МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «СВЕТЛЯЧОК» ПЕРВОМАЙСКОГО
РАЙОНА
(МБДОУ ДЕТСКИЙ САД «СВЕТЛЯЧОК»)
Принята на заседании
УТВЕРЖДАЮ
педагогического совета
Заведующая
МБДОУ детский сад «Светлячок»
МБДОУ детский сад «Светлячок»
От «___» _______ 20___г.
_________Пепеляева И.А.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Мастерята»
Возраст обучающихся: 3-4 года
Срок реализации: 1 год
Составитель (разработчик):
Чернакова Н.А.
педагог дополнительного образования
с. Первомайское, 2025
1
Содержание
1. Пояснительная записка ………………………………………………..3
1.1 Направленность работы………………………....................................4
1.2 Актуальность ……………………………………………………….. .4
1.3 Цель и задачи …………………………………………………………5
1.4 Срок и режим реализации плана работы……………………………6
1.5 Структура организации образовательных мероприятий…… …….6
1.6 Ожидаемые результаты…………………………………………........8
1.7 Формы подведения итогов по реализации плана работы….............8
2.Содержание плана работы кружка…………………........................9
2.1 Календарно-тематическое планирование …………………...……...9
2.2 Контроль и учёт результатов освоения кружковой работы..………13
Список литературы…………………….……………………………..…..14
Приложения
2
1. Пояснительная записка
Младший дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни
каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с
ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.
Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.
Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение,
желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию,
лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально – эстетические
чувства,
художественное
восприятие,
совершенствуются
навыки
изобразительного и конструктивного творчества. Дети любят играть с
игрушками, сделанными именно своими руками. Занятия с бросовым и
природным
материалом
позволяют
детям
удовлетворить
свои
познавательные интересы, расширить информированность в данной
образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение
осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А
также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет
немаловажное влияние на развитие речи детей.
Использование бытового мусора приучает ребенка к бережливости, он
никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению
которой приложил усилия и старания, а в дальнейшем станет уважать и труд
других людей.
Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами,
разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся
мыслить.
Поделки из бросового материала могут иметь разное назначение: для игр
детей, для украшения интерьера группы, но все они должны быть
безопасными для детей (не токсичными, не вызывать аллергий); тщательно
промытыми и высушенными; доступными в обработке (вырезаться,
протыкаться, склеиваться). Природный и бросовый материалы интересны в
работе, помогут развивать творческое мастерство, мелкую моторику.
Работа с бросовым материалом заключает в себе большие возможности
сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого
отношения к ней и формирования первых трудовых навыков. Изготовление
игрушек, поделок – труд кропотливый, увлекательный и очень интересный.
Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире,
учат их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять
целостность восприятия при создании поделок из бросового и природного
материала. Рука ребенка приобретает уверенность, точность, а пальцы
становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной
деятельности в школе.
3
Коллективный труд приносит детям большую радость своей слаженностью,
четкой организованностью. У ребят наблюдается стремление оказать друг
другу помощь. Желательно использовать разнообразные виды коллективных
работ для формирования у них умений планировать свою деятельность с
учетом общей цели, распределять операции. Результаты своего труда,
особенно одобряемые взрослыми, окрыляют ребят, побуждают их к
выполнению новых поделок. За каждую поделку они берутся все с большим
эмоциональным подъемом.
При правильной организации воспитательно-образовательного процесса,
работа с природным и бросовым материалом становится эффективным
средством всестороннего развития и воспитания детей дошкольного
возраста.
1. Направленность работы
Программа направлена на формирование навыков работы с природными и
бросовыми материалами детей младшего дошкольного возраста в свободное
время, более широкое приобщение воспитанников к искусству.
Программа кружка ставит перед собой задачи не только формировать эстетический и художественный вкус; обучить детей безопасным приёмам работы с
различными инструментами, но и развивать образное мышление, творческие
способности, творческую активность и воображение у воспитанников.
Педагогическая целесообразность обусловлена оптимальным сочетанием
традиционных и инновационных подходов к обучению детей,
стимулирующих потенциальные возможности детской фантазии.
Отличительными особенностями данной программы являются:
- Вариативность обучения с учетом возраста;
- Использование заданий развивающего характера;
- Возможность реализовать себя детям разных способностей.
1.2 Актуальность
Актуальностью данной темы является разностороннее развитие ребёнка
через
реализацию
его
потенциальных
возможностей.
В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении
связи ребёнка с природой и культурой, трудом и искусством. Работа
с природным и бросовым материалом помогает развивать фантазию,
воображение, прививает любовь к прекрасному, чувство формы и цвета,
аккуратность, трудолюбие. Занимаясь конструированием из природного и
бросового материала, ребёнок ближе знакомится с растительным миром,
вовлекается в наблюдение за природными явлениями, учиться бережно
относится к предметам, сделанным своими руками. Занимательность работы
4
по изготовлению игрушек способствует развитию у детей внимания –
повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание.
Поделки из природного материала в большей мере удовлетворяют
любознательность детей. В этом всегда есть новизна, творческое искание,
возможность добиваться более совершенных результатов.
Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления
игрушек, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе
создания красивой игрушки, очень важны для общего развития.
Положительные эмоции являются важным стимулом воспитания
трудолюбия. Труд по изготовлению игрушек из природного и бросового
материала способствует развитию личности ребенка, воспитанию его
характера. Постепенно у него формируются такие качества как
целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
1.3. Цель и задачи программы кружка
Цель: Развитие творческих способностей детей через использование
природного и бросового материала в продуктивной деятельности.
Задачи:
Обучающие:
Обучать способам конструирования из природного и бросового материала,
поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач.
Обучать умению ориентироваться на листе бумаги, картона;
Формировать технические умения и навыки в работе с разнообразным
материалом.
Развивающие:
Развивать умение создавать конструкцию по образцу, словесной инструкции.
Развивать творческое
эстетический вкус.
воображение,
фантазию,
сообразительность,
Развивать мелкую моторику руки, общую умелость руки, координацию
движений руки и глаза.
Развивать сенсорные эталоны формы, величины, цвета.
Воспитательные:
5
Формирование умения работать коллективно для достижения общего
результата, сотрудничать с взрослыми в совместной деятельности.
Воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие.
Воспитывать умение доводить начатое дело до завершения.
Теоретическая значимость заключается в обобщении и уточнении
теоретического и практического материала в рамках темы, а также в
обосновании того, что использование природного и бросового материала в
продуктивной деятельности имеет большое значение для развития
предпосылок творческого развития детей.
Практическая значимость результатов кружка заключается в разработке
методических рекомендаций для воспитателей и родителей по
формированию художественно–творческих способностей детей дошкольного
возраста посредством использования природного и бросового материала в
продуктивной деятельности.
1.4 Срок и режим реализации плана работы
Количество занятий в год- 32
Режим проведения занятий - 4 раза в месяц
Продолжительность занятия – 15 минут
Время проведения занятий – вторник /16:00
1. Структура организации образовательных мероприятий
Работа над планом кружка строится в три этапа:
1 этап – подготовительный
- Постановка цели и задач, содержания кружка.
-Анализ предметной среды группы. Сбор информации, материала для
реализации программы кружка.
- Организация игрового взаимодействия.
-Подбор диагностического инструментария для выявления способностей
детей выявление интереса и уровня знаний детей по теме кружка.
- Согласование с родителями.
2 этап - практический
6
Выполнение задач кружка через практическую деятельность детей и
родителей.
3 этап – заключительный
Обобщение результатов работы, их анализ, на основе мониторинга
полученных знаний, умений, навыков. Формулировка выводов.
При организации кружковой деятельности планируется
следующие методы:
использовать
1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).
2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование
скороговорок, пословиц и поговорок).
3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).
Структура построения занятия.
Вводная часть.
– знакомство детей с разнообразием природного материала и его сбором.
Основная часть.
1. Теоретический раздел:
–Рассказ о технике и особенности декоративно – прикладного искусства;
–история происхождения видов искусства;
–показ иллюстраций и объяснение педагога.
2. Практический раздел:
–Показ образца поделки педагогом;
–изготовление поделки детьми по образцу, с помощью педагога.
3.Заключительная часть.
–Самостоятельная работа детей с элементами творчества, фантазии.
Работа с родителями.
При организации взаимодействия с семьями воспитанников планируется
использовать следующие формы работы:
7
- Консультация для родителей по средствам буклетов «Как развить
творческие способности у детей 3-4лет», «Всестороннее развитие детей в
процессе работы с природным материалом», «Мастерим вместе с детьми».
- Творческие задания для совместной деятельности детей и родителей с
целью развития творческих способностей детей.
-Организация выставки детских и семейных работ на тему: «Мы умеем
мастерить».
1. Ожидаемые результаты
В ходе реализации программы кружка его участники смогут:
Дети
Повысить уровень:
- познавательной заинтересованности;
- художественно - творческого развития;
- формирующиеся задатки творческих способностей;
- расширить представления о некоторых природных и бросовых материалах и
их свойствах;
- научиться взаимодействовать в продуктивных видах деятельности с
взрослыми (родители, педагоги).
Родители
1. Повысить компетентность в вопросах использования природного и бросового
материала в продуктивной деятельности с детьми;
2. Проявить готовность к творческому сотрудничеству с ДОУ, через
эффективное взаимодействие семьи и дошкольного учреждения
1. Формы подведения итогов по реализации плана работы.
В ходе реализации программы кружка планируются
практические выходы:
1. Ознакомление родителей с содержанием программы кружка;
2. Выставки детских поделок в группе;
3. Участие в конкурсах ДОУ, интернет ресурсах;
4. Мастер-класс для педагогов детского сада по реализации кружка;
5. Отчет педагога о реализации программы кружка
8
следующие
Содержание плана работы кружка
2.1.Календарно-тематическое планирование работы с детьми
Месяц
Тема
Октябрь «Осеннее
дерево»
Ноябрь
Задачи
Учить
детей
прикреплять к
пластилиновой
основе в виде
кроны
дерева
пуговицы
(листья).
Уточнить
и
закрепить
знания
цвета.
Развивать
творческие
способности
детей.
«Мухоморы» Создание образа
грибочка
в
сотворчестве с
педагогом.
Развивать
мелкую
моторику рук,
воображения.
«Сова»
Продолжать
учить
детей
действовать по
показу.
Учить
придавать
поделкам
выразительность
в сочетании с
задуманной
композицией.
Закреплять
навыки работы с
различными
материалами.
Коллективная Закрепить
работа
навыки
9
Материал
Бумажная втулка, силуэт кроны
дерева, пластилин, пуговицы.
Скорлупа
грецкого
ореха,
пластилин, гуашь красная, белая,
ветки дерева.
Круг из картона, шаблоны глаз,
клюва, ушей, осенние листья,
клей.
Различный природный материал:
листья, ветки, мох и др.
«Осенний
пейзаж»
использования
природного
материала
в
изготовлении
коллективной
работы
Сформировать
Декабрь «Снегирь»
знания у детей
по технологии
изображения
птиц
из
бросового
материала.
Формировать
умение
конструировать
из
бросового
материала путем
дополнения его
деталями
до
создания
выразительного
образа.
«Ёлочка»
Показать детям
возможность
получения
изображения с
помощью
природного
материала.
Развивать
воображение,
творчество.
на Формировать
Январь «Заяц
лыжах»
умение
конструировать
из
бросового
материала путем
дополнения
деталями
до
создания
выразительного
образа.
«Снеговик»
Формировать
10
Шаблон силуэта птицы из
чёрного картона, ватные диски,
краски, клей, нитки.
Шишки, гуашь белого, зелёного
цвета. Бусинки для украшения,
вата.
Ватные палочки, белые капсулы
от
киндера,
палочки
от
мороженного пластилин.
Палочка от мороженного, ватные
навыки
аккуратного
обращения
с
материалом для
создания
поделки.
Развивать
мелкую
моторику,
желание
доводить
начатое дело до
конца.
детей
Февраль «Самолёт для Учить
папы»
передавать
образ самолёта.
Показать детям
возможность
совмещения
видов материала
в
одной
композиции.
Развивать
воображение,
творческие
способности.
«Кораблик»
Учить сочетать
в
работе
природный
материал
и
пластилин.
Воспитывать
аккуратность.
«Цветочек
Учить
детей
Март
для мамы»
действовать по
поэтапному
показускреплять
детали
между
собой
в
определённом
порядке;
развивать
мелкую
11
диски, клей, глазки, пуговицы
Картон,
белая
бумага,
пластиковые стаканчики.
Пластилин, грецкий орех, бумага.
Цветная бумага, картон, лоскуты
ткани.
Апрель
моторику.
«Черепаха»
Формировать
знания детей по
технологии
изготовления
черепахи
из
бросового
материала путем
дополнения его
деталями
до
создания
выразительного
образа.
Развивать
эстетическое
восприятие.
«Гусеница»
Формировать
знания детей по
технологии
изготовления
гусеницы
из
бросового
материала путем
дополнения его
деталями
до
создания
выразительного
образа.
«Цыплёнок в Продолжать
скорлупе»
учить
детей
действовать по
поэтапному
показускреплять
детали
между
собой
в
определённом
порядке;
развивать
мелкую
моторику,
сюжетноигровой
замысел.
12
Упаковочный материал из под
яиц,
крышки от бутылок,
скорлупа грецкого ореха.
Цветная бумага,
пластилин.
зубочистки,
Цветная бумага, картон, крупа
гречневая.
Май
«Пчёлка
полянке»
на Учить сочетать Упаковка из под
в
работе пластилин, картон.
бросовый
материал
и
пластилин.
Показать детям
возможность
совмещения
видов материала
в
одной
композиции.
Проведение
Выявление
мониторинга. уровня освоения
Подведение
приёмов
итогов
использования
работы
природного
и
кружка.
бросового
материала
в
продуктивной
деятельности,
развития мелкой
моторики,
координации
движений.
13
Киндеров,
Список литературы
1. Гульянц Э. К., Что можно сделать из природного материала, М:
«Просвещение», 2004г.;
2. Дмитриева Н.Ю. Поделки из природных материалов/Н.Ю. Дмитриева.РИПОЛ классик, 2010г.
3. Зайцев В.Б. Поделки из шишек/В.Б. Зайцев.- РИПОЛ классик, 2011г.
4. Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры - Ярославль: Академия
развития, 2007г.
5. Куцакова Л. В. «Конструирование и ручной труд в детском саду», М:
«Просвещение», 1990 г.
6. Брыкина Е. К. «Творчество детей с различными материалами»,
Педагогическое общество России, М: 2002г.
14