Хоровод дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

1

Содержание

1.

Целевой раздел программы………………………………………………………3

1.2. Цель и задачи программы....................................................................................... 5
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы .......................................... 7
1.4. Планируемые результаты ....................................................................................... 8
1.5. Направления диагностики ....................................................................................... 9
1.6. Индивидуальные исполнительские умения ........................................................ 10
2.

Основная часть ........................................................................................ 10

2.1 . Особенности организации образовательного процесса .................................... 10
2.2. Учебно – тематический план ................................................................................ 12
Учебно-тематический план в средней группе ............................................................ 12
Учебно-тематический план в старшей группе ........................................................... 13
Учебно-тематический план в подготовительной к школе группе ........................... 14
3. Методическое обеспечение Программы ................................................................. 15
3.1.Нормативно-правовые документы: ....................................................................... 15
3.2. Программно-методические документы: .............................................................. 15
3.3. Материально-техническое обеспечение Программы ......................................... 15
4. Заключение ................................................................................................................ 16
Список используемой литературы .............................................................................. 18

2

1.

Целевой раздел программы

1.1. Пояснительная записка.
Сегодня, когда в стране широко и фундаментально решается проблема
дошкольного образования, существенно возрастает, благодаря введению
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования (далее: ФГОС ДО), и роль художественно- эстетического
развития детей дошкольного возраста. Так, одной из основополагающих
задач, определённых в ФГОС ДО, является формирование общей культуры
личности,

развития

социальных,

нравственных,

эстетических,

интеллектуальных, физических качеств ребёнка. Несомненно, в реализации
данной задачи ключевая роль отводится инновационной деятельности
педагогов, ориентированных на применение современных образовательных
технологий, на внедрение в практику работы с дошкольниками новых форм
и методов обучения, тема воспитания детей на народных традициях
становится одной из актуальных и значимых, и служит для педагогов
ориентиром в решении всех образовательных задач, в том числе и
музыкальных.
Сказанное выше на прямую связано с духовно-нравственным воспитанием
детей дошкольного возраста, где игровой фольклор занимает одно из
ведущих мест.
В своё время известный русский педагог К.Д.Ушинский рекомендовал
широко использовать в воспитательной работе с детьми дошкольного
возраста народные игры: он призывал педагогов к собиранию народных игр и
созданию из них превосходного и могущественного воспитательного
средства. Этот завет К.Д.Ушинского стремились выполнять русские
передовые деятели дошкольного воспитания, такие как А.С.Симонович,
А.Н.Усова

Е.Н.Водовозова,

Л.К.Шлегер,

Е.И.Тихеева,

В.А.Сухомлинский, Е.А.Флёрина, Н.П.Сакулина и др.
3

Н.К.Крупская,

Однако, трудно представить себе игровой фольклор без музыкальных и
хороводных игр. В прошлом веке было написано множество книг, учебников,
статей о том, как они влияют на всестороннее развитие ребёнкадошкольника. Основополагающие идеи теории и практики нашли своё
отражение

в

содержании

научных

концепций

Н.А.Метлова,

И.Л.Дзержинской, Н.А.Ветлугиной, Е.Раевской, С.Рудневой, Г.Соболевой,
Л.Н.Комиссаровой, А.Д.Войновой, Д.Б. Кабалевского и др.
Сегодня, в эпоху массовой компьютеризации и телевидения, возникла
необходимость взглянуть на предшествующий опыт с современных позиций,
определить новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании
детей дошкольного возраста.
Для привлечения внимания к вопросам народной педагогики, в нашей стране
появилось много качественных и интересных программ дополнительного
образования, направленных на ознакомление детей с родной культурой:
«Горенка» (автор- М.В.Хазова), «Фольклор-МузыкаТеатр» (автор-С.И.Мерзлякова), «Музыкальная народная культура» (авторД.А.Рытов), «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
(авторы-О.Л.Князева, М.Д.Маханёва) и др.
К сожалению, сегодня, в современном мире ребёнку нелегко найти для себя
способ эмоционального самовыражения. Большинство дошкольников, придя
домой, находят его в компьютерных играх. Реальное общение подменяется
виртуальным, детские интересы становятся ограниченны, игры однообразны.
Дошкольные образовательные организации, в которых пребывает ребёнок,
«захлестнула волна» современной музыки, дети

реже стали водить

хороводы, петь народные песни.
Изучая проблему духовно-нравственного воспитания дошкольников, я
обратила внимание на то, что, оказывается, не существует программы, в
которой бы систематически происходило знакомство воспитанников с
4

хороводами и хороводными играми на протяжении всего дошкольного
детства. Как показала практика, музыкальные руководители недооценивают
значение хороводных игр и включают их в праздники и развлечения от
случая к случаю, а в непосредственно-организованной образовательной
деятельности или в совместной с детьми деятельности используют очень редко.
Поскольку для разучивания хороводов и хороводных игр требуется
определённое

количество

времени,

то

целесообразно

Программу

использовать в рамках кружковой деятельности.
Важно подчеркнуть, что Программа составлена в соответствии свозрастными
особенностями детей дошкольного возраста, не противоречит ФГОС ДО и
обеспечивает целостность педагогического процесса.
Программа рассчитана на работу с детьми 3-7 лет и ставит перед собой
основную цель: приобщение детей дошкольного возраста и их родителей
(законных представителей) к традициям русского народа посредством
хороводных игр и праздников фольклорного календаря.
1.2.

Цель и задачи программы

Цель может быть достигнута решением основных задач, к которым
относятся:
-познакомить детей и их родителей с хороводными играми, фольклорными
праздниками, вызвать к ним интерес;
-развивать речь детей, уметь чётко и внятно произносить слова в хороводных
песнях;
-укреплять здоровье детей путём правильного исполнения хороводных песен:
правильно брать дыхание, петь естественным голосом, слаженно, не
выкрикивая;
-формировать у детей красивую осанку, выразительность движений и
жестов;
-формировать у детей яркие положительные эмоции в процессе творческого
5

взаимодействия и художественно-деятельного общения со взрослыми и
сверстниками;
-развивать в детях самостоятельность, инициативу, музыкально- творческие
способности;
-воспитывать у детей желание участвовать в хороводных играх и
фольклорных праздниках. Необходимо подчеркнуть, что кроме основных
задач, на каждомвозрастном этапе ставятся специальные задачи:


в

средней

группе

лет):

(4–5

создать

условия

для

инсценирования совместно с воспитателем песен, выразительно передавать образы,
развивать жестикуляцию рук и мышц лица, развивать умение петь дружно,
синхронизировать хороводный шаг с темпом песенного исполнения, воспитывать
желание использовать хороводные игры в самостоятельной деятельности.

исполнять

в старшей группе (5–6 лет): развивать умение выразительно
танцевальные

и

игровые

движения,

развивать

чувство

ритма,

ладотональный, звуковысотный слух, формировать умение передавать эмоции в
песне. Развивать внимание во время хороводных перестроений. Воспитывать
положительное отношение к передаваемому образу.


в

подготовительной

совершенствоватьумение

ориентироваться

к

школе

группе

в

пространстве

при

(6–7

лет):

построении

хороводных фигур. Побуждать детей к самостоятельному песенно-игровому
творчеству, придумывать варианты образных движений. Развивать жестикуляцию,
пластику движений с использованием различных предметов, атрибутов, элементов
костюма.

6

1.3.

Принципы и подходы к формированию Программы

На решение вышеперечисленных задач ориентированы педагогические условия, а
именно: использование разнообразных методов и приёмов- игровых, наглядных,
словесных, практических; интегрированных форм организации художественнотворческой музыкальной деятельности- совместной с детьми деятельности,
праздников, развлечений; современных форм работы с родителями, построенных на
выполнении

«Домашних

заданий»

с

детьми;

развивающей

предметно-

пространственной среды- русских костюмов (детских и взрослых), атрибутов для
проведения совместной с детьми деятельности, для организации хороводных игр,
праздников и развлечений.
Для того, чтобы воплотить в жизнь поставленные задачи, необходимо учитывать
основные принципы дошкольной дидактики:
-принцип гуманизации-ведущий принцип образования;
-принцип научности и практической применимости;
-принцип культуросообразности;
-принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей
ребёнка;
-принцип целостности музыкального воспитания;
-принцип интеграции образовательного процесса;
-принцип преемственности;
-принцип педагогической поддержки;
-принцип систематичности и последовательности;
-принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества, государства;

7

-принцип региональности;
-принцип учёта детских музыкальных интересов, детской субкультуры;
-принцип профессионального сотрудничества и сотворчества;
-принцип эстетизации.
Программа разделена на 3 этапа, каждый из которых соответствует возрастной
дошкольной группе (1-ый этап- средняя группа, 2-й этап-старшая группа, 3-й этапподготовительная к школе группа).
Программа предусматривает проведение совместной деятельности со всей группой
детей, начиная с октября по май 1 раз в неделю в рамках кружковой деятельности,
продолжительностью в средней группе-20 минут, в старшей группе-25 минут, в
подготовительной к школе группе-30 минут, во второй половине дня.
Кроме того, повторение и закрепление музыкального материала осуществляется в
НОД по образовательной области «Художественно- эстетическое развитие», в
совместной деятельности воспитателя с детьми в группе, на прогулке, в семье, в
самостоятельной

детской

деятельности

(старший

дошкольный

возраст),

в

праздниках и развлечениях.
1.4.

Планируемые результаты

За 3 года работы по данной Программе у детей дошкольного возраста появятся
следующие результаты:
-дети и их родители познакомятся с хороводными играми, примут

участие в

фольклорных праздниках, станут проявлять интерес к народному фольклору;
-у детей развилась речь, они научились чётко и внятно произносить слова в
хороводных песнях;
-у детей улучшилось здоровье, они стали правильно исполнять хороводные песни,
научились правильно брать дыхание, петь естественным голосом, слаженно, не
8

выкрикивая;
-у детей сформировались красивая осанка, выразительность движений и жестов;
-у детей сформировались яркие положительные эмоции в процессе творческого
взаимодействия

и

художественно-деятельного

общения

со

взрослыми

и

сверстниками;
-у детей развились: самостоятельность, инициатива, музыкально- творческие
способности;
-у детей появилось желание участвовать в хороводных играх и фольклорных
праздниках
Младший и средний дошкольный возраст
Направления диагностики
Поскольку дети младшего и среднего возраста ещё только накапливают
музыкальный опыт и пока в силу своих возрастных особенностей им трудно
воспринимать абстрактный и вариативный образ, то в качестве диагностики на
данном этапе используется педагогическое наблюдение за детьми во
время совместной деятельности, которое ведётся по следующим параметрам:
проявляют интерес к хороводным играм, запоминают слова хороводных песен,
более или менее правильно произносят текст, вместе правильно передают ритм и
воспроизводят отдельные интонации мелодии, быстро запоминают и под музыку
воспроизводят показанные взрослыми движения; самостоятельно переходят от
одних движений к другим в соответствии со сменой контрастных частей хоровода,
выражают впечатления и эмоции, которые вызвала у них хороводная игра.
Обработка результатов: за полное соответствие критерию ставится 1 балл, за
частичное соответствие - 0,5 балла:
Низкий уровень музыкального развития -0-2,5балла; Средний уровень
музыкального развития -3-5,5 балла;Высокий уровень музыкального
9

развития - 6-8 баллов.
На

втором этапе диагностики

осуществляется наблюдение за игровой

деятельностью детей и в протоколе фиксируются особенности исполнительских
игровых умений дошкольников.
Индивидуальные исполнительские умения
Незнание текста и мелодии игры, отсутствие игрового образа - 0Передача в
движении отдельных игровых действий - 1
Передача в движении значения игрового текста - 2Создание игрового
образа- 3
Зрители: сопереживание, оценочные суждения детей; сочинители: сочинение
игровых ходов, структуры игры; исполнители: яркое творческое воплощение образа
– 4.0- отсутствие хороводной игры в деятельности ребёнка;
1 - низкий уровень развития индивидуальных игровых умений;2 - средний
уровень;
3

- высокий уровень умений;

4

- уровень развития индивидуальных игровых умении
2.

Основная часть

2.1 . Особенности организации образовательного процесса
Учебно-тематический план состоит из хороводных игр, с которыми дети знакомятся
в течение всего учебного года, количества часов, которые отводятся на изучение
теоретического и практического материала, а так же из праздников и развлечений,
составленных на основе фольклорного календаря и организованных для детей и их
родителей (законных представителей).
10

В учебно-тематическом плане имеется графа, в которой указывается тема недели
комплексно-тематического планирования.
На освоение каждой игры отводится 1-4-недели, в зависимости от сложности
материала.
Месяц, тема недели, название хоровода, количество часов, отводящиеся на
теоретическую и практическую части его освоения, а также дата фольклорного
календаря и темы праздников, развлечений по группам приведены в таблицах: 2.12.3.

11

2.2. Учебно – тематический план
Учебно-тематический план в средней группе
Таблица 2.1.
Месяц

Тема недели

Название хоровода
Теория Практика

«Осень»

«Осень по садочку ходила»

1

1

«Народная игрушка»

«В хоровод матрёшкивстали»

1

1

«Мы по лесу идём»

1

1

«Дед Мороз хороший, Дед
Мороз пригожий»
«Каравай»

1

1

1

1

«Хоровод с
рукавичками»

1

1

«Медведь»
«Снеговик, снеговик, ты
такой хороший»

1
1

1
1

«Каблучок»

1

1

«Валенок передавайте» (из
мл.группы)
«Ботинки»

1

1

«Веснянка»

1

1

«Ручейки»

1

1

«Клубок»

1

1

«Ходит Васькасеренький»

1

1

«Ровнымкругом»

1

1

«У тётушки
Натальи»

1

1

Октябрь

Ноябрь

«Дикие
животные»
«Мой город, страна» символ России -Дед
Мороз

Январь

«Зимушказима»
«Одежда,
обувь»
«Кто как
зимует?»
«Что изчего»

Февраль

«Зимние
забавы»
«Одежда,обувь»

Март

«Мамин
праздник»
«Весна»

Апрель

«Что из
чего»
«Домашниеживотные»

Декабрь

«Если хочешьбыть
здоров»
Май

«Я и моя
семья»

«Зимний хоровод»

Итого

16
12

16

Учебно-тематический план в старшей группе
Таблица 2.2.
Месяц

Тема недели

Название хоровода

Октябрь

«Овощи»

«Огородный хоровод»

1

1

«Продукты
«Бай качи,
питания»
качи, качи»
«Мой город,
«В хороводе были мы,
страна» - символ
ДедМороза
России -Дед
видели»
Мороз

1

1

1

1

«Семья,
день матери
«Зимушка-зима»

1

1

1

1

«Лапоть»

1

1

«Баба Яга»

1

1

«По дороге Ваня шёл,
Ваня шапочку
нашёл»

1

1

1
1

1
1

1

1

Ноябрь

«К нам гости
пришли»
«Ой, ты, зимушказима»

Количество
часов
Теория Практика

Декабрь
«Обувь»

Январь

Февраль

«Зимние
развлечения
«Головные
уборы»
«Птицы»
«Народная
культура и
традиции»
«Весна,мамин
праздник»

«Ворон»
«Зима уходит,
масленица
приходит»
«Солнышко,ярче
грей!»

Март
«Моё настроение

Апрель

Май

«Домашние
животные»
«День
космонав-тики»
«Книги и
библиотеки
«Полевые и
садовые цветы»

«Это что за народ,
задом
наперёд идёт»
Шёл козёл дорогою»

1

1

1

1

«Лунатики»

1

1

1

1

1

1

«Золотые
ворота»
«Замечательный
букет»

Итого

16

13

16

Учебно-тематический план в подготовительной к школе группе
Таблица 2.3.
Месяц

Тема недели

Октябрь

«Осень»
«Продукты
питания»

Ноябрь

«Мойгород,
страна» - символ
России -Дед
Мороз
«Семья»

Декабрь

«Зима»
«Обувь»

Январь
Февраль

«Зимние
развлечения
«Обувь»,
«Моя семья»
«Народная
культура и
традиции»
«Весна»

Март

Апрель

Май

«Народная
культура и
традиции»
«Книги и
библиотеки
«Птицы»
«Полевые и
садовые
цветы»
«Народная
культура и
традиции»

Название
хоровода

Количество
часов
Теория Практика

«Овёс»
«Пирог»

1
1

1
1

«Прялица»

1

1

«Царевичкоролевич»
«Вдоль поулице
метелицаметёт»

1

1

1

1

«Сапожник и
дети»
«Как на
тоненький
ледок»

1

1

1

2

«Во деревне то
было в
Ольховке»
«Чурилки»

1

2

1

1

«Как зима с
весною
повстречалися
«Грачи летят»

1

1

1

1

«Баба Яга»

1

1

«Лебёдушка»

1

1

«Со вьюном я
хожу»

1

1

«частушки»

1

1

Итого

16
14

16

3. Методическое обеспечение Программы
3.1.Нормативно-правовые документы:
Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании
в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г.
№ 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования».
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р).
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (СП 2.4.3648-20).
3.2. Программно-методические документы:
1.

Программа «От рождения до школы» ( Под редакцией Н. Е. Вераксы Т. С.

Комаровой Э. М. Дорофеевой).
2. Парциальные

программы

художественно-эстетической

направленности:

«Горенка» (автор- М.В.Хазова), «Фольклор-Музыка-Театр» (автор-С.И.Мерзлякова),
«Музыкальная народная культура» (автор- Д.А.Рытов), «Приобщение детей к
истокам русской народной культуры» (авторы-О.Л.Князева, М.Д.Маханёва).
3.3. Материально-техническое обеспечение Программы
1.

Оборудованный музыкальный зал: фортепиано, компьютер, музыкальный

центр, звукоусилительная аппаратура, мультимедийный проектор, магнитная доска.
2.

Соответствующая росту и возрасту детей мебель.
15

3.

Фонограммы русских народных мелодий и песен.

4.

Презентации с мнемотаблицами для разучивания хороводных игр.

5.Элементы русских костюмов: для детей младшего и среднего возрастакосынки (для девочек) и «скруточки»-шерстяные скрученные поясочки (для
мальчиков). Для детей старшего дошкольного возраста- сарафаны и косынки (для
девочек), рубашки-«косоворотки» (для мальчиков), для взрослых: педагогов и
родителей -русский костюм: сарафан, кокошник -для женщин, рубаха, кепка - для
мужчин.
6. Атрибуты для организации хороводных игр и для проведения праздников и
развлечений.
4. Заключение
Благодаря систематической целенаправленной работе специалистов по программе
«Хоровод», постепенно происходит приобщение всех участников педагогического
процесса: детей-родителей (законных представителей)- педагогов к традициям
русского народа.
К концу дошкольного детства дети знают достаточно большое количество
хороводных игр, могут исполнять свои любимые хороводные песни не только в
совместной с педагогом деятельности, но и в самостоятельной деятельности.
Занимательные игровые занятия

в

кружке

и

совместные

со

взрослыми

мероприятия художественноэстетической

направленности

развили

в

детях

познавательные

процессы

(восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь), музыкальные,
художественные, интеллектуальные, физические способности, а также личностные
качества, такие как: самостоятельность, активность, инициативность, креативность.
На мой взгляд, хороводные игры в детском саду просто необходимы. Несмотря на
внешнюю простоту и основной игровой момент, значение хороводов сложно
переоценить.
16

Они развивают память, речь, слуховое внимание, чувство ритма и музыкального
слуха, выразительность движений, воображение и фантазию.
Способствуют совершенствованию двигательных навыков: прыжков, пружинного и
дробного шага, топающего шага, переменного шага, галопа и стремительного бега.
Облегчают процесс адаптации: располагают детей друг к другу, раскрепощают их.
Учат детей действовать вместе, сотрудничать.
Знакомят детей с народными традициями и обычаями. Являются
прекрасным помощником в организации детей.
Следует добавить, что русские хороводы недаром распределены по времени года.
Занимая собой четыре годовые эпохи–зиму, весну, лето и осень-они представляют
собой настоящую картину русской жизни. В них вся творческая сила народной
поэзии и самобытность вековых созданий. Кроме того, особенные черты нашей
народности, такие как: оптимистичность и энергия, веселье и полнота ощущения
жизни, любование красотой природы и человека, делают их жизненными,
неувядаемо прекрасными.

17

Список используемой литературы
1.

Алексеева Л. Н., Тютюнникова Т. Э. «Музыка». Учебно-наглядное пособие

«Музыка». – М.: АСТ, 1998.;
2.

А мы просо сеяли. Выпуск №4 для детей младшего возраста русские народные

игры-хороводы. Составитель Медведева М. Издательство
«Музыка» Москва 1982;
3.

Анисимова Г.И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и

подготовительная группы/Анисимова

Г.И.Худож.: Е.А.Афоничева, В.Н.Куров.-

Ярославль: Академия развития,2008.-196с.ил.- (Детский сад: день за днём);
4.

А у наших у ворот развесёлый хоровод. Народные праздники, игры и

развлечения/Художник В.Н.Куров.-Ярославль: Академия

развития: Академия,

К0:Академия Холдинг, 2001.-224с:ил.-(Детский сад-день за днём);
5.

БуренинаА.И.,ТютюнниковаТ.Э.Тутти:Программа
музыкального

воспитания

детей

дошкольного

возраста.-СПб.:

РЖ

«Музыкальная палитра», 2012.-144с.;
6.

Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение,

1981. – 240 с., нот. – (Б-ка воспитателя дет.сада);
7.

Заикин Н.И. Русский народный танец: учебное пособие. Ч. 1: Хороводы /

Заикин Н.И., Заикина Н.А.– М.: Орёл: Орловский государственный институт
культуры, 2015. – 95 с.;
8.

Зимина А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного

возраста. Учебное пособие. –М.: ТЦ Сфера, 2010.-320с.
9. Куцакова Л.В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка – дошкольника: развитого,

образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного,
активно-творческого: / Музыка и музыкальная деятельность / В мире
прекрасного: Програм.-метод. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2004. – («Росинка»).
18

10. Льговская Н.И. Организация и содержание музыкально-игровых досугов детей

старшего дошкольного возраста/ Н.И.Льговская.-М.:Айрис- пресс,2007.-128с.: ил.(Дошкольное воспитание и развитие);
11. Метлов Н.А. Музыка-детям: ПОсобие для воспитателя и муз.руководителя

дет.сада/Сост.С.И.Чешева,А.П.Николаичева.М.:Просвещение,1985.144с.нот.;
12.

Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе. Песни,

игры, загадки, театрализованные представления в авторской записи, нотной
расшифровке и редакции.-М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2000, 224с.
13.

Основные и дополнительные программы дошкольных образовательных

учреждений: метод. Пособие / О. А. Соломенникова. – М.: Айрис-пресс, 2006. –
192с. – (Дошкольное воспитание и развитие);
14.

«От рождения до школы» / под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,

М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010;
15.

Петрова И.А. Музыкальные игры для дошкольников.-СПб.: ООО

«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2011. – 104с.;
16. Программы

дошкольных

образовательных

учреждений:

Методические

рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений./ Сост. О.
А. .Соломенникова. – М.: АРКТИ, 2000. – 48 с. (Развитие и воспитание
дошкольника).;
17. Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного

возраста: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – СПб.:
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – 384 с.;
18. Радынова

О.П.

«Музыкальные

шедевры».

Авторская

методические рекомендации. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.;

19

программа

и


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».