Чародеи - дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Содержание
I. Целевой раздел программы
1.1.Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи реализации программы
1.3. Принципы и подходы к реализации программы
1.4. Планируемые результаты освоения программы
II. Содержательный раздел программы
2.1. Описание образовательной деятельности.
2.1.1 Учебный план. Младшая группа.
2.1.2. Перспективное планирование. Младшая группа.
2.1.3. Учебный план. Средняя группа.
2.1.4. Перспективное планирование. Средняя группа.
2.1.5. Перспективное планирование. Старшая группа.
2.1.6. Учебный план. Старшая группа.
2.1.7. Перспективное планирование. Подготовительная группа.
2.1.8. Учебный план. Подготовительная группа.
2.2. Педагогическая диагностика (мониторинг) художественной творческой деятельности
детей.
2.2.1. Таблица диагностики художественной творческой деятельности.
Младшая группа.
2.2.2. Таблица диагностики художественной творческой деятельности.
Средняя группа.
2.2.3. Таблица диагностики художественной творческой деятельности.
Старшая группа.
2.2.4. Таблица диагностики художественной творческой деятельности.
Подготовительная группа.
III. Организационный раздел программы
3.1. Описание условий реализации Программы и особенности организации развивающей
предметно-пространственной среды
3.2. Обеспеченность методическими материалами
3.3. Организация режима работы

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка.
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного
стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания
общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она
обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности
ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в
современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития
творчества, креативного мышления, способствующего формированию разностороннеразвитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека.
Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром
людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к
общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к
творчеству. Работа с бумагой, пластилином и тестом позволяет детям удовлетворить свои
познавательные интересы, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять
совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют
развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.
Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения
ребенка с родной природой, воспитание бережного, заботливого отношения к ней. Чтобы
дети не были гостями в природной мастерской, а стали в ней хозяевами, задумаемся над
тем, чем является их встреча с природой в этой мастерской – забавой, заполнением
свободного времени или интересным делом. Изготовление пластилиновых картин и
аппликаций, поделок – труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того
чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а
с овладением навыков придет и ловкость в работе. На важность использования
природного материала в деятельности ребенка обращал внимание А. С. Макаренко. Он
указывал, что материалы (глина, дерево, бумага и т. д.) «ближе всего к нормальной
человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру… В
игрушке - материале есть много хорошего реализма, но в то же время есть простор для
фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии».
1.2 .Цели и задачи реализации программы
Цели программы:
Воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству; вовлекать детей в активную
творческую деятельность; сформировать навыки и умения работы с материалами
различного происхождения; обучить изготавливать поделки из различных материалов.
Задачи программы:
 Научить детей основным техникам изготовления поделок;
 Развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в
процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
 Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность
и аккуратность;
 Привить интерес к народному искусству;
 Обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом
возможностей материалов;

 Организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского
творчества.
1.3. Принципы и подходы к формированию программы
В основе образовательного процесса кружка лежат следующие педагогические
принципы:
1. Уважения личности ребёнка;
2. Деятельности. На занятиях дети находятся в постоянном процессе открытия
новых знаний;
3. Креативности. Создание условий для творческой активности детей;
4. Вариативности. Свобода выбора ребёнком способов решения творческих
заданий.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека.
Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром
людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре,
общечеловеческим ценностям.
Педагог развивает и формирует в детях:
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам
самовыражения;
- познавательный интерес к новым способам исследования технологий и
материалов;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой
деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой
деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку педагога;
- различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов
выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении
коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- анализировать объекты, выделять главное;
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в
основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое
мышление, творческие способности;
- расширять знания и представления о традиционных и современных материалах
для прикладного творчества;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе.

















1.4. Планируемые результаты освоения программы:
Самостоятельно создает поделки;
Проявляет интерес к ручному труду;
Имеет чувство пропорции, композиции и ритма;
Имеет представление о работе с разнообразным материалом;
Эмоционально отзывчивый, откликается на эмоции близких людей и друзей;
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и
сверстниками;
Ребёнок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения,
владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с
детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет
действия при сотрудничестве);
Ребёнок способен планировать свои действия, направленные на достижение
конкретной цели;
Ребёнок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы
деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так
и им самим;
Ребёнок способен предложить собственный замысел и воплотить его в поделке
сделанной своими руками;
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями
работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
Создает, преобразовывает и обыгрывает поделки из разнообразных материалов;
С желанием занимается ручным трудом (изготовление сувениров), владеет
навыками работы с природным материалом, бумагой, картоном;
Владеет экономными приемами работы, бережно относится к материалам и
инструментам, выполняет правила безопасности при выполнении разных видов
работ.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание образовательной деятельности
2.1. 1. Учебный план. Младшая группа.
№
п/п
1

Период

Название раздела темы

Сентябрь

2
3

Октябрь
Ноябрь

4

Декабрь

5

Январь

6

Февраль

7

Март

8
9

Апрель
Май

Тили – тили тесто…
Шар.
Солнышко лучистое.
Осень в гости к нам пришла.
Угощение для куклы Кати.
Мышка – норушка.
Вот ёжик - ни головы, ни ножек.
Цветной ёжик.
Скоро Новый год.
Новый год!
Рождество.
Зимние забавы.
Валентинки.
Подарок для папы.
Любимой мамочке.
8 марта.
Весёлые воробушки – чив-чив-чив!
Лямба.
Братья наши меньшие.
Весна – красна!
Скоро лето!
Итого:

Количество
часов
1
2
1
4
2
1
1
1
2
1
1
1
1
3
1
1
1
2
4
2
2
35

2.1.2 Перспективное планирование.
Младшая группа.
Месяц
Сентябрь

Неделя
1

Композиционные навыки
Воспитывать любознательность,
инициативность, интерес к
изобразительной деятельности.
Развивать текстильные
ощущения, мелкую моторику.

2

Воспитывать любознательность,
инициативность, интерес к
изобразительной деятельности.
Развивать текстильные
ощущения, мелкую моторику.

3

Обследование с закрытыми

Технические навыки
Познакомить детей с тестом
как художественным
материалом. Создать условия
для экспериментального
узнавания пластичности как
основного художественного
свойства теста.
Обследование предметов
округлой формы различных
размеров, лепка шаров
различных размеров,
расплющивание шаров в
круги.
Раскрашивание кругов и

глазами предметов шарообразной
круглой формы. Упражнять в
различии цветов.

4

Октябрь

1

2

3

Ноябрь

Познакомить детей с формой
круга и шара, находить между
ними различие. Развать мелкую
моторику, мышление,
воображение.
Вызвать интерес к созданию
изображения на тесте.
Воспитывать любознательность,
инициативность, интерес к
изобразительной деятельности.
Развивать мелкую моторику,
эстетическое восприятие.
Знакомить с силуэтом – учить
обводить форму пальчиком (по
контурной линии). Развивать
текстильные ощущения, мелкую
моторику. Воспитывать
любознательность,
инициативность, интерес к
изобразительной деятельности.
Вызвать интерес к созданию
пластической композиции из
одного большого предмета.
Развивать глазомер, мелкую
моторику, чувство формы.

4

Воспитывать чувство
удовлетворения от того, что
довел работу до конца.

1

Развивать чувство формы,
пропорций, согласованность
в работе обеих рук.

шаров, слепленных на
предыдущем занятии. Учим
смешивать на палитре цвета,
разводить гуашь до
сметанообразной
консистенции.
Учить формообразующему
движению – скатывание
жгутика.
Показать разные способы
получения образов: отпечатки
ладошек и разных предметов,
рисование пальчиком,
выкладывание узоров из
мелких предметов (бусин,
пуговиц, семечек, гороха).
Вызвать интерес к созданию
объемных и силуэтных
фигурок из теста. Показать
способы получения с
помощью формочек для
выпечки.
Учить детей лепить шар
разными способами:
круговыми движениями и
пальцами. Показать
возможность преобразования
(сплющивания) шара в диск
для получения тарелочки и
поднимания (загибания)
бортиков.
Учить
раскатывать тесто прямыми
движениями рук, свертывать
палочку в кольцо, соединять
концы, прижимая их, друг к
другу, делить на части,
узнавать и называть круглую
форму.
Учить детей лепить угощение
для кукол из солёного теста.
Показать разнообразие форм
мучных изделий: печенье
(круг или диск, пряник
(полусфера, колобок (шар,
пирожок, вареник (диск или
круг, сложенный пополам,
бублик (тор, кольцо) и т. д.)

Декабрь

2

Воспитывать чувство
удовлетворения от того, что
довел работу до конца.

3

Развивать чувство формы и
мелкую моторику. Воспитывать
интерес к отображению
представлений о сказочных
героях пластическими
средствами.

4

Развивать чувство формы и
мелкую моторику.

1

Развивать творческую фантазию
детей в процессе работы.
Развивать гибкость пальцев рук
при работе с кисточкой, видеть
конечный результат
своей работы.
Развивать чувство формы,
мелкую моторику.

2

3

Развивать самостоятельность и
фантазию, эстетическое
восприятие, художественный
вкус, стремление к творчеству.

Активизировать освоенные
способы лепки и приёмы
оформления поделок
(раскатывание шара,
сплющивание в диск и
полусферу, прищипывание,
защипывание края,
вдавливание, нанесение
отпечатков).
Учить раскрашивать
хлебобулочные изделия
красками, формировать
навыки аккуратности при
выполнении работы.
Учить детей лепить мышку на
основе конусообразной или
яйцевидной формы (по
выбору педагога). Показать
способы создания
выразительного образа:
заострение мордочки,
использование
дополнительных материалов
(для ушек - семечек, для
хвостика - верёвочек, для глаз
- бусинок или бисера).
Моделировать образ ежика:
лепить конусообразную
форму и дополнять
ее «иголками»- спичками,
семечками, зубочистками.
Учить раскрашивать изделия
после просушки.
Упражнять в смешивании
красок.
Учить создавать образ елки в
сотворчестве с педагогам и
другими детьми: раскатывать
жгутики и прилеплять к
стволу – столбику. Закрепить
умение раскатывать комок
прямыми движениями
ладоней (путем
многократного повторения
одного действия).
Учить детей лепить
украшения для новогодней
ёлки способом
моделирования. Сочетать
разные приемы лепки:

4

Январь

1

2

3

Февраль

1

2

3

4

Развивать творческую фантазию
детей в процессе работы.
Развивать гибкость пальцев рук
при работе с кисточкой, видеть
конечный результат
своей работы.
Знакомить с формой шара на
примере разных «угощений»
Показать разнообразие форм
кондитерских изделий для
обогащения зрительных
впечатлений. Развивать чувство
формы, мелкую моторику,
координировать работу обеих
рук.
Развивать творческую фантазию
детей в процессе работы.
Развивать гибкость пальцев рук
при работе с кисточкой, видеть
конечный результат
своей работы.
Вызвать интерес к созданию
сюжетной композиции в
сотворчестве с педагогом и
другими детьми. Развивать
чувство формы, мелкую
моторику. Воспитывать
аккуратность, самостоятельность.
Воспитывать художественный
вкус, самостоятельность,
творческую инициативность.

раскатывание, соединение
деталей, сплющивание,
вдавливание. Развивать
умение экспериментировать:
по-разному изгибать колбаски
и ленточки из теста,
соединять их между собой,
украшать свои изделия
декоративными элементами.
Учить раскрашивать изделия
после просушки.
Упражнять в смешивании
красок.
Вызвать интерес к лепке
угощений. Учить лепить шар
круговым раскатыванием в
ладонях.

Учить раскрашивать изделия
после просушки.
Упражнять в смешивании
красок.
Учить лепить шар –
раскатывать круговыми
движениями ладоней.

Лепка фона рамочки.
Закрепить все способы лепки,
которые изучали на
предыдущих занятиях.
Развивать чувство композиции и
Лепка сюжетных деталей
фантазию, размещая
рамочки. Продолжить
произвольные детали на
освоение техники рельефной
заготовленном фоне для рамочки.
лепки.
Развивать творческую фантазию Раскрашивание изделия. Учим
детей в процессе работы.
смешивать на палитре цвета,
Развивать гибкость пальцев рук
разводить гуашь до
при работе с кисточкой, видеть
сметанообразной
конечный результат
консистенции.
своей работы.
Развивать наблюдательность,
Закрепить умение тщательно

чувство пропорции. Поощрять
самостоятельность и творчество.
Март

1

2

3

4

Апрель

1

2

3

Развивать творческую фантазию
детей в процессе работы.
Развивать гибкость пальцев рук
при работе с кисточкой, видеть
конечный результат
своей работы.
Развивать чувство формы.
Мелкую моторику.

Вызвать интерес к лепке
фантазийного существа по
мотивам литературного образа.
Показать сходство пластических
образов, созданных из комка
бумаги и соленого теста.
Развивать образное мышление,
творческое воображение.
Развивать творческую фантазию
детей в процессе работы.
Развивать гибкость пальцев рук
при работе с кисточкой, видеть
конечный результат
своей работы.
Развивать чувство формы.
Мелкую моторику.

Развивать творческую фантазию
детей в процессе работы.
Развивать гибкость пальцев рук
при работе с кисточкой, видеть
конечный результат
своей работы.
Развивать чувство формы.
Мелкую моторику.

отделывать детали
изображения, пользуясь
разнообразными приемами
лепки.
Раскрашивание изделия. Учим
смешивать на палитре цвета,
разводить гуашь до
сметанообразной
консистенции.
Продолжать учить детей
лепить из соленого теста.
Показ приёмов лепки:
раскатывания, сплющивания.
Учить лепить предмет из
нескольких частей,
использовать дополнительный
материал (глазки – крупа).
Учить лепке фантазийное
существо по мотивам
литературного образа.

Раскрашивание изделия. Учим
смешивать на палитре цвета,
разводить гуашь до
сметанообразной
консистенции.
Учить детей лепить животных
конструктивным способом из
3-4 деталей, передавая самое
общее представление о
внешнем виде (туловище,
голова, хвост) вызвать
интерес к составлению
коллективной композиции.
Раскрашивание изделия. Учим
смешивать на палитре цвета,
разводить гуашь до
сметанообразной
консистенции.
Продолжать учить детей
лепить животных
конструктивным способом из
3-4 деталей, передавая самое
общее представление о
внешнем виде (туловище,

4

Май

1

2

3

4

Развивать творческую фантазию
детей в процессе работы.
Развивать гибкость пальцев рук
при работе с кисточкой, видеть
конечный результат
своей работы.
Развивать чувство формы.
Мелкую моторику.

Развивать творческую фантазию
детей в процессе работы.
Развивать гибкость пальцев рук
при работе с кисточкой, видеть
конечный результат
своей работы.
Развивать чувство формы.
Мелкую моторику.

Развивать творческую фантазию
детей в процессе работы.
Развивать гибкость пальцев рук
при работе с кисточкой, видеть
конечный результат
своей работы.

голова, хвост) вызвать
интерес к составлению
коллективной композиции.
Раскрашивание изделия. Учим
смешивать на палитре цвета,
разводить гуашь до
сметанообразной
консистенции.
Продолжать учить детей
лепить из соленого теста.
Показ приёмов лепки:
раскатывания и налеплять их
друг на друга.
Продолжать учить
раскрашиванию изделия.
Учим смешивать на палитре
цвета, разводить гуашь до
сметанообразной
консистенции.
Продолжать учить детей
лепить из соленого теста.
Показ приёмов лепки:
раскатывание, сплющивания.
Учить лепить предмет из
нескольких частей.
Продолжать учить
раскрашиванию изделия.
Учим смешивать на палитре
цвета, разводить гуашь до
сметанообразной
консистенции.

2.1.3. Учебный план. Средняя группа.
№
п/п
1

Период

Название раздела темы

Сентябрь

2
3

Октябрь
Ноябрь

4

Декабрь

5

Январь

6

Февраль

7

Март

Мое село.
Осень в мире растений.
В мире животных.
Скоро зима.
Мамин праздник.
Зимушка – краса.
Праздничная ёлочка.
Зимние забавы.
День Святого Валентина.
Валентинки.
Наши папы защитники Отечества.
Наши мамы и бабушки.
8 марта.

Количество
часов
1
3
4
3
1
2
2
2
1
1
2
1
1

8

Апрель

9

Май

Приметы весны.
День смеха.
Наша планета.
Весна – красна.
День Победы!
Скоро лето!
Лето!
Итого:

2
1
2
2
1
2
1
35

2.1.4. Перспективное планирование.
Средняя группа.
Месяц
Сентябрь

Неделя
1

2

Октябрь

Композиционные навыки
Вызвать интерес к составлению
композиции из самостоятельно
вырезанных элементов.
Развивать глазомер, чувство
формы и композиции.
Воспитывать
самостоятельность,
уверенность в своих умениях,
аккуратность.
Развивать мелкую моторику
рук.

3

Развивать глазомер, чувство
формы и композиции.
Воспитывать
самостоятельность,
уверенность в своих умениях,
аккуратность.

4

Развивать чувство формы и
композиции. Воспитывать
коммуникативные навыки,
интерес к сотворчеству.

1

Развивать мелкую моторику
пальцев.

2

Развивать чувство цвета и
композиции. Воспитывать
интерес и бережное отношение

Технические навыки
Учить детей пользоваться
ножницами – «на глаз»
разрезать широкие полоски
бумаги на кубики («квадраты»)
или кирпичики
(«прямоугольники»). Показать
прием деления квадрата по
диагонали на два треугольника
для получения крыши дома.
Учить отрывать от листа
бумаги кусочки небольшого
размера, наносить на них клей и
наклеивать на картон внутри
контура.
Продолжать учить приклеивать
маленькие квадратики цветной
бумаги, соблюдая расстояние
между ними, пока не
заполнится весь рисунок; учить
подбирать квадратики по
образцу; учить намазывать
клеем небольшой участок
рисунка.
Учить детей составлять
аппликативные изображения:
способом разрезания
прямоугольника по диагонали и
закругления уголков, способом
обрывной и накладной
аппликации.
Учить располагать и наклеивать
засушенные листья на листе
так, чтобы получился
задуманный предмет.
Учить детей создавать на
бархатной бумаге сюжетные
композиции из природного

3

4

Ноябрь

Декабрь

1

к природе. Вызвать желание
сохранить ее красоту в
картинах и композициях из
природного материала.
Развивать мелкую моторику
пальцев.

Учить создавать образ из
заранее вырезанных частей,
располагать предмет в центре
листа. Упражнять в умении
аккуратно и ровно наклеивать
детали на лист бумаги.
Развивать мелкую моторику
пальцев.

2

Развивать комбинаторные и
композиционные умения:
составлять варианты
изображений из нескольких
частей, красиво размешать
композиционной основе.

3

Развивать мелкую моторику
пальцев.

4

Развивать мелкую моторику
пальцев.

1

Воспитывать отзывчивость и
доброту.

2

Развивать мелкую моторику.

материала – засушенные
листьев, лепестков, семян.
Познакомить с новым способом
манипуляции с бумагой:
сворачивание. Способствовать
развитию навыков
конструирования. Упражнять в
умении аккуратно и ровно
наклеивать детали на лист
бумаги.
Продолжать учить правильно
держать ножницы. Учить
вырезать круглые формы из
квадратов путем округления
углов.
Познакомить с техникой
вытягивания ваты из комочка;
научить накладывать и
наклеивать вату на
изображенный силуэт;
закреплять знания о новых
видах ручного труда; обобщать
знания о зиме.
Учить детей составлять
гармоничные образы из
отдельных элементов (кругов,
овалов, треугольников.
Продолжать учить накладывать
и наклеивать вату на
изображенный силуэт.
Познакомить детей с
последовательностью
выполнения аппликации из
ваты на бархатной бумаге без
клея.
Познакомить детей с
последовательностью
выполнения аппликации из
ткани.
Учить детей правильно держать
ножницы, сжимать и разжимать
кольца, резать по прямой
линии, украшать предмет с
помощью вырезанных полос.
Закреплять приемы
аккуратного наклеивания.
Учить разрывать салфетку на
кусочки, сминать каждый
маленький кусок в комочек и

3

4

Январь

1

2

3

Февраль

1

2

3

4

Развивать чувство ритма и
композиции. Воспитывать
художественный труд.
Развивать мелкую моторику.

наклеивать в заданном месте на
лист бумаги.
Показать прием получения
гофрированной чашечки.

Продолжать учить разрывать
салфетку на кусочки, сминать
каждый маленький кусок в
комочек и наклеивать в
заданном месте на лист бумаги.
Развивать мелкую моторику
Учить составлять сюжетную
пальцев.
композицию из
прямоугольников разных
размеров, технике изготовления
фрески: равномерно наносить
клей на поверхность и сыпать
манную крупу.
Развитие творчества,
Научить накладывать и
воображения.
наклеивать вату (ватные диски)
на изображенный силуэт.
Формировать композиционные
Учить детей создавать
умения - размещать
сюжетную композицию,
вырезанные элементы, в
самостоятельно применяя
соответствии с сюжетом.
освоенные приёмы вырезания
ножницами полосок. Показать
прием скручивания полоски в
рулончик.
Формировать композиционные
Продолжать учить детей
умения - размещать
создавать сюжетную
вырезанные элементы, в
композицию, самостоятельно
соответствии с сюжетом.
применяя освоенные приёмы
вырезания ножницами полосок;
скручивания полоски в
рулончик.
Учить располагать предмет в
Учить обрезать прямоугольник
центре листа.
до трапеции. Закреплять
умение составлять предмет из
отдельных частей. Продолжать
учить аккуратно и ровно
наклеивать детали.
Учить располагать предмет в
Закрепить умение вырезать
центре листа; создавать
фигуры
сюжетную композицию к
геометрических фигур;
празднику.
продолжать учить аккуратно и
ровно наклеивать детали.
Учить детей составлять цветок
Показать приемы оформления
из 2-3 бумажных форм, красиво
цветка: «берег» (край)
сочетая их по цвету, форме и
надрезать бахромой,
величине. Вызвать интерес к
поворачивая бумажный круг в
оформлению цветами букета,
руке; наклеивать меньшую
клумбы или поляны.
форму на большую, нанося
клей на середину цветка-

Март

Апрель

1

Развивать мелкую моторику
пальцев.

2

Развивать чувство ритма и
композиции. Воспитывать
художественный труд.

3

Развивать чувство ритма и
композиции. Воспитывать
художественный труд.

4

Развивать фантазию,
творчество.

1

Развивать фантазию,
творчество.

2

Воспитывать отзывчивость и
добрату.

3

Развивать чувство ритма и
композиции. Воспитывать
художественный труд.
Развивать фантазию,
творчество.

4

Май

1

Развивать фантазию,
творчество.

2

Формировать композиционные
умения - размещать

основы.
Продолжать учить детей
отрывать от ваты кусочки,
слегка скатывать их между
пальцами и наклеивать на
альбомный лист в нужном
месте. Учить раскрашивать
ватные шарики.
Познакомить с техникой
изготовления аппликации из
ниток; учить равномерно
намазывать клеем участки
изображения.
Продолжать знакомить с
техникой изготовления
аппликации из ниток; учить
равномерно намазывать клеем
участки изображения.
Научить накладывать и
наклеивать крупу на готовый
силуэт; использовать приемы
лепки, как сопутствующие
аппликации.
Продолжать учить накладывать
и наклеивать крупу на готовый
силуэт; использовать приемы
лепки, как сопутствующие
аппликации.
Учить детей правильно держать
ножницы, сжимать и разжимать
кольца, резать по прямой
линии, украшать предмет с
помощью вырезанных полос.
Закреплять приемы
аккуратного наклеивания.
Закреплять прием получения
гофрированной чашечки.
Научить накладывать и
наклеивать макаронные
изделия на готовый силуэт;
использовать приемы лепки,
как сопутствующие
аппликации.
Продолжать учить накладывать
и наклеивать макаронные
изделия на готовый силуэт;
использовать приемы лепки,
как сопутствующие
аппликации.
Учить детей составлять
аппликативное изображение:

3

4

вырезанные элементы, в
соответствии с сюжетом.
Воспитывать интерес к
экспериментированию с
художественным материалом.
Формировать композиционные
умения - размещать
вырезанные элементы, в
соответствии с сюжетом.
Формировать композиционные
умения - размещать
вырезанные элементы, в
соответствии с сюжетом.

обводить шаблон и вырезать по
контору.

Учить детей создавать
сюжетную композицию,
самостоятельно применяя
освоенные приёмы, по своему
замыслу подбирать красивые
цветосочетания.
Продолжать учить детей
создавать сюжетную
композицию, самостоятельно
применяя освоенные приёмы,
по своему замыслу подбирать
красивые цветосочетания.

2.1.5. Учебный план. Старшая группа.
№
п/п
1

Период

Название раздела темы

Сентябрь

2
3

Октябрь
Ноябрь

4

Декабрь

5

Январь

6

Февраль

7

Март

8

Апрель

9

Май

Осень пришла.
Дары осени.
Осенние хлопоты.
Поздняя осень.
Мама – лучший друг.
Наконец пришла зима.
Зима.
Скоро Новый год!
Новый год.
Зимние забавы.
Валентинки.
День защитника отечества.
Скоро международный женский день.
8 марта.
День смеха.
Космос.
День космонавтики.
Цветущая весна.
День Победы!
День Победы!
Скоро лето!
Лето.
Итого:

Количество
часов
3
1
4
2
1
1
1
2
1
2
1
2
2
1
2
1
1
2
1
1
2
1
35

2.1.6. Перспективное планирование.
Старшая группа.
Месяц
Сентябрь

Неделя
1

2

3

4

Октябрь

1

2

3

Композиционные навыки
Технические навыки
Развивать творческое
Познакомить детей с понятием
воображение и мышление;
«пластилинография» мышечную активность рук.
«пластилиновое рисование».
Воспитывать аккуратность в
Познакомить с техникой работе, стремление качественно
растирание по поверхности.
и до конца доводить начатое
дело; чувства коллективизма.
Развивать моторику руки,
Продолжать освоение приемов
развивать творческую
пластилинографии – закреплять
активность и
технику «растирание»
самостоятельность.
пластилина по поверхности.
Закреплять умения аккуратно
использовать пластилин в своей
работе. Учить использовать
контурный рисунок как основу
изображения.
Развивать образное восприятие,
Закреплять умение ровно и
воображение и творческую
гладко наносить пластилин на
активность, самостоятельность
поверхность картона –
в работе, навыки графического
растирать его, используя воду.
изображения. Развивать
Учить применять графическую
мелкую моторику руки.
технику рисунка в лепке;
Воспитывать аккуратность,
выполнять методом
самостоятельность,
контррельефа (вдавленный
решительность в действиях.
рельеф) создавать рисунок из
тонких линий при помощи
стеки.
Развивать мелкую
Учить детей скатывать
моторику рук; мышление,
маленькие шарики из
внимание.
пластилина между ладонями и
расплющивать их сверху
пальцем на картоне.
Развивать моторику руки,
Продолжать освоение приемов
развивать творческую
пластилинографии – закреплять
активность и
технику «растирание»
самостоятельность.
пластилина по поверхности.
Закреплять умения аккуратно
использовать пластилин в своей
работе.
Развивать творчество при
Закреплять умение детей
оформлении своей поделки.
пользоваться знакомыми
способами передачи образа:
аккуратно наносить пластилин
тонким слоем внутри контура и
украшать его способом налепа.
Развивать мелкую моторику
Продолжать учить детей
рук; мышление, внимание.
скатывать маленькие шарики из

4

Ноябрь

1

2

3

4

Декабрь

1

пластилина между ладонями и
наносить их на картоне.
Развивать мелкую моторику
Закрепить умения детей
рук; мышление, внимание.
скатывать маленькие шарики из
пластилина между ладонями и
наносить их на картоне.
Развивать творчество.
Продолжать освоение приемов
пластилинографии – закреплять
технику «растирание»
пластилина по поверхности.
Учить детей выкладывать на
картоне силуэт дерева из
пластилиновых колбасок.
Способствовать расширению
Учить передавать в работе
знаний о многообразии
характерные особенности
растительного мира.
внешнего строения разных
Продолжать знакомить детей со
деревьев посредством
средствами выразительности в
пластилинографии.
художественной деятельности:
цвет, материал, композиция.
Укреплять познавательный
интерес к природе.
Продолжать знакомить детей со Продолжать учить передавать в
средствами выразительности в
работе характерные
художественной деятельности:
особенности внешнего
цвет, материал, композиция.
строения разных деревьев
Укреплять познавательный
посредством
интерес к природе.
пластилинографии. Закреплять
умение раскатывать тонкие
колбаски и лепить мелкие
детали: скатывать шарики из
пластилина и украшать ими
изделие.
Развивать творческие
Учить смешивать пластилин, не
способности,
допуская полного поглощения
самостоятельность и
цветов друг другом. Научить
активность. Развивать мелкую
пользоваться «скалкой» моторику рук при выполнении тубусом от клея-карандаша для
приемов работы с пластилином.
раскатывания пластилина по
Развивать цветовосприятие.
поверхности. Воспитывать
Воспитывать старание и
честность и критичность при
настойчивость в работе,
оценивании «рисунков», учить
желание правильно и до конца
готовить фон работы (ветка,
выполнить работу.
луна, шарики).
Учить составлять композицию
Учить детей составлять
из нескольких предметов,
изображение целого объекта из
свободно располагая их на
частей, одинаковых по форме,
листе.
но разных по величине.
Закрепить приемы
раскатывания пластилина
между ладонями круговыми и
прямыми движениями.

2

3

Январь

Развивать моторику руки,
развивать творческую
активность и
самостоятельность.
Развивать творчество.

4

Использование данного вида
работы, как источника,
доставляющего радость не
только ребенку, но и
окружающим его людям.

1

Развивать мелкую моторику
рук.

2

Продолжать формировать
интерес детей к изображению
предметов пластилином на
плоскости.

Закрепить умение детей
равномерно расплющивать
готовые формы на основе для
получения плоского
изображения, изменяя
положение частей тела.
Закреплять умение ровно и
гладко наносить пластилин на
поверхность картона –
растирать его, используя воду.
Продолжать учить детей
раскатывать из пластилина
колбаски и составлять из них на
плоскости елку: прямой ствол и
идущие в разные стороны
ветви, удлиняющиеся книзу.
Продолжать учить украшать
изделие мелкими деталями.
Развивать образное мышление,
умение создавать знакомый
образ, с опорой на жизненный
опыт детей (новогодний
праздник, художественное
слово, иллюстрации).
Закреплять умение
использовать в работе
нетрадиционную технику
изображения —
Пластилинографию.
Добиваться реализации
выразительного, яркого образа,
дополняя работу элементами
бросового материала.
Продолжать развивать интерес
к новым способам лепки.
Упражнять в раскатывании
пластилина между ладонями
прямыми движениями,
раскатывать пальцами обеих
рук на поверхности стола для
придания предмету
необходимой длины. Учить
детей приему сворачивания
длинной колбаски по спирали.
Упражнять детей в
раскатывании кусочков
пластилина между ладонями
прямыми движениями обеих
рук. Учить лепить путем
сворачивания колбаски по
спирали. Дополнять объект
необходимыми деталями для

3

Февраль

1

2

3

4

выразительности образа,
используя знакомые приемы
лепки: оттягивание,
сплющивание, делать стекой
надрезы.
Развивать чувство формы и
Продолжать учить детей
ритма. Воспитывать
создавать рельефные
эстетический вкус.
изображения из пластилина.
Учить лепить цветы и сердечки
раскатывать шар, сплющивать в
диск, с одной стороны
вытягивать и заострять, с
другой вдавливать и
сглаживать. Вызвать интерес к
обрамлению лепных картин.
Развивать образное мышление,
Совершенствовать технику
творческое воображение.
работы с пластилином.
Активизировать мелкую
Приучать детей самостоятельно
моторику рук. Учить работать с выбирать приемы изображения
цветом; правильно выстраивать
моря (процарапывание,
композицию рисунка.
растирание, декорирование и
Развивать самостоятельность,
раскатывание).
индивидуальность в работе.
Учить детей составлять на
Научить детей делить брусок
плоскости предмет, состоящий
пластилина на глаз на две
из нескольких частей,
равные части, раскатывать его
добиваться точной передачи
прямыми движениями ладоней.
формы предмета, его строения, Учить дополнять изображение
частей. Продолжать
характерными деталями
формировать интерес детей к
используя знакомые приемы
работе пластилином на
работы: раскатывание,
горизонтальной плоскости —
сплющивание.
пластилинографии.
Развивать творческие
Закреплять навыки смешивать
способности,
пластилин, не допуская
самостоятельность и
полного поглощения цветов
активность. Развивать мелкую
друг другом; пользоваться
моторику рук при выполнении
«скалкой» - тубусом от клеяприемов работы с пластилином.
карандаша для раскатывания
Развивать цветовосприятие.
пластилина по поверхности.
Воспитывать старание и
настойчивость в работе,
желание правильно и до конца
выполнить работу.
Воспитывать честность и
критичность при оценивании
«рисунков», учить готовить
фон работы.
Продолжать расширять
Учить создавать образы
кругозор и знания детей о
растений.
природе. Развивать
пространственные

Март

Апрель

1

представления. Вызвать
интерес к цветам.
Развивать эмоциональное
восприятие окружающего мира.

2

Развивать моторику руки,
развивать творческую
активность и
самостоятельность.

3

Развивать чувство цвета.

4

Развивать композиционное и
пространственное восприятие.

1

Развивать композиционное и
пространственное восприятие.

2

Развивать творческие
способности,
самостоятельность и

Учить детей отражать
впечатления и наблюдения в
технике пластилинографии.
Побуждать передавать
разнообразие природных форм
луговых цветов.
Закреплять умение ровно и
гладко наносить пластилин на
поверхность картона –
растирать его, используя воду.
Познакомить детей с жанром
изобразительного искусства –
портрет.
Продолжать знакомить детей с
жанром изобразительного
искусства — портретом. Учить
выполнять изображение
человека в нетрадиционной
технике исполнения —
пластилинографии.
Учить детей передавать образ
звездного неба посредством
пластилинографии. Закрепить
навыки работы с пластилином:
раскатывание комочка прямым
движением, сгибание в дугу,
сплющивание концов предмета.
Научить детей делить готовую
форму на мелкие части при
помощи стеки и скатывать из
них шарики кругообразным
движением на плоскости,
стимулируя активную работу
пальцев.
Продолжать учить детей
передавать образ звездного
неба посредством
пластилинографии. Закрепить
навыки работы с пластилином:
раскатывание, сплющивание
концов предмета. Научить
детей делить готовую форму на
мелкие части при помощи стеки
и скатывать из них шарики
кругообразным движением на
плоскости, стимулируя
активную работу пальцев.
Закреплять навыки смешивать
пластилин, не допуская
полного поглощения цветов

3

4

Май

1

2

активность. Развивать мелкую
моторику рук при выполнении
приемов работы с пластилином.
Развивать цветовосприятие.
Воспитывать старание и
настойчивость в работе,
желание правильно и до конца
выполнить работу.
Воспитывать честность и
критичность при оценивании
«рисунков».
Развивать у детей творческое
воображение. Развивать умение
создавать сказочные здания,
передавая особенности их
строения и архитектуры,
характерные детали. Побуждать
детей вносить объекты для
изображения в соответствии с
темой и замыслом.
Развивать творческие
способности,
самостоятельность и
активность. Развивать мелкую
моторику рук при выполнении
приемов работы с пластилином.
Развивать цветовосприятие.
Воспитывать старание и
настойчивость в работе,
желание правильно и до конца
выполнить работу.
Воспитывать честность и
критичность при оценивании
«рисунков».
Учить детей составлять на
плоскости предмет, состоящий
из нескольких частей,
добиваться точной передачи
формы предмета, его строения,
частей. Продолжать
формировать интерес детей к
работе пластилином на
горизонтальной плоскости —
пластилинографии.
Развивать творческие
способности,
самостоятельность и
активность. Развивать мелкую
моторику рук при выполнении
приемов работы с пластилином.
Развивать цветовосприятие.
Воспитывать старание и

друг другом; пользоваться
«скалкой» - тубусом от клеякарандаша для раскатывания
пластилина по поверхности.
Учить готовить фон работы

Закрепить способы работы в
технике «пластилинография»:
раскатывание, сплющивание,
выполнение декоративных
элементов.

Закреплять навыки смешивать
пластилин, не допуская
полного поглощения цветов
друг другом; пользоваться
«скалкой» - тубусом от клеякарандаша для раскатывания
пластилина по поверхности.
Учить готовить фон работы.

Закрепить умение детей делить
брусок пластилина на глаз на
две равные части, раскатывать
его прямыми движениями
ладоней. Учить дополнять
изображение характерными
деталями используя знакомые
приемы работы: раскатывание,
сплющивание.
Закреплять навыки смешивать
пластилин, не допуская
полного поглощения цветов
друг другом; пользоваться
«скалкой» - тубусом от клеякарандаша для раскатывания
пластилина по поверхности.
Учить готовить фон работы.

3

4

настойчивость в работе,
желание правильно и до конца
выполнить работу.
Воспитывать честность и
критичность при оценивании
«рисунков».
Формировать интерес к
окружающему миру,
реалистические представления
о природе. Учить использовать
знания и представления об
особенностях внешнего вида
насекомого. Развивать
образные представления,
творческие способности.
Развивать навыки работы с
цветом. Развивать
находчивость в процессе
выполнения задания:
стремиться использовать как
можно больше средств для
воплощения образа.
Воспитывать усердие,
усидчивость, умение доводить
начатое до конца.
Способствовать расширению
знаний детей о многообразии
видов и форм растений.
Закреплять познавательный
интерес к природе. Закрепить
созданию композиции из
отдельных деталей, добиваясь
целостности восприятия
картины.

Продолжать совершенствовать
навыки работы с пластилином.
Учить слушать инструкции
педагога и руководствоваться
ими в работе.

Способствовать развитию
формообразующих движений
рук в работе с пластилином.

2.1.7. Учебный план. Подготовительная группа.
№
п/п
1

Период

Название раздела темы

Сентябрь

2

Октябрь

3

Ноябрь

4

Декабрь

Осенние мотивы.
Во саду ли, в огороде.
Перелётные птицы.
Зимующие птицы.
Животные нашей планеты.
Сказочный герой.
Наши любимые сказки.
Наши любимые сказки.
День матери.
Наконец пришла зима.
Природа зимой.

Количество
часов
1
2
1
1
1
1
1
1
2
1
2

5

Январь

6

Февраль

7

Март

8

Апрель

9

Май

Новый год у ворот.
Новый год.
Рождество.
День Святого Валентина.
Валентинки.
День защитника отечества.
Мамы разные нужны, мамы всякие важны.
8 марта.
День смеха.
Путешествие в космос.
Космос.
Природа проснулась, весне улыбнулась.
Герои Великой Отечественной Войны.
Великий день – победный день!
До свидание, детский сад!
Итого:

1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
3
35

2.1.8. Перспективное планирование.
Подготовительная группа.
Месяц
Сентябрь

Неделя
1

Композиционные навыки

Технические навыки

Учить детей творчески
составлять коллективную
композицию, используя разные
способы лепки. Развивать
фантазию и воображение.

Учить сочетать в поделке
пластилин и природный
материал.

2

Воспитывать в детях
отзывчивость и доброту.

3

Учить детей создавать по
замыслу композицию.
Развивать чувство формы и
композиции. Воспитывать
интерес к природе.
Учить соблюдать формы и
пропорции деталей, и
равномерно и красиво
устанавливать вылепленную
фигурку на подставке.

Учить лепить ленточным
способом, прочно соединяя
между собой части.
Продолжать учить лепке из
нескольких частей.
Совершенствовать технику
лепки.

4

Октябрь

1

Развивать чувство формы и
пропорций.

Учить лепить с натуры
пластическим способом (из
одного куска), соблюдая формы
и пропорции деталей, и
равномерно и красиво
устанавливать вылепленную
фигурку на подставке.
Закреплять умение намечать
стекой перышки, крылья и
глаза.
Совершенствовать технику
скульптурной лепки. Учить
оттягивать от всего куска
пластилина такое количество

2

3

4

Ноябрь

1

Вызвать интерес к составлению
коллективной сюжетной
композиции из вылепленных
животных. Продолжать учить
анализировать особенности
строения разных животных,
соотносить части по величине и
пропорциям, замечать
характерные позы и движения.
Развивать глазомер,
синхронизировать работу обеих
рук. Воспитывать интерес к
сотрудничеству.
Показать возможность
передачи движения лепной
фигуры путём небольшого
изменения положения рук и ног
(изменять положение фигурки в
соответствии с характером
движения: располагать
вертикально, горизонтально
или немного наклонно, руки
приподнимать, ноги
расставлять или сгибать.
Развивать чувство формы и
композиции.
Продолжать учить передавать
пропорциональное
соотношение предметов,
добиваться выразительности
образа и динамичности
композиции. Учить детей
понимать и анализировать
содержание сказки.
Продолжать учить детей лепить
фигуру сказочного персонажа
комбинированным способом,
передавая форму головы,
туловища, ног, рук и соблюдая
пропорциональное
соотношение частей. Развивать
фантазию и воображение в
воплощении задуманного
образа.

материала, которое
понадобиться для
моделирования; свободно
применять знакомые приемы
лепки (вытягивание, загибание,
прищипывание, сглаживание
пальцами) для создания
выразительного образа.
Учить самостоятельно
определять способ лепки на
основе обобщенной формы: из
цилиндра (валика) конуса или
овоида (яйца), передавать не
сложные движения.

Учить лепить фигуру человека
из валика путём надрезания
стекой и моделирования
пропорциональных частей тела.

Учить детей изображать из
природного материала и
пластилина сценку из сказки.
Закреплять умение соединять
части, прижимая их.

Учить плотно скреплять детали
и создавать устойчивую
фигурку.

2

3

4

Декабрь

1

2

3

Учить видеть (выделять и
передавать в лепке)
особенности внешнего вида
предметов, их положение в
пространстве. Учить видеть
форму и находить способы ее
воплощения доступными
средствами. Развивать
воображение, чувство формы.

Инициировать творческие
проявления детей при создание
поделок на основе готовых
(бытовых) форм. Вызвать
интерес к
экспериментированию с
формой. Уточнять
представление о форме
предметов, анализировать
особенности их строения,
соотношения частей.
Продолжать учить видеть
Продолжать инициировать
(выделять и передавать в лепке)
творческие проявления детей
особенности внешнего вида
при создание поделок на основе
предметов, их положение в
готовых (бытовых) форм.
пространстве. Учить видеть
Вызвать интерес к
форму и находить способы ее
экспериментированию с
воплощения доступными
формой. Уточнять
средствами. Развивать
представление о форме
воображение, чувство формы.
предметов, анализировать
особенности их строения,
соотношения частей.
Развивать чувство формы,
Познакомить детей с новым
наблюдательность.
способом лепки – на каркасе из
Воспитывать интерес к
трубочек или палочек.
отражению впечатлений об
Продолжать учить лепить по
окружающей жизни.
мотивам литературного
произведения.
Развивать чувство формы,
Продолжать освоение нового
наблюдательность.
способа лепки – на каркасе из
Воспитывать интерес к
трубочек или палочек.
отражению впечатлений об
Продолжать учить лепить по
окружающей жизни.
мотивам литературного
произведения.
Развивать способности к
Учить детей лепить по мотивам
сюжетосложению и
русских народных сказок:
композиции. Воспитывать
самостоятельно выбирать
художественный вкус,
отдельного героя или сюжет,
самостоятельность, творческую определять способы и приёмы
инициативность.
лепки, в зависимости от
характера образа придавать
персонажам сказочные черты
(внешние узнаваемые черты,
элементы костюма, интерьера).
Учить детей создавать
Учить планировать и
коллективную пластическую
распределять работу между
композицию по мотивам
участниками творческого
литературного произведения.
проекта. Совершенствовать
Развивать способности к
технику лепки (свободно
композиции. Формировать
сочетать разные способы и
коммуникативные навыки,
приемы, в зависимости от
обогащать опыт
характера образа).

4

Январь

Февраль

1

Формировать художественный
вкус. Развивать воображение,
творчество, чувство
композиции.

2

Развивать творческую
фантазию детей в процессе
работы.

3

Развивать мелкую моторику
рук, фантазию в декорировании
изделия.

1

Развивать творческую
фантазию детей в процессе
работы.

2

Вызвать у детей желание
своими руками сделать сувенир
в подарок близким. Развивать
мелкую моторику рук,
фантазию в декорировании
изделия.
Развивать творческую
фантазию детей в процессе
работы. Развивать творческую
фантазию детей в процессе
работы.
Воспитывать любовь и
заботливое отношение к членам
своей семьи.

3

4

Март

сотрудничества и сотворчества.
Формировать художественный
вкус. Развивать воображение,
творчество, чувство
композиции.

1

Развивать творческую

Развивать в детях способность
создавать и воплощать образ,
используя знакомые приемы
лепки. Закреплять умение
выполнять коллективную
работу.
Учить лепить фигуру человека,
передавать характерный наряд
Ангелочка; при работе над
мелкими деталями
использовать стеку, закреплять
навыки работы стекой.
Учить раскрашивать изделия
после просушки.
Упражнять в смешивании
красок.
Учить раскатывать тесто
скалкой, вырезать сердечко по
шаблону, обрабатывать края
кистью, смоченной водой или
делать сердечко из капельки.
Украшать используя известные
приемы (налеп, вдавливание и
др.)
Учить раскрашивать изделия
после просушки.
Упражнять в смешивании
красок.
Учить детей лепить,
раскатывать тесто в виде
полоски, шара, вдавливать в
нём углубление, защипывать
края.
Учить раскрашивать изделия
после просушки.
Упражнять в смешивании
красок.
Учить детей лепить красивые и
в то же время функциональные
(полезные) предметы в подарок
близким людям. Познакомить с
новым способом лепки из
колец. Показать возможность
моделирования формы изделия
(расширение или сужения в
отдельных частях) за счет
изменения длины исходных
деталей – «колбасок».
Учить раскрашивать изделия

фантазию детей в процессе
работы.
2

3

Апрель

Май

Учить работать коллективно.
Формировать навыки
аккуратности при работе с
красками.
Научить видеть конечный
результат задуманной работы.
Дополнять работу, украшая
одежду своих человечков.
Развивать творческую
фантазию детей в процессе
работы.

4

Формирование
навыков сотрудничества
и сотворчества.

1

Развивать творческую
фантазию детей в процессе
работы.

2

Развивать мелкую моторику
рук, фантазию в декорировании
изделия.

3

Развивать творческую
фантазию детей в процессе
работы.

4

Продолжать развивать
композиционное мышление,
развивать наблюдательность,
воображение, чувство цвета.
Развивать творческую
фантазию детей в процессе
работы.

1

2

3

Развитие способности к
композиции.
Формирование навыков
сотрудничества и
сотворчества.
Учить создавать сложную
композицию из солёного
теста.
Развитие способности к
композиции.
Формирование навыков

после просушки.
Упражнять в смешивании
красок.
Учить лепить весёлых
человечков, используя приёмы
раскатывания шаров, овалов,
сплющивание, оттягивание.
Для соединения частей
использовать спички, палочки.
Обрабатывать края кисточкой,
смоченной водой.
Учить раскрашивать изделия
после просушки.
Упражнять в смешивании
красок.
Создание
рельефной картины
(панорамы), включающей
разные космические
объекты (солнце, планеты,
звёзды, созвездия, кометы).
Учить раскрашивать изделия
после просушки.
Упражнять в смешивании
красок.
Учить детей создавать
конкретные пластические
образы конструктивным и
комбинированным способами.
Учить раскрашивать изделия
после просушки.
Упражнять в смешивании
красок.
Учить детей создавать
конкретные пластические
образы конструктивным и
комбинированным способами.
Учить раскрашивать изделия
после просушки.
Упражнять в смешивании
красок.
Учить лепить фон на картонной
основе, украшать его.
Совершенствование
техники рельефной
лепки из солёного теста.
Совершенствование
техники рельефной
лепки из солёного теста.

4

сотрудничества и
сотворчества.
Развивать творческую
фантазию детей в процессе
работы.

Учить раскрашивать изделия
после просушки.
Упражнять в смешивании
красок.

2.2. Педагогическая диагностика (мониторинг) художественной творческой
деятельности детей
Результаты художественной деятельности материализуются в форме конкретного
продукта (поделки, аппликации), объективно отражают динамику художественного и
общего развития детей, визуализируют сложный, противоречивый, многоаспектный
процесс формирования эстетических эмоций, художественного вкуса и общей культуры
каждого ребенка.
 Просмотр и обсуждение работ по окончании заданной темы.
 Регулярные отчётные выставки.
 Участие в районных, областных и других конкурсах и выставках.
2.2.1. Таблица диагностики художественной творческой деятельности
Младшая группа

Умеет лепить шары различных размеров,
расплющивать шары в круги.
Умеет смешивать на палитре цвета, разводить
гуашь до сметанообразной консистенции.
Умеет находить различие круга от шара.
Умеет формообразующем движением –
скатывать жгутики.
Умеет разные способами получать образы:
отпечатки ладошек и разных предметов,
рисование пальчиком, выкладывание узоров
из мелких предметов (бусин, пуговиц,
семечек, гороха).
Умеет получать с помощью формочек для
выпечки объемные и силуэтные фигурки из
теста.
Умеет лепить шар разными способами:
круговыми движениями и пальцами.
Умеет преобразовывать (сплющивать) шар в
диск для получения тарелочки и поднимать
(загибать) бортики.
Умеет раскатывать тесто прямыми
движениями рук, свертывать палочку в
кольцо, соединять концы, прижимая их, друг

Май

Апрель

Март

Февраль

Январь

Декабрь

Задачи

Ноябрь

Месяц

Сентябр
ь
Октябрь

Ф.И. ребёнка________________________________

к другу, делить на части, узнавать и называть
круглую форму.
Умеет раскрашивать изделия красками.
Умеет лепить мышку на основе
конусообразной или яйцевидной формы (по
выбору педагога).
Умеет моделировать образ ежика: лепить
конусообразную форму и дополнять
ее «иголками»- спичками, семечками,
зубочистками.
Умеет создавать образ елки в сотворчестве с
педагогам и другими детьми: раскатывать
жгутики и прилеплять к стволу – столбику.
Умеет лепить украшения для новогодней ёлки
способом моделирования. Сочетать разные
приемы лепки: раскатывание, соединение
деталей, сплющивание, вдавливание.
Владеет умением экспериментировать: поразному изгибать колбаски и ленточки из
теста, соединять их между собой, украшать
свои изделия декоративными элементами.
Умеет лепить шар – раскатывая круговыми
движениями ладоней.
Владеет техникой рельефной лепки.
Умеет лепить животных конструктивным
способом из 3-4 деталей, передавая самое
общее представление о внешнем виде
(туловище, голова, хвост).

2.2.2. Таблица диагностики художественной творческой деятельности
Средняя группа

Умеет пользоваться ножницами – «на глаз»
разрезать широкие полоски бумаги на кубики
(«квадраты») или кирпичики
(«прямоугольники»).
Владеет приемам деления квадрата по
диагонали на два треугольника.
Умеет приклеивать маленькие квадратики
цветной бумаги, соблюдая расстояние между
ними, пока не заполнится весь рисунок.
Умеет создавать сюжетные композиции из
природного материала – засушенные листьев,
лепестков, семян.

Май

Апрель

Март

Февраль

Январь

Декабрь

Задачи

Ноябрь

Месяц

Сентябр
ь
Октябрь

Ф.И. ребёнка________________________________

Владеет способом манипуляции с бумагой:
сворачивание.
Умеет вырезать круглые формы из квадратов
путем округления углов.
Владеет техникой вытягивания ваты из
комочка.
Умеет накладывать и наклеивать вату на
изображенный силуэт.
Умеет составлять гармоничные образы из
отдельных элементов (кругов, овалов,
треугольников).
Умеет выполнять аппликации из ваты на
бархатной бумаге без клея.
Умеет выполнять аппликации из ткани.
Умеет правильно держать ножницы, сжимать
и разжимать кольца, резать по прямой линии,
украшать предмет с помощью вырезанных
полос.
Умеет разрывать салфетку на кусочки,
сминать каждый маленький кусок в комочек и
наклеивать в заданном месте на лист бумаги.
Владеет приемом получения гофрированной
чашечки.
Умеет составлять сюжетную композицию из
прямоугольников разных размеров, владеет
техникой изготовления фрески: равномерно
наносить клей на поверхность и сыпать
манную крупу.
Владеет приемом скручивания полоски в
рулончик.
Умеет обрезать прямоугольник до трапеции.
Владеет приемами оформления цветка.
Владеет техникой изготовления аппликации
из ниток.
Умеет накладывать и наклеивать крупу на
готовый силуэт.
Умеет накладывать и наклеивать макаронные
изделия на готовый силуэт.
Умеет обводить шаблон и вырезать по
контору.
Умеет создавать сюжетную композицию,
самостоятельно применяя освоенные приёмы.

2.2.3. Таблица диагностики художественной творческой деятельности
Старшая группа

Владеет техникой - растирание по
поверхности пластилина.
Умеет использовать контурный рисунок как
основу изображения.
Умеет применять графическую технику
рисунка в лепке; выполнять методом
контррельефа (вдавленный рельеф) создавать
рисунок из тонких линий при помощи стеки.
Умеет скатывать маленькие шарики из
пластилина между ладонями и расплющивать
их сверху пальцем на картоне.
Умеет аккуратно наносить пластилин тонким
слоем внутри контура и украшать его
способом налепа.
Умеет выкладывать на картоне силуэт дерева
из пластилиновых колбасок.
Умеет передавать в работе характерные
особенности внешнего строения разных
деревьев посредством пластилинографии.
Умеет смешивать пластилин, не допуская
полного поглощения цветов друг другом.
Умеет пользоваться «скалкой» - тубусом от
клея-карандаша для раскатывания пластилина
по поверхности.
Умеет составлять изображение целого
объекта из частей, одинаковых по форме, но
разных по величине.
Умеет использовать в работе нетрадиционную
технику изображения —
Пластилинографию, дополняя работу
элементами бросового материала.
Умеет раскатывать пластилин между
ладонями прямыми движениями, раскатывать
пальцами обеих рук на поверхности стола для
придания предмету необходимой длины.
Владеет приемом сворачивания длинной
колбаски по спирали.
Умеет лепить цветы и сердечки раскатывать
шар, сплющивать в диск, с одной стороны
вытягивать и заострять, с другой вдавливать и
сглаживать.
Умеет делить брусок пластилина на глаз на
две равные части.

Май

Апрель

Март

Февраль

Январь

Декабрь

Ноябрь

Месяц
Задачи

Сентябр
ь
Октябрь

Ф.И. ребёнка________________________________

Умеет создавать образы растений.
Умеет выполнять изображение человека в
нетрадиционной технике исполнения —
пластилинографии.
Умеет делить готовую форму на мелкие части
при помощи стеки и скатывать из них шарики
кругообразным движением на плоскости,
стимулируя активную работу пальцев.

2.2.4. Таблица диагностики художественной творческой деятельности
Подготовительная группа

Умеет творчески составлять коллективную
композицию, используя разные способы
лепки.
Умеет сочетать в поделке пластилин и
природный материал.

Умеет лепить ленточным способом, прочно
соединяя между собой части.
Умеет лепить с натуры пластическим
способом (из одного куска), соблюдая формы
и пропорции деталей, и равномерно и красиво
устанавливать вылепленную фигурку на
подставке.
Умеет намечать стекой перышки, крылья и
глаза.
Умеет самостоятельно определять способ
лепки на основе обобщенной формы: из
цилиндра (валика) конуса или овоида (яйца),
передавать не сложные движения.
Умеет лепить фигуру человека из валика
путём надрезания стекой и моделирования
пропорциональных частей тела.
Умеет изображать из природного материала и
пластилина сценку из сказки.
Умеет инициировать творческие проявления,
при создание поделок на основе готовых
(бытовых) форм.
Владеет способом лепки – на каркасе из
трубочек или палочек.
Умеет планировать и распределять работу
между участниками творческого проекта.
Умеет лепить фигуру человека, передавать
характерный наряд Ангелочка; при работе над
мелкими деталями использовать стеку.

Май

Апрель

Март

Февраль

Январь

Декабрь

Задачи

Ноябрь

Месяц

Сентябр
ь
Октябрь

Ф.И. ребёнка________________________________

Умеет раскатывать тесто скалкой, вырезать
сердечко по шаблону, обрабатывать края
кистью, смоченной водой или делать сердечко
из капельки.
Умеет раскрашивать изделия после просушки.
Умеет лепить, раскатывать тесто в виде
полоски, шара, вдавливать в нём углубление,
защипывать края.
Умеет создавать рельефные картины
(панорамы), включающей разные
космические объекты (солнце, планеты,
звёзды, созвездия, кометы).
Умеет создавать конкретные пластические
образы конструктивным и комбинированным
способами.
Умеет лепить фон на картонной основе,
украшать его.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
3.1. Описание условий реализации Программы и особенности развивающей
предметно-пространственной среды
Описание условий реализации Программы и особенности организации
развивающей предметно-пространственной среды, представленные в Организационном
разделе в образовательной части Программы п. 3.1. п.3.2., в полной мере позволяют
осуществлять образовательную деятельность по программе «Чародей».
3.2. Обеспеченность методическим материалом

1. Давыдова Г. Н. Детский дизайн – 2. Пластилинография. –
Издательство: Скрипторий, 2008 г.
2. Давыдова Г. Н. Детский дизайн – 3. Пластилинография. – Издательство:
Скрипторий, 2008 г.
3. Лыкова И.А. Аппликация из листьев. Осенние картины. Дидактическое
пособие к программе «Цветные ладошки». М.: Издательство дом «Цветной
мир», 2007.
4. Лыкова И.А. Аппликация из листьев. Насекомые. Дидактическое пособие к
программе «Цветные ладошки». М.: Издательство дом «Цветной мир», 2007.
5. Лыкова И.А. Аппликация из листьев. Цветы. Дидактическое пособие к
программе «Цветные ладошки». М.: Издательство дом «Цветной мир», 2007.
6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование,
конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. М.:
«КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008.
7. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование,
конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. М.:
«КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008.
8. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование,
конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. М.:
«КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009. – 144 с.
9. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование,
конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. М.:
«КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009. – 208 с.
10. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду:
планирование, конспекты занятий, методические рекомендации.
Подготовительная группа. М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008. – 208 с.
11. Лыкова И.А. Конструирование из природного материала. Аранжеровка.
Дидактическое пособие к программе «Цветные ладошки». М.: Издательство
дом «Цветной мир», 2007.
12. Лыкова И.А. Лепка из пластилина. Букашки на лугу. Дидактическое
пособие к программе «Цветные ладошки». М.: Издательство дом «Цветной
мир», 2007.

13. Лыкова И.А. Лепка из пластилина. Кто гуляет на лугу? Дидактическое
пособие к программе «Цветные ладошки». М.: Издательство дом «Цветной
мир», 2007.
14. Лыкова И.А. Лепка из пластилина. Наши игрушки. Дидактическое
пособие к программе «Цветные ладошки». М.: Издательство дом «Цветной
мир», 2007.
15. Лыкова И.А. Лепка из пластилина. Сказка. Дидактическое пособие к
программе «Цветные ладошки». М.: Издательство дом «Цветной мир», 2007.
16. Лыкова И.А. Лепка из пластилина. Цветы на лугу. Дидактическое
пособие к программе «Цветные ладошки». М.: Издательство дом «Цветной
мир», 2007.
17. Лыкова И.А. Лепка из пластилина. Цирк. Дидактическое пособие к
программе «Цветные ладошки». М.: Издательство дом «Цветной мир», 2007.
18. Лыкова И.А. Рельефные картины. Дидактическое пособие к программе
«Цветные ладошки». М.: Издательство дом «Цветной мир», 2014.
19. Лыкова И.А. Соленое тесто в семье, детском саду и начальной школе. М.:
Издательство дом «Цветной мир», 2014. – 144с.
3.3. Организация режима работы
Настоящая программа разработана на основе программы художественного
воспитания, обучения и развития детей «Цветные ладошки». / Под ред. Лыковой И. А.,
направлена на формирование навыков культуры трудовой деятельности и развитию
творческих способностей детей дошкольного возраста.
Программа рассчитана на четыре года обучения детей 3-7 лет и предусматривает
расширение и усложнение программных задач в соответствии с возрастными
особенностями и возможностями ребенка-дошкольника.
Программа разделена на 4 раздела.
1 раздел в младшем дошкольном возрасте – тестопластика.
Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что ребёнок не только видит
то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным
инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения
собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом.
Технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для
самостоятельного освоения.
2 раздел в среднем дошкольном возрасте – аппликация.
Аппликация — один из видов прикладного искусства, используемый для
художественного оформления различных предметов (одежды, мебели, посуды и т. д.) при
помощи прикрепления к основному фону вырезанных декоративных или тематических
форм. Своеобразие аппликации заключается как в характере изображения, так и в технике
ее исполнения. Занятия аппликацией способствуют, с одной стороны, формированию
изобразительных умений и навыков, с другой — развитию творческих способностей
детей.
3 раздел в старшем дошкольном возрасте – пластилинография.
Пластилинография - это нетрадиционная художественная техника выполнения
работы, которая заключается в рисовании пластилином на картоне или любой другой
плотной основе. Пластилинография обладает для дошкольников еще большей
привлекательностью, потому что малыши даже не подозревают, что с

помощью пластилина можно не только делать разнообразные и интересные поделки, но
еще и рисовать чудесные картины.
Работа над пластилиновой картиной помогает ребенку выразить эмоции, свое
видение окружающего мира и свое отношение к нему, сформировать эстетический вкус,
развить гибкость, координацию, мелкую моторику пальцев рук (что очень способствует
развитию речи). Малыш постепенно и незаметно для самого себя овладевает искусством
планирования и учится всегда доводить работу до конца, потому что ему
очень интересно увидеть конечный результат своего труда.
4 раздел в подготовительной группе – обьемная лепка из пластилина и соленого
теста. Лепка в силу своей специфики является эффективным средством познания
объемно-пространственных форм действительности - важного фактора в общем развитии
ребенка.
Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только
видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет.
Разные фигурки легко объединяются в интересные композиции. С ними можно играть и
показывать спектакли.
Программой предусмотрены задания как для индивидуального, так и для
коллективного исполнения. При коллективном обсуждении результатов дается
положительная оценка деятельности ребенка, тем самым создается благоприятный
эмоциональный фон, способствующий формированию творческого мышления, фантазии.
Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в
дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.
Взаимосвязь с другими направлениями развития и образования воспитанников
осуществляется через интеграцию образовательных областей: «Социальнокоммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие»,
«Физическое развитие».
Образовательная деятельность проводятся с детьми по подгруппам, во второй
половине дня. Также предусматривается индивидуальная работа с детьми для участия в
творческих конкурсах различных уровней.
Количество образовательной деятельности (ОД) по возрастным группам:
Младшая группа - 1 раз в неделю, длительность 15 минут,
Средняя группа - 1 раз в неделю, длительность 20 минут,
Старшая группа - 1 раз в неделю, длительность 25 минут,
Подготовительная к школе группа — 1 раз в неделю, длительность 30 минут


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».