2 Содержание 1.Целевой раздел программы 1.1.Пояснительная записка 1.2.Основные цели и задачи 1.3.Принципы работы 1.4.Возрастные особенности детей 3-4- лет 1.5.Формы и методы реализации программы 1.6. Интеграция образовательных областей 1.7. Прогнозируемый результат 2.Содержательный раздел программы 2.1.Основное содержание 2.2.Описание образовательной деятельности. Режим занятий 2.3.Примерный план организации занятий 2.4. Программные задачи 2.5.Календарно – тематический план 3.Организационный раздел 3.1.Режим занятий 3.2.Материально – техническое обеспечение 3.3.Список литературы 3 1.Целевой раздел программы 1.1.Пояснительная записка Программа разработана для детей 3-4 лет, с учетом возрастных и физиологических особенностей, характерных для детей данного возраста, с учетом ФГОС и ФОП ДО, на основе Программы А.И.Бурениной по ритмической пластике для детей «Ритмическая мозаика» программы Картушиной М.Ю. «Логоритмика для малышей», Анисимова Г.И «Сто музыкальных игр для развития дошкольников» « Академия развития» Ярославль2005г. В последние годы заметно возросла потребность в эффективных методиках воспитания детей раннего возраста. Явление это не случайное и связано, по всей видимости, не только с увеличением групп раннего возраста в ДОУ, но и с пониманием самоценности этого периода детства, значения развития в младшем возрасте для последующего становления личности ребенка. И музыкально-ритмическое воспитание в этом смысле оказывается одним из стержневых видов деятельности, поскольку по своей природе является синтетическим, объединяющим музыку, движение и слово. Сегодня уже не нужно доказывать необходимость музыкальноритмических занятий с детьми, их благотворное влияние на психоэмоциональное состояние малышей. Движение под музыку в настоящее время используют очень широко и как средство творческого, музыкального развития детей, и как инструмент их физического воспитания, а также как средство коррекции и лечения при различных патологиях. Игровые музыкально-двигательные упражнения для детей раннего возраста имеют особую значимость, поскольку являются не только универсальным средством всестороннего гармоничного развития ребенка, но и служат незаменимым инструментом общения детей и взрослых, инструментом их эмоционального взаимодействия. Эту особенность игрового материла для малышей по всей вероятности заметили еще наши предки. Об этом свидетельствуют дошедшие до наших дней такие шедевры народной педагогики, как “Ладушки”, “Сорокабелобока”, “Идет коза рогатая” и др. Чувство ритма – одно из самых важных чувств человека. Ведь ритм есть и в действиях, и в речи, и в музыке. Программа «Веселый ритм» направлена на 4 развитие чувства ритма детей. Включает в себя ритмическое развитие ребенка по трём параметрам: музыка, речь, движение. Самый ярко выраженный ритм мы, конечно же, слышим в музыке. Далее идут ритм и речи, и движений. А чтобы правильно услышать и выразить ритм музыки, ребенок должен обладать музыкальными способностями. А что же такое музыкальные способности? Есть ли они у каждого ребенка? Можно ли их развить, а вместе с ними – развить и ритмическое чувство в речи и движениях? Учёные пришли к выводу, что способности, в том числе и музыкальная моторика, могут успешно развиваться в первые годы жизни ребёнка. Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. Отличительной особенностью данной рабочей программы является то, что занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Они включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально – двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма. 1.2.Основные цели и задачи Цель программы: осуществлять музыкально-ритмическое развитие детей; способствовать развитию речи и моторики детей раннего возраста; развивать творческие способности и индивидуальные качества у детей младшего возраста. Задачи: развивать слуховое внимание и двигательную память; совершенствовать общую и мелкую моторику, координацию движений; стимулировать к творческому проявлению себя. 1.3.Принципы работы: Для решения данных задач выработаны следующие принципы: принцип системности ( от простого к сложному); принцип насыщенной предметно – игровой среды по музыкально – ритмическому воспитанию малышей; принцип взаимосвязи ритмического умственного и физического развития; 5 принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач. 1.4. Возрастные особенности детей 3-4 лет. Дети младшего дошкольного возраста чрезвычайно непосредственны и эмоциональны. Движение, особенно под музыку, доставляет им большую радость. Однако возрастные особенности строения тела (короткие ноги и руки, большая голова, короткое туловище), протекание нервных процессов и их зрелости, сказываются на двигательных возможностях. Детям 3 лет свойственны общая статическая неустойчивость тела и ограниченные динамические возможности. Дети этого возраста еще не владеют четкими движениями при ходьбе, не могут ритмично шагать, часто теряют равновесие, падают. В этом периоде отмечается повышенная утомляемость при длительном сохранении одной и той же позы и выполнении однотипных движений. Движения этих детей не достаточно согласованы, им трудно выполнять танцевальные композиции, но они могут стараться выполнять движения по показу. В этом возрасте нужно использовать различные образы в показе упражнений. Поэтому двигательные упражнения носят игровой характер 1.5.Формы и методы реализации программы Все части занятий выполняются с использованием музыки и песен. Репертуар представляет собой песенки, тексты которых сопровождаются соответствующими движениями. Опора на слово имеет особое значение и для развития речи детей, и для конкретизации самого движения, наполнения его смыслом. Такие композиции оказывают комплексное воздействие на ребенка, вызывая яркую эмоциональную реакцию и активизируя движение, желание подпевать, танцевать вместе со взрослыми или сверстниками. Основной метод музыкально-ритмического воспитания детей “вовлекающий показ” двигательных упражнений. Учитывая способность детей к подражанию, их желание двигаться вместе со взрослым и, вместе с тем, неспособность действовать по словесной инструкции, педагог должен максимально выразительно и четко исполнять ритмические композиции, так как от этого напрямую зависит и качество движений детей. 6 Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каждому ребёнку чувствовать себя комфортно, уверенно, т.к. в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Комплексно-игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний, с учетом принципов построения программы и межпредметных связей по областям. Методы и приемы, помогающие осуществлять индивидуальный подход: Наглядно - зрительный (двигательный показ под музыку элементов танцев ; сюжетно-образных движений); Словесный (образный рассказ о новой игре, танце, пояснения в ходе выполнения движений); Игровой (образно-ролевые, музыкально-дидактические, творческие); Практический (многократное выполнение движения, упражнения для развития музыкально-ритмических навыков детей , изменение движений в соответствии с изменением характера музыки, темповых изменений). 1.6. Интеграция образовательных областей: 1.«Художественно-эстетическое развитие» - где дети знакомятся с литературными произведениями познавательной направленности (стихи, потешки, прибаутки, тексты песен), музыкой для упражнений, игр в соответствии с тематикой занятия, учатся слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами. 2.«Речевое развитие» - на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием прибауток, потешек, словесных игр. 3.«Социально-коммуникативное развитие» - где дети овладевают способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, разучиваются коммуникативные игры. 1.7. Прогнозируемый результат: 7 Развитие специальных музыкальных способностей - музыкального слуха, чувства ритма, памяти. Развитие навыка передачи через двигательные действия настроение и характера музыки; Развитие творческих способностей ( творческого воображения и фантазии, способности к импровизации). 2. Содержательный раздел программы 2.1. Основное содержание. Содержание программы определяют следующие разделы: пальчиковая гимнастика игроритмика музыкально-подвижные игры, хороводы «Пальчиковая гимнастика» в программе служит основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают мир внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию. Очень важным фактором, необходимым для развития речи, является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. «Игроритмика» является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей детей, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры. «Музыкально-подвижные игры, хороводы» содержат упражнения, применяемые практически на всех занятиях, и являются ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по ритмике .Занятия включают в себя 8 коротенькие песни- инсценировки, под которые нужно или подпевать простые припевы, или использовать пальчиковые игры, или играть на простейших музыкальных инструментах (колокольчики, бубенчики, погремушки, маракасы, клавесы, бубны, ложки, барабаны, тарелочки, треугольники, шейкеры).Все песенки для детей очень короткие, веселые и простые для понимания даже для самых маленьких. Играя под эти песни, малыш не только будет развивать мелкую моторику пальцев рук, но и соответственно, речь, музыкальный слух, воображение 2.2.Описание образовательной деятельности. Режим занятий Программа разработана для детей 3-4 лет. Срок реализации программы кружка «Весёлыё ритм» - 1 год. Форма занятий: групповая. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия 15 минут. 2.3.Примерный план организации занятий. Вводная часть: пальчиковая гимнастика. Основная часть занятия: игроритмика. Заключительная часть: музыкально - подвижные игры. 2.4. Программные задачи. 1. Воспитание интереса к музыкально-ритмическим движениям. 2. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, образно-игровых движений. 3. Развитие музыкального слуха: • музыкальных сенсорных способностей (различение динамики, продолжительности, высоты и тембра музыкального звука); • чувства ритма - способности выражать в движении ритмическую пульсацию мелодии (а при четком, акцентированном ритме — отмечать сильную долю); • слухового внимания - умение начинать и заканчивать движения в соответствии с началом и концом музыки; • способности менять темп (контрастный - быстро-медленно) и характер движения в соответствии с изменением темпа и характера звучания. 9 4. Развитие двигательной сферы — формирование основных двигательных навыков и умений (ходьбы, бега, прыжков), развитие пружинных, маховых движений, выразительных жестов, элементов плясовых движений (“фонарики”, топающий шаг и др.); развитие выразительности движений, умений передавать в мимике и пантомимике образы знакомых животных и персонажей . 5. Развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом песен и потешек (расширение словарного запаса). 2.4. Календарно – тематический план Период Раздел Октябрь Пальчиковая Ноябрь гимнастика. Развитие мелкой моторики и координации движений рук Репертуар «Зайцы», «Дождик», «Порисуем», «Попугай», «Мартышки»,«Бабушка кисель варила»,«Жук», «Паучок». Виды упражнений для согласования движений с музыкой :хлопки в такт музыки (образно-звуковые действия «горошинки»); ходьба сидя на стуле; акцентрированная ходьба; акцентрированная ходьба с одновременным махом согнутыми руками. Хлопки и удары ногой на каждый счет и через счет; - только на 1-ый счет; выполнение движений руками в различном темпе- различие динамики звука «громкотихо». «Хлопушки», «Топотушки», «Лошадки бьют копытом», «Ловим комаров», «Пушистые снежинки» «Зеваки», «Давай поздороваемся» , «Море волнуется раз», «Зеркало»,«Угадай кто я», «Раз, два, три замри», «Ледяные фигуры». Музыкально-подвижные «Построение в круг», «Птицы», «Снежинки», «Кошки -мышки», «Машина», «Самолеты» игры Развитие двигательной «Играем с бубном» сферы — формирование Музыкально - ритмичекие композиции: основных двигательных «Белочка», «Едем к бабушке в деревню», навыков и умений «Чебурашка», «Лошадки», «Поросята», «Птички и ворон», хороводы Игроритмика развития чувства ритма и двигательных способностей детей, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности. 10 Декабрь Пальчиковая Январь гимнастика. Развитие Февраль мелкой моторики и координации движений рук Март Апрель Май Игроритмика развития чувства ритма и двигательных способностей детей, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности Музыкально-подвижные игры Развитие двигательной сферы — формирование основных двигательных навыков и умений Пальчиковая гимнастика. Развитие мелкой моторики и координации движений рук. Игроритмика развития чувства ритма и двигательных способностей детей, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной «Мартышки»; «Бабушка кисель варила»; «Жук»; «Паучок»; «Чашка»; «Червячок»; «Купим мы бабушке курочку»; «Замок»; «Попугай», «Четыре братца», «Улей». Виды упражнений для согласования движений с музыкой : хлопки руками под музыку; движения руками в различном темпе. выполнение упражнений руками под музыку в различном темпе и с хлопками; выполнение упражнений под музыку с притопом удары ногой на каждый счёт и через счёт шаги на каждый счёт и через счёт (шаг вперёд с левой, держать, шаг вперёд с правой, держать) «Зеваки», «Давай поздороваемся» , «Упражнения с ладошками» «Блинчики», «Тарелочки», «Ладушки», «Бубны», «Колокольчики», « Ловим комариков» «Птицы», «Снежинки», «Кошки -мышки», «Машина», «Самолеты» «Играем с бубном» «Белочка», «Лошадки», «Поросята», «Птички и ворона»«Карлики и великаны», «Жуки и пчѐлы», «Воробышки и автомобиль», «Воробьи и журавли», хороводы. «Замок»; «Попугай», «Четыре братца», «Улей», «Паучок»; «Чашка»; «Червячок»; «Купим мы бабушке курочку»; «Замок»; «Дерево»; «Зайчик»; «Птенчики в гнезде»; «Филин», «Черепаха», «Капустка», «Дружба» Виды упражнений для согласования движений с музыкой: - подскоки с вытянутыми руками вверх – поочерёдно; плавные движения рук вниз, вверх, в стороны, вниз; ходьба на каждый счет и через счет; хлопки и удары ногой на сильные и слабые доли такта; сочетание ходьбы на каждый счет с хлопками, через счет и наоборот; – тактирование на музыкальный размер 2/4; выполнение ходьбы, бега, движение туловищем в различном темпе. хлопки по счёту; притопы на каждый счёт; притопы с хлопками поочерёдно; поднимание и опускание рук вперёд по счёту под 11 выразительности музыкальное сопровождение. Музыкально-подвижные игры Развитие двигательной сферы — формирование основных двигательных навыков и умений. «Поздороваемся», «Собачка в конуре», «Ракета», «Соседи», «Шапочка», «Цветочки на полянке», «Сугробы», «Слушай команду», «Поменяйся», «Передай платочек», «Рыбки», «Цапля и лягушки», «Тихие воротца», «Встреча», хороводы. 3.Организационный раздел 3.1.Материально – техническое обеспечение На занятиях используются различные предметы: платочки, бубны, ленточки на палочках, обручи, плоские кольца, флажки, султанчики, погремушки, цветы, воздушные шарики, мячи, колокольчики, а также костюмы и дополнительные атрибуты для яркости представления приобретенных навыков по программе «Веселый ритм». Технические средства : 1. Стулья детские -30 шт. 2. Мультимедийная система 1шт 3. Ноутбук-1 шт . 4. Шкаф для пособий-1 шт. 5. Стол большой -2 шт. 6. Стул большой-1 шт. 7. Ковер - 2 шт. 8.Музыкальный центр – 1шт. 9.Цифровое пианино – 1шт. 10.Аудио материалы . 3.2.Список используемой литературы: 12 1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста) – СПб.: ЛОИРО, 2000 2.Анисимова Г.И «Сто музыкальных игр для развития дошкольников» « Академия развития» Ярославль2005г. 3. Слуцкая С.Л. «Танцевальная мозаика». - М.: Линка – Пресс, 2006. 4. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. Ярославль 2004г. 5. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: . Творческий центр «Сфера», Москва, 2005. 13