1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка ………………………………………….. 3 1.2. Новизна программы …………………………………………….. 4 1.3 Цели и реализации программы …………………………………..4 1.4. Срок реализации программы …………………………………. .. 5 1.5. Планируемые результаты ……………………………………… 5 2. Содержательный раздел 2.1. Содержание занятий по нейрологитмике ……………….. ……. 7 2.2. Методическое обеспечение программы ………………………… 8 2.3 Материально-техническое обеспечение …………………………. 9 3.Организационный раздел 3.1. Расписание занятий ……………………………………….. …….. 10 3.2. Используемая литература ………………………………………. 10 2 1.Целевой раздел. 1.1. Пояснительная записка. Программа Нейрологоритмика является комплексным и междисциплинарным продуктом. Она объединяет в себе логопедический и нейропсихологический подход: логопедическую ритмику и нейрокоррекцию по методу замещающего онтогенеза А.В. Семенович. В современной действительности специалисты все чаще сталкиваются со специфическими формами речевых нарушений у детей. С такими нарушениями, которые указывают на несформированность и/или дефицитарность тех мозговых структур, которые должны обеспечивать нейробиологическую базу речи. Простыми словами: дыхание, слюноотделение, тонус, статика, просодика речи и др. Все эти процессы обеспечиваются подкорковыми мозговыми структурами - первым (энергетическим) функциональным блоком мозга (А.Р. Лурия). Доказательством вышесказанного можно считать возросшее количество детей с нарушением тонуса мышц речевого аппарата, гиперсаливацией, нарушением моторики, проблемах в инициации речевой деятельности. Помимо речевых нарушений, мы можем заметить значительное количество так называемых «моторно неловких» детей. Это те дети, которые не умеют прыгать на одной, а подчас, и на двух ногах, запинаются на лестнице, не умеют качаться на качелях и т.д. Согласитесь, таких детей мы видим все чаще. И это могут быть те дети, которые не включены в так называемые нозологии, это обычные, нормотипичные наши воспитанники. Все это и привело к мысли, что без специальных нейрокоррекционных упражнений, направленных на оптимизацию работы подкорковых структур, не справиться с моторными и речевыми нарушениями. Логопедическая ритмика, появившаяся еще в начале 20 века, зарекомендовала себя как высокоэффективная методика, предназначенная для коррекции речевых нарушений. Занятия логоритмикой направлены на 3 развитие восприятия, слухового внимания и слуховой памяти. Они развивают навыки координации крупных и мелких движений, воспитывают чувство ритма и темпа, помогают научиться говорить и петь. Нейрологоритмка является авторской разработкой Балдиной Е.А. 1.2. Новизна программы. Нейропсихологическая коррекция несколько моложе логоритмики, но, благодаря научным изысканиям российских ученых, сегодня мы имеем в арсенале мощный нейрокоррекционный инструмент – Метод Замещающего Онтогенеза (А.В. Семенович, Б.А. Архипов и др.). Нейроритмика включает в себя игры на освоение телесного пространства, работу над чувством ритма, развитием координации и переключения с одного действия на другое. Удобно и то, что проводить тренировки можно практически в любое время без привязки к месту. Эти упражнения включаются в различные виды деятельности детей: занятия, прогулки, режимные моменты, логопедические пятиминутки и т.д. Первой коррекционной мишенью является формирование у ребенка фундамента вертикально-горизонтальных (подкорково-корковых, внутри- и межполушарных) взаимодействий. Для этого используется комплексная методика психомоторной коррекции, включающая, помимо нейропсихологических, телесно-ориентированные, арт-терапевтические и др. психотехники. 1.3. Цели и реализации программы. Цель программы «Нейрологоритмика» направлена на преодоление коммуникативных, речевых и моторных нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. 4 Основные задачи решаемые с помощью программы «Нейрологоритмика» - активизировать психическую деятельность через развитие зрительного и слухового внимания. - развивавать зрительное и слуховое восприятие; - развивать артикуляцию; - формировать длительный речевой выдох; - формировать двигательные навыки; - развивать психомоторные координации (обеспечивают нейробиологическую базу речи); - развивать межполушарное взаимодействие; - стимулировать речевую активность; - формировать навык правильного употребления звуков; - развивать произвольное внимание; - развивать коммуникативные навыки. 1.4. Срок реализации программы. Срок реализации программы «Нейрологоритмика»-1год. 1.5. Планируемые результаты По окончании курса, предполагается демонстрация детьми значительной динамики в речевом и когнитивном развитии, непроизвольной и произвольной саморегуляции, становлении сенсомоторного репертуара. При регулярном проведении занятий по программе «Нейрологоритмика» значительно улучшаются процессы произвольного внимания , регулируется поведение детей, формируя прочный фундамент для дальнейшего гармоничного развития ребенка. При регулярном проведении занятий у детей будет происходить положительная перестройка сенсорной, речедвигательной, моторной и дыхательной систем, будет формироваться положительный эмоциональный 5 настрой, они научатся общению со сверстниками, координации движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений, ориентировке в пространстве, движению в заданном направлении. 6 2.Содержательный раздел. 2.1. Содержание занятий по программе «Нейрологоритмика» Упражнения, «Зонтик» и «Кто под зонтом» включены в структуру каждого занятия и являются маркером начала и конца занятия. Перед началом занятия, маркируем детям левую руку. Это можно сделать при помощи браслетов, резинок ярких цветов. Дыхательные упражнения: корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности. Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими. Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки. Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации 7 сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз. Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; приобщают к сотрудничеству. Такие игры чаще проводятся в общем кругу. 2.2. Методическое обеспечение программы. Основной формой проведения занятий по нейрологритмике является игра. Исключительная ценность использования игровой деятельности как средства коррекции речи, заключается в том, что в игре развивается способность творческого воображения – базиса различных видов искусства, происходит освоение и осознание ребенком действительности. При составлении занятий по нейрологоритмике, также следует учитывать следующие дидактические принципы: активность, сознательность, научность, наглядность, доступность, поэтапное повышение требований, индивидуальный подход к каждому ребенку. Кроме того, при построении занятий необходимо опираться на специальные принципы: связь нейрологопедической ритмики с физическими возможностями детей, ее оздоровительную направленность, на связь с основными компонентами музыкальной деятельности, с учетом механизмов и структуры речевого нарушения, развития личности логопата. Построение занятий по нейрологоритмике базируется на совокупности различных методов. Каждый метод включает в себя разнообразные приёмы. Эти приемы подбираются с учетом степени усвоения двигательного, речевого материала, речевого и общего развития ребенка: наглядно-зрительные; приёмы, обеспечивающие тактильно-мышечную наглядность с применением различного инвентаря; словесные приёмы; 8 практические; Занятие по нейрологоритмике включает следующие элементы: нейрологопедическую гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата упражнение на развитие общей моторики вокально – артикуляционные упражнения для развития дыхания песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти Структура занятий не всегда включает все перечисленные элементы. 2.3. Материально-техническое обеспечение. Реализация программы предполагает наличие просторного помещения для постоянной двигательной активности детей, поэтому пространство создаётся динамичным в соответствии с целями и задачами каждого занятия. Наличие ноутбука; Музыкальный центр; Принтер; 9 3.Организационный раздел 3.1. Расписание занятий Занятия по программе «Нейрологоритмика» проводятся 2 раза в неделю, длительностью 25 минут. В зависимости от уровня психоречевого развития детей, продолжительность занятия может меняться. Программа подходит как для групповой, так и для индивидуальной работы. Для максимальной эффективности занятий, рекомендуемая наполняемость групп – до 6-7 детей. Дни недели ,время Продолжительность Вт. 10.25-10.50 25 минут Ср. 10.45-11.10 25 минут 3.2. Используемая литература Балдина Е. Методические рекомендации к сборнику программы 1 Нейрологоритмика Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. ИД «Генезис»,2007. Каракулова Е.В. Коррекционная фонологоритмика. Учебно методическое пособие. Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург Большакова С. Алалия. Работа на начальном этапе. Формирование навыков базового уровня. Междисциплинарный авторский подход. «Грифон», 2019 10