1
Содержание
1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка. ………………………………………………………3
1.2. Цели и задачи реализации программы. …………………………………….. 5
2.Содержательный раздел.
2.1. Форма и методы. .……………………………………………………………. 6
2.2. Структура занятий. ………………………………………………………….. 6
2.3. Комплексный план. …………………………………………………………. .7
2.4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы..7
3.Организационный раздел.
3.1. Расписание занятий. ………………………………………………………….. 8
3.2 Список литературы. ……………………………………………………………. 8
2
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Возможно, самое лучшее, самое радостное,
что есть в жизни - это красивая речь
и свободное движение под музыку.
И ребенка можно этому научить.
А. И. Буренина.
Речь – одна из важных сторон развития ребенка. Речь – чудесный дар
природы – не дается человеку от рождения. Взрослые должны приложить
немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у
него правильной речи. Часто это очень сложная и трудоемкая работа для
ребенка.
Любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и
взрослыми, отрицательно влияют на формирование эмоционального интеллекта.
Данные
физиологии
и
психологии
доказывают
тесную
взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными. Было отмечено, что слуховое и
мышечное восприятие связано с временными ощущениями («Рефлексы
головного мозга»,1866). Также было доказано советским ученым, неврологом и
психиатром В.М. Бехтеревым, что вначале на маленького ребенка заметное
воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысотные сочетания и тембр
звучащей музыки («Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с
первых дней его детства»). Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с
самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических
упражнениях и играх. Это связано с тем, что они воздействуют в первую очередь
на эмоциональный интеллект ребенка, что помогает детям быстрее и лучше
усваивать материал, учиться говорить правильно.
Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и
музыки. Они включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально –
двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и
мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные
упражнения, несложные танцы, дидактические игры, способствующие развитию
чувства ритма. Работа по созданию ритмического строя речи в основном
принадлежит играм, которые созданы на основе стихотворного текста. Такие
3
игры учат детей координировать движения со словом, что способствует, в
первую очередь, речевому развитию детей.
Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каждому ребёнку
чувствовать себя комфортно, уверенно, т.к. в игре максимально реализуются
потенциальные возможности детей.
Комплексно-игровой метод наиболее целесообразен для развития
познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным.
Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания на
протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в
усвоении знаний.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал
предварительно не выучивается.
Направленность
программы: направленность и
организационная
вариативность программы кружка способствуют формированию устойчивого
интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное
эмоциональное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а, значит,
помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.
Новизна и актуальность: система подачи программных задач, методов,
средств по знакомству детей с логоритмикой отработана с учетом возрастных
особенностей и методических требований. В логоритмические занятия
включены
элементы,
имеющие
оздоровительную
направленность
(общеразвивающие упражнения, упражнения для профилактики плоскостопия,
простейшие приемы массажа, гимнастики для глаз). В занятия кружка включены
пальчиковые музыкально-речевые игры, массажи пальцев, релаксация под
музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры, упражнения на развитие
чувства ритма или внимания.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что она
разработана с учетом современных образовательных технологий, которые
находят свое отражение в:
– принципах обучения: постепенное приобретение навыков (усложнение
выполняемых заданий); посильность заданий для воспитанников; системность
проведения занятий; соответствие содержания образования уровню развития
современной науки и техники; единства процессов обучения и воспитания.
– формах и методах обучения: словесные – объяснение, беседа, советы,
звукоподражание; наглядные – краткое объяснение, показ с пояснением,
указание при воспроизведении, беседа, разъяснение сюжета, вопросы по
последовательности движений, команды, образный сюжетный рассказ; показ,
игровой метод; практические – выполнение работы.
– методах контроля и управления образовательным процессом:
индивидуальные консультации родителей.
4
1.2Цели и задачи программы:
- развивать музыкально-речевые способности у детей 3-4 лет;
- преодолеть речевые нарушения путем развития и коррекции неречевых
и речевых психических функций ребенка через музыку и движение;
- воспитать эмоционально-волевые качества личности ребенка.
Задачи:
образовательные:
- формировать двигательные умения и навыки;
- развивать пространственные представления;
- развивать координацию, переключаемость движений;
- знакомить с метроритмикой.
воспитательные:
- воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке,
движениях ритмическую выразительность;
- формировать способность восприятия музыкальных образов и умение
ритмично и выразительно двигаться в соответствии сданным образом;
- совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.
коррекционные:
- развивать речевое дыхание;
- развивать артикуляционный аппарат;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать грамматический строй и связную речь;
- формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память.
5
2. Содержательный раздел
2.1. Формы и методы
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной
программы: от 3 до 4 лет.
Срок реализации образовательной программы - 1 год.
Форма занятий – подгрупповая. Формой проведения логоритмических
занятий является игра. Исключительная ценность использования игровой
деятельности как средства коррекции личности ребенка с общим
недоразвитием речи, заключается в том, что в игре развивается способность
творческого воображения - базиса различных видов искусства, происходит
освоение и осознание ребенком действительности. При составлении занятий по
логопедической ритмике также учитываются следующие дидактические
принципы: активность, сознательность, научность, наглядность, доступность,
поэтапное повышение требований, индивидуальный подход к каждому ребенку.
Занятия проводятся два раза в неделю. Продолжительность занятия 15
минут. Каждый комплекс берется на три-четыре занятия в зависимости от
сложности материала и психофизиологических особенностей детей.
Регулярное проведение логоритмических занятий способствует быстрому
развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный
настрой, учит общению со сверстниками.
Ожидаемые результаты:
Воспитанник будет уметь:
- ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно
передавая заданный характер, образ;
- правильно выполнять артикуляции звуков;
- ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, петь
протяжно, подвижно, передавая характер музыки;
- брать дыхание между короткими музыкальными фразами;
- подыгрывать простейшие мелодии на ложках, погремушках, барабане.
Воспитанник способен проявлять бережное отношение к природе и
животным; уважение к культуре и традициям родного края, труду людей; также
будет сформированно правильное речевое и физиологическое дыхание
2.2. Структура логоритмического занятия
1.Вводная часть длится 3минуты: используются вводные упражнения, которые
дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки,
упражнения, направленные на тренировку памяти, внимания, координации
движений, регулировку мышечного тонуса.
6
2.Основная часть занимает 9 минут: включает в себя слушание музыки для
снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на музыкальных
инструментах, подвижные м малоподвижные игры, упражнения на развитие
дыхания, внимания, голоса, артикуляции, счетные упражнения, упражнения на
развитие координации движения, на координацию речи с движением, на
координацию пения с движением, упражнения на развитие речевых и
мимических движений, общей моторики, мимических мышц, дыхания, чувства
ритма и темпа, упражнения на регуляцию мышечного тонуса.
3.Заключительная часть занимает 3 минуты: упражнения на восстановление
дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные
упражнения, упражнения на развитие дыхания.
2.3. Комплексный план
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Номер комплекса
Месяц (неделя,дни)
Комплекс 1
Комплекс 2
Комплекс 3
Комплекс 4
Комплекс 5
Комплекс 6
Комплекс 7
Комплекс 8
Комплекс 9
Комплекс 10
Комплекс 11
Комплекс 12
Комплекс 13
Комплекс 14
8,10,15,17 октябрь
22,24, 29,31 октябрь
5,7, 12,14 ноября
19,21,26,28 ноября
3, 5, 10, 12 декабря
17,19,24,26 декабря
14,16,21,23,28,30 января
4,6,11,13,18,20,25,27 февраля
4,6,11,13 марта
18,20,25,27 марта
1,3,8,10 апреля
15,17,22,24 апреля
29 апреля,6,8,15мая
20,22,27,29 мая
2.4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Дидактический материал: музыкальные произведения, песни, танцы,
аудиозаписи, иллюстрации, картины, раздаточный материал.
Техническое
инструменты.
оснащение
занятий:
7
музыкальная
колонка,
шумовые
3.Организационный раздел
3.1. Расписание занятий
Подгруппа
1 подгруппа
2 подгруппа
День недели
Вторник
Четверг
Время
09.25-09.40
09.25-09.40
3.2. Список литературы
•
Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми
3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005;
•
Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое
пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004;
•
Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного
возраста с фонетико-фонематическим развитием. – М.: Школьная Пресса, 2002;
•
Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. СПб.:
Издательство «Лань», 2002;
8