Содержание:
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка ………………………………………….. 3
1.2. Новизна программы …………………………………………….. 4
1.3 Цели и реализации программы …………………………………..4
1.4. Срок реализации программы …………………………………. .. 5
1.5. Планируемые результаты ……………………………………… 5
2. Содержательный раздел
2.1. Содержание занятий по нейрологитмике ……………….. ……. 7
2.2. Методическое обеспечение программы ………………………… 8
2.3 Материально-техническое обеспечение …………………………. 9
3.Организационный раздел
3.1. Расписание занятий ……………………………………….. …….. 10
3.2. Используемая литература ………………………………………. 10
2
1.Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
Программа Нейрологоритмика является комплексным и
междисциплинарным продуктом. Она объединяет в себе логопедический и
нейропсихологический подход: логопедическую ритмику и нейрокоррекцию
по методу замещающего онтогенеза А.В. Семенович.
В современной действительности специалисты все чаще сталкиваются со
специфическими формами речевых нарушений у детей. С такими
нарушениями, которые указывают на несформированность и/или
дефицитарность тех мозговых структур, которые должны обеспечивать
нейробиологическую базу речи. Простыми словами: дыхание,
слюноотделение, тонус, статика, просодика речи и др. Все эти процессы
обеспечиваются подкорковыми мозговыми структурами - первым
(энергетическим) функциональным блоком мозга (А.Р. Лурия).
Доказательством вышесказанного можно считать возросшее количество
детей с нарушением тонуса мышц речевого аппарата, гиперсаливацией,
нарушением моторики, проблемах в инициации речевой деятельности.
Помимо речевых нарушений, мы можем заметить значительное количество
так называемых «моторно неловких» детей. Это те дети, которые не умеют
прыгать на одной, а подчас, и на двух ногах, запинаются на лестнице, не
умеют качаться на качелях и т.д. Согласитесь, таких детей мы видим все
чаще. И это могут быть те дети, которые не включены в так называемые
нозологии, это обычные, нормотипичные наши воспитанники. Все это и
привело к мысли, что без специальных нейрокоррекционных упражнений,
направленных на оптимизацию работы подкорковых структур, не справиться
с моторными и речевыми нарушениями.
Логопедическая ритмика, появившаяся еще в начале 20 века,
зарекомендовала себя как высокоэффективная методика, предназначенная
3
для коррекции речевых нарушений. Занятия логоритмикой направлены на
развитие восприятия, слухового внимания и слуховой памяти. Они развивают
навыки координации крупных и мелких движений, воспитывают чувство
ритма и темпа, помогают научиться говорить и петь. Нейрологоритмка
является авторской разработкой Балдиной Е.А.
1.2. Новизна программы.
Нейропсихологическая коррекция несколько моложе логоритмики, но,
благодаря научным изысканиям российских ученых, сегодня мы имеем в
арсенале мощный нейрокоррекционный инструмент – Метод Замещающего
Онтогенеза (А.В. Семенович, Б.А. Архипов и др.).
Нейроритмика включает в себя игры на освоение телесного пространства,
работу над чувством ритма, развитием координации и переключения с
одного действия на другое. Удобно и то, что проводить тренировки можно
практически в любое время без привязки к месту. Эти упражнения
включаются в различные виды деятельности детей: занятия, прогулки,
режимные моменты, логопедические пятиминутки и т.д.
Первой коррекционной мишенью является формирование у ребенка
фундамента вертикально-горизонтальных (подкорково-корковых, внутри- и
межполушарных) взаимодействий. Для этого используется комплексная
методика психомоторной коррекции, включающая, помимо
нейропсихологических, телесно-ориентированные, арт-терапевтические и др.
психотехники.
1.3. Цели и реализации программы.
Цель программы «Нейрологоритмика» направлена на преодоление
коммуникативных, речевых и моторных нарушений путем развития
двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.
4
Основные задачи решаемые с помощью программы «Нейрологоритмика»
- активизировать психическую деятельность через развитие зрительного и
слухового внимания.
- развивавать зрительное и слуховое восприятие;
- развивать артикуляцию;
- формировать длительный речевой выдох;
- формировать двигательные навыки;
- развивать психомоторные координации (обеспечивают
нейробиологическую базу речи);
- развивать межполушарное взаимодействие;
- стимулировать речевую активность;
- формировать навык правильного употребления звуков;
- развивать произвольное внимание;
- развивать коммуникативные навыки.
1.4. Срок реализации программы.
Срок реализации программы «Нейрологоритмика»-1год.
1.5. Планируемые результаты
По окончании курса, предполагается демонстрация детьми значительной
динамики в речевом и когнитивном развитии, непроизвольной и
произвольной саморегуляции, становлении сенсомоторного репертуара. При
регулярном проведении занятий по программе «Нейрологоритмика»
значительно улучшаются процессы произвольного внимания , регулируется
поведение детей, формируя прочный фундамент для дальнейшего
гармоничного развития ребенка.
При регулярном проведении занятий у детей будет происходить
положительная перестройка сенсорной, речедвигательной, моторной и
дыхательной систем, будет формироваться положительный эмоциональный
5
настрой, они научатся общению со сверстниками, координации движения в
мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на
смену движений, ориентировке в пространстве, движению в заданном
направлении.
6
2.Содержательный раздел.
2.1. Содержание занятий по программе «Нейрологоритмика»
Упражнения, «Зонтик» и «Кто под зонтом» включены в структуру каждого
занятия и являются маркером начала и конца занятия. Перед началом
занятия, маркируем детям левую руку. Это можно сделать при помощи
браслетов, резинок ярких цветов.
Дыхательные упражнения: корректирует нарушения речевого дыхания,
помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность,
силу и правильное распределение выдоха.
Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают
основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат.
Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти:
зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей,
способность быстро реагировать на смену деятельности.
Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают
умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям
дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и
ловкими.
Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая
артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для
детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они
подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это
задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата –
основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет
уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка,
челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации
7
сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в
ритмической основе слов, фраз.
Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом
человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы
общения; приобщают к сотрудничеству. Такие игры чаще проводятся в
общем кругу.
2.2. Методическое обеспечение программы.
Основной формой проведения занятий по нейрологритмике является игра.
Исключительная ценность использования игровой деятельности как средства
коррекции речи, заключается в том, что в игре развивается способность
творческого воображения – базиса различных видов искусства, происходит
освоение и осознание ребенком действительности. При составлении занятий
по нейрологоритмике, также следует учитывать следующие дидактические
принципы: активность, сознательность, научность, наглядность, доступность,
поэтапное повышение требований, индивидуальный подход к каждому
ребенку. Кроме того, при построении занятий необходимо опираться на
специальные принципы: связь нейрологопедической ритмики с физическими
возможностями детей, ее оздоровительную направленность, на связь с
основными компонентами музыкальной деятельности, с учетом механизмов
и структуры речевого нарушения, развития личности логопата. Построение
занятий по нейрологоритмике базируется на совокупности различных
методов. Каждый метод включает в себя разнообразные приёмы. Эти приемы
подбираются с учетом степени усвоения двигательного, речевого материала,
речевого и общего развития ребенка:
наглядно-зрительные;
приёмы, обеспечивающие тактильно-мышечную наглядность с применением
различного инвентаря;
словесные приёмы;
8
практические;
Занятие по нейрологоритмике включает следующие элементы:
нейрологопедическую гимнастику – комплекс упражнений для укрепления
мышц органов артикуляционного аппарата
упражнение на развитие общей моторики
вокально – артикуляционные упражнения для развития дыхания
песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и
выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти
Структура занятий не всегда включает все перечисленные элементы.
2.3. Материально-техническое обеспечение.
Реализация программы предполагает наличие просторного помещения для
постоянной двигательной активности детей, поэтому пространство создаётся
динамичным в соответствии с целями и задачами каждого занятия.
Наличие ноутбука;
Музыкальный центр;
Принтер;
9
3.Организационный разде
3.1. Расписание занятий
Занятия по программе «Нейрологоритмика» проводятся 2 раза в неделю,
длительностью 25 минут. В зависимости от уровня психоречевого развития
детей, продолжительность занятия может меняться. Программа подходит как
для групповой, так и для индивидуальной работы. Для максимальной
эффективности занятий, рекомендуемая наполняемость групп – до 6-7 детей.
Дни недели ,время
Продолжительность
Вт. 10.25-10.50
25 минут
Ср. 10.45-11.10
25 минут
3.2. Используемая литература
Балдина Е. Методические рекомендации к сборнику программы 1
Нейрологоритмика
Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.
Метод замещающего онтогенеза. ИД «Генезис»,2007.
Каракулова Е.В. Коррекционная фонологоритмика. Учебно
методическое пособие. Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург
Большакова С. Алалия. Работа на начальном этапе. Формирование
навыков базового уровня. Междисциплинарный авторский подход.
«Грифон», 2019
10