Юный художник - дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «СВЕТЛЯЧОК»
ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Принята

«Утверждаю»

на заседании

Заведующая МБДОУ д/с «Светлячок»

педагогического совета

_____________/Пепеляева И.А./

от «___»_________20____г.

Приказ № ______________ от

протокол №___________

«____»_____________20____г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ЮНЫЙ ХУДОЖНИК»

Тип: авторская.
Направленность: художественная.
Срок реализации: 2 года
Возраст: 5-7 лет
Автор – составитель:
Педагог дополнительного образования Скорсюк М.В.
Программу реализует: Скорсюк М.В.

с. Первомайское, 2025

Содержание
I. Целевой раздел программы
1.1.Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи реализации программы
1.3. Принципы и подходы к реализации программы
1.4. Планируемые результаты освоения программы
II. Содержательный раздел программы
2.1. Описание образовательной деятельности.
2.1.1 Учебный (тематический план) первого года обучения.
2.1.2. Календарно – тематическое планирование первого года обучения.
2.1.3. Учебный (тематический план) первого года обучения.
2.1.4. Календарно – тематическое планирование второго года обучения.
2.2. Педагогическая диагностика (мониторинг) художественной творческой деятельности
детей.
2.2.1. Таблица диагностики художественной творческой деятельности.
III. Организационный раздел программы
3.1. Описание условий реализации Программы и особенности организации развивающей
предметно-пространственной среды
3.2. Обеспеченность методическими материалами
3.3. Организация режима работы

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка.
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об
окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения.
Вначале созданные детьми «картины», так называемые «каракули», понятны только
самим «художникам». На раннем этапе им иногда не нужны краски, кисточки и карандаши. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на
песке, мелом на асфальте, иногда оставленной без присмотра маминой помадой или
пастой на зеркале, водой, разлитой на столе, составляют изображение пуговицами или
бусинками, взятыми из бабушкиной шкатулки. То есть всем тем, что может оставлять
видимый след. При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а еще и
знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами.
Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и
навыки рисования традиционными способами и средствами. А со временем уже
осмысленно изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в
собственном художественном творчестве. В тот момент педагог может сделать эту работу
целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве
нетрадиционными техниками. Включить в учебный процесс самые необычные средства
изображения: коктейльные трубочки, парафиновую свечку, расческу, зубную щетку,
ватную палочку, нитки и многое другое. Такое нестандартное решение развивает детскую
фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий
процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать
правила использования некоторых материалов: а вот пальчиком да в краску. Проведение
таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы,
внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую
широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.
Актуальность
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания
программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых
подходах к преподаванию эстетических и народных искусств , способных решать
современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе
эстетического и народного творческого воспитания подрастающего поколения особая
роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту
окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию
художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает
целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой
самореализации личности. Ознакомление с техниками народного творчества,
реализовывает идею активного воспитания гражданина России , патриотизма малой
родины. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к
творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных и традиционных способов
рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании,
учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается
творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Новизной и отличительной особенностью программы «Юный художник» по
нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный
характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития
детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты ,
природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование
доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность
использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных
художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Педагогическая целесообразность
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих
способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных
материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так
как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В
связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского
интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование
нетрадиционного бросового материала и нестандартных изо технологий.
1.2 .Цели и задачи реализации программы
Цель программы:
Развивать художественное творчество и активизировать творческий потенциал
детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники
рисования.
Задачи программы:
 Обучать нетрадиционным способам рисования, учить активно и творчески
применять усвоенные способы в изодеятельности;
 Формировать эмоционально-эстетического восприятия, развивать у
детей умения замечать выразительность форм, цвета, пропорций и
выражать при этом своё отношение и чувства;
 Развивать фантазию, творческое мышление и воображение,
пространственное восприятие;
 Развивать точные движения руки и мелкую моторику пальцев;
 Воспитывать зрительную культуру;
 Развивать умение планировать свою деятельность;
 Формировать коммуникативную компетентность;
 Организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского
творчества.
1.3. Принципы и подходы к формированию программы
Принципы:
- Системность и непрерывность.
- Личностно-ориентированный гуманистический характер взаимодействия детей и
взрослых.
- Свобода индивидуального личностного развития.
- Признание приоритета ценностей внутреннего мира ребенка, опоры на
позитивный внутренний потенциал развития ребенка.
- Принцип регионализации (учет специфики региона)
Ребенок-художник наблюдая за природой выражает в творчестве свое видение
происходящих в них явлений. Воспитатель помогает ребенку «открыть глаза» на видимый
им мир, реализуя основной принцип программы – одухотворение природных явлений.
Создание атмосферы доверия и заинтересованного общения – непременное условие
занятий по изобразительному искусству.
Педагог развивает и формирует в детях:

Умение одухотворять (очеловечивать) «живую» и «неживую» природу;


Способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы,
другим человеком или героем художественного произведения;

Умение восхищаться красотой и многообразием природных форм,
любоваться уголками родной и экзотической природы;

Способствовать чувствовать характер и изменчивость природных явлений
(утро, день, вечер, ночь, зима, весна, лето, осень, зима).
Педагог способствует самореализации личности ребенка в различных видах
художественного творчества, развивает и формирует способности и умения:
 Быть оригинальным в выборе сюжета;
 Использовать адекватные средства художественного выражения (цвет,
линию, объем и т.п.) для осуществления своего замысла;
 Давать оценку продуктам своей и чужой деятельности, в суждениях
стремиться выражать не чужую, а свою точку зрения;
 Развивать творческую индивидуальность, свое творческое «Я».
Педагог формирует компетенции, необходимые детям для осуществления
творческого процесса в различных видах художественной деятельности; приобщает к
национальной и мировой художественной культуре.
1.4. Планируемые результаты освоения программы:

Сформированы у детей дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах
рисования;

Владеют простейшими техническими приемами работы с различными
изобразительными материалами;

Сформирована учебно-познавательная компетентность;

Умеют самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;

Сформирована самореализация личности ребенка в художественном творчестве;

Сформировано стремление быть оригинальным в выборе средств своего замысла;

Способны давать оценку своей и чужой деятельности.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание образовательной деятельности
2.1. 1. Учебный (тематический план) первого года обучения.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

Тема
Золотая осень.
Осенние листья.
Колючая сказка.
Снежинки.
Животные готовятся к зиме.
Цветы для мамы.
Зимние напевы.
Ёлочка.
Морозные узоры.
Новый год.
Зима.
Снеговик.
Зимний лес.
Подводный мир.
Верблюд в пустыне.
Цветы для бабушки.
Цветок для мамы.
Весенняя капель.
Грачи прилетели.
Веселые приведения.
Ветка вербы.
Пейзаж у озера.
Растения весной.
Пасха.
Праздничный салют.
Бабочка.
Одуванчик.
Красивый пейзаж.
Итого

Количество часов
теория
практика
0,2
0,8
0,2
0,8
0,4
1,6
0,2
0,8
0,4
1,6
0,2
0,8
0,2
0,8
0,2
0,8
0,2
0,8
0,2
0,8
0,4
1,6
0,2
0,8
0,2
0,8
0,2
0,8
0,2
0,8
0,2
0,8
0,2
0,8
0,2
0,8
0,2
0,8
0,2
0,8
0,2
0,8
0,2
0,8
0,2
0,8
0,2
0,8
0,2
0,8
0,2
0,8
0,2
0,8
0,2
0,8
31

2.1.2 Календарно – тематическое планирование первого года обучения.
Тема

Задачи

1. Золотая
осень.

Знакомство с
нетрадиционной
техникой
рисования
печатание
листьями.

2.
Осенние
листья.

Знакомство с
нетрадиционной
техникой
рисования ЭБРУ.

3.
Колючая
сказка.

Знакомство с
нетрадиционной
техникой
рисования
гелиевыми
ручками.

Содержание

Средства
обучения/материал

Развивать эстетическое
Листы А4; гуашь;
восприятие колорита в кисти; баночки с водой;
природе и искусстве
клеенки; салфетки.
пейзажа; закреплять
умение рисовать
лиственные деревья,
передавая характерные
особенности строения
ствола и кроны, цвета;
учить делать отпечатки
листиками.
Продолжать знакомить
Лотки с водой
детей с
разведенной
нетрадиционными
загустителем;
техниками рисования;
специальные краски;
развивать желание
кисти веером; вилки
экспериментировать в
или специальные
рисовании, проявляя
расчески; зубочистки
яркие чувства и эмоции:
или шило; салфетки;
радость, удивление;
стаканчик с водой;
воспитывать творческую
акварельная бумага.
самореализацию и
индивидуальность.
Развивать умение детей
наносить длинные и
короткие штрихи в
одном и разных
направлениях, учить
накладывать штрихи в
одном направлении, без
просветов. Обучение
ритмичному нанесению
штриховки, отработка
легкости движения и
свободного
перемещения руки по
всему листу.
Показать выразительные
возможности гелиевой
ручки.

Листы А4; гелиевые
ручки.

4.
Снежинки
.

Продолжать
знакомство с
нетрадиционной
техникой
рисования ЭБРУ.

Продолжать знакомить
детей с
нетрадиционными
техниками рисования;
развивать желание
экспериментировать в
рисовании, проявляя
яркие чувства и эмоции:
радость, удивление;
воспитывать творческую
самореализацию и
индивидуальность.

Лотки с водой
разведенной
загустителем;
специальные краски;
кисти веером; вилки
или специальные
расчески; зубочистки
или шило; салфетки;
стаканчик с водой;
акварельная бумага.

5.
Животны
е
готовятся
к зиме.

Знакомство с
нетрадиционной
техникой
рисования
Аквапатия.

6. Цветы
для мамы.

Знакомство с
нетрадиционной
техникой
рисования оттиск
скомконной
бумагой.

Белая бумага формата
А4; простые
карандаши; кисти;
краски; салфетки;
стаканчики для воды;
подставки; клеенки для
стола; клей; образцы;
картинки и фигурки
животных.
Альбомные листы;
дополнительные листы
формата А5; гуашь;
мисочки для краски;
влажные салфетки;
фартуки; иллюстрации,
изображающие луговые
цветы и растения.

7. Зимние
напевы.

Знакомство с
нетрадиционной
техникой
рисования
набрызги.

Продолжать развивать
детское изобразительное
творчество. Развивать
представление о
выразительных
возможностях
выбранного материала.
Закреплять технические
навыки и умения.
Закреплять знания о
пейзаже как виде
живописи; знакомить с
техникой рисования
скомканной бумагой;
учить подбирать летние
цветовые сочетания;
развивать навыки
коллективной работы.
Вызвать у детей
эмоциональный отклик
на художественный
образ зимнего пейзажа,
ассоциации с
собственным опытом
восприятия зимней
природы. Помочь
почувствовать красоту
зимней природы
посредством музыки,
живописи, поэзии. Учить
детей самостоятельно
придумывать

Репродукции с
зимними пейзажами;
альбомный лист; гуашь;
кисть; стаканчик с
водой; зубная щетка;
карандаш (палочка);
салфетка; фартук.

8. Ёлочка.

Продолжать
знакомство с
нетрадиционной
техникой
рисования ЭБРУ.

9.
Морозны
е узоры.

Знакомство с
нетрадиционной
техникой
рисования
фотокопия –
рисование свечой.

10. Новый
год.

Знакомство с
нетрадиционной
техникой
рисования
пальчиками.

композицию рисунка,
выделяя дальний и
ближний план пейзажа.
Познакомить с новым
способом изображения
снега – «набрызги».
Продолжать знакомить
детей с
нетрадиционными
техниками рисования;
развивать желание
экспериментировать в
рисовании, проявляя
яркие чувства и эмоции:
радость, удивление;
воспитывать творческую
самореализацию и
индивидуальность.

Лотки с водой
разведенной
загустителем;
специальные краски;
кисти веером; вилки
или специальные
расчески; зубочистки
или шило; салфетки;
стаканчик с водой;
акварельная бумага.

Вызвать у детей интерес
Листы А4;
к зимним явлениям
дополнительный листы,
природы. Развивать
размер х/2 А4; кусочки
зрительную
свеч или мыла;
наблюдательность,
акварельные краски;
способность замечать
кисти с широким
необычное в
ворсом; стаканчики с
окружающем мире и
водой.
желание отразить
увиденное в своем
творчестве.
Совершенствовать
умения и навыки детей в
свободном экспериментировании с
изобразительным
материалом, помочь
детям освоить метод
спонтанного рисования.
Развивать воображение,
творчество.
Нарядная ёлочка,
Воспитывать
тонированные
светлой
эстетическое восприятие
краской листы бумаги,
природы; упражнять в
мисочка с красками разного
рисовании кусочками
цвета, кусочки поролона,
поролона, в рисовании

Оттиск поролоном.

11. Зима.

Знакомство с
нетрадиционной
техникой
рисования тушью.

12.
Снеговик.

Продолжать
знакомство с
нетрадиционной
техникой
рисования ЭБРУ.

13.
Зимний
лес.

Знакомство с
нетрадиционной
техникой
рисования
ладошкой.
Знакомство с
нетрадиционной
техникой
рисования на
мокром листе.

14.Подво
дный мир.

салфетки.
пальчиками; учить
наносить рисунок
равномерно по всей
поверхности листа;
развивать
цветовосприятие.
Научить получать
Листы А4; тушь; кисти.
изображение при
помощи туши; развивать
творческое воображение;
воспитывать
аккуратность при работе;
прививать умение видеть
красоту природы.
Продолжать знакомить
Лотки с водой
детей с
разведенной
нетрадиционными
загустителем;
техниками рисования;
специальные краски;
развивать желание
кисти веером; вилки
экспериментировать в
или специальные
рисовании, проявляя
расчески; зубочистки
яркие чувства и эмоции:
или шило; салфетки;
радость, удивление;
стаканчик с водой;
воспитывать творческую
акварельная бумага.
самореализацию и
индивидуальность.

Научить прикладывать
Простой карандаш;
ладошку к листу и
гуашь; кисти;
обводить простым
иллюстрации зимнего
карандашом. Каждый
леса.
пальчик — ствол дерева.
Расширять
Листы акварельной
представления детей о бумаги формата А4; довозможностях водного
полнительные листы
пространства; знакомить
формата А5;
с техникой рисования по
акварельные краски;
мокрой бумаге; учить
кисти с широким
передавать в рисунке
ворсом; стаканчики с
поэтический образ
водой; палитры;
природы, подбирать
салфетки; фартуки;
цветовую гамму;
репродукции картин И.
развивать фантазию,
Айвазовского «Девятый
воображение.
вал», «Восход луны»,
«Среди волн», «Буря у

15.
Верблюд
в
пустыне.

Знакомство с
нетрадиционной
техникой
рисования
расчесывание
краски зубной
щеткой.

16. Цветы
для
бабушки.

Знакомство с
нетрадиционной
техникой
рисования оттиск
печатками из
картофеля.

17.
Цветок
для мамы.

Продолжать
знакомство с
нетрадиционной
техникой
рисования ЭБРУ.

Воспитание у детей
интереса к природе
разных климатических
зон. Расширение
представления о
пустыне, развитие
умения передавать свои
впечатления в рисунке.
Ознакомление с новым
приемом рисования –
«расчесывание» краски.
Освоение нового
графического навыка –
волнистая линия,
отработка плавного,
непрерывного движения
руки. Закреплять умения
передавать колорит,
характерный для
пустыни, подбирая
нужные цвета.
Познакомить детей с
новой техникой
рисования;
показать детям
возможность получения
изображения с помощью
картофельного штампа;
развивать творческое
мышление и
воображение;
воспитывать интерес к
художественному
творчеству.
Продолжать знакомить
детей с
нетрадиционными
техниками рисования;
развивать желание
экспериментировать в
рисовании, проявляя
яркие чувства и эмоции:
радость, удивление;

берегов Ниццы», «Ночь
в Венеции».
Лист А4; гуашь, кисть
№1, №4; стаканчик с
водой; стека с
зубчиками
(пластмассовая вилка
или пластинка с
вырезанными по краю
зубчиками); салфетка;
набор репродукций с
изображением
растений, животных
пустыни.

Листы формата А4;
гуашь; стаканчики с
водой; кисти;
карандаши; картофель.

Лотки с водой
разведенной
загустителем;
специальные краски;
кисти веером; вилки
или специальные
расчески; зубочистки
или шило; салфетки;
стаканчик с водой;

18.
Весенняя
капель.

Знакомство с
нетрадиционной
техникой
рисования по
мятой бумаге.

19. Грачи
прилетели
.

Знакомство с
нетрадиционной
техникой
рисования печать
ластиком.
Знакомство с
нетрадиционной
техникой
рисования ногами.

20.
Веселые
приведен
ия.

21. Ветка
вербы.

Продолжать
знакомство с
нетрадиционной
техникой
рисования ЭБРУ.

воспитывать творческую
самореализацию и
индивидуальность.

акварельная бумага.

Помочь детям целостно
представить изучение
новой нетрадиционной
техники с
использованием мятой
бумаги; организовать
деятельность поэтапного
выполнения рисунка;
закреплять умение
рисовать крупно и
располагать
изображение в
соответствии с размером
листа; развивать
творческое воображение
и творческие
способности.
Учить детей печатками
из ластика изображать
стаю перелетных птиц.

Тонкие листы
(например, ксероксной
бумаги); акварельные
краски; кисть мягкая;
стаканчик с водой;
простые карандаши;
ластики.

Познакомить детей
с техниками рисования
ногами; развивать у них
двигательные навыки,
наглядно-образное
мышление,
воображение; учить
экспериментировать
с изобразительными
материалами
и инструментами.
Продолжать знакомить
детей с
нетрадиционными
техниками рисования;
развивать желание
экспериментировать в
рисовании, проявляя
яркие чувства и эмоции:

Емкость с водой;
картон синий; кисти;
гуашь; стаканчики с
водой; средства
гигиены; влажные
салфетки.

Бумага; мисочки с
красками; печатки из
ластика; губка для
фона; кисти.

Лотки с водой
разведенной
загустителем;
специальные краски;
кисти веером; вилки
или специальные
расчески; зубочистки
или шило; салфетки;

радость, удивление;
воспитывать творческую
самореализацию и
индивидуальность.
22.
Пейзаж у
озера.

23.
Растения
весной.

24. Пасха.

Знакомство с
нетрадиционной
техникой
рисования
монотипия.

Закрепить знания детей о
пейзаже как жанре
изобразительного
искусства. Познакомить
с нетрадиционной
техникой изображения
пейзажа — монотипией,
показать ее
изобразительные
особенности, закрепить
понятие о симметрии.
Подвести детей к тому,
что пейзаж можно
рисовать не только с
натуры, а придумать его
самому. Развивать
умения детей создавать
композицию,
самостоятельно
подбирать цветовую
гамму в соответствии с
придуманным сюжетом.
Знакомство с
Познакомить детей с
нетрадиционной
новой техникой
техникой
рисования;
рисования оттиск
показать детям
печатками из
возможность получения
пластилина.
изображения с помощью
пластилинового штампа;
развивать творческое
мышление и
воображение;
воспитывать интерес к
художественному
творчеству.
Знакомство с
Познакомить детей с
нетрадиционной
новой техникой
техникой
творческой деятельности
рисования вилкой.
– рисование вилкой.
Развивать творческое

стаканчик с водой;
акварельная бумага.

Фотоиллюстрация с
пейзажем, отраженным
в озере; листы А4;
акварель; кисти;
салфетки.

Листы формата А4;
гуашь; стаканчики с
водой; кисти;
карандаши; пластилин;
стеки; доска для лепки.

Листы А4; листы ½ А4;
гуашь; фломастеры;
одноразовые
пластиковые вилки;
салфетки; стаканчики с

25.
Празднич
ный
салют.

Знакомство с
нетрадиционной
техникой
рисования
проступающий
рисунок.

26.
Бабочка.

Продолжать
знакомство с
нетрадиционной
техникой
рисования
монотипия.

мышление и
воображение при
создании рисунка
нетрадиционным
методом.
Воспитывать
аккуратность,
самостоятельность,
внимательность при
работе с гуашью и
вилкой.
Формировать у детей
представление о подвиге
народа, который встал на
защиту своей Родины в
годы Великой
Отечественной войны.
Закрепить свойства
разных материалов,
используемых в работе:
акварель и восковые
мелки. Усвоить навык
проведения
непрерывных линий,
достижение свободного
движения руки в
произвольном и в
заданном направлении.
Развивать
композиционные
навыки,
пространственные представления: выделять в
рисунке главное и
второстепенное.
Расширять знания и
представления об
особенностях внешнего
вида бабочек; упражнять
в умении получать
оттиск в зеркальном отображении; учить
рисовать бабочку,
используя прием
монотипии; развивать

водой.

Репродукция с
изображением салюта;
листы А4; восковые
карандашей;
акварельные краски;
кисти; стаканчики с
водой; салфетки.

Листы акварельной
бумаги формата А4;
акварельные краски;
наборы фломастеров;
кисти; стаканчики с
водой; палитры;
салфетки; фартуки;
плакаты «Строение
бабочки» и «Цикл
развития бабочки»;

эстетическое
восприятие, умение
видеть красоту
окружающей природы,
желание отразить ее в
своем творчестве.

иллюстрации с
изображением бабочек.

27.
Одуванчи
к.

Продолжать
знакомство с
нетрадиционной
техникой
рисования ЭБРУ.

Продолжать знакомить
детей с
нетрадиционными
техниками рисования;
развивать желание
экспериментировать в
рисовании, проявляя
яркие чувства и эмоции:
радость, удивление;
воспитывать творческую
самореализацию и
индивидуальность.

Лотки с водой
разведенной
загустителем;
специальные краски;
кисти веером; вилки
или специальные
расчески; зубочистки
или шило; салфетки;
стаканчик с водой;
акварельная бумага.

28.
Красивый
пейзаж.

Знакомство с
нетрадиционной
техникой
рисования песком.

Знакомить с методом
рисования пейзажа с
помощью песка, учить
располагать правильно
предметы.

Репродукции картин;
песок; клей ПВА; кисти
для клея; простой
карандаш.

2.1.3. Учебный (тематический план) второго года обучения.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

Тема
Разноцветный зонтик.
Осенний лес.
Веселые кляксы.
Осенние мотивы.
Натюрморт.
Скоро зима.
Зайка.
Первый снег.
Снежинки.
Ёлочная игрушка.
Новогодняя ёлочка.
Дед мороз.
Морозные узоры.
Зимний пейзаж.
Витражи для окошек в избушке ЗимушкиЗимы.
Транспорт.
Картина настроения.
Букет для мамы.
Весна.
Весенний пейзаж.
Первые цветы.
Космический пейзаж.
Красивые картины из разноцветной нитки.
Дружеский салют.
Березка.
Витражи для терема Лета.
Скоро лето.
Итого

Количество часов
теория
практика
0,2
0,8
0,2
0,8
0,2
0,8
0,2
0,8
0,2
0,8
0,2
0,8
0,2
0,8
0,2
0,8
0,2
0,8
0,2
0,8
0,2
0,8
0,2
0,8
0,2
0,8
0,2
0,8
0,4
1,6
0,4
0,2
0,2
0,4
0,2
0,2
0,4
0,4
0,2
0,2
0,4
0,2

1,6
0,8
0,8
1,6
0,8
0,8
1,6
1,6
0,8
0,8
1,6
0,8
33

2.1.4. Календарно – тематическое планирование второго года обучения.
Тема

Задачи

1.Разноцвет
ный зонтик.

Учить получать
разнообразные
цвета из трех
красок.

2.Осенний
лес.

3.Веселые
кляксы.

Содержание

Средства
обучения/матери
ал

Закрепить представления Спектральный
детей о цветовом
круг; Листы
многообразии, ознаА4, с
комить с хроматическими
контурным
(основными) и
изображением
ахроматическими
зонтика;
цветами.
палитры;
гуашь; кисти;
Расширить знания
цветовой гаммы путем
стаканчики с
введения новых оттенков,
водой;
освоения способов их
салфетки.
получения.
Закрепить навык
закрашивания внутри
контура.
Развивать чувственноэмоциональное
восприятие окружающего
мира.
Продолжать
Продолжать знакомить
Лотки с водой
знакомство с
детей с нетрадиционными
разведенной
нетрадиционной
техниками рисования;
загустителем;
техникой рисования
развивать желание
специальные
ЭБРУ.
экспериментировать в
краски; кисти
рисовании, проявляя
веером; вилки
яркие чувства и эмоции:
или
радость, удивление;
специальные
воспитывать творческую
расчески;
самореализацию и
зубочистки или
индивидуальность.
шило;
салфетки;
стаканчик с
водой;
акварельная
бумага.
Знакомство с
Познакомить с таким
Листы А4;
нетрадиционной
способом изображения, дополнительны
техникой рисования
как кляксография,
й лист для
кляксография.
показать ее
тренировочного
выразительные
упражнения;

возможности. Учить
гуашь; набор
дорисовывать детали
фломастеров;
объектов, полученных в
кисти;
ходе спонтанного
салфетки;
изображения, для
трубочка;
придания им
баночка с
законченности и сходства
краской;
с реальными образами.
готовые работы
по
Развивать воображение,
кляксографии
фантазию, интерес к
для образца.
творческой деятельности.
Поощрять детское
творчество, инициативу.
4.Осенние
мотивы.

Знакомство с
нетрадиционной
техникой рисования
раздувание краски.

Познакомить с новым
Репродукции с
способом изображения осенними
раздуванием краски,
пейзажами;
показать его
Листы А4;
выразительные
дополнительны
возможности. Помочь
й лист, размер
l/ А4; гуашь;
детям освоить новый
2
способ спонтанного
кисти; трубочка
рисования, когда
для коктейля
изображаемый объект
или полая часть
получается путем
от шариковой
свободного нанесения
ручки;
пятен краски и
стаканчики с
воздействия на них
водой;
посредством активной
салфетки;
работы легких
фартук.
(выдувание рисунка), что
дает случайный,
непредсказуемый эффект.
Развивать мышцы рта,
тренировать дыхание.
Развивать воображение,
фантазию, интерес к
нетрадиционным
способам рисования.
5.Натюрмор
Продолжать
Продолжать знакомить
Лотки с водой
т.
знакомство с
детей с нетрадиционными
разведенной
нетрадиционной
техниками рисования;
загустителем;
техникой рисования
развивать желание
специальные
ЭБРУ.
экспериментировать в
краски; кисти
рисовании, проявляя
веером; вилки

яркие чувства и эмоции:
радость, удивление;
воспитывать творческую
самореализацию и
индивидуальность.

6.Скоро
зима.

7.Зайка.

8.Первый
снег.

Знакомство с
нетрадиционной
техникой рисования
фроттаж.

или
специальные
расчески;
зубочистки или
шило;
салфетки;
стаканчик с
водой;
акварельная
бумага.
Листы А4;
трафареты;
цветные
карандаши;
простые
карандаши;
ластики.

Познакомить с новой
техникой рисования
«фроттаж». Закреплять
умения в овладении
ритмичности движений;
совершенствовать
разнонаправленность
движение руки; развивать
мелкую моторику.
Знакомство с
Воспитывать любовь и
Листы
нетрадиционной
интерес к природе;
акварельной
техникой рисования
упражнять в рисовании бумаги формата
мазоичными
мазками; развивать
А4; домазками.
чувство цвета,
полнительные
наблюдательность и
листы формата
воображение.
А5;
акварельные
краски; кисти с
широким
ворсом;
простые
карандаши;
стаканчики с
водой;
палитры;
салфетки;
фартуки;
иллюстрации с
изображением
зайчика.
Продолжать
Учить рисовать дерево
Листы цветные,
знакомство с
без листьев, изображать
черная и белая
нетрадиционной
снег пальчиками.
гуашь,
техникой рисования
салфетки,
монотипия.
кисть.

Рисование
пальчиками.
9.Снежинки
Знакомство с
Закрепить навык
Готовые трафа.
нетрадиционной
рисования, используя тра- реты снежинок;
техникой рисования
фареты снежинок.
листы А4;
зубной щеткой.
Продолжать знакомить с
гуашь; кисти;
техникой рисования –
стаканчики с
«набрызги».
водой; зубные
щетки;
салфетки;
фартуки.
10.Ёлочная
Знакомство с
Познакомить с
Пластмассовые
игрушка.
нетрадиционной
нетрадиционным
крышки
техникой рисования
способом рисования с
(прозрачные) и
зубочистками на
помощью клея ПВА,
тарелки; клей
клеи ПВА.
зубочисток и краски
ПВА; краски
(гуашь);
(гуашь);
зубочистки.
развивать воображение,
образное мышление,
цветовосприятие,
творческие способности;
воспитывать
аккуратность и усердие
во время работы.
11.Новогод
Продолжать
Продолжать знакомить
Лотки с водой
няя ёлочка.
знакомство с
детей с нетрадиционными
разведенной
нетрадиционной
техниками рисования;
загустителем;
техникой рисования
развивать желание
специальные
ЭБРУ.
экспериментировать в
краски; кисти
рисовании, проявляя
веером; вилки
яркие чувства и эмоции:
или
радость, удивление;
специальные
воспитывать творческую
расчески;
самореализацию и
зубочистки или
индивидуальность.
шило;
салфетки;
стаканчик с
водой;
акварельная
бумага.
12.Дед
Знакомство с
Научить новому приему
Листы А4;
мороз.
нетрадиционной
оформления
гуашь;
техникой рисования изображения: присыпание
кисточки;
солью.
солью по мокрой краске
стаканчики с
для создания объемности
водой;

изображения. Закрепить салфетки; соль
умение рисовать фигуру
в солонке.
изображаемого
персонажа, передавая
форму частей, их
расположение,
относительную величину.
Закрепить навыки
рисования гуашью,
умение смешивать на палитре краску, разбеливая
основной тон для
получения более светлого
оттенка.
Побуждать детей к
творческой активности,
помочь в овладении
изобразительными
навыками и умениями.
13.Морозны
Знакомство с
Научить получать
Синие листы
е узоры.
нетрадиционной
изображение при помощи
А4; белая
техникой рисования белой гуаши; развивать
гуашь; кисти.
белой гуашью.
творческое воображение;
воспитывать
аккуратность при работе;
прививать умение видеть
красоту природы.
14.Зимний
Продолжать
Продолжать знакомить
Лотки с водой
пейзаж.
знакомство с
детей с нетрадиционными
разведенной
нетрадиционной
техниками рисования;
загустителем;
техникой рисования
развивать желание
специальные
ЭБРУ.
экспериментировать в
краски; кисти
рисовании, проявляя
веером; вилки
яркие чувства и эмоции:
или
радость, удивление;
специальные
воспитывать творческую
расчески;
самореализацию и
зубочистки или
индивидуальность.
шило;
салфетки;
стаканчик с
водой;
акварельная
бумага.
15.Витражи
Знакомство с
Формировать у детей
Репродукции с
для окошек
нетрадиционной
интерес к зимней
зимними

в избушке
ЗимушкиЗимы.

техникой рисования
выполнения
витражей – клеевые
картины.

природе, помочь увидеть
пейзажами;
и почувствовать ее
Листы А4;
красоту в
гуашь; кисти;
художественных образах
стаканчики с
прозы и поэзии.
водой;
Познакомить детей со
палитры;
словом «витраж» и
простые
техникой его выполнения.
карандаши;
Выработать навык
клей ПВА с
проведения
дозированным
пересекающихся линий в
носиком;
разных направлениях.
салфетки.
Закрепить умение
смешивать на палитре
краску, разбеливая основной тон белой гуашью
для получения более
светлого оттенка.
16.Транспо
Знакомство с
Овладение техникой
Листы А4;
рт.
нетрадиционной
рисования ватными
краски; ватные
техникой рисования
палочками;
палочки;
ватными палочками.
стаканчики с
развивать мелкую
моторику, творческое
водой.
начало, воображение,
фантазию, эстетический
вкус; воспитывать
аккуратность,
трудолюбие, собранность
при выполнении приемов
работы.
17.Картина
Знакомство с
Развивать способность
Листы
настроения.
нетрадиционной
различать и сравнивать
акварельной
техникой рисования
эмоциональные
бумаги формата
мыльными
ощущения, определять их А4; мыльный
пузырями.
характер; учить
раствор разных
реализовывать свои
цветов;
переживания, мысли,
соломинки;
чувства в
фартуки.
художественной форме;
упражнять в рисовании
мыльными пузырями;
воспитывать
положительные качества
личности.
18.Букет
Продолжать
Продолжать знакомить
Лотки с водой

для мамы.

19.Весна.

20.Весенни
й пейзаж.

знакомство с
детей с нетрадиционными
разведенной
нетрадиционной
техниками рисования;
загустителем;
техникой рисования
развивать желание
специальные
ЭБРУ.
экспериментировать в
краски; кисти
рисовании, проявляя
веером; вилки
яркие чувства и эмоции:
или
радость, удивление;
специальные
воспитывать творческую
расчески;
самореализацию и
зубочистки или
индивидуальность.
шило;
салфетки;
стаканчик с
водой;
акварельная
бумага.
Знакомство с
Познакомить с
Картон;
нетрадиционной
нетрадиционной
акварель;
техникой рисования
техникой
кисти; клей
солью и акварелью.
рисования солью и
ПВА; простой
акварелью.
карандаш; соль
Дать
в солонке.
представление детям о
различных видах изобра
зительной деятельности,
многообразии
художественных
материалов (рисование с
помощью
соли), развивать
художественный вкус,
фантазию, желание
экспериментировать в
своей работе, мелкую
моторику, воспитывать
аккуратность,
трудолюбие,
целеустремленность.
Продолжать
Продолжать знакомить
Лотки с водой
знакомство с
детей с нетрадиционными
разведенной
нетрадиционной
техниками рисования;
загустителем;
техникой рисования
развивать желание
специальные
ЭБРУ.
экспериментировать в
краски; кисти
рисовании, проявляя
веером; вилки
яркие чувства и эмоции:
или
радость, удивление;
специальные

воспитывать творческую
самореализацию и
индивидуальность.

21.Первые
цветы.

Знакомство с
нетрадиционной
техникой рисования
нитками.

Научить детей
новой нетрадиционной
технике рисования –
ниточкой. Развивать
мелкую моторику рук,
воображение, фантазию.
Воспитывать интерес
к занятию,
самостоятельность и
стремление к достижению
результата.

22.Космиче
ский
пейзаж.

Знакомство с
нетрадиционной
техникой рисования
граттаж.

23.Красивы

Знакомство с

Воспитывать у детей
стремление к познанию
окружающего мира.
Научить новому способу
получения изображения граттажу.
Побуждать детей
передавать в рисунке
картину космического
пейзажа, используя
впечатления, полученные
при рассматривании
репродукций, чтении
литературы о космосе.
Развивать мелкую
моторику рук,
формировать умение
получать четкий контур
рисуемых объектов,
сильнее нажимая на
изобразительный
инструмент, как того
требует предлагаемая
техника.
Продолжать учить детей

расчески;
зубочистки или
шило;
салфетки;
стаканчик с
водой;
акварельная
бумага.
Гуашь; нитки;
альбомные
листы формат
А4 сложенные
пополам;
стаканчики с
водой с водой;
тряпочки;
кисти; фартуки.

Листы А4;
восковые
мелки; черная
гуашь; кисти;
стаканчик с
водой.
Листы А4 с
готовой
основой под
граттаж;
заостренная
палочка (или
ручка с пером).

Листы А4 с

е картины
нетрадиционной
из
техникой рисования
разноцветно
из разноцветных
й нитки.
ниток.

готовым
фоном; простой
карандаш;
флакончик клея
ПВА с
дозированным
носиком;
разноцветные
отрезки ниток;
набор
фломастеров;
ножницы;
салфетки;
фартук.

24.Дружеск
ий салют.

разным нетрадиционным
способам рисования,
познакомить с новым
необычным
изобразительным материалом. Развивать
цветовосприятие, умение
подбирать для своей композиции
соответствующие
цветовые сочетания.
Учить аккуратно
пользоваться клеем,
наносить его на контур
рисунка тонкой струйкой.
Научить выкладывать
нить точно по
нарисованному контуру,
развивать координацию
движений, мелкую
моторику кистей рук.
Знакомство с
Учить приему рисования
нетрадиционной
«тычок жесткой
техникой рисования
полусухой кистью»;
тычок жесткой
закреплять умение
полусухой кистью.
рисовать концом кисти
тонкие линии; развивать
чувство композиции;
способствовать
сплочению детского
коллектива.

Альбомные
листы;
дополнительны
е листы формата А5; гуашь;
кисти;
стаканчики с
водой; палитра;
салфетки;
фартуки.

Знакомство с
нетрадиционной
техникой рисования
батик.

Репродукции
картины И.
Остроухова
«Березы»;
подготовленны
й батик, размер
А4; простой
карандаш;
набор
гуашевых
красок; кисти
№ 1, №4;
стаканчики с

25.Березка.

Формировать
любознательность,
наблюдательность,
желание отразить свои
впечатления в рисунке.
Познакомить детей с
техникой рисования батиком, с разными
способами создания
рисунка на ткани.
Научить изображать
конкретное дерево с
характерными приз-

наками.Продолжать
водой;
развивать детское
салфетки.
изобразительное
творчество.
26.Витражи
Продолжать
Средствами
Листы А4;
для терема
знакомство с
художественного слова
акварельные
Лета.
нетрадиционной
показать детям, как прекраски; кисти;
техникой рисования красна природа в летнее
стаканчики с
выполнения
время года. Продолжать водой; простые
витражей – клеевые
знакомить детей с
карандаши;
картины.
понятием «витраж»,
клей ПВА с
техникой его выполнения. дозированным
Закрепить умение
носиком;
рисовать прямые линии в
салфетки.
разных направлениях.
Учить детей умению
подбирать и отражать
цветовую гамму,
характерную для летнего
сезона.
27.Скоро
Продолжать
Продолжать знакомить
Лотки с водой
лето.
знакомство с
детей с нетрадиционными
разведенной
нетрадиционной
техниками рисования;
загустителем;
техникой рисования
развивать желание
специальные
ЭБРУ.
экспериментировать в
краски; кисти
рисовании, проявляя
веером; вилки
яркие чувства и эмоции:
или
радость, удивление;
специальные
воспитывать творческую
расчески;
самореализацию и
зубочистки или
индивидуальность.
шило;
салфетки;
стаканчик с
водой;
акварельная
бумага.

2.2. Педагогическая диагностика (мониторинг) художественной творческой
деятельности детей
Результаты изобразительной деятельности материализуются в форме конкретного
продукта (рисунка, коллажа, модели), объективно отражают динамику художественного и
общего развития детей, визуализируют сложный, противоречивый, многоаспектный
процесс формирования эстетических эмоций, художественного вкуса и общей культуры
каждого ребенка.
 Просмотр и обсуждение работ по окончании заданной темы.
 Регулярные отчётные выставки.
 Участие в районных, областных и других конкурсах и выставках.
2.2.1. Таблица диагностики художественной творческой деятельности.
№

Фамилия,
имя детей.

Способен
чувствовать
характер и
изменчивость
природных
явлений.

1
2
0 – Не усвоил
1- Частично усвоил
2- Усвоил

Оригинальность
в выборе
сюжета.

Использование
средств
художественного
выражения
.

Умеет
самостоятельно при
менять
нетрадиционные
техники
рисования.

Творческая
инициативность.

Способен
давать
оценку
своей и
чужой
деятельности.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
3.1. Описание условий реализации Программы и особенности развивающей
предметно-пространственной среды
Описание условий реализации Программы и особенности организации
развивающей предметно-пространственной среды, представленные в Организационном
разделе в образовательной части Программы п. 3.2. п.3.3., в полной мере позволяют
осуществлять образовательную деятельность по программе «Юный художник».
3.2. Обеспеченность методическим материалом
1.
Дизайн интерьеров детских садов: для детей от 3 до 6 лет: учебно-практическое
пособие для педагогов дошкольного образования / А. фон дер Беек, М. Бук, А. Руфэнах;
под ред. С.Н. Бондаревой, Н.А. Воробьевой, С.В. Плахотникова. – М.: Издательство
«Национальное образование», 2015. – 136с.: ил. – (Вдохновение).
2.
Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М.:
«Издательство Скрипторий 2003», 2007. –80с.
3.
Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М.:
«Издательство Скрипторий 2003», 2007. –72с.
4.
Колдина Д.Н. Рисование с детьми 5 – 6 лет. – М.: Издательство «Мозаика –
синтез», 2011. – 104с.
5.
Лыкова И.А. Мастер-классы для детей и взрослых. Разноцветный мир. Рисование. –
Волгоград: издательский дом «Цветной мир», 2014.- 64с.
6.
Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных
родителей. – СПб.: КАРО, 2014. – 96с. + 16с. цв. вкл.
7.
Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми
от 3 – 7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: «Гном», 2007. – 62с.
8.
Шаляпина И. А. Нетрадиционное рисование с дошкольниками. 20 познавательноигровых занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 64с.

3.3. Организация режима работы
Настоящая программа разработана на основе методических
рекомендаций «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Автор-составитель
Давыдова Г.Н., издательство «Скрипторий», Москва, 2003 год и Нетрадиционные техники
рисования в детском саду. Никитина А. В., издательство КАРО, Санкт-Петербург, 2014
год.
Данная программа кружковой работы «Юный художник» дополняет материал,
который получают дети на занятиях по художественно-эстетическому развитию. Дети
узнают, что рисовать можно не только кисточкой и красками, но и другими различными
предметами. Программа рассчитана на изучение 39 нетрадиционных техник рисования, по
одному, два занятия на одну технику и четырнадцать занятий на технику ЭБРУ.
Программа рассчитана на два года обучения детей 5-7 лет и предусматривает
расширение и усложнение программных задач в соответствии с возрастными
особенностями и возможностями ребенка-дошкольника, с опорой на имеющиеся уже
умения и навыки в художественно-продуктивной деятельности.
Занятия строятся по следующему примерному плану.


Создание игровой мотивации и эмоционально-благоприятной среды (сюрпризные
моменты, стихи, загадки, песни, ознакомление с произведениями изобразительного
искусства, напоминание о виденном ранее, упражнения на развитие памяти, внимания,
мышления, подвижные игры).

Процесс выполнения работы начинается с анализа объекта изображения или
выявления сюжета рисунка, предложений детей по выполнению работы, рекомендаций
педагога по композиции рисунка и технике его исполнения.

Рассматривание и обсуждение законченной творческой работы с точки зрения задач,
поставленных в начале занятия (только положительная оценка, без указаний на ошибки и
недостатки).
Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в
дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.
Взаимосвязь с другими направлениями развития и образования воспитанников
осуществляется через интеграцию образовательных областей: «Социальнокоммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие»,
«Физическое развитие».
Образовательная деятельность проводятся с детьми по подгруппам, во второй
половине дня. Также предусматривается индивидуальная работа с детьми для участия в
творческих конкурсах различных уровней.
Количество образовательной деятельности (ОД) по возрастным группам:
Старшая группа - 1 раз в неделю, длительность 25 минут,
Подготовительная к школе группа — 1 раз в неделю, длительность 30 минут.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».