Мультстудия дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА
«СВЕТЛЯЧОК»
ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Принята

«Утверждаю»

на заседании

Заведующая МБДОУ д/с «Светлячок»

педагогического совета

_____________/Пепеляева И. А./

от «___»_________20____г.

Приказ № ______________ от

протокол №___________

«____»_____________20____г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«МУЛЬТСТУДИЯ»

Тип: авторская.
Направленность: художественная.
Срок реализации: 1 год
Возраст: 6-7 лет

Автор – составитель:
Педагог дополнительного образования Скорсюк М.В.
Программу реализует: Скорсюк М.В.

с. Первомайское, 2025

Содержание
I. Целевой раздел программы
1.1.Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи реализации программы
1.3. Принципы и подходы к реализации программы
1.4. Планируемые результаты освоения программы
II. Содержательный раздел программы
2.1. Описание образовательной деятельности.
2.1.1 Учебный план.
2.1.2. Перспективное планирование.
2.2. Педагогическая диагностика (мониторинг) художественной творческой деятельности
детей.
III. Организационный раздел программы
3.1. Описание условий реализации Программы и особенности организации развивающей
предметно-пространственной среды
3.2. Обеспеченность методическими материалами
3.3. Организация режима работы

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка.
Все дети любят и смотрят мультфильмы. Мультфильмы для детей – это
увлекательное погружение в волшебный мир, яркие впечатления. «Анима» – в переводе
означает «душа». Первоначальное значение слова «анимация» всегда была связно с
одушевлением, оживлением. Все дети – творцы, у каждого ребенка есть способности и
таланты. Одни склонны к изобразительному творчеству, другие – к конструированию,
третьи – к сочинительству, а четвёртые – ещё к чему-либо. Анимация – как вид экранного
искусства – дает детям возможность реализовать все эти творческие способности.
Мультипликация включает в себя неограниченное число видов деятельности, также
анимация включает в себя огромное количество возможностей для социализации детей.
Со способности удивляться, видеть удивительное в обычных, казалось бы, вещах
начинается творчество. Оно находит свое воплощение в искусстве. Искусство - это
художественно-эстетическая деятельность человека, направленная на отображение
образов окружающего мира посредством слова, звука, изображения. Современному
обществу необходим активный, инициативный, креативно мыслящий и
доброжелательный гражданин. Дошкольное детство представляет собой важнейший
период в становлении личности, которое должно быть освещено творчеством, а
следовательно, искусством.
Актуальность Мультипликация представляет собой сложный и многоструктурный
процесс, построенный на объединении областей нескольких видов искусства. Главная
педагогическая ценность мультипликации как вида современного искусства заключается,
прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей. Кроме того,
именно мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка,
отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать
процесс обучения удовольствием для дошкольников. Мультипликация может стать
прекрасным развивающим средством для раскрепощения мышления, развития
творческого потенциала. Мультипликация заключает в себе большие возможности для
развития творческих способностей, сочетая теоретические и практические занятия,
результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда
детей. В процессе создания мультипликационного фильма у детей развиваются
сенсомоторные качества, связанные с действиями руки ребенка, обеспечивающие быстрое
и точное усвоение технических приемов в различных видах деятельности, восприятие
пропорций, особенностей объемной и плоской формы, характера линий,
пространственных отношений, цвета, ритма, движения. Творческие способности,
направленные на создание нового, формируются только на нестандартном материале,
который делает невозможным работу по существующему шаблону, анимация - искусство,
разрушающее все стереотипы изображения, движения, создания образов, чьи «границы
совпадают только с границами воображения».
Новизна программы.
Программа включает в себя разные виды изобразительного искусства: рисунок,
живопись, лепка, дизайн и декоративно-прикладное творчество – сосуществуют в
мультипликации на равных. А сам процесс создания мультфильма включает занятия
литературные, музыкальные, актерские, режиссерские, операторские, которые помогают
создавать изобразительные образы и вносят в них новый смысл.
Кроме того, занимаясь различными видами деятельности, осваивая новые
материалы и техники, дети нацелены на конкретный результат, представляя, для чего они
рисуют, лепят, мастерят. И то, и другое является наиболее благоприятными условиями для
развития творчества.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что решая ряд
образовательных задач, раскрывает творческий потенциал дошкольников, развивается
мышление. Искусство анимации развивает творческую мысль, формирует умение
оригинальной подачи видения окружающего мира.
Отличительная особенность программы заключается в том, что программа
позволяет осуществлять проектный подход при создании анимационных фильмов, а также
использовать в работе интеграцию разнообразных видов деятельности детей:
двигательную, игровую, продуктивную, коммуникативную, трудовую, познавательно
исследовательскую, музыкально-художественную, а также чтение художественной
литературы.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования, с учетом
возрастных и психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста.
1.2. Цели и задачи реализации программы
Цель программы:
- Вызвать у детей потребность в познавательной, творческой и речевой активности
через участие в создании мультфильмов (важно: мультфильм является не целью, а лишь
средством развития).
Задачи программы:
Образовательные:
− познакомить с историей возникновения и видами мультипликации;
− познакомить с технологией создания мультипликационного фильма;
− формировать художественные навыки и умения;
− поощрять речевую активность детей, обогащать словарный запас.
Развивающие:
− развивать творческое мышление и воображение;
− развивать детское экспериментирование, поощряя действия по преобразованию
объектов;
− способствовать проявлению индивидуальных интересов и потребностей;
− развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности.
Воспитательные:
− воспитывать чувство коллективизма;
− поддерживать стремление детей к отражению своих представлений посредством
анимационной деятельности;
− воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду сверстников и
его результатам;
− воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
1.3. Принципы и подходы к формированию программы
Каждое занятие подчинено определенным принципам:
Тематический принцип: реальные события, происходящие в окружающем и
вызывающие интерес детей, календарные праздники, сезонные явления в природе. Все эти
факторы отражаются и при планировании образовательного процесса, что позволяет
включить работу «Мультстудии» в целостный образовательный процесс и решать задачи
развития детей комплексно.
Принцип от простого к сложному: от видоизменения сказок до придумывания
собственных историй, от лепки простых по форме фигур до фигур детализированных, от

съемки коротких (из двух-четырех кадров) мультфильмов до мультфильмов, требующих
большего количества кадров; - формирование познавательных интересов и
познавательных действий ребенка в различных видах деятельности: создание
мультфильма – это не только творческий процесс, но и исследовательская деятельность
дошкольников (знакомство с историей мультипликации, придумывание из чего лучше
всего сделать елочки, тележку, как заставить трубу паровоза дымить и т.д., освоение
анимационной техники перекладки).
Программа предусматривает применение индивидуальных и групповых форм
работы с детьми. Индивидуальная форма работы предполагает дополнительное
объяснение задания детям, озвучивание ролей. В ходе групповой работы детям
предоставляется возможность самостоятельно построить свою работу на основе принципа
взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности
каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и
качественному выполнению задания. Групповая работа позволяет выполнить наиболее
сложные и масштабные работы с наименьшими материальными затратами. Особым
приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование детей на
создание «творческих пар» или подгрупп с учетом их возраста и опыта работы в рамках
Программы.
Занятия строятся в форме игры, путешествия, практической деятельности. Для
проведения занятия необходимо создавать и постоянно поддерживать атмосферу
творчества и психологической безопасности, что достигается применением следующих
методов проведения занятий:
Словесный метод - устное изложение, беседа.
Наглядный метод - показ видеоматериала, иллюстраций, наблюдение, работа по
образцу.
Практический метод - овладение практическими умениями рисования, лепки,
аппликации.
Объяснительно-иллюстративный метод (дети воспринимают и усваивают готовую
информацию).
Репродуктивный метод обучения (дети воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности).
Частично-поисковый метод (дошкольники участвуют в коллективном поиске
решения заданной проблемы).
Исследовательский метод – овладение детьми приемами самостоятельной
творческой работы.
1.4. Планируемые результаты освоения программы:
- Каждый участник группы создаёт свой персонаж и участвует в совместной
анимации определённой сцены.
- Над фонами и декорациями работает вся группа, каждый отвечает за свой участок
работы.
- Звук: каждый озвучивает свой отрывок стиха или песни к общему видеоряду.
- Монтаж. Дети узнают, как записывается звук и делается компьютерный монтаж.
- Размещение готового мультфильма, как результата коллективного труда.
- У детей формируются социально-коммуникативные навыки посредством
активной мультипликации.
- Повышается мотивационная активность дошкольников.
- У дошкольников развиваются высшие психические функции (память, внимание,
мышление, воображение, восприятие).
- Развиваются навыки общения и коммуникации (вербальной и невербальной).

- Ребенок проходит успешную социализацию и адаптацию к школе.
- Дети приобретают навыки мультипликации и анимации.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание образовательной деятельности
2.1.1. Учебный план.
№
п/п

Период

Название раздела темы

1

Октябрь

2

Ноябрь

3

Декабрь

4
5

Январь
Февраль

7

Март

8

Апрель

9

Май

Вводное занятие: «Путешествие в мир мультипликациий».
Парад мультпрофессий.
Знакомство с компьютерной программой для создания
мультфильма.
Как оживить картинку.
Создаём название мультстудии.
«Заставка» в технике перекладка.
Создание пластилинового мультфильма по мотивам русских
народных сказок.
Создание персонажей мультфильма и декораций.
Аудиозапись мультфильма.
Съёмка.
Озвучиваем мультфильм. Монтаж.
Премьера мультфильма.
Создание пластилинового мультфильма по мотивам
авторских сказок.
Создание персонажей мультфильма и декораций.
Аудиозапись мультфильма.
Съёмка.
Озвучиваем мультфильм. Монтаж.
Премьера мультфильма.
Итого:

Кол
ичес
тво
часо
в
1
1
1
1
1
2
1
2
2
3
1
2
1
2
2
3
1
2
29

2.1.2. Перспективное планирование.

Октябрь

Месяц

Неделя
1

Тема
Вводное занятие:
«Путешествие в мир
мультипликациий».

2

Парад
мультпрофессий.

3

Знакомство с
компьютерной
программой для
создания

Программное содержание
Вводное занятие. Дошкольники совершают
путешествие во времени. Рассказ об истории
анимации и мультипликации. Просмотр
отрывков из первых анимационных фильмов.
Рассказ о профессиях мультипликатор.
Просмотр презентации по теме «В гостях у
режиссера Мультяшкина» Подвижная игра
«Отгадай профессию»
Практическое занятие. Элементарное
знакомство с процессом съемки.
Дидактическая игра «Лови момент».
Просмотр движения.

4

Ноябрь

1

2
3
4

Январь

Декабрь

1
2
3
4

1
2
3

Февраль

1
2
3
4

Март

1
2
3
4

мультфильма.
Как оживить
картинку.

Различные механизмы анимирования
объектов. Просмотр мультфильмов,
сделанных в разных техниках. Игра по
созданию мультфильма на бумаге «Живой
блокнот».
Создаём название
Все вместе придумываем название своей
мультстудии.
мульт-группы. Вырезаем, рисуем или
вылепливаем из пластилина буквы, которые
есть в название.
«Заставка» в технике
Покадровая съёмка движения букв.
перекладка.
Монтаж и наложение звука. Просмотр.
Создание
Чтение русских народных сказок, коротких
пластилинового
по содержанию. Рассматривание
мультфильма по
иллюстраций. Дидактическая игра с
мотивам русских
использованием ИКТ «Узнай персонажа».
народных сказок.
Выбор первого пластилинового
мультфильма, обсуждение сценария,
распределение ролей.
Создание персонажей
Подготовка пластилина, создание героев
мультфильма и
будущего мультфильма (лепят из
декораций.
пластилина), а так же делают буквы из
пластилина – название мультфильма.
Аудиозапись
Речевая разминка «Эхо» при помощи
мультфильма.
звукоподражательных игр узнают о
многообразии звуков. Пробуют эти звуки
повторять и создавать свои, новые. Учатся
выразительно произносить закадровый текст.
Аудиозапись речи детей на диктофон.
Съёмка.
На готовых и установленных декорациях
расставляются персонажи мультфильма.
Происходит отработка правильной
постановки в кадре: правильные движения
(разовые и цикличные), правильный переход
от кадра к кадру. Осмотр материала съёмки.
Озвучиваем
Озвучивание, монтаж, просмотр
мультфильм. Монтаж.
мультфильма.
Премьера
Изготовление афиши и пригласительных
мультфильма.
билетов. Показ мультфильма другим детям.
Создание
Чтение авторских сказок, коротких по
пластилинового
содержанию. Рассматривание иллюстраций.
мультфильма по
Дидактическая игра с использованием ИКТ
мотивам авторских
«Узнай персонажа». Выбор первого
сказок.
пластилинового мультфильма, обсуждение
сценария, распределение ролей.
Создание персонажей
Подготовка пластилина, создание героев
мультфильма и
будущего мультфильма (лепят из
декораций.
пластилина), а также делают буквы из
пластилина – название мультфильма.
Аудиозапись
Учатся выразительно произносить
мультфильма.
закадровый текст. Аудиозапись речи детей на
диктофон.

Апрель

1
2
3

Съёмка.

4

Озвучиваем
мультфильм. Монтаж.
Премьера
мультфильма.

Май

1
2

На готовых и установленных декорациях
расставляются персонажи мультфильма.
Происходит отработка правильной
постановки в кадре: правильные движения
(разовые и цикличные), правильный переход
от кадра к кадру. Осмотр материала съёмки.
Озвучивание, монтаж, просмотр
мультфильма.
Изготовление афиши и пригласительных
билетов. Показ мультфильма другим детям.

2.2. Педагогическая диагностика (мониторинг) художественной творческой
деятельности детей
При реализации программы осуществляется оценка индивидуального развития
детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической
диагностики.
Ведущим методом педагогической диагностики является педагогическое
наблюдение, которое проводится после освоения детьми общеобразовательной
программы через создание конкретного продукта – создание мультфильма.
В процессе наблюдения педагог обращает внимание на сформированность
следующих критериев:
1. Освоение пластилиновой, живописной и бумажной анимации.
2. Умение составлять сюжет, придумывать персонажей.
3. Умение самостоятельно создавать персонажей или предметы декорации.
4. Навыки работы в команде (в группе).
5. Умение управлять и двигать персонажами во время съемки.
№

Ф.И.
ребёнка

1

Диагностическая карта
Критерии
2
3
4
5

Уровень

Условные обозначения:
0 - критерий проявляется слабо, нестабильно или несформирован.
1 - критерий находится на стадии формирования.
2 - критерий сформирован.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

3.1. Описание условий реализации Программы и особенности развивающей
предметно-пространственной среды
В специально оборудованном кабинете ИЗО организовано место для детских работ,
оформлен центр мультипликационной студии для организации деятельности детей по
созданию и монтажу мультфильма.
Оборудование и программное обеспечение анимационной студии:
- детская мультстудия;
- песочные столы;
- видеокамера с функцией покадровой съемки;
- штатив, на который крепится видеокамера;
- настольная лампа;
- компьютер с программой для обработки отснятого материала (монтаж
осуществлялся в программе Movie Maker);
- подборка музыкальных произведений (для звукового оформления мультфильма);
- диктофон и микрофон, подключенный к компьютеру для записи голоса (звуковое
решение мультфильма);
- художественные и иные материалы для создания изображений (бумага, краски,
кисти, карандаши, фломастеры, ножницы, проволока и другие).
- флеш-накопитель для записи и хранения материалов;
- устройство для просмотра мультипликационных фильмов: проектор с экраном
или монитор компьютера.
3.2. Обеспеченность методическим материалом
1. Бишоп-Стивенс Уилл «Ты можешь рисовать мультики» - М.: Эксмодетство, 2018 – 64 с.
2. Больгерт Нелли, Больгерт С.Г. Мультстудия «Пластилин» - М.: Робинс, 2012 – 63 с.
3. Больгерт Нелли, Больгерт С.Г. Пластилиновая энциклопедия для малышей. - М.:
Робинс, 2011 – 47 с.
4. Красный Ю.Е. «Мультфильм руками детей: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1990 –
176 с.
5. Марк Саймон «Как создать собственный мультфильм. Анимация двухмерных"
персонажей. – НТ Пресс, 2006 – 335 с.
6. Интернет ресурсы:
- Мультипликация. Статья в Википедии.
- Мультфильм. Статья в Википедии.
- Мультфильмы своими руками. http://veriochen.livejournal.com/121698.html.
- Программа дополнительного образования «Мультстуди».
https://videouroki.net/razrabotki/proghramma-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-mul-tstudiia.html
- Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по
мультипликации «Мультфантазия». https://ds3-ros.edu.yar.ru/doop/multfantaziya.pdf
3.3. Организация режима работы
Программа разработана на основе собственного опыта с использованием интернет
ресурсов и книг по мультипликации.
Программа предусматривает применение индивидуальных и групповых форм
работы с детьми. Индивидуальная форма работы предполагает дополнительное
объяснение задания детям, озвучивание ролей. В ходе групповой работы детям
предоставляется возможность самостоятельно построить свою работу на основе принципа

взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности
каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и
качественному выполнению задания. Групповая работа позволяет выполнить наиболее
сложные и масштабные работы с наименьшими материальными затратами. Особым
приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование детей на
создание «творческих пар» или подгрупп с учетом их возраста и опыта работы в рамках
Программы. Занятия строятся в форме игры, соревнования, путешествия, практической
деятельности. Для проведения занятия необходимо создавать и постоянно поддерживать
атмосферу творчества и психологической безопасности.
Процесс создания мультфильма в стенах дошкольного учреждения
(последовательность действий):
1. Подбор материала для сценария. Можно взять авторское произведение или
придумать свое совместно с воспитанниками.
2. Выбор анимационной техники.
3. Изготовление фонов и персонажей. Используется масса для лепки или
пластилин, конструктор ЛЕГО, бросовый материал (бусины, бантики и т.д.), или готовые
куклы. Фон для новичков лучше брать неподвижный. А затем он может и панорамно
двигаться – горизонтально или вертикально. В этом случае персонаж идет, бежит,
прыгает, ныряет на одном месте.
4. Звуковое оформление, или «озвучивание». Основное средство выражения
мыслей и чувств – звучащее слово, – вступая во взаимодействие c изобразительной
частью фильма, усиливает его в идейном, художественном плане. Здесь дети проявляют
свои актерские способности: выразительно читают авторский текст, придумывают
шумовые эффекты. Но новичкам для начала лучше просто наложить мелодию,
соответствующую замыслу. 5. Съемка анимационного фильма. 6. Монтаж фильма
(верстка). В работе с дошкольниками эта функция решается педагогом. Перенести
отснятые фотографии на компьютер. Разместить снимки, музыкальные композиции,
голосовые записи в программе для вёрстки и монтировать фильм.
Образовательная деятельность проводятся с детьми в первой половине дня в
подготовительной к школе группа — 1 раз в неделю, длительность 30 минут.
Количество детей в группе 6-8 человек.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».