с. Первомайское, 2024 Содержание I. Целевой раздел программы 1.1.Пояснительная записка 1.2. Цели и задачи реализации программы 1.3. Принципы и подходы к реализации программы 1.4. Планируемые результаты освоения программы II. Содержательный раздел программы 2.1. Описание образовательной деятельности. 2.1.1 Учебный план. Старшая группа. 2.1.2. Перспективное планирование. Старшая группа. 2.1.3. Учебный план. Подготовительная группа. 2.1.4. Перспективное планирование. Подготовительная группа. 2.2. Педагогическая диагностика (мониторинг) художественной творческой деятельности детей. 2.2.1. Таблица диагностики художественной творческой деятельности. III. Организационный раздел программы 3.1. Описание условий реализации Программы и особенности организации развивающей предметно-пространственной среды 3.2. Обеспеченность методическими материалами 3.3. Организация режима работы 1 Содержание 1.Целевой раздел программы 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цели и задачи реализации программы 1.3 Принципы и подходы к реализации программы 1.4 Планируемые результаты освоения программы 2. Содержательный раздел программы 2.1 Описание образовательной деятельности 2.2 Учебный план. Старшая группа. 2.3 Перспективное планирование. Старшая группа. 2.4 Учебный план. Подготовительная группа. 2.5 Перспективное планирование. Подготовительная группа. 2.6 Педагогическая диагностика (мониторинг) художественной творческой деятельности детей. 2.7 Таблица диагностики художественной творческой деятельности. 3. Организационный раздел программы. 3.1 Описание условий реализации программы и особенности организации развивающей предметно – пространственной среды. 3.2 Обеспеченность методическими материалами. 3.3 Организация режима работы. 2 I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ 1.1. Пояснительная записка. С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Вначале созданные детьми «картины», так называемые «каракули», понятны только самим «художникам». На раннем этапе им иногда не нужны краски, кисточки и карандаши. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте, иногда оставленной без присмотра маминой помадой или пастой на зеркале, водой, разлитой на столе, составляют изображение пуговицами или бусинками, взятыми из бабушкиной шкатулки. То есть всем тем, что может оставлять видимый след. При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а еще и знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами. Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и средствами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. В тот момент педагог может сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Включить в учебный процесс самые необычные средства изображения: коктейльные трубочки, парафиновую свечку, расческу, зубную щетку, ватную палочку, нитки и многое другое. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов: а вот пальчиком да в краску. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче. Актуальность Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических и народных искусств , способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического и народного творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Ознакомление с техниками народного творчества, реализовывает идею активного воспитания гражданина России , патриотизма малой родины. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных и традиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Новизной и отличительной особенностью программы «Юный художник» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты , 3 природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Педагогическая целесообразность Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изо технологий. 1.2 .Цели и задачи реализации программы Цель программы: Формирование художественного творчества посредством обучения нетрадиционной техники рисования. Задачи программы: Обучать нетрадиционным способам рисования, учить активно и творчески применять усвоенные способы в изодеятельности; Формировать эмоционально-эстетическое восприятие, развивать у детей умения замечать выразительность форм, цвета, пропорций и выражать при этом своё отношение и чувства; Развивать фантазию, творческое мышление и воображение, пространственное восприятие; Развивать точные движения руки и мелкую моторику пальцев; Развивать зрительную культуру; 1.3. Принципы и подходы к формированию программы Принципы: - Системность и непрерывность. - Личностно-ориентированный гуманистический характер взаимодействия детей и взрослых. - Свобода индивидуального личностного развития. - Признание приоритета ценностей внутреннего мира ребенка, опоры на позитивный внутренний потенциал развития ребенка. - Принцип регионализации (учет специфики региона) Ребенок-художник наблюдая за природой выражает в творчестве свое видение происходящих в них явлений. Воспитатель помогает ребенку «открыть глаза» на видимый им мир, реализуя основной принцип программы – одухотворение природных явлений. Создание атмосферы доверия и заинтересованного общения – непременное условие занятий по изобразительному искусству. Педагог развивает и формирует в детях: Умение одухотворять (очеловечивать) «живую» и «неживую» природу; 4 Способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы, другим человеком или героем художественного произведения; Умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, любоваться уголками родной и экзотической природы; Способствовать чувствовать характер и изменчивость природных явлений (утро, день, вечер, ночь, зима, весна, лето, осень, зима). Педагог способствует самореализации личности ребенка в различных видах художественного творчества, развивает и формирует способности и умения: Быть оригинальным в выборе сюжета; Использовать адекватные средства художественного выражения (цвет, линию, объем и т.п.) для осуществления своего замысла; Давать оценку продуктам своей и чужой деятельности, в суждениях стремиться выражать не чужую, а свою точку зрения; Развивать творческую индивидуальность, свое творческое «Я». Педагог формирует компетенции, необходимые детям для осуществления творческого процесса в различных видах художественной деятельности; приобщает к национальной и мировой художественной культуре. 1.4. Планируемые результаты освоения программы: Сформированы у детей дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования; Владеют простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами; Сформирована учебно-познавательная компетентность; Умеют самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования; Сформирована самореализация личности ребенка в художественном творчестве; Сформировано стремление быть оригинальным в выборе средств своего замысла; Способны давать оценку своей и чужой деятельности. 5 II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Описание образовательной деятельности 2.1. 1. Учебный план. Старшая группа. № п/п 1 Период Октябрь 2 Ноябрь 3 Декабрь 4 Январь 5 Февраль 6 Март 7 Апрель 8 9 Май Название раздела темы Золотая осень. Осенние листья. Колючая сказка. Снежинки. Животные готовятся к зиме. Цветы для мамы. Зимние напевы. Ёлочка. Морозные узоры. Новый год. Зима. Снеговик. Зимний лес. Подводный мир. Верблюд в пустыне. Цветы для бабушки. Цветок для мамы. Весенняя капель. Грачи прилетели. Веселые приведения. Ветка вербы. Пейзаж у озера. Растения весной. Пасха. Праздничный салют. Бабочка. Одуванчик. Красивый пейзаж. Итого: 6 Количество часов 1 1 2 1 2 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 31 2.1.3. Учебный план. Подготовительная группа. № п/п 1 Период Название раздела темы Октябрь 2 Ноябрь 3 Декабрь 4 Январь 5 Февраль 6 Март 7 Апрель Разноцветный зонтик. Осенний лес. Веселые кляксы. Осенние мотивы. Натюрморт. Скоро зима. Зайка. Первый снег. Снежинки. Ёлочная игрушка. Новогодняя ёлочка. Дед мороз. Морозные узоры. Зимний пейзаж. Витражи для окошек в избушке ЗимушкиЗимы. Транспорт. Картина настроения. Букет для мамы. Весна. Весенний пейзаж. Первые цветы. Космический пейзаж. Красивые картины из разноцветной нитки. 8 9 Май Дружеский салют. Березка. Витражи для терема Лета. Скоро лето. Итого: 7 Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 2 1 2 2 1 1 1 1 32 2.2. Педагогическая диагностика (мониторинг) художественной творческой деятельности детей Результаты изобразительной деятельности материализуются в форме конкретного продукта (рисунка, коллажа, модели), объективно отражают динамику художественного и общего развития детей, визуализируют сложный, противоречивый, многоаспектный процесс формирования эстетических эмоций, художественного вкуса и общей культуры каждого ребенка. Просмотр и обсуждение работ по окончании заданной темы. Регулярные отчётные выставки. Участие в районных, областных и других конкурсах и выставках. 2.2.1. Таблица диагностики художественной творческой деятельности. № Фамилия, имя детей. Способен чувствовать характер и изменчивость природных явлений. Оригинальность в выборе сюжета. Использование средств художественного выражения . 1 2 0 – Не усвоил 1- Частично усвоил 2- Усвоил 8 Умеет самостоятельно при менять нетрадиционные техники рисования. Творческая инициативность. Способен давать оценку своей и чужой деятельности. III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ 3.1. Описание условий реализации Программы и особенности развивающей предметно-пространственной среды Описание условий реализации Программы и особенности организации развивающей предметно-пространственной среды, представленные в Организационном разделе в образовательной части Программы п. 3.2. п.3.3., в полной мере позволяют осуществлять образовательную деятельность по программе «Юный художник». 3.2. Обеспеченность методическим материалом 1. Дизайн интерьеров детских садов: для детей от 3 до 6 лет: учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования / А. фон дер Беек, М. Бук, А. Руфэнах; под ред. С.Н. Бондаревой, Н.А. Воробьевой, С.В. Плахотникова. – М.: Издательство «Национальное образование», 2015. – 136с.: ил. – (Вдохновение). 2. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. –80с. 3. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. –72с. 4. Колдина Д.Н. Рисование с детьми 5 – 6 лет. – М.: Издательство «Мозаика – синтез», 2011. – 104с. 5. Лыкова И.А. Мастер-классы для детей и взрослых. Разноцветный мир. Рисование. – Волгоград: издательский дом «Цветной мир», 2014.- 64с. 6. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.: КАРО, 2014. – 96с. + 16с. цв. вкл. 7. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми от 3 – 7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: «Гном», 2007. – 62с. 8. Шаляпина И. А. Нетрадиционное рисование с дошкольниками. 20 познавательноигровых занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 64с. 3.3. Организация режима работы Настоящая программа разработана на основе методических рекомендаций «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Автор-составитель Давыдова Г.Н., издательство «Скрипторий», Москва, 2003 год и Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Никитина А. В., издательство КАРО, Санкт-Петербург, 2014 год. Данная программа кружковой работы «Юный художник» дополняет материал, который получают дети на занятиях по художественно-эстетическому развитию. Дети 9 узнают, что рисовать можно не только кисточкой и красками, но и другими различными предметами. Программа рассчитана на изучение 39 нетрадиционных техник рисования, по одному, два занятия на одну технику и четырнадцать занятий на технику ЭБРУ. Программа рассчитана на два года обучения детей 5-7 лет и предусматривает расширение и усложнение программных задач в соответствии с возрастными особенностями и возможностями ребенка-дошкольника, с опорой на имеющиеся уже умения и навыки в художественно-продуктивной деятельности. Занятия строятся по следующему примерному плану. Создание игровой мотивации и эмоционально-благоприятной среды (сюрпризные моменты, стихи, загадки, песни, ознакомление с произведениями изобразительного искусства, напоминание о виденном ранее, упражнения на развитие памяти, внимания, мышления, подвижные игры). Процесс выполнения работы начинается с анализа объекта изображения или выявления сюжета рисунка, предложений детей по выполнению работы, рекомендаций педагога по композиции рисунка и технике его исполнения. Рассматривание и обсуждение законченной творческой работы с точки зрения задач, поставленных в начале занятия (только положительная оценка, без указаний на ошибки и недостатки). Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности. Взаимосвязь с другими направлениями развития и образования воспитанников осуществляется через интеграцию образовательных областей: «Социальнокоммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие». Образовательная деятельность проводятся с детьми по подгруппам, во второй половине дня. Также предусматривается индивидуальная работа с детьми для участия в творческих конкурсах различных уровней. Количество образовательной деятельности (ОД) по возрастным группам: Старшая группа - 1 раз в неделю, длительность 25 минут, Подготовительная к школе группа — 1 раз в неделю, длительность 30 минут. 2.1.2 Перспективное планирование. Старшая группа. Мес яц Недел я Тема Нетрадиционн ые техники Программное содержание 10 Материалы Золотая осень. Печатание листьев. Развивать эстетическое восприятие колорита в природе и искусстве пейзажа; закреплять умение рисовать лиственные деревья, передавая характерные особенности строения ствола и кроны, цвета; учить делать отпечатки листиками. 2 Осенни е листья. ЭБРУ. Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования; развивать желание экспериментировать в рисовании, проявляя яркие чувства и эмоции: радость, удивление; воспитывать творческую самореализацию и индивидуальность. 3 Колюча я сказка. Рисование гелиевой ручкой. 4 Колюча я сказка. Рисование гелиевой ручкой. 1 Снежин ки. ЭБРУ. Развивать умение детей наносить длинные и короткие штрихи в одном и разных направлениях, учить накладывать штрихи в одном направлении, без просветов. Обучение ритмичному нанесению штриховки, отработка легкости движения и свободного перемещения руки по всему листу. Показать выразительные возможности гелиевой ручки. Развивать умение детей наносить длинные и короткие штрихи в одном и разных направлениях, учить накладывать штрихи в одном направлении, без просветов. Обучение ритмичному нанесению штриховки, отработка легкости движения и свободного перемещения руки по всему листу. Показать выразительные возможности гелиевой ручки. Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования; развивать желание экспериментировать в рисовании, проявляя яркие чувства и эмоции: радость, удивление; воспитывать творческую самореализацию и индивидуальность. Ноябрь Октябрь 1 11 Листы А4; гуашь; кисти; баночки с водой; клеенки; салфетки. Лотки с водой разведенной загустителе м; специальны е краски; кисти веером; вилки или специальны е расчески; зубочистки или шило; салфетки; стаканчик с водой; акварельная бумага. Листы А4; гелиевые ручки. Листы А4; гелиевые ручки. Лотки с водой разведенной загустителе м; специальны е краски; кисти веером; вилки или специальны 2 Животн ые готовят ся к зиме. Аквапатия. Продолжать развивать детское изобразительное творчество. Развивать представление о выразительных возможностях выбранного материала. Закреплять технические навыки и умения. 3 Животн ые готовят ся к зиме. Аквапатия. Продолжать развивать детское изобразительное творчество. Развивать представление о выразительных возможностях выбранного материала. Закреплять технические навыки и умения. 4 Цветы для мамы. Оттиск скомконной бумагой. Закреплять знания о пейзаже как виде живописи; знакомить с техникой рисования скомканной бумагой; учить подбирать летние цветовые сочетания; развивать навыки коллективной работы. 12 е расчески; зубочистки или шило; салфетки; стаканчик с водой; акварельная бумага. Белая бумага формата А4; простые карандаши; кисти; краски; салфетки; стаканчики для воды; подставки; клеенки для стола; клей; образцы; картинки и фигурки животных. Белая бумага формата А4; простые карандаши; кисти; краски; салфетки; стаканчики для воды; подставки; клеенки для стола; клей; образцы; картинки и фигурки животных. Альбомные листы; дополнитель ные листы формата А5; гуашь; мисочки для краски; влажные салфетки; фартуки; иллюстраци и, Зимние напевы. Набрызги. Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы. Помочь почувствовать красоту зимней природы посредством музыки, живописи, поэзии. Учить детей самостоятельно придумывать композицию рисунка, выделяя дальний и ближний план пейзажа. Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги». 2 Ёлочка. ЭБРУ. Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования; развивать желание экспериментировать в рисовании, проявляя яркие чувства и эмоции: радость, удивление; воспитывать творческую самореализацию и индивидуальность. 3 Морозн ые узоры. Фотокопия – рисование свечой. Вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом, помочь детям освоить метод спонтанного рисования. Развивать воображение, творчество. 4 Новый год. Рисование пальчиками. Воспитывать эстетическое восприятие природы; упражнять в рисовании кусочками 13 Декабрь 1 изображаю щие луговые цветы и растения. Репродукци и с зимними пейзажами; альбомный лист; гуашь; кисть; стаканчик с водой; зубная щетка; карандаш (палочка); салфетка; фартук. Лотки с водой разведенной загустителе м; специальны е краски; кисти веером; вилки или специальны е расчески; зубочистки или шило; салфетки; стаканчик с водой; акварельная бумага. Листы А4; дополнитель ный листы, размер х/2 А4; кусочки свеч или мыла; акварельные краски; кисти с широким ворсом; стаканчики с водой. Нарядная ёлочка, Оттиск поролоном. поролона, в рисовании пальчиками; учить наносить рисунок равномерно по всей поверхности листа; развивать цветовосприятие. Научить получать изображение при помощи туши; развивать творческое воображение; воспитывать аккуратность при работе; прививать умение видеть красоту природы. Научить получать изображение при помощи туши; развивать творческое воображение; воспитывать аккуратность при работе; прививать умение видеть красоту природы. Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования; развивать желание экспериментировать в рисовании, проявляя яркие чувства и эмоции: радость, удивление; воспитывать творческую самореализацию и индивидуальность. Зима. Рисование тушью. 2 Зима. Рисование тушью. 3 Снегов ик. ЭБРУ. 1 Зимний лес. Рисунки из ладошки. Научить прикладывать ладошку к листу и обводить простым карандашом. Каждый пальчик — ствол дерева. 2 Подвод ный мир. Рисование на мокром листе. Расширять представления детей о возможностях водного пространства; знакомить с техникой рисования по мокрой бумаге; учить передавать в рисунке поэтический образ природы, подбирать цветовую гамму; развивать фантазию, воображение. Февраль Январь 1 14 тонированн ые светлой краской листы бумаги, мисочка с красками разного цвета, кусочки поролона, салфетки. Листы А4; тушь; кисти. Листы А4; тушь; кисти. Лотки с водой разведенной загустителе м; специальны е краски; кисти веером; вилки или специальны е расчески; зубочистки или шило; салфетки; стаканчик с водой; акварельная бумага. Простой карандаш; гуашь; кисти; иллюстраци и зимнего леса. Листы акварельной бумаги формата А4; дополнительн ые листы формата А5; 3 Верблю дв пустын е. Расчесывание краски зубной щеткой. Воспитание у детей интереса к природе разных климатических зон. Расширение представления о пустыне, развитие умения передавать свои впечатления в рисунке. Ознакомление с новым приемом рисования – «расчесывание» краски. Освоение нового графического навыка – волнистая линия, отработка плавного, непрерывного движения руки. Закреплять умения передавать колорит, характерный для пустыни, подбирая нужные цвета. 4 Цветы для бабушк и. Оттиск печатками из картофеля. М а р т Цветок ЭБРУ. Познакомить детей с новой техникой рисования; показать детям возможность получения изображения с помощью картофельного штампа; развивать творческое мышление и воображение; воспитывать интерес к художественному творчеству. Продолжать знакомить детей с 15 1 акварельные краски; кисти с широким ворсом; стаканчики с водой; палитры; салфетки; фартуки; репродукци и картин И. Айвазовског о «Девятый вал», «Восход луны», «Среди волн», «Буря у берегов Ниццы», «Ночь в Венеции». Лист А4; гуашь, кисть №1, №4; стаканчик с водой; стека с зубчиками (пластмассо вая вилка или пластинка с вырезанным и по краю зубчиками); салфетка; набор репродукци йс изображени ем растений, животных пустыни. Листы формата А4; гуашь; стаканчики с водой; кисти; карандаши; картофель. Лотки с Апрель для мамы. нетрадиционными техниками рисования; развивать желание экспериментировать в рисовании, проявляя яркие чувства и эмоции: радость, удивление; воспитывать творческую самореализацию и индивидуальность. 2 Весенн яя капель. Рисование по мятой бумаге. Помочь детям целостно представить изучение новой нетрадиционной техники с использованием мятой бумаги; организовать деятельность поэтапного выполнения рисунка; закреплять умение рисовать крупно и располагать изображение в соответствии с размером листа; развивать творческое воображение и творческие способности. 3 Грачи прилете ли. Печать ластиком. Учить детей печатками из ластика изображать стаю перелетных птиц. 4 Веселы е приведе ния. Рисование ногами. Познакомить детей с техниками рисования ногами; развивать у них двигательные навыки, наглядно-образное мышление, воображение; учить экспериментировать с изобразительными материалами и инструментами. 1 Ветка вербы. ЭБРУ. Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования; развивать желание экспериментировать в рисовании, проявляя яркие чувства и эмоции: 16 водой разведенной загустителе м; специальны е краски; кисти веером; вилки или специальны е расчески; зубочистки или шило; салфетки; стаканчик с водой; акварельная бумага. Тонкие листы (например, ксероксной бумаги); акварельные краски; кисть мягкая; стаканчик с водой; простые карандаши; ластики. Бумага; мисочки с красками; печатки из ластика; губка для фона; кисти. Емкость с водой; картон синий; кисти; гуашь; стаканчики с водой; средства гигиены; влажные салфетки. Лотки с водой разведенной загустителе Май радость, удивление; воспитывать творческую самореализацию и индивидуальность. 2 Пейзаж у озера. Монотипия. 3 Растени я весной. Оттиск печатками из пластилина. 4 Пасха. Рисование вилкой. 1 Праздн ичный салют. Проступающий рисунок. Закрепить знания детей о пейзаже как жанре изобразительного искусства. Познакомить с нетрадиционной техникой изображения пейзажа — монотипией, показать ее изобразительные особенности, закрепить понятие о симметрии. Подвести детей к тому, что пейзаж можно рисовать не только с натуры, а придумать его самому. Развивать умения детей создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с придуманным сюжетом. Познакомить детей с новой техникой рисования; показать детям возможность получения изображения с помощью пластилинового штампа; развивать творческое мышление и воображение; воспитывать интерес к художественному творчеству. м; специальны е краски; кисти веером; вилки или специальны е расчески; зубочистки или шило; салфетки; стаканчик с водой; акварельная бумага. Фотоиллюст рация с пейзажем, отраженным в озере; листы А4; акварель; кисти; салфетки. Листы формата А4; гуашь; стаканчики с водой; кисти; карандаши; пластилин; стеки; доска для лепки. Познакомить детей с новой техникой Листы А4; творческой деятельности – рисование листы ½ А4; вилкой. гуашь; Развивать творческое мышление и фломастеры воображение при создании рисунка ; нетрадиционным методом. одноразовы Воспитывать аккуратность, е самостоятельность, внимательность при пластиковы работе с гуашью и вилкой. е вилки; салфетки; стаканчики с водой. Формировать у детей представление о Репродукци подвиге народа, который встал на защиту яс своей Родины в годы Великой Отечественной изображени войны. Закрепить свойства разных ем салюта; материалов, используемых в работе: акварель листы А4; и восковые мелки. Усвоить навык восковые проведения непрерывных линий, достижение карандашей; 17 свободного движения руки в произвольном и в заданном направлении. Развивать композиционные навыки, пространственные представления: выделять в рисунке главное и второстепенное. акварельные краски; кисти; стаканчики с водой; салфетки. Листы акварельной бумаги формата А4; акварельные краски; наборы фломастеров; кисти; стаканчики с водой; палитры; салфетки; фартуки; плакаты «Строение бабочки» и «Цикл развития бабочки»; иллюстрации с изображени ем бабочек. Лотки с водой разведенной загустителе м; специальны е краски; кисти веером; вилки или специальны е расчески; зубочистки или шило; салфетки; стаканчик с водой; акварельная бумага. Репродукци и картин; песок; клей ПВА; кисти 2 Бабочка . Монотипия. Расширять знания и представления об особенностях внешнего вида бабочек; упражнять в умении получать оттиск в зеркальном отображении; учить рисовать бабочку, используя прием монотипии; развивать эстетическое восприятие, умение видеть красоту окружающей природы, желание отразить ее в своем творчестве. 3 Одуван чик. ЭБРУ. Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования; развивать желание экспериментировать в рисовании, проявляя яркие чувства и эмоции: радость, удивление; воспитывать творческую самореализацию и индивидуальность. 4 Красив ый пейзаж. Рисование песком. Знакомить с методом рисования пейзажа с помощью песка, учить располагать правильно предметы. 18 для клея; простой карандаш. 2.1.4. Перспективное планирование. Подготовительная группа. Неделя Тема 1 Разноцветный зонтик. Нетрадицион ные техники Смешивание цветов. 2 Осенний лес. ЭБРУ. Октябрь Месяц 19 Программное содержание Закрепить представления детей о цветовом многообразии, ознакомить с хроматическими (основными) и ахроматическими цветами. Расширить знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков, освоения способов их получения. Закрепить навык закрашивания внутри контура. Развивать чувственноэмоциональное восприятие окружающего мира. Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования; развивать желание экспериментировать в рисовании, проявляя яркие чувства и эмоции: радость, удивление; воспитывать творческую самореализацию и индивидуальность. Материа лы Спектрал ьный круг; Листы А4, с контурны м изображе нием зонтика; палитры; гуашь; кисти; стаканчи ки с водой; салфетки . Лотки с водой разведен ной загустите лем; специаль ные краски; кисти веером; вилки или специаль ные расчески; зубочист ки или шило; салфетки ; стаканчи кс водой; акварель Веселые кляксы. Кляксография . Познакомить с таким способом изображения, как кляксография, показать ее выразительные возможности. Учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами. Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности. Поощрять детское творчество, инициативу. 4 Осенние мотивы. Раздувание краски Познакомить с новым способом изображения - раздуванием краски, показать его выразительные возможности. Помочь детям освоить новый способ спонтанного рисования, когда изображаемый объект получается путем свободного нанесения пятен краски и воздействия на них посредством активной работы легких (выдувание рисунка), что дает случайный, непредсказуемый эффект. Развивать мышцы рта, тренировать дыхание. Развивать воображение, фантазию, интерес к нетрадиционным способам рисования. Н о я б р ь 3 1 Натюрморт. ЭБРУ. 20 Продолжать знакомить детей с ная бумага. Листы А4; дополнит ельный лист для трениров очного упражне ния; гуашь; набор фломасте ров; кисти; салфетки ; трубочка; баночка с краской; готовые работы по кляксогр афии для образца. Репродук ции с осенними пейзажам и; Листы А4; дополнит ельный лист, размер l/2 А4; гуашь; кисти; трубочка для коктейля или полая часть от шариков ой ручки; стаканчи ки с водой; салфетки ; фартук. Лотки с нетрадиционными техниками рисования; развивать желание экспериментировать в рисовании, проявляя яркие чувства и эмоции: радость, удивление; воспитывать творческую самореализацию и индивидуальность. 2 Скоро зима. Фроттаж. Познакомить с новой техникой рисования «фроттаж». Закреплять умения в овладении ритмичности движений; совершенствовать разнонаправленность движение руки; развивать мелкую моторику. 3 Зайка. Рисование мазоичными мазками. Воспитывать любовь и интерес к природе; упражнять в рисовании мазками; развивать чувство цвета, наблюдательность и воображение. 21 водой разведен ной загустите лем; специаль ные краски; кисти веером; вилки или специаль ные расчески; зубочист ки или шило; салфетки ; стаканчи кс водой; акварель ная бумага. Листы А4; трафарет ы; цветные карандаш и; простые карандаш и; ластики. Листы акварель ной бумаги формата А4; дополнител ьные листы формата А5; акварель ные краски; кисти с широким ворсом; простые Декабрь 4 Первый снег. Монотипия. Рисование пальчиками. Учить рисовать дерево без листьев, изображать снег пальчиками. 1 Снежинки. Рисование зубной щеткой. Закрепить навык рисования, используя трафареты снежинок. Продолжать знакомить с техникой рисования – «набрызги». 2 Ёлочная игрушка. Рисование зубочистками на клеи ПВА. Познакомить с нетрадиционным способом рисования с помощью клея ПВА, зубочисток и краски (гуашь); развивать воображение, образное мышление, цветовосприятие, творческие способности; воспитывать аккуратность и усердие во время работы. 3 Новогодняя ёлочка. ЭБРУ. Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования; развивать желание экспериментировать в рисовании, проявляя яркие чувства и эмоции: радость, удивление; воспитывать 22 карандаш и; стаканчи ки с водой; палитры; салфетки ; фартуки; иллюстра ции с изображе нием зайчика. Листы цветные, черная и белая гуашь, салфетки , кисть. Готовые трафареты снежинок ; листы А4; гуашь; кисти; стаканчи ки с водой; зубные щетки; салфетки ; фартуки. Пластмас совые крышки (прозрач ные) и тарелки; клей ПВА; краски (гуашь); зубочист ки. Лотки с водой разведен ной загустите лем; Январь творческую самореализацию и индивидуальность. 4 Дед мороз. Рисование солью. 1 Морозные узоры. Рисование белой гуашью. 2 Зимний пейзаж. ЭБРУ. 23 Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения. Закрепить умение рисовать фигуру изображаемого персонажа, передавая форму частей, их расположение, относительную величину. Закрепить навыки рисования гуашью, умение смешивать на палитре краску, разбеливая основной тон для получения более светлого оттенка. Побуждать детей к творческой активности, помочь в овладении изобразительными навыками и умениями. Научить получать изображение при помощи белой гуаши; развивать творческое воображение; воспитывать аккуратность при работе; прививать умение видеть красоту природы. Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования; развивать желание экспериментировать в рисовании, проявляя яркие чувства и эмоции: радость, удивление; воспитывать творческую самореализацию и индивидуальность. специаль ные краски; кисти веером; вилки или специаль ные расчески; зубочист ки или шило; салфетки ; стаканчи кс водой; акварель ная бумага. Листы А4; гуашь; кисточки ; стаканчи ки с водой; салфетки ; соль в солонке. Синие листы А4; белая гуашь; кисти. Лотки с водой разведен ной загустите лем; специаль ные краски; кисти Февраль 3 Витражи для окошек в избушке Зимушки-Зимы. Техника выполнения витражей – клеевые картины. Формировать у детей интерес к зимней природе, помочь увидеть и почувствовать ее красоту в художественных образах прозы и поэзии. Познакомить детей со словом «витраж» и техникой его выполнения. Выработать навык проведения пересекающихся линий в разных направлениях. Закрепить умение смешивать на палитре краску, разбеливая основной тон белой гуашью для получения более светлого оттенка. 1 Транспорт. Рисование ватными палочками. 2 Транспорт. Рисование ватными палочками. 3 Картина Рисование 24 Овладение техникой рисования ватными палочками; развивать мелкую моторику, творческое начало, воображение, фантазию, эстетический вкус; воспитывать аккуратность, трудолюбие, собранность при выполнении приемов работы. Овладение техникой рисования ватными палочками; развивать мелкую моторику, творческое начало, воображение, фантазию, эстетический вкус; воспитывать аккуратность, трудолюбие, собранность при выполнении приемов работы. Развивать способность различать и веером; вилки или специаль ные расчески; зубочист ки или шило; салфетки ; стаканчи кс водой; акварель ная бумага. Репродук ции с зимними пейзажам и; Листы А4; гуашь; кисти; стаканчи ки с водой; палитры; простые карандаш и; клей ПВА с дозирова нным носиком; салфетки . Листы А4; краски; ватные палочки; стаканчи ки с водой. Листы А4; краски; ватные палочки; стаканчи ки с водой. Листы мыльными пузырями. сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер; учить реализовывать свои переживания, мысли, чувства в художественной форме; упражнять в рисовании мыльными пузырями; воспитывать положительные качества личности. акварель ной бумаги формата А4; мыльный раствор разных цветов; соломинк и; фартуки. 4 Букет для мамы. ЭБРУ. Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования; развивать желание экспериментировать в рисовании, проявляя яркие чувства и эмоции: радость, удивление; воспитывать творческую самореализацию и индивидуальность. 1 Весна. Рисование солью и акварелью. Познакомить с нетрадиционной техникой рисования солью и акварелью. Дать представление детям о различных видах изобразительной деятельности, многообразии художественных материалов (рисование с помощью соли), развивать художественный вкус, фантазию, желание экспериментировать в своей работе, мелкую моторику, воспитывать аккуратность, трудолюбие, целеустремленность. Лотки с водой разведен ной загустите лем; специаль ные краски; кисти веером; вилки или специаль ные расчески; зубочист ки или шило; салфетки ; стаканчи кс водой; акварель ная бумага. Картон; акварель; кисти; клей ПВА; простой карандаш ; соль в солонке. Март настроения. 25 2 Весна. Рисование солью и акварелью. 3 Весенний пейзаж. ЭБРУ. 4 Первые цветы. Рисование нитками. 26 Познакомить с нетрадиционной техникой рисования солью и акварелью. Дать представление детям о различных видах изобразительной деятельности, многообразии художественных материалов (рисование с помощью соли), развивать художественный вкус, фантазию, желание экспериментировать в своей работе, мелкую моторику, воспитывать аккуратность, трудолюбие, целеустремленность. Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования; развивать желание экспериментировать в рисовании, проявляя яркие чувства и эмоции: радость, удивление; воспитывать творческую самореализацию и индивидуальность. Научить детей новой нетрадиционной технике рисования – ниточкой. Развивать мелкую моторику рук, воображение, фантазию. Воспитывать интерес к занятию, самостоятельность и стремление к достижению результата. Картон; акварель; кисти; клей ПВА; простой карандаш ; соль в солонке. Лотки с водой разведен ной загустите лем; специаль ные краски; кисти веером; вилки или специаль ные расчески; зубочист ки или шило; салфетки ; стаканчи кс водой; акварель ная бумага. Гуашь; нитки; альбомн ые листы формат А4 сложенн ые пополам; стаканчи ки с водой с водой; тряпочки ; кисти; фартуки. Космический пейзаж. Граттаж. 2 Космический пейзаж. Граттаж. 3 Красивые картины из разноцветной нитки. Волшебные веревочки. Апрель 1 27 Воспитывать у детей стремление к познанию окружающего мира. Научить новому способу получения изображения - граттажу. Побуждать детей передавать в рисунке картину космического пейзажа, используя впечатления, полученные при рассматривании репродукций, чтении литературы о космосе. Развивать мелкую моторику рук, формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов, сильнее нажимая на изобразительный инструмент, как того требует предлагаемая техника. Воспитывать у детей стремление к познанию окружающего мира. Научить новому способу получения изображения - граттажу. Побуждать детей передавать в рисунке картину космического пейзажа, используя впечатления, полученные при рассматривании репродукций, чтении литературы о космосе. Развивать мелкую моторику рук, формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов, сильнее нажимая на изобразительный инструмент, как того требует предлагаемая техника. Продолжать учить детей разным нетрадиционным способам рисования, познакомить с новым необычным изобразительным материалом. Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания. Учить аккуратно пользоваться клеем, наносить его на контур рисунка тонкой струйкой. Научить выкладывать нить точно по нарисованному контуру, развивать координацию движений, мелкую моторику кистей рук. Листы А4; восковые мелки; черная гуашь; кисти; стаканчи кс водой. Листы А4 с готовой основой под граттаж; заострен ная палочка (или ручка с пером). Листы А4 с готовым фоном; простой карандаш ; флакончи к клея ПВА с дозирова нным носиком; разноцве тные отрезки ниток; набор фломасте ров; ножницы ; салфетки ; фартук. Красивые картины из разноцветной нитки. Волшебные веревочки. Продолжать учить детей разным нетрадиционным способам рисования, познакомить сновым необычным изобразительном материалом. Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания. Учить аккуратно пользоваться клеем, наносить его на контур рисунка тонкой струйкой. Научить выкладывать нить точно по нарисованному контору, развивать координацию движений, мелкую моторику кистей рук. 1 Дружеский салют. Тычок жесткой полусухой кистью. Учить приему рисования «тычок жесткой полусухой кистью»; закреплять умение рисовать концом кисти тонкие линии; развивать чувство композиции; способствовать сплочению детского коллектива. 2 Березка. Батик. Формировать любознательность, наблюдательность, желание отразить свои впечатления в рисунке. Познакомить детей с техникой рисования - батиком, с разными способами создания рисунка на ткани. Научить изображать конкретное Май 4 28 Лист А4 с готовым фоном; простой карандаш ; флакончи к клея ПВА с дозирова нным носиком; разноцве тные отрезки ниток; набор фломасте ров; ножницы ; салфетка; фартук. Альбомн ые листы; дополнит ельные листы формата А5; гуашь; кисти; стаканчи ки с водой; палитра; салфетки ; фартуки. Репродук ции картины И. Остроухо ва «Березы» ; подготов дерево с характерными признаками.Продолжать развивать детское изобразительное творчество. ленный батик, размер А4; простой карандаш ; набор гуашевы х красок; кисти № 1, №4; стаканчи ки с водой; салфетки . Листы А4; акварель ные краски; кисти; стаканчи ки с водой; простые карандаш и; клей ПВА с дозирова нным носиком; салфетки . Лотки с водой разведен ной загустите лем; специаль ные краски; кисти веером; вилки или специаль ные расчески; зубочист ки или шило; салфетки 3 Витражи для терема Лета. Техника выполнения витражей – клеевые картины. Средствами художественного слова показать детям, как прекрасна природа в летнее время года. Продолжать знакомить детей с понятием «витраж», техникой его выполнения. Закрепить умение рисовать прямые линии в разных направлениях. Учить детей умению подбирать и отражать цветовую гамму, характерную для летнего сезона. 4 Скоро лето. ЭБРУ. Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования; развивать желание экспериментировать в рисовании, проявляя яркие чувства и эмоции: радость, удивление; воспитывать творческую самореализацию и индивидуальность. 29 ; стаканчи кс водой; акварель ная бумага. 30