Нейрологоритмика - дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Содержание:

1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка ………………………………………….. 3
1.2. Новизна программы …………………………………………….. 4
1.3 Цели и реализации программы …………………………………..4
1.4. Срок реализации программы …………………………………. .. 5
1.5. Планируемые результаты ……………………………………… 5
2. Содержательный раздел
2.1. Содержание занятий по нейрологитмике ……………….. ……. 7
2.2. Методическое обеспечение программы ………………………… 8
2.3 Материально-техническое обеспечение …………………………. 9
3.Организационный раздел
3.1. Расписание занятий ……………………………………….. …….. 10
3.2. Используемая литература ………………………………………. 10

2

1.Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
Программа Нейрологоритмика является комплексным и
междисциплинарным продуктом. Она объединяет в себе логопедический и
нейропсихологический подход: логопедическую ритмику и нейрокоррекцию
по методу замещающего онтогенеза А.В. Семенович.
В современной действительности специалисты все чаще сталкиваются со
специфическими формами речевых нарушений у детей. С такими
нарушениями, которые указывают на несформированность и/или
дефицитарность тех мозговых структур, которые должны обеспечивать
нейробиологическую базу речи. Простыми словами: дыхание,
слюноотделение, тонус, статика, просодика речи и др. Все эти процессы
обеспечиваются подкорковыми мозговыми структурами - первым
(энергетическим) функциональным блоком мозга (А.Р. Лурия).
Доказательством вышесказанного можно считать возросшее количество
детей с нарушением тонуса мышц речевого аппарата, гиперсаливацией,
нарушением моторики, проблемах в инициации речевой деятельности.
Помимо речевых нарушений, мы можем заметить значительное количество
так называемых «моторно неловких» детей. Это те дети, которые не умеют
прыгать на одной, а подчас, и на двух ногах, запинаются на лестнице, не
умеют качаться на качелях и т.д. Согласитесь, таких детей мы видим все
чаще. И это могут быть те дети, которые не включены в так называемые
нозологии, это обычные, нормотипичные наши воспитанники. Все это и
привело к мысли, что без специальных нейрокоррекционных упражнений,
направленных на оптимизацию работы подкорковых структур, не справиться
с моторными и речевыми нарушениями.
Логопедическая ритмика, появившаяся еще в начале 20 века,
зарекомендовала себя как высокоэффективная методика, предназначенная
3

для коррекции речевых нарушений. Занятия логоритмикой направлены на
развитие восприятия, слухового внимания и слуховой памяти. Они развивают
навыки координации крупных и мелких движений, воспитывают чувство
ритма и темпа, помогают научиться говорить и петь. Нейрологоритмка
является авторской разработкой Балдиной Е.А.
1.2. Новизна программы.
Нейропсихологическая коррекция несколько моложе логоритмики, но,
благодаря научным изысканиям российских ученых, сегодня мы имеем в
арсенале мощный нейрокоррекционный инструмент – Метод Замещающего
Онтогенеза (А.В. Семенович, Б.А. Архипов и др.).
Нейроритмика включает в себя игры на освоение телесного пространства,
работу над чувством ритма, развитием координации и переключения с
одного действия на другое. Удобно и то, что проводить тренировки можно
практически в любое время без привязки к месту. Эти упражнения
включаются в различные виды деятельности детей: занятия, прогулки,
режимные моменты, логопедические пятиминутки и т.д.
Первой коррекционной мишенью является формирование у ребенка
фундамента вертикально-горизонтальных (подкорково-корковых, внутри- и
межполушарных) взаимодействий. Для этого используется комплексная
методика психомоторной коррекции, включающая, помимо
нейропсихологических, телесно-ориентированные, арт-терапевтические и др.
психотехники.
1.3. Цели и реализации программы.
Цель программы «Нейрологоритмика» направлена на преодоление
коммуникативных, речевых и моторных нарушений путем развития
двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

4

Основные задачи решаемые с помощью программы «Нейрологоритмика»
- активизировать психическую деятельность через развитие зрительного и
слухового внимания.

- развивавать зрительное и слуховое восприятие;
- развивать артикуляцию;
- формировать длительный речевой выдох;
- формировать двигательные навыки;
- развивать психомоторные координации (обеспечивают
нейробиологическую базу речи);
- развивать межполушарное взаимодействие;
- стимулировать речевую активность;
- формировать навык правильного употребления звуков;
- развивать произвольное внимание;
- развивать коммуникативные навыки.
1.4. Срок реализации программы.
Срок реализации программы «Нейрологоритмика»-1год.
1.5. Планируемые результаты
По окончании курса, предполагается демонстрация детьми значительной
динамики в речевом и когнитивном развитии, непроизвольной и
произвольной саморегуляции, становлении сенсомоторного репертуара. При
регулярном проведении занятий по программе «Нейрологоритмика»
значительно улучшаются процессы произвольного внимания , регулируется
поведение детей, формируя прочный фундамент для дальнейшего
гармоничного развития ребенка.
При регулярном проведении занятий у детей будет происходить
положительная перестройка сенсорной, речедвигательной, моторной и
дыхательной систем, будет формироваться положительный эмоциональный
5

настрой, они научатся общению со сверстниками, координации движения в
мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на
смену движений, ориентировке в пространстве, движению в заданном
направлении.

6

2.Содержательный раздел.
2.1. Содержание занятий по программе «Нейрологоритмика»
Упражнения, «Зонтик» и «Кто под зонтом» включены в структуру каждого
занятия и являются маркером начала и конца занятия. Перед началом
занятия, маркируем детям левую руку. Это можно сделать при помощи
браслетов, резинок ярких цветов.
Дыхательные упражнения: корректирует нарушения речевого дыхания,
помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность,
силу и правильное распределение выдоха.
Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают
основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат.
Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти:
зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей,
способность быстро реагировать на смену деятельности.
Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают
умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям
дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и
ловкими.
Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая
артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для
детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они
подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это
задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата –
основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет
уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка,
челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации
7

сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в
ритмической основе слов, фраз.
Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом
человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы
общения; приобщают к сотрудничеству. Такие игры чаще проводятся в
общем кругу.
2.2. Методическое обеспечение программы.
Основной формой проведения занятий по нейрологритмике является игра.
Исключительная ценность использования игровой деятельности как средства
коррекции речи, заключается в том, что в игре развивается способность
творческого воображения – базиса различных видов искусства, происходит
освоение и осознание ребенком действительности. При составлении занятий
по нейрологоритмике, также следует учитывать следующие дидактические
принципы: активность, сознательность, научность, наглядность, доступность,
поэтапное повышение требований, индивидуальный подход к каждому
ребенку. Кроме того, при построении занятий необходимо опираться на
специальные принципы: связь нейрологопедической ритмики с физическими
возможностями детей, ее оздоровительную направленность, на связь с
основными компонентами музыкальной деятельности, с учетом механизмов
и структуры речевого нарушения, развития личности логопата. Построение
занятий по нейрологоритмике базируется на совокупности различных
методов. Каждый метод включает в себя разнообразные приёмы. Эти приемы
подбираются с учетом степени усвоения двигательного, речевого материала,
речевого и общего развития ребенка:
наглядно-зрительные;
приёмы, обеспечивающие тактильно-мышечную наглядность с применением
различного инвентаря;
словесные приёмы;
8

практические;
Занятие по нейрологоритмике включает следующие элементы:
нейрологопедическую гимнастику – комплекс упражнений для укрепления
мышц органов артикуляционного аппарата
упражнение на развитие общей моторики
вокально – артикуляционные упражнения для развития дыхания
песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и
выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти
Структура занятий не всегда включает все перечисленные элементы.
2.3. Материально-техническое обеспечение.
Реализация программы предполагает наличие просторного помещения для
постоянной двигательной активности детей, поэтому пространство создаётся
динамичным в соответствии с целями и задачами каждого занятия.


Наличие ноутбука;



Музыкальный центр;



Принтер;

9

3.Организационный разде
3.1. Расписание занятий
Занятия по программе «Нейрологоритмика» проводятся 2 раза в неделю,
длительностью 25 минут. В зависимости от уровня психоречевого развития
детей, продолжительность занятия может меняться. Программа подходит как
для групповой, так и для индивидуальной работы. Для максимальной
эффективности занятий, рекомендуемая наполняемость групп – до 6-7 детей.
Дни недели ,время

Продолжительность

Вт. 10.25-10.50

25 минут

Ср. 10.45-11.10

25 минут

3.2. Используемая литература
 Балдина Е. Методические рекомендации к сборнику программы 1
Нейрологоритмика
 Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.
Метод замещающего онтогенеза. ИД «Генезис»,2007.
 Каракулова Е.В. Коррекционная фонологоритмика. Учебно
методическое пособие. Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург
 Большакова С. Алалия. Работа на начальном этапе. Формирование
навыков базового уровня. Междисциплинарный авторский подход.
«Грифон», 2019

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».