1
Содержание
1.
Целевой раздел программы………………………………………………………3
1.2. Цель и задачи программы....................................................................................... 5
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы .......................................... 7
1.4. Планируемые результаты ....................................................................................... 8
1.5. Направления диагностики ....................................................................................... 9
1.6. Индивидуальные исполнительские умения ........................................................ 10
2.
Основная часть ........................................................................................ 10
2.1 . Особенности организации образовательного процесса .................................... 10
2.2. Учебно – тематический план ................................................................................ 12
Учебно-тематический план в средней группе ............................................................ 12
Учебно-тематический план в старшей группе ........................................................... 13
Учебно-тематический план в подготовительной к школе группе ........................... 14
3. Методическое обеспечение Программы ................................................................. 15
3.1.Нормативно-правовые документы: ....................................................................... 15
3.2. Программно-методические документы: .............................................................. 15
3.3. Материально-техническое обеспечение Программы ......................................... 15
4. Заключение ................................................................................................................ 16
Список используемой литературы .............................................................................. 18
2
1.
Целевой раздел программы
1.1. Пояснительная записка.
Сегодня, когда в стране широко и фундаментально решается проблема
дошкольного образования, существенно возрастает, благодаря введению
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования (далее: ФГОС ДО), и роль художественно- эстетического
развития детей дошкольного возраста. Так, одной из основополагающих
задач, определённых в ФГОС ДО, является формирование общей культуры
личности,
развития
социальных,
нравственных,
эстетических,
интеллектуальных, физических качеств ребёнка. Несомненно, в реализации
данной задачи ключевая роль отводится инновационной деятельности
педагогов, ориентированных на применение современных образовательных
технологий, на внедрение в практику работы с дошкольниками новых форм
и методов обучения, тема воспитания детей на народных традициях
становится одной из актуальных и значимых, и служит для педагогов
ориентиром в решении всех образовательных задач, в том числе и
музыкальных.
Сказанное выше на прямую связано с духовно-нравственным воспитанием
детей дошкольного возраста, где игровой фольклор занимает одно из
ведущих мест.
В своё время известный русский педагог К.Д.Ушинский рекомендовал
широко использовать в воспитательной работе с детьми дошкольного
возраста народные игры: он призывал педагогов к собиранию народных игр и
созданию из них превосходного и могущественного воспитательного
средства. Этот завет К.Д.Ушинского стремились выполнять русские
передовые деятели дошкольного воспитания, такие как А.С.Симонович,
А.Н.Усова
Е.Н.Водовозова,
Л.К.Шлегер,
Е.И.Тихеева,
В.А.Сухомлинский, Е.А.Флёрина, Н.П.Сакулина и др.
3
Н.К.Крупская,
Однако, трудно представить себе игровой фольклор без музыкальных и
хороводных игр. В прошлом веке было написано множество книг, учебников,
статей о том, как они влияют на всестороннее развитие ребёнкадошкольника. Основополагающие идеи теории и практики нашли своё
отражение
в
содержании
научных
концепций
Н.А.Метлова,
И.Л.Дзержинской, Н.А.Ветлугиной, Е.Раевской, С.Рудневой, Г.Соболевой,
Л.Н.Комиссаровой, А.Д.Войновой, Д.Б. Кабалевского и др.
Сегодня, в эпоху массовой компьютеризации и телевидения, возникла
необходимость взглянуть на предшествующий опыт с современных позиций,
определить новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании
детей дошкольного возраста.
Для привлечения внимания к вопросам народной педагогики, в нашей стране
появилось много качественных и интересных программ дополнительного
образования, направленных на ознакомление детей с родной культурой:
«Горенка» (автор- М.В.Хазова), «Фольклор-МузыкаТеатр» (автор-С.И.Мерзлякова), «Музыкальная народная культура» (авторД.А.Рытов), «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
(авторы-О.Л.Князева, М.Д.Маханёва) и др.
К сожалению, сегодня, в современном мире ребёнку нелегко найти для себя
способ эмоционального самовыражения. Большинство дошкольников, придя
домой, находят его в компьютерных играх. Реальное общение подменяется
виртуальным, детские интересы становятся ограниченны, игры однообразны.
Дошкольные образовательные организации, в которых пребывает ребёнок,
«захлестнула волна» современной музыки, дети
реже стали водить
хороводы, петь народные песни.
Изучая проблему духовно-нравственного воспитания дошкольников, я
обратила внимание на то, что, оказывается, не существует программы, в
которой бы систематически происходило знакомство воспитанников с
4
хороводами и хороводными играми на протяжении всего дошкольного
детства. Как показала практика, музыкальные руководители недооценивают
значение хороводных игр и включают их в праздники и развлечения от
случая к случаю, а в непосредственно-организованной образовательной
деятельности или в совместной с детьми деятельности используют очень редко.
Поскольку для разучивания хороводов и хороводных игр требуется
определённое
количество
времени,
то
целесообразно
Программу
использовать в рамках кружковой деятельности.
Важно подчеркнуть, что Программа составлена в соответствии свозрастными
особенностями детей дошкольного возраста, не противоречит ФГОС ДО и
обеспечивает целостность педагогического процесса.
Программа рассчитана на работу с детьми 3-7 лет и ставит перед собой
основную цель: приобщение детей дошкольного возраста и их родителей
(законных представителей) к традициям русского народа посредством
хороводных игр и праздников фольклорного календаря.
1.2.
Цель и задачи программы
Цель может быть достигнута решением основных задач, к которым
относятся:
-познакомить детей и их родителей с хороводными играми, фольклорными
праздниками, вызвать к ним интерес;
-развивать речь детей, уметь чётко и внятно произносить слова в хороводных
песнях;
-укреплять здоровье детей путём правильного исполнения хороводных песен:
правильно брать дыхание, петь естественным голосом, слаженно, не
выкрикивая;
-формировать у детей красивую осанку, выразительность движений и
жестов;
-формировать у детей яркие положительные эмоции в процессе творческого
5
взаимодействия и художественно-деятельного общения со взрослыми и
сверстниками;
-развивать в детях самостоятельность, инициативу, музыкально- творческие
способности;
-воспитывать у детей желание участвовать в хороводных играх и
фольклорных праздниках. Необходимо подчеркнуть, что кроме основных
задач, на каждомвозрастном этапе ставятся специальные задачи:
в
средней
группе
лет):
(4–5
создать
условия
для
инсценирования совместно с воспитателем песен, выразительно передавать образы,
развивать жестикуляцию рук и мышц лица, развивать умение петь дружно,
синхронизировать хороводный шаг с темпом песенного исполнения, воспитывать
желание использовать хороводные игры в самостоятельной деятельности.
исполнять
в старшей группе (5–6 лет): развивать умение выразительно
танцевальные
и
игровые
движения,
развивать
чувство
ритма,
ладотональный, звуковысотный слух, формировать умение передавать эмоции в
песне. Развивать внимание во время хороводных перестроений. Воспитывать
положительное отношение к передаваемому образу.
в
подготовительной
совершенствоватьумение
ориентироваться
к
школе
группе
в
пространстве
при
(6–7
лет):
построении
хороводных фигур. Побуждать детей к самостоятельному песенно-игровому
творчеству, придумывать варианты образных движений. Развивать жестикуляцию,
пластику движений с использованием различных предметов, атрибутов, элементов
костюма.
6
1.3.
Принципы и подходы к формированию Программы
На решение вышеперечисленных задач ориентированы педагогические условия, а
именно: использование разнообразных методов и приёмов- игровых, наглядных,
словесных, практических; интегрированных форм организации художественнотворческой музыкальной деятельности- совместной с детьми деятельности,
праздников, развлечений; современных форм работы с родителями, построенных на
выполнении
«Домашних
заданий»
с
детьми;
развивающей
предметно-
пространственной среды- русских костюмов (детских и взрослых), атрибутов для
проведения совместной с детьми деятельности, для организации хороводных игр,
праздников и развлечений.
Для того, чтобы воплотить в жизнь поставленные задачи, необходимо учитывать
основные принципы дошкольной дидактики:
-принцип гуманизации-ведущий принцип образования;
-принцип научности и практической применимости;
-принцип культуросообразности;
-принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей
ребёнка;
-принцип целостности музыкального воспитания;
-принцип интеграции образовательного процесса;
-принцип преемственности;
-принцип педагогической поддержки;
-принцип систематичности и последовательности;
-принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества, государства;
7
-принцип региональности;
-принцип учёта детских музыкальных интересов, детской субкультуры;
-принцип профессионального сотрудничества и сотворчества;
-принцип эстетизации.
Программа разделена на 3 этапа, каждый из которых соответствует возрастной
дошкольной группе (1-ый этап- средняя группа, 2-й этап-старшая группа, 3-й этапподготовительная к школе группа).
Программа предусматривает проведение совместной деятельности со всей группой
детей, начиная с октября по май 1 раз в неделю в рамках кружковой деятельности,
продолжительностью в средней группе-20 минут, в старшей группе-25 минут, в
подготовительной к школе группе-30 минут, во второй половине дня.
Кроме того, повторение и закрепление музыкального материала осуществляется в
НОД по образовательной области «Художественно- эстетическое развитие», в
совместной деятельности воспитателя с детьми в группе, на прогулке, в семье, в
самостоятельной
детской
деятельности
(старший
дошкольный
возраст),
в
праздниках и развлечениях.
1.4.
Планируемые результаты
За 3 года работы по данной Программе у детей дошкольного возраста появятся
следующие результаты:
-дети и их родители познакомятся с хороводными играми, примут
участие в
фольклорных праздниках, станут проявлять интерес к народному фольклору;
-у детей развилась речь, они научились чётко и внятно произносить слова в
хороводных песнях;
-у детей улучшилось здоровье, они стали правильно исполнять хороводные песни,
научились правильно брать дыхание, петь естественным голосом, слаженно, не
8
выкрикивая;
-у детей сформировались красивая осанка, выразительность движений и жестов;
-у детей сформировались яркие положительные эмоции в процессе творческого
взаимодействия
и
художественно-деятельного
общения
со
взрослыми
и
сверстниками;
-у детей развились: самостоятельность, инициатива, музыкально- творческие
способности;
-у детей появилось желание участвовать в хороводных играх и фольклорных
праздниках
Младший и средний дошкольный возраст
Направления диагностики
Поскольку дети младшего и среднего возраста ещё только накапливают
музыкальный опыт и пока в силу своих возрастных особенностей им трудно
воспринимать абстрактный и вариативный образ, то в качестве диагностики на
данном этапе используется педагогическое наблюдение за детьми во
время совместной деятельности, которое ведётся по следующим параметрам:
проявляют интерес к хороводным играм, запоминают слова хороводных песен,
более или менее правильно произносят текст, вместе правильно передают ритм и
воспроизводят отдельные интонации мелодии, быстро запоминают и под музыку
воспроизводят показанные взрослыми движения; самостоятельно переходят от
одних движений к другим в соответствии со сменой контрастных частей хоровода,
выражают впечатления и эмоции, которые вызвала у них хороводная игра.
Обработка результатов: за полное соответствие критерию ставится 1 балл, за
частичное соответствие - 0,5 балла:
Низкий уровень музыкального развития -0-2,5балла; Средний уровень
музыкального развития -3-5,5 балла;Высокий уровень музыкального
9
развития - 6-8 баллов.
На
втором этапе диагностики
осуществляется наблюдение за игровой
деятельностью детей и в протоколе фиксируются особенности исполнительских
игровых умений дошкольников.
Индивидуальные исполнительские умения
Незнание текста и мелодии игры, отсутствие игрового образа - 0Передача в
движении отдельных игровых действий - 1
Передача в движении значения игрового текста - 2Создание игрового
образа- 3
Зрители: сопереживание, оценочные суждения детей; сочинители: сочинение
игровых ходов, структуры игры; исполнители: яркое творческое воплощение образа
– 4.0- отсутствие хороводной игры в деятельности ребёнка;
1 - низкий уровень развития индивидуальных игровых умений;2 - средний
уровень;
3
- высокий уровень умений;
4
- уровень развития индивидуальных игровых умении
2.
Основная часть
2.1 . Особенности организации образовательного процесса
Учебно-тематический план состоит из хороводных игр, с которыми дети знакомятся
в течение всего учебного года, количества часов, которые отводятся на изучение
теоретического и практического материала, а так же из праздников и развлечений,
составленных на основе фольклорного календаря и организованных для детей и их
родителей (законных представителей).
10
В учебно-тематическом плане имеется графа, в которой указывается тема недели
комплексно-тематического планирования.
На освоение каждой игры отводится 1-4-недели, в зависимости от сложности
материала.
Месяц, тема недели, название хоровода, количество часов, отводящиеся на
теоретическую и практическую части его освоения, а также дата фольклорного
календаря и темы праздников, развлечений по группам приведены в таблицах: 2.12.3.
11
2.2. Учебно – тематический план
Учебно-тематический план в средней группе
Таблица 2.1.
Месяц
Тема недели
Название хоровода
Теория Практика
«Осень»
«Осень по садочку ходила»
1
1
«Народная игрушка»
«В хоровод матрёшкивстали»
1
1
«Мы по лесу идём»
1
1
«Дед Мороз хороший, Дед
Мороз пригожий»
«Каравай»
1
1
1
1
«Хоровод с
рукавичками»
1
1
«Медведь»
«Снеговик, снеговик, ты
такой хороший»
1
1
1
1
«Каблучок»
1
1
«Валенок передавайте» (из
мл.группы)
«Ботинки»
1
1
«Веснянка»
1
1
«Ручейки»
1
1
«Клубок»
1
1
«Ходит Васькасеренький»
1
1
«Ровнымкругом»
1
1
«У тётушки
Натальи»
1
1
Октябрь
Ноябрь
«Дикие
животные»
«Мой город, страна» символ России -Дед
Мороз
Январь
«Зимушказима»
«Одежда,
обувь»
«Кто как
зимует?»
«Что изчего»
Февраль
«Зимние
забавы»
«Одежда,обувь»
Март
«Мамин
праздник»
«Весна»
Апрель
«Что из
чего»
«Домашниеживотные»
Декабрь
«Если хочешьбыть
здоров»
Май
«Я и моя
семья»
«Зимний хоровод»
Итого
16
12
16
Учебно-тематический план в старшей группе
Таблица 2.2.
Месяц
Тема недели
Название хоровода
Октябрь
«Овощи»
«Огородный хоровод»
1
1
«Продукты
«Бай качи,
питания»
качи, качи»
«Мой город,
«В хороводе были мы,
страна» - символ
ДедМороза
России -Дед
видели»
Мороз
1
1
1
1
«Семья,
день матери
«Зимушка-зима»
1
1
1
1
«Лапоть»
1
1
«Баба Яга»
1
1
«По дороге Ваня шёл,
Ваня шапочку
нашёл»
1
1
1
1
1
1
1
1
Ноябрь
«К нам гости
пришли»
«Ой, ты, зимушказима»
Количество
часов
Теория Практика
Декабрь
«Обувь»
Январь
Февраль
«Зимние
развлечения
«Головные
уборы»
«Птицы»
«Народная
культура и
традиции»
«Весна,мамин
праздник»
«Ворон»
«Зима уходит,
масленица
приходит»
«Солнышко,ярче
грей!»
Март
«Моё настроение
Апрель
Май
«Домашние
животные»
«День
космонав-тики»
«Книги и
библиотеки
«Полевые и
садовые цветы»
«Это что за народ,
задом
наперёд идёт»
Шёл козёл дорогою»
1
1
1
1
«Лунатики»
1
1
1
1
1
1
«Золотые
ворота»
«Замечательный
букет»
Итого
16
13
16
Учебно-тематический план в подготовительной к школе группе
Таблица 2.3.
Месяц
Тема недели
Октябрь
«Осень»
«Продукты
питания»
Ноябрь
«Мойгород,
страна» - символ
России -Дед
Мороз
«Семья»
Декабрь
«Зима»
«Обувь»
Январь
Февраль
«Зимние
развлечения
«Обувь»,
«Моя семья»
«Народная
культура и
традиции»
«Весна»
Март
Апрель
Май
«Народная
культура и
традиции»
«Книги и
библиотеки
«Птицы»
«Полевые и
садовые
цветы»
«Народная
культура и
традиции»
Название
хоровода
Количество
часов
Теория Практика
«Овёс»
«Пирог»
1
1
1
1
«Прялица»
1
1
«Царевичкоролевич»
«Вдоль поулице
метелицаметёт»
1
1
1
1
«Сапожник и
дети»
«Как на
тоненький
ледок»
1
1
1
2
«Во деревне то
было в
Ольховке»
«Чурилки»
1
2
1
1
«Как зима с
весною
повстречалися
«Грачи летят»
1
1
1
1
«Баба Яга»
1
1
«Лебёдушка»
1
1
«Со вьюном я
хожу»
1
1
«частушки»
1
1
Итого
16
14
16
3. Методическое обеспечение Программы
3.1.Нормативно-правовые документы:
Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании
в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г.
№ 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования».
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р).
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (СП 2.4.3648-20).
3.2. Программно-методические документы:
1.
Программа «От рождения до школы» ( Под редакцией Н. Е. Вераксы Т. С.
Комаровой Э. М. Дорофеевой).
2. Парциальные
программы
художественно-эстетической
направленности:
«Горенка» (автор- М.В.Хазова), «Фольклор-Музыка-Театр» (автор-С.И.Мерзлякова),
«Музыкальная народная культура» (автор- Д.А.Рытов), «Приобщение детей к
истокам русской народной культуры» (авторы-О.Л.Князева, М.Д.Маханёва).
3.3. Материально-техническое обеспечение Программы
1.
Оборудованный музыкальный зал: фортепиано, компьютер, музыкальный
центр, звукоусилительная аппаратура, мультимедийный проектор, магнитная доска.
2.
Соответствующая росту и возрасту детей мебель.
15
3.
Фонограммы русских народных мелодий и песен.
4.
Презентации с мнемотаблицами для разучивания хороводных игр.
5.Элементы русских костюмов: для детей младшего и среднего возрастакосынки (для девочек) и «скруточки»-шерстяные скрученные поясочки (для
мальчиков). Для детей старшего дошкольного возраста- сарафаны и косынки (для
девочек), рубашки-«косоворотки» (для мальчиков), для взрослых: педагогов и
родителей -русский костюм: сарафан, кокошник -для женщин, рубаха, кепка - для
мужчин.
6. Атрибуты для организации хороводных игр и для проведения праздников и
развлечений.
4. Заключение
Благодаря систематической целенаправленной работе специалистов по программе
«Хоровод», постепенно происходит приобщение всех участников педагогического
процесса: детей-родителей (законных представителей)- педагогов к традициям
русского народа.
К концу дошкольного детства дети знают достаточно большое количество
хороводных игр, могут исполнять свои любимые хороводные песни не только в
совместной с педагогом деятельности, но и в самостоятельной деятельности.
Занимательные игровые занятия
в
кружке
и
совместные
со
взрослыми
мероприятия художественноэстетической
направленности
развили
в
детях
познавательные
процессы
(восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь), музыкальные,
художественные, интеллектуальные, физические способности, а также личностные
качества, такие как: самостоятельность, активность, инициативность, креативность.
На мой взгляд, хороводные игры в детском саду просто необходимы. Несмотря на
внешнюю простоту и основной игровой момент, значение хороводов сложно
переоценить.
16
Они развивают память, речь, слуховое внимание, чувство ритма и музыкального
слуха, выразительность движений, воображение и фантазию.
Способствуют совершенствованию двигательных навыков: прыжков, пружинного и
дробного шага, топающего шага, переменного шага, галопа и стремительного бега.
Облегчают процесс адаптации: располагают детей друг к другу, раскрепощают их.
Учат детей действовать вместе, сотрудничать.
Знакомят детей с народными традициями и обычаями. Являются
прекрасным помощником в организации детей.
Следует добавить, что русские хороводы недаром распределены по времени года.
Занимая собой четыре годовые эпохи–зиму, весну, лето и осень-они представляют
собой настоящую картину русской жизни. В них вся творческая сила народной
поэзии и самобытность вековых созданий. Кроме того, особенные черты нашей
народности, такие как: оптимистичность и энергия, веселье и полнота ощущения
жизни, любование красотой природы и человека, делают их жизненными,
неувядаемо прекрасными.
17
Список используемой литературы
1.
Алексеева Л. Н., Тютюнникова Т. Э. «Музыка». Учебно-наглядное пособие
«Музыка». – М.: АСТ, 1998.;
2.
А мы просо сеяли. Выпуск №4 для детей младшего возраста русские народные
игры-хороводы. Составитель Медведева М. Издательство
«Музыка» Москва 1982;
3.
Анисимова Г.И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и
подготовительная группы/Анисимова
Г.И.Худож.: Е.А.Афоничева, В.Н.Куров.-
Ярославль: Академия развития,2008.-196с.ил.- (Детский сад: день за днём);
4.
А у наших у ворот развесёлый хоровод. Народные праздники, игры и
развлечения/Художник В.Н.Куров.-Ярославль: Академия
развития: Академия,
К0:Академия Холдинг, 2001.-224с:ил.-(Детский сад-день за днём);
5.
БуренинаА.И.,ТютюнниковаТ.Э.Тутти:Программа
музыкального
воспитания
детей
дошкольного
возраста.-СПб.:
РЖ
«Музыкальная палитра», 2012.-144с.;
6.
Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение,
1981. – 240 с., нот. – (Б-ка воспитателя дет.сада);
7.
Заикин Н.И. Русский народный танец: учебное пособие. Ч. 1: Хороводы /
Заикин Н.И., Заикина Н.А.– М.: Орёл: Орловский государственный институт
культуры, 2015. – 95 с.;
8.
Зимина А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного
возраста. Учебное пособие. –М.: ТЦ Сфера, 2010.-320с.
9. Куцакова Л.В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка – дошкольника: развитого,
образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного,
активно-творческого: / Музыка и музыкальная деятельность / В мире
прекрасного: Програм.-метод. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2004. – («Росинка»).
18
10. Льговская Н.И. Организация и содержание музыкально-игровых досугов детей
старшего дошкольного возраста/ Н.И.Льговская.-М.:Айрис- пресс,2007.-128с.: ил.(Дошкольное воспитание и развитие);
11. Метлов Н.А. Музыка-детям: ПОсобие для воспитателя и муз.руководителя
дет.сада/Сост.С.И.Чешева,А.П.Николаичева.М.:Просвещение,1985.144с.нот.;
12.
Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе. Песни,
игры, загадки, театрализованные представления в авторской записи, нотной
расшифровке и редакции.-М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2000, 224с.
13.
Основные и дополнительные программы дошкольных образовательных
учреждений: метод. Пособие / О. А. Соломенникова. – М.: Айрис-пресс, 2006. –
192с. – (Дошкольное воспитание и развитие);
14.
«От рождения до школы» / под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,
М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010;
15.
Петрова И.А. Музыкальные игры для дошкольников.-СПб.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2011. – 104с.;
16. Программы
дошкольных
образовательных
учреждений:
Методические
рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений./ Сост. О.
А. .Соломенникова. – М.: АРКТИ, 2000. – 48 с. (Развитие и воспитание
дошкольника).;
17. Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного
возраста: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – СПб.:
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – 384 с.;
18. Радынова
О.П.
«Музыкальные
шедевры».
Авторская
методические рекомендации. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.;
19
программа
и