1 Содержание 1. Целевой раздел программы………………………………………………………3 1.2. Цель и задачи программы....................................................................................... 5 1.3. Принципы и подходы к формированию Программы .......................................... 7 1.4. Планируемые результаты ....................................................................................... 8 1.5. Направления диагностики ....................................................................................... 9 1.6. Индивидуальные исполнительские умения ........................................................ 10 2. Основная часть ........................................................................................ 10 2.1 . Особенности организации образовательного процесса .................................... 10 2.2. Учебно – тематический план ................................................................................ 12 Учебно-тематический план в средней группе ............................................................ 12 Учебно-тематический план в старшей группе ........................................................... 13 Учебно-тематический план в подготовительной к школе группе ........................... 14 3. Методическое обеспечение Программы ................................................................. 15 3.1.Нормативно-правовые документы: ....................................................................... 15 3.2. Программно-методические документы: .............................................................. 15 3.3. Материально-техническое обеспечение Программы ......................................... 15 4. Заключение ................................................................................................................ 16 Список используемой литературы .............................................................................. 18 2 1. Целевой раздел программы 1.1. Пояснительная записка. Сегодня, когда в стране широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования, существенно возрастает, благодаря введению Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее: ФГОС ДО), и роль художественно- эстетического развития детей дошкольного возраста. Так, одной из основополагающих задач, определённых в ФГОС ДО, является формирование общей культуры личности, развития социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств ребёнка. Несомненно, в реализации данной задачи ключевая роль отводится инновационной деятельности педагогов, ориентированных на применение современных образовательных технологий, на внедрение в практику работы с дошкольниками новых форм и методов обучения, тема воспитания детей на народных традициях становится одной из актуальных и значимых, и служит для педагогов ориентиром в решении всех образовательных задач, в том числе и музыкальных. Сказанное выше на прямую связано с духовно-нравственным воспитанием детей дошкольного возраста, где игровой фольклор занимает одно из ведущих мест. В своё время известный русский педагог К.Д.Ушинский рекомендовал широко использовать в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста народные игры: он призывал педагогов к собиранию народных игр и созданию из них превосходного и могущественного воспитательного средства. Этот завет К.Д.Ушинского стремились выполнять русские передовые деятели дошкольного воспитания, такие как А.С.Симонович, А.Н.Усова Е.Н.Водовозова, Л.К.Шлегер, Е.И.Тихеева, В.А.Сухомлинский, Е.А.Флёрина, Н.П.Сакулина и др. 3 Н.К.Крупская, Однако, трудно представить себе игровой фольклор без музыкальных и хороводных игр. В прошлом веке было написано множество книг, учебников, статей о том, как они влияют на всестороннее развитие ребёнкадошкольника. Основополагающие идеи теории и практики нашли своё отражение в содержании научных концепций Н.А.Метлова, И.Л.Дзержинской, Н.А.Ветлугиной, Е.Раевской, С.Рудневой, Г.Соболевой, Л.Н.Комиссаровой, А.Д.Войновой, Д.Б. Кабалевского и др. Сегодня, в эпоху массовой компьютеризации и телевидения, возникла необходимость взглянуть на предшествующий опыт с современных позиций, определить новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. Для привлечения внимания к вопросам народной педагогики, в нашей стране появилось много качественных и интересных программ дополнительного образования, направленных на ознакомление детей с родной культурой: «Горенка» (автор- М.В.Хазова), «Фольклор-МузыкаТеатр» (автор-С.И.Мерзлякова), «Музыкальная народная культура» (авторД.А.Рытов), «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (авторы-О.Л.Князева, М.Д.Маханёва) и др. К сожалению, сегодня, в современном мире ребёнку нелегко найти для себя способ эмоционального самовыражения. Большинство дошкольников, придя домой, находят его в компьютерных играх. Реальное общение подменяется виртуальным, детские интересы становятся ограниченны, игры однообразны. Дошкольные образовательные организации, в которых пребывает ребёнок, «захлестнула волна» современной музыки, дети реже стали водить хороводы, петь народные песни. Изучая проблему духовно-нравственного воспитания дошкольников, я обратила внимание на то, что, оказывается, не существует программы, в которой бы систематически происходило знакомство воспитанников с 4 хороводами и хороводными играми на протяжении всего дошкольного детства. Как показала практика, музыкальные руководители недооценивают значение хороводных игр и включают их в праздники и развлечения от случая к случаю, а в непосредственно-организованной образовательной деятельности или в совместной с детьми деятельности используют очень редко. Поскольку для разучивания хороводов и хороводных игр требуется определённое количество времени, то целесообразно Программу использовать в рамках кружковой деятельности. Важно подчеркнуть, что Программа составлена в соответствии свозрастными особенностями детей дошкольного возраста, не противоречит ФГОС ДО и обеспечивает целостность педагогического процесса. Программа рассчитана на работу с детьми 3-7 лет и ставит перед собой основную цель: приобщение детей дошкольного возраста и их родителей (законных представителей) к традициям русского народа посредством хороводных игр и праздников фольклорного календаря. 1.2. Цель и задачи программы Цель может быть достигнута решением основных задач, к которым относятся: -познакомить детей и их родителей с хороводными играми, фольклорными праздниками, вызвать к ним интерес; -развивать речь детей, уметь чётко и внятно произносить слова в хороводных песнях; -укреплять здоровье детей путём правильного исполнения хороводных песен: правильно брать дыхание, петь естественным голосом, слаженно, не выкрикивая; -формировать у детей красивую осанку, выразительность движений и жестов; -формировать у детей яркие положительные эмоции в процессе творческого 5 взаимодействия и художественно-деятельного общения со взрослыми и сверстниками; -развивать в детях самостоятельность, инициативу, музыкально- творческие способности; -воспитывать у детей желание участвовать в хороводных играх и фольклорных праздниках. Необходимо подчеркнуть, что кроме основных задач, на каждомвозрастном этапе ставятся специальные задачи: в средней группе лет): (4–5 создать условия для инсценирования совместно с воспитателем песен, выразительно передавать образы, развивать жестикуляцию рук и мышц лица, развивать умение петь дружно, синхронизировать хороводный шаг с темпом песенного исполнения, воспитывать желание использовать хороводные игры в самостоятельной деятельности. исполнять в старшей группе (5–6 лет): развивать умение выразительно танцевальные и игровые движения, развивать чувство ритма, ладотональный, звуковысотный слух, формировать умение передавать эмоции в песне. Развивать внимание во время хороводных перестроений. Воспитывать положительное отношение к передаваемому образу. в подготовительной совершенствоватьумение ориентироваться к школе группе в пространстве при (6–7 лет): построении хороводных фигур. Побуждать детей к самостоятельному песенно-игровому творчеству, придумывать варианты образных движений. Развивать жестикуляцию, пластику движений с использованием различных предметов, атрибутов, элементов костюма. 6 1.3. Принципы и подходы к формированию Программы На решение вышеперечисленных задач ориентированы педагогические условия, а именно: использование разнообразных методов и приёмов- игровых, наглядных, словесных, практических; интегрированных форм организации художественнотворческой музыкальной деятельности- совместной с детьми деятельности, праздников, развлечений; современных форм работы с родителями, построенных на выполнении «Домашних заданий» с детьми; развивающей предметно- пространственной среды- русских костюмов (детских и взрослых), атрибутов для проведения совместной с детьми деятельности, для организации хороводных игр, праздников и развлечений. Для того, чтобы воплотить в жизнь поставленные задачи, необходимо учитывать основные принципы дошкольной дидактики: -принцип гуманизации-ведущий принцип образования; -принцип научности и практической применимости; -принцип культуросообразности; -принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей ребёнка; -принцип целостности музыкального воспитания; -принцип интеграции образовательного процесса; -принцип преемственности; -принцип педагогической поддержки; -принцип систематичности и последовательности; -принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства; 7 -принцип региональности; -принцип учёта детских музыкальных интересов, детской субкультуры; -принцип профессионального сотрудничества и сотворчества; -принцип эстетизации. Программа разделена на 3 этапа, каждый из которых соответствует возрастной дошкольной группе (1-ый этап- средняя группа, 2-й этап-старшая группа, 3-й этапподготовительная к школе группа). Программа предусматривает проведение совместной деятельности со всей группой детей, начиная с октября по май 1 раз в неделю в рамках кружковой деятельности, продолжительностью в средней группе-20 минут, в старшей группе-25 минут, в подготовительной к школе группе-30 минут, во второй половине дня. Кроме того, повторение и закрепление музыкального материала осуществляется в НОД по образовательной области «Художественно- эстетическое развитие», в совместной деятельности воспитателя с детьми в группе, на прогулке, в семье, в самостоятельной детской деятельности (старший дошкольный возраст), в праздниках и развлечениях. 1.4. Планируемые результаты За 3 года работы по данной Программе у детей дошкольного возраста появятся следующие результаты: -дети и их родители познакомятся с хороводными играми, примут участие в фольклорных праздниках, станут проявлять интерес к народному фольклору; -у детей развилась речь, они научились чётко и внятно произносить слова в хороводных песнях; -у детей улучшилось здоровье, они стали правильно исполнять хороводные песни, научились правильно брать дыхание, петь естественным голосом, слаженно, не 8 выкрикивая; -у детей сформировались красивая осанка, выразительность движений и жестов; -у детей сформировались яркие положительные эмоции в процессе творческого взаимодействия и художественно-деятельного общения со взрослыми и сверстниками; -у детей развились: самостоятельность, инициатива, музыкально- творческие способности; -у детей появилось желание участвовать в хороводных играх и фольклорных праздниках Младший и средний дошкольный возраст Направления диагностики Поскольку дети младшего и среднего возраста ещё только накапливают музыкальный опыт и пока в силу своих возрастных особенностей им трудно воспринимать абстрактный и вариативный образ, то в качестве диагностики на данном этапе используется педагогическое наблюдение за детьми во время совместной деятельности, которое ведётся по следующим параметрам: проявляют интерес к хороводным играм, запоминают слова хороводных песен, более или менее правильно произносят текст, вместе правильно передают ритм и воспроизводят отдельные интонации мелодии, быстро запоминают и под музыку воспроизводят показанные взрослыми движения; самостоятельно переходят от одних движений к другим в соответствии со сменой контрастных частей хоровода, выражают впечатления и эмоции, которые вызвала у них хороводная игра. Обработка результатов: за полное соответствие критерию ставится 1 балл, за частичное соответствие - 0,5 балла: Низкий уровень музыкального развития -0-2,5балла; Средний уровень музыкального развития -3-5,5 балла;Высокий уровень музыкального 9 развития - 6-8 баллов. На втором этапе диагностики осуществляется наблюдение за игровой деятельностью детей и в протоколе фиксируются особенности исполнительских игровых умений дошкольников. Индивидуальные исполнительские умения Незнание текста и мелодии игры, отсутствие игрового образа - 0Передача в движении отдельных игровых действий - 1 Передача в движении значения игрового текста - 2Создание игрового образа- 3 Зрители: сопереживание, оценочные суждения детей; сочинители: сочинение игровых ходов, структуры игры; исполнители: яркое творческое воплощение образа – 4.0- отсутствие хороводной игры в деятельности ребёнка; 1 - низкий уровень развития индивидуальных игровых умений;2 - средний уровень; 3 - высокий уровень умений; 4 - уровень развития индивидуальных игровых умении 2. Основная часть 2.1 . Особенности организации образовательного процесса Учебно-тематический план состоит из хороводных игр, с которыми дети знакомятся в течение всего учебного года, количества часов, которые отводятся на изучение теоретического и практического материала, а так же из праздников и развлечений, составленных на основе фольклорного календаря и организованных для детей и их родителей (законных представителей). 10 В учебно-тематическом плане имеется графа, в которой указывается тема недели комплексно-тематического планирования. На освоение каждой игры отводится 1-4-недели, в зависимости от сложности материала. Месяц, тема недели, название хоровода, количество часов, отводящиеся на теоретическую и практическую части его освоения, а также дата фольклорного календаря и темы праздников, развлечений по группам приведены в таблицах: 2.12.3. 11 2.2. Учебно – тематический план Учебно-тематический план в средней группе Таблица 2.1. Месяц Тема недели Название хоровода Теория Практика «Осень» «Осень по садочку ходила» 1 1 «Народная игрушка» «В хоровод матрёшкивстали» 1 1 «Мы по лесу идём» 1 1 «Дед Мороз хороший, Дед Мороз пригожий» «Каравай» 1 1 1 1 «Хоровод с рукавичками» 1 1 «Медведь» «Снеговик, снеговик, ты такой хороший» 1 1 1 1 «Каблучок» 1 1 «Валенок передавайте» (из мл.группы) «Ботинки» 1 1 «Веснянка» 1 1 «Ручейки» 1 1 «Клубок» 1 1 «Ходит Васькасеренький» 1 1 «Ровнымкругом» 1 1 «У тётушки Натальи» 1 1 Октябрь Ноябрь «Дикие животные» «Мой город, страна» символ России -Дед Мороз Январь «Зимушказима» «Одежда, обувь» «Кто как зимует?» «Что изчего» Февраль «Зимние забавы» «Одежда,обувь» Март «Мамин праздник» «Весна» Апрель «Что из чего» «Домашниеживотные» Декабрь «Если хочешьбыть здоров» Май «Я и моя семья» «Зимний хоровод» Итого 16 12 16 Учебно-тематический план в старшей группе Таблица 2.2. Месяц Тема недели Название хоровода Октябрь «Овощи» «Огородный хоровод» 1 1 «Продукты «Бай качи, питания» качи, качи» «Мой город, «В хороводе были мы, страна» - символ ДедМороза России -Дед видели» Мороз 1 1 1 1 «Семья, день матери «Зимушка-зима» 1 1 1 1 «Лапоть» 1 1 «Баба Яга» 1 1 «По дороге Ваня шёл, Ваня шапочку нашёл» 1 1 1 1 1 1 1 1 Ноябрь «К нам гости пришли» «Ой, ты, зимушказима» Количество часов Теория Практика Декабрь «Обувь» Январь Февраль «Зимние развлечения «Головные уборы» «Птицы» «Народная культура и традиции» «Весна,мамин праздник» «Ворон» «Зима уходит, масленица приходит» «Солнышко,ярче грей!» Март «Моё настроение Апрель Май «Домашние животные» «День космонав-тики» «Книги и библиотеки «Полевые и садовые цветы» «Это что за народ, задом наперёд идёт» Шёл козёл дорогою» 1 1 1 1 «Лунатики» 1 1 1 1 1 1 «Золотые ворота» «Замечательный букет» Итого 16 13 16 Учебно-тематический план в подготовительной к школе группе Таблица 2.3. Месяц Тема недели Октябрь «Осень» «Продукты питания» Ноябрь «Мойгород, страна» - символ России -Дед Мороз «Семья» Декабрь «Зима» «Обувь» Январь Февраль «Зимние развлечения «Обувь», «Моя семья» «Народная культура и традиции» «Весна» Март Апрель Май «Народная культура и традиции» «Книги и библиотеки «Птицы» «Полевые и садовые цветы» «Народная культура и традиции» Название хоровода Количество часов Теория Практика «Овёс» «Пирог» 1 1 1 1 «Прялица» 1 1 «Царевичкоролевич» «Вдоль поулице метелицаметёт» 1 1 1 1 «Сапожник и дети» «Как на тоненький ледок» 1 1 1 2 «Во деревне то было в Ольховке» «Чурилки» 1 2 1 1 «Как зима с весною повстречалися «Грачи летят» 1 1 1 1 «Баба Яга» 1 1 «Лебёдушка» 1 1 «Со вьюном я хожу» 1 1 «частушки» 1 1 Итого 16 14 16 3. Методическое обеспечение Программы 3.1.Нормативно-правовые документы: Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020). Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р). Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СП 2.4.3648-20). 3.2. Программно-методические документы: 1. Программа «От рождения до школы» ( Под редакцией Н. Е. Вераксы Т. С. Комаровой Э. М. Дорофеевой). 2. Парциальные программы художественно-эстетической направленности: «Горенка» (автор- М.В.Хазова), «Фольклор-Музыка-Театр» (автор-С.И.Мерзлякова), «Музыкальная народная культура» (автор- Д.А.Рытов), «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (авторы-О.Л.Князева, М.Д.Маханёва). 3.3. Материально-техническое обеспечение Программы 1. Оборудованный музыкальный зал: фортепиано, компьютер, музыкальный центр, звукоусилительная аппаратура, мультимедийный проектор, магнитная доска. 2. Соответствующая росту и возрасту детей мебель. 15 3. Фонограммы русских народных мелодий и песен. 4. Презентации с мнемотаблицами для разучивания хороводных игр. 5.Элементы русских костюмов: для детей младшего и среднего возрастакосынки (для девочек) и «скруточки»-шерстяные скрученные поясочки (для мальчиков). Для детей старшего дошкольного возраста- сарафаны и косынки (для девочек), рубашки-«косоворотки» (для мальчиков), для взрослых: педагогов и родителей -русский костюм: сарафан, кокошник -для женщин, рубаха, кепка - для мужчин. 6. Атрибуты для организации хороводных игр и для проведения праздников и развлечений. 4. Заключение Благодаря систематической целенаправленной работе специалистов по программе «Хоровод», постепенно происходит приобщение всех участников педагогического процесса: детей-родителей (законных представителей)- педагогов к традициям русского народа. К концу дошкольного детства дети знают достаточно большое количество хороводных игр, могут исполнять свои любимые хороводные песни не только в совместной с педагогом деятельности, но и в самостоятельной деятельности. Занимательные игровые занятия в кружке и совместные со взрослыми мероприятия художественноэстетической направленности развили в детях познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь), музыкальные, художественные, интеллектуальные, физические способности, а также личностные качества, такие как: самостоятельность, активность, инициативность, креативность. На мой взгляд, хороводные игры в детском саду просто необходимы. Несмотря на внешнюю простоту и основной игровой момент, значение хороводов сложно переоценить. 16 Они развивают память, речь, слуховое внимание, чувство ритма и музыкального слуха, выразительность движений, воображение и фантазию. Способствуют совершенствованию двигательных навыков: прыжков, пружинного и дробного шага, топающего шага, переменного шага, галопа и стремительного бега. Облегчают процесс адаптации: располагают детей друг к другу, раскрепощают их. Учат детей действовать вместе, сотрудничать. Знакомят детей с народными традициями и обычаями. Являются прекрасным помощником в организации детей. Следует добавить, что русские хороводы недаром распределены по времени года. Занимая собой четыре годовые эпохи–зиму, весну, лето и осень-они представляют собой настоящую картину русской жизни. В них вся творческая сила народной поэзии и самобытность вековых созданий. Кроме того, особенные черты нашей народности, такие как: оптимистичность и энергия, веселье и полнота ощущения жизни, любование красотой природы и человека, делают их жизненными, неувядаемо прекрасными. 17 Список используемой литературы 1. Алексеева Л. Н., Тютюнникова Т. Э. «Музыка». Учебно-наглядное пособие «Музыка». – М.: АСТ, 1998.; 2. А мы просо сеяли. Выпуск №4 для детей младшего возраста русские народные игры-хороводы. Составитель Медведева М. Издательство «Музыка» Москва 1982; 3. Анисимова Г.И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительная группы/Анисимова Г.И.Худож.: Е.А.Афоничева, В.Н.Куров.- Ярославль: Академия развития,2008.-196с.ил.- (Детский сад: день за днём); 4. А у наших у ворот развесёлый хоровод. Народные праздники, игры и развлечения/Художник В.Н.Куров.-Ярославль: Академия развития: Академия, К0:Академия Холдинг, 2001.-224с:ил.-(Детский сад-день за днём); 5. БуренинаА.И.,ТютюнниковаТ.Э.Тутти:Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста.-СПб.: РЖ «Музыкальная палитра», 2012.-144с.; 6. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с., нот. – (Б-ка воспитателя дет.сада); 7. Заикин Н.И. Русский народный танец: учебное пособие. Ч. 1: Хороводы / Заикин Н.И., Заикина Н.А.– М.: Орёл: Орловский государственный институт культуры, 2015. – 95 с.; 8. Зимина А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Учебное пособие. –М.: ТЦ Сфера, 2010.-320с. 9. Куцакова Л.В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка – дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: / Музыка и музыкальная деятельность / В мире прекрасного: Програм.-метод. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2004. – («Росинка»). 18 10. Льговская Н.И. Организация и содержание музыкально-игровых досугов детей старшего дошкольного возраста/ Н.И.Льговская.-М.:Айрис- пресс,2007.-128с.: ил.(Дошкольное воспитание и развитие); 11. Метлов Н.А. Музыка-детям: ПОсобие для воспитателя и муз.руководителя дет.сада/Сост.С.И.Чешева,А.П.Николаичева.М.:Просвещение,1985.144с.нот.; 12. Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе. Песни, игры, загадки, театрализованные представления в авторской записи, нотной расшифровке и редакции.-М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2000, 224с. 13. Основные и дополнительные программы дошкольных образовательных учреждений: метод. Пособие / О. А. Соломенникова. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192с. – (Дошкольное воспитание и развитие); 14. «От рождения до школы» / под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010; 15. Петрова И.А. Музыкальные игры для дошкольников.-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2011. – 104с.; 16. Программы дошкольных образовательных учреждений: Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений./ Сост. О. А. .Соломенникова. – М.: АРКТИ, 2000. – 48 с. (Развитие и воспитание дошкольника).; 17. Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – 384 с.; 18. Радынова О.П. «Музыкальные шедевры». Авторская методические рекомендации. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.; 19 программа и