно-развивающих занятий – по плану и по запросам родителей (законных представителей). 8 3) Посещение открытых мероприятий в группе – по плану и по запросам родителей(законных представителей). 3) Участие в групповых тематических консультациях, проводимых узкими специалистами МБДОУ и воспитателями группы – по плану и по запросам родителей (законных представителей). 4) Участие в родительских собраниях (групповых и общесадовых). 5) Участие в досуговых мероприятиях, проводимых ДОУ. 1.7. Ведущие специалисты по реализации АОП 1) Учитель-логопед – работа по индивидуальному учебному плану. 2) Педагог-психолог – работа по индивидуальному учебному плану. 3) Воспитатели группы – индивидуальная работа в рамках совместной образовательной деятельности по рекомендациям учителя-логопеда и педагога-психолога, работа по индивидуальному учебному плану. 5) Инструктор по ФК - индивидуальная работа. 6) Музыкальный руководитель – индивидуальная и подгрупповая работа. 7) Медицинская сестра – контроль за посещением ребёнком врачей, выполнение рекомендаций врачей в МБДОУ. 9 II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Образовательный компонент АОП. Основные направления коррекционно-развивающей работы I. Образовательная область «Речевое развитие» • Развитие словаря. • Формирование и совершенствование грамматического строя речи. • Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа (развитие просодической стороны речи, коррекция произносительной стороны речи; работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов; совершенствование фонематического восприятия, развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза). • Развитие связной речи. • Формирование коммуникативных навыков. • Обучение элементам грамоты. • • • • • II. Образовательная область «Познавательное развитие» Сенсорное развитие. Развитие психических функций. Формирование целостной картины мира. Познавательно-исследовательская деятельность. Развитие математических представлений. Занятия по ОО «Речевое развитие» и ОО «Познавательное развитие» являются не только средством расширения кругозора детей, активизации их познавательной деятельности, но и одним из важнейших условий коррекции психического развития ребенка, социального и нравственного воспитания. Цель занятий по развитию элементарных математических представлений для детей с ЗПР — формирование элементарных математических представлений и всестороннее развитие психических процессов. В процессе этих занятий решается широкий круг коррекционно-развивающих и образовательных задач: Развитие у детей познавательных интересов, мыслительных операций и речи. Развитие у детей элементарных представлений о признаках предметов, количестве, числе, Формирование способов измерения, Выполнение простейших счетных операций, Составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание. Усвоение элементарного математического словаря. Специальная коррекционная работа, направлена на восполнение пробелов в дошкольном математическом развитии детей с ЗПР, на создание у них готовности к усвоению основ математики. Перед педагогом стоит задача — не столько дать детям систему знаний, сколько научить их воспринимать и наблюдать окружающую действительность в количественных, пространственных и временных отношениях; расширить и обогатить сенсорный опыт, развивать мышление и речь дошкольников. Особое внимание на занятиях по математике следует обратить на выработку у детей умения свободно оперировать основными математическими понятиями в условиях предметнопрактической деятельности, на развитие способности мыслить обратимо. Коррекционная направленность дошкольного обучения обеспечивается максимальным 10 использованием на занятиях предметно-практической деятельности. Поддерживать интерес к занятиям следует путем широкого использования дидактических игр, занимательных упражнений. Все обучение дошкольников должно носить наглядно-действенный характер: математические понятия ребенок будет усваивать в процессе активной деятельности: в играх, действуя с разнообразными предметами, наблюдая за действиями педагога, выполняя графические задания (рисование, обводка по шаблону, раскрашивание, штриховка) и упражнения по конструированию и моделированию (из палочек, элементов мозаики, геометрических фигур, из деталей конструктора). III.Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» • Восприятие художественной литературы. • Конструктивно-модельная деятельность. • Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка). • Музыкальное развитие (восприятие музыки, музыкально-ритмические движения, пение, игра на детских музыкальных инструментах). IV. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» • Формирование общепринятых норм поведения. • Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками. • Формирование гендерных и гражданских чувств. • Развитие игровой и театрализованной деятельности (подвижные игры, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры). • Совместная трудовая деятельность. • Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе. V. Образовательная область «Физическое развитие» • Физическая культура (основные движения, общеразвивающие упражнения, спортивные упражнения, подвижные игры). • Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни. Особенности организации образовательной деятельности Особенностью организации образовательной деятельности в группе комбинированной направленности является сокращенная продолжительность прибывания дете в ДОУ. Кроме этого, в группе ежедневно организуются индивидуальные игры и упражнения, направленные на закрепление воспитанниками материала, освоенного на коррекционных подгрупповых или индивидуальных занятиях. Особенностью организации образовательной деятельности в группе комбинированной направленности является: - участие детей в коррекционных индивидуальных занятиях с учителем-логопедом или педагогом-психологом . - ежедневная организация с воспитанниками индивидуальных игр и упражнений, направленных на закрепление детьми материала, освоенного на коррекционных подгрупповых или индивидуальных занятиях с учителем-логопедом. В летний период времени в МБДОУ организуются каникулы - плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей. В дни каникул не проводится непосредственно образовательная деятельность, а организуются спортивные и 11 подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии, а продолжительность прогулок. 2.2. Коррекционный компонент АОП. также увеличивается Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы Содержание коррекционной работы по ОО «Речевое развитие» и ОО «Познавательное развитие» в средней группе детей с ЗПР 1. Экология Знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей. Учить отличать и назвать по внешнему виду: овощи (огурец, помидор, морковь, капуста, лук, репа), фрукты (яблоко, груша, апельсин, банан), ягоды (малина, черника), грибы (мухомор, лисички, белый гриб), деревья (ель, береза) Знакомить с домашними животными (собака, корова, коза, лошадь, свинья) и их детенышами, особенностями их поведения и питания, Расширять представления о диких животных (медведь, лиса, волк, заяц.), различать особенности внешнего вида и образа жизни диких животных. Расширять представления детей о насекомых (бабочка, божья коровка, стрекоза). 2. Сенсорное развитие. Развитие пространственного восприятия Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; Группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету. Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету. Подсказывать детям название формы (круглая, треугольная, прямоугольная и квадратная). Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи. Продолжать показывать разные способы обследования предметов, активно включать движения рук по предмету и его частям. Совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств. 3. Предметный мир. Знакомить детей с предметами ближайшего окружения, их назначением. 4. Развитие связной речи Учить ребенка понимать обращенную к нему речь сначала с опорой на наглядность, а постепенно и без нее. Учить реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы. Учить здороваться с педагогами, называть их по имени и отчеству, здороваться с детьми, прощаться с ними. Учить отражать полученные впечатления в речи. Учить формам объяснительной речи. Планируемые результаты коррекционной работы: Знать и называть изученные растения; домашних и диких животных и их детенышей. Выделять наиболее характерные сезонные изменения в природе. Называть знакомые предметы, выделять признаки и называть их (цвет, форма, величина). Узнавать и называть процессы умывания, одевания, еды, ухода за внешним видом и 12 поддержания порядка. Узнавать ярко выраженные эмоциональные состояния (смеется, радуется, плачет) людей. Уровни освоения раздела ОО «Речевое развитие» и ОО «Познавательное развитие» Средняя группа детей с ЗПР 1. Экология. Низкий. Ребенок показывает отдельные объекты природы, но не называет. Конкретные признаки не выделяет. Средний. Ребенок показывает объект природы, но называет его не всегда. Замечает самые яркие признаки, свойства. Высокий. Ребенок показывает и называет объекты, отдельные их части, признаки и свойства. 2. Сенсорное развитие. Развитие пространственного восприятия Низкий: Ребенок не дифференцирует цвета, не знает название основных цветов. Не различает и не называет геометрические фигуры. Затруднено воспроизведение пространственных отношений, особенно по словесной инструкции. Средний: Ребенок дифференцирует цвета и оттенки по подобию, затрудняется в их названии. Дифференцирует простые геометрические фигуры по подобию, путает их названия. Затруднено соотнесение предметов по величине, при наводящей инструкции с заданием справляется. При ощупывании предметов отмечается замедленный темп выполнения заданий, допускает ошибки при словесном обозначении осязаемых предметов. Высокий: Ребенок правильно дифференцирует цвета, знает название основных цветов. Различает и называет геометрические фигуры. Умеет соотносить предметы по длине, высоте и ширине. Узнает бытовые предметы на ощупь. 3. Предметный мир. Низкий Ребенок узнает предметы ближайшего окружения, с которыми ежедневно действует или играет; правильно показывает их по просьбе взрослого. Слова, обозначающие предметы, составляют его пассивный словарь. Правильно показывает на картинках детей и взрослых, но не различает ярко выраженные эмоциональные состояния детей и взрослых. Средний Ребенок правильно называет предметы ближайшего окружения. Требуются советы взрослого по использованию предмета в соответствии с его свойствами и назначением. Правильно показывает на картинках детей и взрослых, ярко выраженные эмоциональные состояния детей и взрослых. Высокий Ребенок правильно называет предметы ближайшего окружения, знает их назначение; с помощью взрослого выделяет части предметов и их назначение. Применяет обследовательские действия для выделения основных качеств и свойств. Различает, узнает и называет детей и взрослых на картинках и в жизни. Показывает и называет их действия. Различает ярко выраженные эмоциональные состояния детей и взрослых 4. Развитие связной речи Низкий. Ребенок лучше понимает речь, связанную с наглядностью, требует повторения обращенной к нему речи. Отвечает в общении преимущественно жестом, использует упрощенные слова и слова-заменители. Средний. Ребенок понимает речь. Отвечает предложениями, но затрудняется в их оформлении, часто использует жесты, слова-заменители. Высокий. Ребенок понимает речь и свободно пользуется простыми предложениями в разговоре, в основном правильно оформляет речевое высказывание. 13 Содержание коррекционной работы по ОО «Речевое развитие» и ОО «Познавательное развитие» в старшей группе детей с ЗПР 1. Экология. Знакомить с характерными особенностями времен года. Учить детей замечать и называть сезонные изменения в природе. Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.). Продолжать знакомить с фруктами овощами ягодами и грибами . Учить узнавать и называть 3-4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен идр.) Учить узнавать и называть 3-4 вида цветов. Расширять представления детей о животных (5-6 видов) и их детенышах, учить различать их по размеру, характерным частям тела, повадкам. Познакомить детей с домашними птицами (внешний вид, чем питаются, какую пользу приносят). Учить находить признаки сходства и различия. Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка) 2. Сенсорное развитие. Развитие пространственного восприятия. Обогащать сенсорный опыт детей, знакомя их с широким кругом предметов иобъектов, новыми способами их обследования. Учить использовать эталоны как общественно обозначенные свойства и качества предметов (цвет, форма, размер.); подбирать предметы по 1-2 качествам (цвет, размер, материал и т. п.). Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать полученные впечатления вречи. Продолжать формировать образные представления. 3. Предметный мир. Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем. Продолжать знакомить детей с признаками предметов, учить определять их цвет, форму, величину Помогать детям устанавливать связь между назначением и строением, назначением и материалом предметов. 4. Развитие связной речи Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе. Учить описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине. Планируемые результаты коррекционной работы: Называть домашних животных и знать, какую пользу они приносят человеку. Называть диких животных, где живут, как добывают пищуРазличать и называть некоторые растения ближайшего окружения. Называть времена года. Знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе. Называть разные предметы, которые их окружают в помещениях, на участке, на улице; знать их назначение. Называть признаки и количество предметов. С помощью взрослого рассказывать о содержании сюжетной картинки, описывать предмет по плану, схеме. 14 Продолжать знакомить детей с признаками предметов, учить определять их цвет, форму, величину Помогать детям устанавливать связь между назначением и строением, назначением и материалом предметов. Уровни освоения раздела ОО «Речевое развитие» и ОО «Познавательное развитие» Старшая группа детей с ЗПР 1. Экология. Низкий. Объём представлений о растениях и животных незначителен. Ребёнок знает и выделяет совместно со взрослым некоторые признаки внешнего строения, яркие особенности поведения, голосовые реакции животных, отдельные части растений. Интерес к природе ситуативный. Средний. Ребёнок узнаёт и называет несколько растений, зверей, птиц, ярких насекомых, опираясь на отдельные признаки. Знает признаки живого. Высокий. Ребёнок знает (различает и правильно называет) достаточно большое количество растений и животных, их характерные признаки. Правильно определяет их принадлежность к живым существам на основании выделения у конкретных объектов признаков живого. 2. Развитие пространственного восприятия. Сенсорное развитие. Низкий: Ребенок дифференцирует цвета и оттенки по подобию, затрудняется в их названии. Дифференцирует простые геометрические фигуры по подобию, путает их названия. Затруднено соотнесение предметов по величине. В процессе зрительного и осязательного восприятия наблюдаются трудности планомерного обследования предметов: преобладают игровые, хаотичные действия с предметами Средний: Знает названия цветов, правильно их дифференцирует. При соотнесении сложных форм с местом наблюдается значительное число пробующих движений, что указывает на недоразвитие ориентировочной основы деятельности. Испытывает существенные трудности при составлении сериационного ряда из предметов разной величины. Высокий: Знает названия цветов и оттенков. Соотносит с местом геометрические сложные фигуры, знает названия основных фигур. Соотносит предметы по величине в убывающем возрастающем порядке (сериационный ряд). При осязательном восприятии тщательно обследует фигуры, выделяет наиболее характерные ее части. 3. Предметный мир. Низкий. Ребенок узнает предметы ближайшего окружения, с которыми ежедневно действует или играет; правильно показывает их по просьбе взрослого. Слова, обозначающие предметы, их качества и свойства, составляют его пассивный словарь. Требуются советы взрослого по использованию предмета в соответствии с его свойствами и назначением. Средний. Ребенок правильно называет предметы ближайшего окружения, знает их назначение; с помощью взрослого выделяет части предметов и их назначение. Применяет обследовательские действия для выделения основных качеств и свойств. Умеет пользоваться предметами в соответствии с их назначением и свойствами; осознает безопасные способы поведения в предметном мире. Высокий. Ребенок устанавливает связи между назначением предмета, его строением и материалом, из которого сделан предмет; с помощью вопросов взрослого можетобъяснить, почему предмет таков, составить простейший описательный рассказ. По- ведение ребенка характеризуется бережным отношением к предметам ближайшего окружения; ребенок владеет безопасными способами обращения с предметами ближайшего окружения 4. Развитие связной речи 15 Низкий. В общении ребёнок малоактивен, избегает объяснений, не владеет формами объяснительной речи. Затрудняется в оформлении предложений, помогает себе жестами, словами-заменителями, от пересказа отказывается. В общение по своей инициативе вступает. Не владеет формами вежливого речевого общения. Средний. Ребенок в речи преимущественно пользуется простыми предложениями. Пересказывает рассказы и сказки по вопросам, фрагментарно. В общение с воспитателями и сверстниками вступает, но общение затруднено недостаточной развитостью речевых форм. Высокий. Ребенок пользуется в речевом общении простыми и сложными предложениями. Охотно пересказывает знакомые сказки и рассказы при помощи взрослого. Инициативен и активен в общении. Содержание коррекционной работы по ОО «Речевое развитие» и ОО «Познавательное развитие» в подготовительной группе детей с ЗПР 1. Экология. Расширять и уточнять представления детей о природе. Знакомить детей с многообразием родной природы Формировать представления детей о чередовании времен года, частей суток. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон — растительность — труд людей). Показать взаимодействие живой и неживой природы. Закреплять представления о растениях: деревьях, кустарниках, цветах. Расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека. Расширять представления детей о диких животных: где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке. Знакомить детей с животными различных климатических зон. 2. Сенсорное развитие. Развитие пространственного восприятия Продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходствен различие. Формировать умение подбирать пары или группы предметов, совпадающих по заданному признаку. Продолжать знакомить с цветами спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый, серый и черный. Учить различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно называть их. Продолжать знакомить детей с различными геометрическими фигурами 3. Предметный мир. Продолжать обогащать представления детей о мире предметов. Рассказывать о предметах, облегчающих труд человека в быту. Расширять представления детей о людях разных профессий, о важности и значимости их труда. 4. Развитие связной речи Учить связно, последовательно пересказывать небольшие рассказы. Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам Планируемые результаты коррекционной работы: Называть времена года, отмечать их особенности. 16 Знать о взаимодействии человека с природой в разное время года. Иметь представления о животных, их повадках, среде обитания. Распределять представителей животного мира по видам. Называть разные виды растений: деревья, кустарники и цветы. Выделять группы предлагаемых растений Различать и называть виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту. Выбирать и группировать предметы в соответствии с познавательной задачей. Классифицировать предметы, определять материалы, из которых онисделаны. Знать название родного города, его достопримечательности Составлять по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, пересказывать небольшие литературные произведения. Уровни освоения раздела ОО «Речевое развитие» и ОО «Познавательное развитие» Подготовительная группа детей с ЗПР 1. Экология. Низкий уровень Ребенок не всегда правильно называет времена года. Затрудняется назвать их в нужной последовательности. Не знает характерных признаков разных времен года. Отвечая на вопрос "Какое время года тебе нравится больше и почему?", называет только время года. В рисунке не может отразить характерные признаки того или иного времени года. Не выражает эстетического отношения к природе. Средний уровень Ребенок правильно называет времена года. Иногда затрудняется назвать их в нужной последовательности. В основном знает характерные признаки каждого времени года, но иногда допускает незначительные ошибки. На вопрос "Какое время года тебе нравится больше и почему?" отвечает односложно. В рисунке отражает существенные признаки того или иного времени года. Выражает эстетическое отношение к природе. Высокий уровень Ребенок правильно называет времена года. Перечисляет их в нужной последовательности. Знает характерные признаки каждого времени года. Проявляет творчество, и фантазию при ответе на вопрос "Какое время года тебе нравится больше и почему?" По памяти воспроизводит сезонные особенности того или иного времени года. Комментирует свой рисунок. Выражает эстетическое отношение к природе. 2. Сенсорное развитие. Развитие пространственного восприятия Низкий: В процессе зрительного и осязательного восприятия наблюдаются трудности планомерного обследования предметов: преобладают игровые, хаотичные действия с предметами, что снижает эффективность их восприятия. Путает названия эталонных геометрических (овал, прямоугольник) форм и цветовых оттенков. Испытывает существенные трудности при составлении сериационного ряда из предметов разной величины. Средний: Планомерно обследует предмет в процессе осязательного и зрительного восприятия. Знает название неэталонных геометрических форм (овал, трапеция, ромб, прямоугольник) и цветовых оттенков (голубой, розовый, серый, фиолетовый). Составляет сериационный ряд из предметов разной величины. Высокий: Правильно различает сложные геометрические формы, указывает на их различие и сходство. Успешно использует цвета и формы в процессе конструктивной и изобразительной деятельности. 3. Предметный мир. Низкий. Ребенок узнает предметы ближайшего окружения, с которыми ежедневно действует или играет; правильно показывает их по просьбе взрослого. Слова, обозначающие предметы, их качества и свойства, составляют его пассивный словарь. 17 Требуются советы взрослого по использованию предмета в соответствии с его свойствами и назначением. Средний. Ребенок правильно называет предметы ближайшего окружения, знает их назначение; с помощью взрослого выделяет части предметов и их назначение. Применяет обследовательские действия для выделения основных качеств и свойств. Умеет пользоваться предметами в соответствии с их назначением и свойствами; осознает безопасные способы поведения в предметном мире. Высокий. Ребенок устанавливает связи между назначением предмета, его строением и материалом, из которого сделан предмет; с помощью вопросов взрослого можетобъяснить, почему предмет таков, составить простейший описательный рассказ. По- ведение ребенка характеризуется бережным отношением к предметам ближайшего окружения; ребенок владеет безопасными способами обращения с предметами ближайшего окружения 4. Развитие связной речи Низкий. Ребенок в речи преимущественно пользуется простыми предложениями. Затруднен процесс восприятия и осмысления содержания рассказов, сказок, текстов для пересказа. Не привлекает свой сенсорный опыт к описанию воспринимаемого. Пересказывает рассказы и сказки по вопросам, фрагментарно. Средний. Ребёнок активен в разговорном общении, отвечает на вопросы. Требует помощи в объяснительной речи. Пересказывает знакомые сказки и рассказы при помощи взрослого. Инициативен и активен в общении. Высокий: Ребёнок инициативен в разговоре, отвечает на все вопросы, задаёт встречные. Проявляет интерес и самостоятельность в использовании простых форм объяснительной речи. Составляет предложения по демонстрирующим действиям, пересказывает короткие рассказы, описывает предметы, составляет рассказы по картинкам и по представлениям на основе наглядного материала. Содержание коррекционной работы по ОО «Познавательное развитие» (РЭМП) в средней группе детей с ЗПР 1. Действия с группами предметов Соотношение предметов «одинаковые» — «разные» на основе практических упражнений в сравнении предметов. Разные способы сравнения: понятия — один, много, одинаково, поровну, больше, меньше. 2. Размер предметов Размер предметов: большой — маленький, высокий — низкий, одинаковые по высоте; длинный — короткий, одинаковые по длине, широкий - узкий, одинаковые по ширине. Способы сравнения (приложение, наложение); Сравнение предметов, отличающихся одним параметром; Составление групп из предметов с заданнымисвойствами. 3. Цвет предметов (красный, желтый, зеленый) Знакомить детей с цветом как одним из свойств предмета. Учить сравнивать предметы по цвету, находить предметы определенного цвета наоснове практических действий; 4. Геометрические фигуры 18 Дать детям представление о круге, квадрате, треугольнике. Учить обследовать фигуры путем обведения их контуров пальцев и «пробующих» действий. 5. Количество и счет Формировать представления о понятиях «много» и «один». Счет предметов до 5. Соотносить последнее числительное со всей пересчитанной группой, понимать, что оно обозначает общее количество предметов в группе. Закреплять навык пересчета предметов, Считать и раскладывать предметы правой рукой слева направо. Учить называть числительные по порядку, правильно соотносить числительные с предметами, указывая на предметы по порядку. Восприятие количества предметов с помощью слухового, двигательного, тактильного анализаторов. 6. Пространственные и временные понятия Положение предметов в пространстве: справа - слева, сверху - снизу, внутри –снаружи. Умение ориентироваться в альбоме, на листе бумаги. Планируемые результаты коррекционной работы: Дети должны уметь: сравнивать предметы по размеру, цвету, форме; считать различные предметы в пределах 5, уметь отсчитать заданное количество предметов сравнивать две группы предметов на основе практических упражнений и выяснять, где предметов больше, меньше, одинаково. Уровни освоения раздела ОО «Познавательное развитие» (РЭМП)в средней группе для детей с ЗПР 1. Действия с группами предметов Низкий. Выделяет некоторые отношения (размер, длина) между группами предметов по подсказке взрослого. Средний. При определении отношений между группами предметов допускает ошибки, исправляет их по просьбе взрослого. Высокий. Ребёнок самостоятельно выявляет отношения между группами предметов (по размеру, длине, ширине, толщине) путём практического сравнения, зрительного восприятия. Пользуется словами: короче, чем:; больше, чем : и т. д. 2. Свойства предметов (размер) Низкий. Ребёнок выделяет идентичный предмет (находит такой же), называет, отвечает на вопросы взрослого о размере, форме предмета. Средний. Ребёнок называет форму предметов, группирует их. Затрудняется пояснить свои действия. Высокий. Ребёнок выделяет и называет несколько свойств предметов; находит предмет по указанным свойствам, сравнивает и обобщает. Пользуется словами, обозначающими свойства, предметов. 3. Цвет предметов 19 Низкий. Ребенок дифференцирует цвета по подобию, затрудняется в их названии. Средний. Ребенок дифференцирует цвета по подобию, путает названия. Высокий. Знает названия цветов, правильно их дифференцирует. 4. Геометрические фигуры Низкий. Ребёнок выделяет идентичную геометрическую фигуру(находит такую же), называет, отвечает на вопросы взрослого о размере, форме предмета. Средний. Ребёнок называет форму геометрических фигур, группирует их. Высокий. Ребёнок выделяет и называет несколько свойств геометрических фигур,находит фигуру, по указанным свойствам, сравнивает и обобщает. Активно пользуется словами, обозначающими свойства геометрических фигур. 5. Количество и счет Низкий. Ребёнок затрудняется самостоятельно устанавливать количественное соответствие двух групп предметов. Для решения поставленной задачи ребёнку необходима активная помощь взрослого. Ребёнок повторяет за взрослым слова, обозначающие количество. Средний. С помощью взрослого (после показа или объяснения взрослым приёмов наложения и приложения) ребёнок устанавливает количественное соответствие двух групп предметов: правильно располагает предметы с целью сравнения их количества; или же при определении результатов сравнения предметов ребёнок допускает ошибки, но может устранить их по указанию или просьбе взрослого. Высокий. Ребёнок самостоятельно устанавливает количественное соответствие двух групп предметов, даёт числовую оценку их количеству. Самостоятельно может проверить результат, пользуясь приёмами наложения, приложения. 7. Пространственные и временные понятия Низкий. Называет некоторые временные отношения, например, день-ночь, и пространственные - вверху-внизу. Средний. Ориентируется в пространственных и временных отношениях. Высокий. Устанавливает пространственные отношения, соответственно использует в речи слова: справа - слева, сверху - снизу, внутри – снаружи; временные отношения: утровечер, день-ночь. Содержание коррекционной работы по ОО «Познавательное развитие» (РЭМП)в старшей группе детей с ЗПР 1. Действия с группами предметов Соотношение предметов «одинаковые» — «разные» на основе практических упражнений в сравнении предметов. Разные способы сравнения: понятия — много, мало, несколько, столько же, одинаково, поровну, больше, меньше, один, пара. Сопровождение действий словами — прибавил (убавил), стало поровну (больше, меньше). 2. Размер предметов Размер предметов: большой — маленький, одинаковые по размеру; высокий — низкий, одинаковые по высоте; длинный — короткий, одинаковые по длине; толстый — тонкий, одинаковые по толщине; Способы сравнения (приложение, наложение); Сравнение предметов, отличающихся одним или несколькими параметрами;Составление групп из предметов с заданными свойствами. 3. Цвет предметов Продолжать знакомить детей с цветом как одним из свойств предмета. Учить сравнивать предметы по цвету, находить предметы определенного цвета на 20 основе практических действий; выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предмета (формы, величины, функционального назначения). Выявлять закономерность в изменении цвета. 4. Геометрические фигуры Круг, треугольник, квадрат. 5. Количество и счет Счет предметов до 10 в различном направлении и пространственном расположении. Понимание того, что последнее числительное относится ко всей группе предметов, а не к последнему из них. Независимость количества предметов в группе от цвета, формы, расстояния между предметами и направления счета. Счет предметов на слух, по осязанию, счет движений. Счет в прямом и обратном порядке, от одного заданного числа до другого. Присчитывание и отсчитывание предметов по одному с называнием итога: «Сколько всего?», «Сколько осталось?». Знакомство с цифрами 1—5. Цифра 0. Соотнесение цифры, числа и количества. Состав чисел 2—5 из отдельных единиц и из двух меньших чисел на основе практических действий с предметами. Порядковый счет до 5, умение правильно ответить на вопрос: Который по счету? 6. Пространственные и временные понятия Положение предметов в пространстве: около, рядом, посередине, между, перед, справа - слева, спереди - сзади, сверху - снизу, внутри - снаружи, далеко - близко; умение ориентироваться в альбоме, на листе бумаги. Понятия: сегодня, завтра, вчера, раньше, позже; Части суток, их последовательность. Планируемые результаты коррекционной работы: Дети должны знать: состав чисел 2—5. Дети должны уметь: сравнивать предметы по размеру, цвету, форме; считать различные предметы в пределах 10, уметь ответить на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»; уметь отсчитать заданное количество предметов и уметь обозначить количество соответствующим числительным; сравнивать две группы предметов на основе практических упражнений и выяснять, где предметов больше, меньше, одинаково; практически иллюстрировать состав чисел 2—5 из отдельных единиц и из двух меньших чисел; ориентироваться на странице альбома и листе бумаги (различать верх, низ, левую, правую часть, середину и т.п.); понимать смысл слов: между, за, перед, раньше, позже. Уровни освоения по ОО «Познавательное развитие» (РЭМП)в старшей группе детей с ЗПР 1. Действия с группами предметов Низкий. Различает предметы по форме, размерам, называет их, группирует в совместной со взрослым деятельности. Выполняет игровые и практические действия в определенной последовательности; ошибается в установлении связей между действиями (что сначала, что потом). 21 Средний. Ребенок различает, называет, обобщает предметы по выделенным свойствам (все большие, все некруглые). Выполняет действия по группировке, воссозданию фигур. Затрудняется в высказываниях, пояснениях. Обобщает группы предметов по количеству (числу), размеру, устанавливает неравенство Высокий. Ребенок оперирует свойствами предметов, обнаруживает зависимости и изменения в группах предметов в процессе группировки, сравнения, сериации; Устанавливает закономерность увеличения (уменьшения) количества, размеров предметов по длине, толщине, высоте и т.д. 2. Размер предметов Низкий. Ребёнок называет форму, размер предметов, группирует их. Затрудняется пояснить свои действия. Средний. Ребёнок выделяет и называет несколько свойств предметов; находит предмет по указанным свойствам, сравнивает и обобщает. Пользуется словами, обозначающими свойства, предметов. Высокий. Устанавливает закономерность увеличения (уменьшения) размеров предметов по длине, толщине, высоте и т.д. Отвечает на вопрос: «А что будет, если... уберем, добавим?..» Активно пользуется словами, обозначающими свойства предметов. 3. Цвет предметов Низкий. Дифференцирует цвета и оттенки по подобию, затрудняется в их названии. Средний. Знает названия цветов и оттенков, путает названия. Высокий. Ориентируется в гамме основных цветов спектра, классифицирует предметы с опорой на представление об оттенках цвета. 4. Геометрические фигуры Низкий. Ребёнок выделяет идентичный предмет (находит такой же), называет, отвечает на вопросы взрослого о размере, форме предмета. Средний. Ребёнок называет форму геометрических фигур, геометрических тел, группирует их. Высокий. Ребёнок выделяет и называет несколько свойств геометрических фигур, находит фигуру, предмет по указанным свойствам, сравнивает и обобщает. Активно пользуется словами, обозначающими свойства геометрических фигур. 5. Количество и счет Низкий. Допускает ошибки при установлении связей между числом, цифрой и количеством, но при помощи взрослого устраняет их. Средний. Ребенок считает различные предметы в пределах 10. Отсчитывает заданное количество предметов и умеет обозначить количество соответствующим числительным. Составом чисел 2—5 не владеет. Высокий. Ребенок считает различные предметы в пределах 10. Знает состав чисел 2—5, умеет практически иллюстрировать состав чисел 2—5 из отдельных единиц и из двух меньших чисел. Отсчитывает заданное количество предметов и умеет обозначить количество соответствующим числительным. 6. Пространственные и временные понятия Низкий. Называет некоторые временные отношения: день-ночь, сначала – потом; пространственные: вверху – внизу. Средний. Ориентируется в пространственных и временных отношениях Называет некоторые временные отношения: сначала-потом, утро-вечер, день-ночь; пространственные: вверху – внизу, впереди-сзади. Высокий. Устанавливает пространственные отношения, соответственно использует в речи 22 слова: около, рядом, посередине, между, перед, справа - слева, спереди - сзади, сверху снизу, внутри - снаружи, далеко - близко; временные отношения: сначала-потом, раньшепозже. Содержание коррекционной работы по ОО «Познавательное развитие» (РЭМП) в подготовительной группе детей с ЗПР 1. Действия с группами предметов. Соотношение «одинаковые» — «разные» на основе практических упражнений в сравнении предметов. Составление групп предметов, одинаковых по какому-либо одному признаку, различных по другим признакам. Сравнение групп предметов методом взаимно-однозначного соотнесения (приложение, наложение), употребление предлогов: на, над, под. Понятия: столько же, равно, одинаково, больше, меньше, один, пара. Способы уравнивания групп предметов путем увеличения количества предметов в меньшей группе или уменьшения их количества в большей группе. Сопровождение практических действий словами: прибавил, стало больше, убавил, стало меньше. 2. Размер предметов Понятия: большой — маленький, больше — меньше, одинаковые по размеру, самый маленький (большой); высокий — низкий, выше — ниже, одинаковые по высоте, самый низкий (высокий); длинный — короткий, длиннее — короче, одинаковые по длине, самый короткий (длинный); толстый — тонкий, толще — тоньше, одинаковые по толщине, самый тонкий (толстый); глубокий — мелкий, глубже — мельче, одинаковые по глубине, самый мелкий (глубокий) — на основе сравнения двух (нескольких) предметов, отличающихся одним или несколькими параметрами. Способы сравнения: приложение, наложение. Понимание сходства и различия предметов по их размерам. Умение правильно использовать термины для обозначения размера предметов при их сравнении. Составление групп предметов с заданными свойствами. Измерение длины, ширины, высоты и толщины окружающих предметов с помощью условной мерки, определение объема жидких и сыпучих тел с помощью условной мерки. 3. Цвет предметов Продолжать знакомить детей с цветом как одним из свойств предмета. Учить сравнивать предметы по цвету, находить предметы определенного цвета; Выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предмета (формы, величины, функционального назначения). Выявлять закономерность в изменении цвета. 4. Геометрические фигуры Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал. 5. Количество и счет Счет предметов в различном направлении и пространственном расположении. Понимание того, что последнее числительное относится ко всей группе предметов, а не к последнему из них. Независимость количества предметов от их цвета, формы, размера, расстояния между ними, направления счета, от расположения в пространстве. Счет предметов на слух, по осязанию, счет движений. Присчитывание и отсчитывание предметов по одному с называнием итога: «Сколько всего?», «Сколько осталось?» Соотнесение числа с количеством предметов. Цифры. Соотнесение цифры, числа и количества. Число 0 и его обозначение. 23 Порядковый счет предметов до 10. Воспроизведение последовательности чисел в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа. Называние пропущенного числа, соседних чисел, предыдущего и последующего числа; понимание выражений: до, после, между, перед, за. Закрепление состава чисел в пределах 5 на основе практических действий спредметами. Состав чисел в пределах 10 из отдельных единиц и из двух меньших чисел. Название и обозначение чисел от 0 до 10. Воспроизведение последовательности чисел в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа. Умение иллюстрировать различные случаи состава чисел на наглядных пособиях, рисунках. Сложение и вычитание в пределах 10.Практические действия с предметами, раскрывающие сущность сложения и вычитания, как подготовка к арифметическим действиям. Знакомство с арифметической задачей. Составление задач на основе наблюдений и действий с предметами. Запись решения задачи в виде примера. Задачи на нахождение суммы и остатка. 6. Пространственные и временные понятия Положение предметов в пространстве: далекий — близкий, дальше — ближе; вверху — внизу, выше — ниже; правый — левый, справа — слева; спереди — сзади; внутри — снаружи. Понятия: около, рядом, посередине, между, за, перед. Умение ориентироваться в тетради, альбоме. Временные понятия: сегодня, вчера, завтра. Части суток: утро, день, вечер, ночь, их последовательность. Неделя, дни недели, их последовательность. Знакомство с названием текущего месяца. Планируемые результаты коррекционной работы: Дети должны знать: состав чисел в пределах 10. Дети должны уметь: читать и записывать числа до 10', уметь присчитывать и отсчитывать по единице в пределах 10; решать простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка с помощью сложения и вычитания; распознавать геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал; пользоваться знаками и обозначениями: +, —, =, >,<, 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Уровни освоения по ОО «Познавательное развитие» (РЭМП) в подготовительной группе детей с ЗПР. 1. Действия с группами предметов. Низкий. На основе сравнения предметов, чисел выделяет количественные отношения, выполняет действия в заданной последовательности. Способы деятельности, связи изменения и неизменности не устанавливает, не объясняет сущность действий. Затрудняется в речевых формулировках, касающихся определения свойств, зависимостей, 24 результатов сравнения. Средний. Осуществляет классификацию по одному-двум свойствам, самостоятельно выделяет признак (основание), по которому можно классифицировать; сравнивает числа. С помощью педагога выражает в речи логические связи, предполагаемые изменения в группах предметов, величин. Высокий. Ребенок самостоятельно осуществляет классификацию по одному-двум свойствам, обнаруживает логические связи и отражает их в речи. 2. Размер предметов Низкий. Классифицирует величины по одному-двум свойствам, определяет форму предметов, ориентируясь на эталон. Средний. Выделяет свойства предметов, фигур и самостоятельно классифицирует их. Затрудняется в выделении изменений при смене основания классификации, условной мерки, числа предметов во вновь образованных группах. Самостоятельно выполняет заданные действия, поясняет их последовательность. Результаты деятельности носят, в основном, воспроизводящий (нетворческий) характер. Высокий. Имеет обобщенное представление о свойствах предметов, выделяет самостоятельно основания классификации, замечает и выражает в речи изменения, связи и зависимости групп предметов, чисел, величин. 3. Цвет предметов Низкий. Ребенок дифференцирует цвета и оттенки по подобию, путает названия. Средний. Ориентируется в гамме основных цветов спектра, классифицирует предметы с опорой на представление об оттенках цвета. Высокий. Умеет анализировать сравнивать цвета по насыщенности (более светлый, более темный); составлять сериационный ряд по светлоте. 4. Геометрические фигуры Низкий. Классифицирует геометрические фигуры, определяет форму предметов, ориентируясь на эталон. Затрудняется в речевом выражении своих действий. Средний. Выделяет свойства геометрических фигур и самостоятельно классифицирует их. Высокий. Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон; равенство, неравенство сторон). Владеет способом воссоздания геометрических фигур, силуэтов, проявляет интерес и творчество в интеллектуальных играх. Пользуется условными обозначениями. 5. Количество и счет Низкий. Допускает ошибки при прямом и обратном счете в пределах 10. Не может составить условие задачи даже при активной помощи взрослого, ошибается при подсчете, не понимает значения арифметических знаков. Средний. Считает до 10. Соотносит цифру (0-9) и количество предметов. Правильно считает в прямом порядке до 10, делает пропуски при счете в обратном порядке . Составляет и решает задачи в одно действие на сложение и вычитание с помощью взрослого. Высокий. Называет числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10). Знает Состав чисел первого десятка из двух меньших. Составляет и решает задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользуется цифрами и арифметическими знаками (+, —, =). 6. Пространственные и временные понятия Низкий. Знает названия времен года, но путает их последовательность При выполнении заданий на ориентировку на листе бумаги допускает более трех ошибок. Называет некоторые временные отношения: сначала - потом, утро-вечер, день-ночь; пространственные: вверху – внизу, впереди - сзади. Средний. Знает последовательность времен года. Знает названия всех дней недели, но 25 путает их последовательность. Устанавливает пространственные отношения, при выполнении заданий на ориентировку на листе бумаги допускает 1 ошибку. Высокий. Ориентируется в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначает взаимное расположение и направление движения объектов. Использует в речи слова: около, рядом, посередине, между, перед, справа слева, спереди - сзади, сверху - снизу, внутри - снаружи, далеко - близко; временные отношения: сначала - потом, раньше -позже. Знает название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года. 2.3. Воспитательный компонент АОП Реализация АОП ориентирована на: -создание ребёнку условий для наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и способностей; -обеспечение разнообразия детской деятельности - близкой и естественной для ребёнка: игры, общения со взрослыми и сверстниками, экспериментирования, предметной, изобразительной, музыкальной. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем больше она значима для ребенка и отвечает его природе; -ориентацию всех условий реализации АОП на ребёнка, создание эмоционально- комфортной обстановки и благоприятной среды его позитивного развития; -выстраивание субъект-субъектных взаимоотношений между ребёнком и взрослым – педагогом, участвующим в реализации АОП. 2.4 Оценка результатов реализации АОП Оценка результатов реализации АОП проводится на основе комплексной оценки индивидуального развития ребёнка, которая проводится ведущими специалистами не менее 3 раз в год и включает в себя: логопедическое обследование, которое проводит учитель-логопед на этапе начала работы по реализации АОП (сентябрь- октябрь), в середине учебного года (декабрь- январь) с целью корректировки образовательных задач АОП и в конце учебного года (апрель-май). Задачи, для решения которых могут использоваться результаты логопедического обследования: индивидуализация образования, которая предполагает поддержку ребенка, построение его образовательной траектории и коррекцию его речевого развития. Итогом данного обследования является логопедическое заключение; - психологическое обследование, которое проводит педагог-психолог на этапе началаработы по реализации АОП (сентябрь- октябрь), в середине учебного года (декабрьянварь) с целью корректировки образовательных задач АОП и в конце учебного года (апрель-май). Итогом данного обследования является психологическое заключение; - педагогическую диагностику уровня освоения ребёнком материала образовательной программы дошкольного образования (далее – ОП ДО) МБДОУ, которую проводит воспитатель группы на этапе начала работы по реализации АОП (октябрь), в середине учебного года (январь) с целью корректировки образовательных задач АОП и в конце учебного года (апрель-май). Под педагогической диагностикой понимается такая оценка развития детей, которая необходима воспитателю для получения «обратной связи» в 26 процессе взаимодействия с ребенком. При этом оценка индивидуального развития детей, прежде всего, является профессиональным инструментом педагога, которым он может воспользоваться при необходимости получения им информации об уровне актуального развития ребенка или о динамике такого развития по мере реализации ОП ДО и АОП. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребёнка направлена, прежде всего, на определение наличия условий для развития ребёнка в соответствии с его возрастными особенностями, возможностями и индивидуальными склонностями. Итогом данной диагностики выступает педагогическая характеристика. 27 III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Перечень учебно-методического и программного обеспечения, используемого для реализации АОП Необходимым условием реализации АОП в полном объеме является создание соответствующей предметной пространственно-развивающей среды. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства МБДОУ, группы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития, задач АОП. Мебель, дидактическое и игровое оборудование логопедической группы № п/ п Наименование 1. Столы 2-х местные на регулируемых ножках (прямоугольные). 2 Стулья на регулируемых ножках 1. Зеркало большое (прямоугольное или овальное). 2. Зеркала маленькие для каждого ребёнка. 1. Назначение МЕБЕЛЬ Проведение фронтальных и Подгрупповых занятий. Проведение фронтальных и Подгрупповых занятий. Особенности Дополнение Педагогами Крышка столов – спокойных оттенков (зеленый, голубой, бежевый, желтый). Маркировка по росту детей, значки-символы для обозначения Вида деятельности. Маркировка по росту детей. Сиденья и спинки стульев – спокойных оттенков (зеленый, голубой, бежевый, желтый). СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Индивидуальная Расположено на работа над правильной уровне глаз детей. артикуляцией и звукопроизношением. Индивидуальная и - Самостоятельная работа над правильной артикуляцией и звукопроизношением. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ Магнитофон и Развитие слухового аудиотека (песни восприятия и и фонограммы, Фонематического 28 - Пополняется в соответствии с календарно- звуки природы и бытовые шумы и др.). 2. 3. 1. 2. 3. 4. Ноутбук и проектор. слуха. Развитие Интонационной выразительности речи и звукопроизношения. Расширение представлений об окружающем мире. Развитие импрессивного и Экспрессивного Тематическим планированием. - Видеотека пополняется в соответствии с календарноТематическим планированием. словаря по изучаемым темам. Цифровой Создание фотоаппарат. фотоальбомов, Слайдовых презентаций. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Расположение на Доска маркерная. Демонстрация наглядного материала. уровне глаз детей. Рисование схем, знаков и др. Расположение на Доска магнитная. Демонстрация наглядного материала. уровне глаз детей. Игры с магнитной азбукой, цифрами. Доска с Рисование и запись Расположение на покрытием для знаков, букв, цифр и уровне глаз детей. рисования и др. письма мелом. Проведение Разного размера. С Регулярное Ковролин. подгрупповой работы, набором дополнение. 29 1. Предметные - по всем лексическим темам. 2. Сюжетные - по всем лексическим темам. Выполнение необходимого Индивидуальных материала (на заданий. липучках). КАРТИНЫ И ПЛАКАТЫ Размер: разный (от А-1 Яркое и чёткое до А-8). изображение. Проведение Соответствие Педагогической возрасту детей. диагностики и Образовательной деятельности. Размер: разный (от А-1 Яркое и чёткое до А-8). Проведение изображение. Педагогической Соответствие диагностики и возрасту детей. Образовательной деятельности. Дополнительно изготавливаются педагогом и детьми как итог Группового проекта или отдельной темы. Дополнительно изготавливаются педагогом и детьми как итог Группового проекта или отдельной темы. ИГРУШКИ И ПОСОБИЯ Развитие всех сторон Из разных 1. речи. материалов. Реалистичные. Соответствие возрасту детей. Развитие всех сторон Из разных 2. Предметы по основным речи. материалов. лексическим Соответствие темам. возрасту детей. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ 1. Счётные палочки. Выкладывание букв, Разные по цвету и Карточки-схемы Наборы игрушек по основным лексическим темам. фигур, выполнение фактуре. для образца. Разные по - логических заданий. 2. Тактильные Сравнение наощупь. дощечки. материалу изготовления, определенного размера или в виде цифр или букв. 3. Наборы пуговиц. Выкладывание Разные по цвету и Карточки-схемы цепочек и узоров. фактуре. для образца. Ручной труд. 30 4. Шнуровки и Шнурование, Разные по цвету и Карточки-схемы наборы завязывание бантиков фактуре. для образца. верёвочек. и узлов. Изготовление Разные по цвету и Карточки-схемы Предметных размеру. для образца. Выкладывание букв и цифр. 5. Прищепки. изображений. 6. Сухой бассейн Игры на нахождение и Наполнение: (для рук). называние предметов. цветные крышки, мелкие шарики, крупа, орехи др. 7. Стол (или Развитие воображения, Специально поддон) для Координации отведенное место. рисования песком движений рук, Соблюдение или крупой. тактильных ощущений санитарных норм. - и т.д. 8. Дидактические и - развивающие Мозаики, пазлы, В том числе и вкладыши и т.д. Сделанные игры. Руками педагогов. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ 1. Султанчики. - Из разных В старших материалов группах – (бумага, Изготовление полиэтилен, ленты вместе с детьми. и др.). 2. Соломинки для Разные по цвету и - коктейля. 3. Воздушные - диаметру. Разные по цвету - шары. размеру. 31 - ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ 1. 2. Музыкальные Различение звуков. Разные по В старших игрушки и Отбивание ритма. звучанию и группах – инструменты. Воспроизведение способу Изготовление звукового ряда. извлечения звука. вместе с детьми. - - - Ширма или «звуковой ящик». ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ И ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ 1. Разные виды театров. Проведение Индивидуальной работы. Игрыдраматизации. Вечера досуга. Кукольный, настольный, пальчиковый, теневой, на ложках, на варежках, на конусах и др. - В старших группах – Изготовление вместе с детьми. Ширма и (или) декорации. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ЗВУКАМ, БУКВАМ, ЧТЕНИЮ В виде наборов или На плакате, на В старших 1. Разные виды азбук. книг. кубиках, домино, группах – «звучащая», Изготовление магнитная, на вместе с детьми. липучках и т.д. В соответствии с Регулярное 2. Карточки для характеристики возрастом детей и дополнение. звуков. их логопедическим заключением. Регулярное 3. Касса букв и слогов. дополнение. Для каждого ребёнка. Чёткое и 4. Набор букв. Проведение правильное фронтальных, обозначение подгрупповых и печатной буквы. Индивидуальных занятий. 2. 32 Дидактическое и игровое комбинированной направленности оборудование группы компенсирующей Пространство групп комбинирующей направленности организовано в виде Центров развития (ЦР), оснащенных необходимым количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Дополнение и преобразования в ЦР делаются педагогом регулярно. Центры развития: • Игротека (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, настольно-печатные и настольные игры, разные виды театров); • Центр книги и литературного творчества (книги и энциклопедии, книжкисамоделки, детские журналы, атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Библиотека», телефоны, фотоальбомы, портреты поэтов и писателей); • Центр школьника (дидактические игры по подготовке к обучению грамоте, различные азбуки и буквари, тетради и прописи); • Центр конструкторских игр (различный строительный материал, переносные модули, конструкторы, схемы и чертежи построек); • Центр искусства (детские рисунка и продукты творчества, изделия народных мастеров, репродукции картин, алгоритмы рисования, различные материалы); • Центр природы (оборудование для наблюдений в природе и трудовой деятельности, различный природный материал, схемы и алгоритмы труда в природе); • Центр экспериментирования (оборудование для опытов и экспериментов); 3.2. Литература 1. Баряева Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития. – СПб., 2010. 2. Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии). – СПб.: Изд – во «СОЮЗ», 2002. 3. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. - М., 1999. 4. Борякова Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития, - М., 2003. 5. Дети с задержкой психического развития / под ред. Г.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М., 1973.Диагностика и коррекция задержки психического развития. Под ред., С.Г. Шевченко. - М., 2001. 6. Екжанова Е.А Стребелева Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. 1999 № 6. 7. Екжанова Е.А Стребелева Е.А. Технологии, укрепляющие здоровье, в системе обучения коррекционно-развивающих специальных дошкольных учреждений. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. N 2. 33 и 8. Екжанова Е.А. Задержка психического развития у детей и пути ее психологопедагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. N 1. 9. Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине. – СПб., 2009. 10. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб., 2003. 11. Морозова И. А., Пушкарева М. А Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР.- М., 2008. 12. Морозова И. А., Пушкарева М. А. Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР.-М., 2007. 13. Морозова И. А., Пушкарева М. А.Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР. — М., 2006. 14. Морозова И. А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. - М., 2006. 15. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР. – М.: Школьная Пресса, 2005. 16. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. — Кн. 1,2. — М.: Школьная Пресса, 2004. / Под ред. С. Г. Шевченко. 17. Ульенкова У. В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. - М., 2002г. 34