СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка.
1.2 Новизна программы.
1.3 Цели и задачи реализации «Программы».
1.4 Срок реализации программы.
1.5 Планируемые результаты освоения «Программы».
2. Содержательный раздел
2.1 Комплексно-тематическое планирование организованной
образовательной деятельности.
2.2.Методическое обеспечение программы.
2.3.Материально-техническое обеспечение.
2.4. Мониторинг образовательных результатов.
3. Организационный раздел
3.1 Расписание занятий
3.2 Перечень литературных источников
1. Целевой раздел
1.1.
Пояснительная записка
Мюзикл: разговорный жанр для не умеющих петь
и музыкальный - для не умеющих говорить. (...)
Шарль Азнавур
Известно,
что
дошкольный
возраст
является
решающим
в
формировании фундамента физического и психического здоровья. До 8 лет
человек проходит огромный путь развития не повторяемый на протяжении
последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие
органов и становление функциональных систем организма, закладываются
основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и
окружающим. Очень важно именно в дошкольном и младшем школьном
возрасте сформировать у детей базу знаний и практических навыков
здорового образа жизни, гармоничного развития физических и духовных
качеств. Богатейшее поле для эстетического развития детей представляет
театрализованная деятельность.
Театр мюзикла воздействует на ребенка комплексом художественноэстетических средств: применяется художественное слово, танец, наглядный
образ, музыкальное сопровождение, прикладное творчество. Кроме того,
занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности,
систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию
волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать
образы,
интуиция,
смекалка
и
изобретательность,
способность
к
импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления
на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и
духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.
Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на
себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию,
умения, знания, фантазию. Выполнение игровых заданий в образах животных
и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать
пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли
позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир
фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся
более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать
свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать
окружающий мир. В дошкольном возрасте нужно показать ребенку примеры
дружбы, доброты, трудолюбия, честности. Ребенок проигрывает много
ролей, что заставляет его сопереживать персонажам. Дети учатся в
коллективе видеть красоту, сочувствовать. Учебная работа в детском
мюзикле осуществляется в четырех основных направлениях: а) музыкальном,
б) танцевальном, в) театральном, г) декоративно-прикладном.
Музыкальное направление представляет собой вокально-хоровые
занятия. Эти занятия предполагают постановку и развитие детского
певческого
голоса,
формирование
вокально-исполнительских
умений,
подготовку исполнительского вокального репертуара, разучивание вокальной
партии сценического персонажа или ансамблевых эпизодов партитуры
будущего музыкального мини спектакля.
Танцевальное
направление
представляет
собой
танцевально-
пластические занятия, которые ставят своей целью приобретение навыков
исполнения основных танцевальных движений, фигур под музыку, а также
постановку корпуса, рук, ног, головы, т.е. элементов сценического тренажа.
Театральное направление представляет собой знакомство с азами
актерского мастерства и сценической речи. Театральный модуль направлен
на
развитие
творческого
воображения
и
фантазии,
умения
«перевоплощаться», «верить» в предлагаемые обстоятельства мизансцены,
владеть собой, своими чувствами, распределять внимание. Занятия ставят
своей целью раскрепостить детей, выработать и них умения сценической
импровизации, театрального ансамбля, актерской пластики (театральные
этюды, игры на развитие внимания, фантазии, пантомима, работа с
воображаемыми предметами).
Декоративно-прикладное
эстетические
способности
направление
через
развивает
изготовление
творческие,
декораций,
костюмов,
атрибутов для предстоящих мюзиклов.
Программа развития всех вышеперечисленных способностей через мюзиклы
построена на принципах реалистического театра искусства переживания.
1.2.Новизна программы
Отличительной особенностью опыта работы является деятельностный
подход к развитию вокально-театральных способностей ребенка средствами
мюзикла. Ребенок становится вовлеченным в продуктивную творческую
деятельность, где он выступает в качестве исполнителя, а так же
использовать
постановку
и
проведение
детских
мюзиклов
как
нетрадиционную форму организации вокально-танцевальной деятельности.
Таким образом, процесс создания мюзикла рассматривается как возможность
полихудожественного развития личности, учитывающая интегративные
процессы, протекающие в результате взаимодействия различных видов
искусства. Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть
свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе
с тем помогая ему приобретать жизненный опыт – все это помогает
осуществить
музыкальный
театр.
Театрализованная
деятельность
представляет собой органический синтез художественной литературы,
музыки, танца, актерского мастерства и сосредотачивает в себе средства
выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, способствует
развитию эстетического восприятия окружающего мира, детской фантазии,
воображения, памяти, познавательных процессов, знания об окружающем
мире и готовности к взаимодействию с ними. Программа описывает курс
подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста.
Она разработана на основе обязательного минимума содержания по
театрализованной деятельности для дошкольников,
с учетом обновления
содержания по различным программам.
Новизна данной программы заключается в том, что драматизация
сказок, игры, этюды, соответствуют единой теме. Арсенал игр, упражнений и
техник, используемых в театральной деятельности огромен. Он включает в
себя использование игрушек, кукол-марионеток, методики релаксационного
характера,
а
так же
сочинение
сказок,
историй,
разные
формы
художественной экспрессии.
Программа позволяет индивидуализировать сложные игровые задания:
более сильным, старшим детям можно находить более сложные варианты,
менее подготовленным, младшим – работу попроще. При этом обучающий и
развивающий смысл игры сохраняется. Это дает возможность предостеречь
ребенка от страха перед трудностями, научить без боязни творить и
создавать. В работе с дошкольниками обучение идет по спирали, с
постепенным усложнением материала. Доктор педагогических наук Н. А.
Ветлугина предлагает цикл песен и упражнений, способствующих развитию
музыкальности ребенка, которые необходимы при постановке мюзикла.
Известный
театральный
деятель
Е.Х
Афанасенко
в
своей
работе
«Музыкальный театр» уделяет внимание театральной игре как методу
художественной импровизации. На основе этой теоретической базы и была
разработана дополнительная образовательная программа художественноэстетической направленности «Волшебный фонарь».
На следующий год
обучения, пройденный материал подается на более высоком уровне, на новом
музыкальном материале с учетом возрастных особенностей детей.
В подходе к каждой конкретной группе детей проявляется определенная
гибкость, учитывается при этом состав группы, физические данные и
возможности детей.
1.3. Цель и задачи программы:
Цель: художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного и
младшего школьного возраста, развитие их творческих способностей и
формирование музыкально-эстетических интересов, потребностей
средствами театра мюзикла.
Синтетический характер всех театрализованных игр и, в особенности,
игр-представлений (спектаклей) позволяет успешно решить многие
воспитательно-образовательные задачи:
Обучающие:
учить сочинять этюды по сказкам;
учить импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок;
учить создавать образы живых существ с помощью выразительных
пластических движений;
учить строить диалог;
научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;
формирование познавательного интереса к искусству театра и музыки;
обогащение двигательного опыта различными видами движений;
формирование практических навыков пластической выразительности с
учетом индивидуальных физических возможностей ребенка;
совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности
детей через постановку игр–драматизаций.
Развивающие:
развить художественный вкус, творческие способности;
развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность,
находчивость, фантазию, воображение, образное мышление;
развивать музыкальный слух;
развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми;
развивать интерес к сценическому искусству;
развивать способность верить в любую воображаемую ситуацию
(превращать и превращаться);
развивать навыки действий с воображаемыми предметами;
развивать способности воспринимать музыку, т.е. чувствовать ее
настроение
и
характер,
понимать
ее
содержание;
развитие
музыкального слуха, чувства ритма; музыкального кругозора и
музыкальной памяти;
Воспитательные:
воспитание культуры поведения в театре;
воспитание эстетического восприятия, художественного вкуса;
воспитание эстетического вкуса, исполнительской культуры;
воспитание творческой активности ребенка;
воспитание
норм
поведения
в
коллективе
при
соблюдении
определённых правил.
1.4. Срок реализации программы
Программа разработана на 2 года обучения (32 часа в год).
Возраст обучающихся по программе
Программой предусмотрено обучение детей от 5 до 7 лет
Формы и режим занятий
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Время занятий включает 30 минут
учебного времени. Чередование видов деятельности, присутствие игровых
форм
позволяет
поддерживать
активный
темп
работы
переутомления учащихся.
Формы проведения учебных занятий
и
избегать
Основной формой организации образовательного процесса является
групповое занятие. Численность воспитанников в группе 15 человек. Для
успешной реализации программы возможны объединения групп с целью
отработки совместных концертных номеров или постановки общего
спектакля.
1.5. Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты
Учащиеся будут знать:
правила поведения и технику безопасности на занятиях;
правила поведения в театре;
что такое мизансцена тела;
начальные слагаемые выразительности маленького актера – жест,
мимика, слово;
правила предлагаемых преподавателем тематических игр;
5-8 артикуляционных упражнений;
Учащиеся будут уметь:
фантазировать на заданную тему; сочинять маленькие сказки с
помощью подручных предметов и при помощи рук; участвовать в 5-10минутном импровизационном спектакле, сочиненном самостоятельно и
разыгранном индивидуально;
самостоятельно и творчески выполнять движения подвижных игр и
музыкально-ритмических упражнений;
слушать музыку, различать темпы мелодий;
петь соответственно со звучанием музыки (тихо - громко);
петь хором в унисон;
приобретут знания, умения и навыки в области декоративно –
прикладного искусства;
Личностные результаты программы
развитие памяти;
развитие внимания;
развитие образного мышления;
развитие пластики тела;
развитие мимики лица;
развитие сценической выразительности;
развитие художественного вкуса;
Метапредметные результаты программы
уметь согласовывать свои действия с другими детьми;
уметь фиксировать и осмысливать особенности поведения в играх и
собственных работах.
2. Содержательный раздел
2.1 Календарно-тематическое планирование организованной
образовательной деятельности
№
п/п
Календарно-тематическое планирование
Первый год обучения
Период
Название проекта
Направления
развития
1
Октябрь
2
Ноябрьдекабрь
3
Январь - март
4
Март-май
5
Кол-во
часов
Вводное занятие;
ТБ
Сказка «Репка на
новый лад»
Театральное
Теория 1 час
Практика 2 часа
Танцевальное
Музыкальное
«Лесная история»,
Театральное
«Теремок».
Танцевальное
Музыкальное
«Сказка про
Театральное
Капризку».
Танцевальное
Музыкальное
«Мы за солнышком
Театральное
идем»,
Танцевальное
«Сказка про Паучка». Музыкальное
Итого: 32
2
1
1
4
2
2
7
2
2
7
2
2
№
п/п
Календарно-тематическое планирование
Второй год обучения
Период
Название проекта
Направления
развития
1
Октябрь
2
Ноябрьдекабрь
3
Январь - март
4
Март-май
5
Вводное занятие;
ТБ
«Заяц – портной».
Спектакль «Кто ж
такие птички?»
«Гуси – лебеди»
«Сказка про
Принцессу, которая
плохо училась».
Кол-во
часов
Театральное
Теория 1 час
Практика 2 часа
Танцевальное
Музыкальное
Театральное
Танцевальное
Музыкальное
Театральное
Танцевальное
Музыкальное
Театральное
Танцевальное
Музыкальное
2
1
1
4
2
2
7
2
2
7
2
2
Итого: 32
2.2. Методические особенности реализации программы
Музыкально-сценическое воспитание занимает важное место в системе
художественно-эстетического образования детей. На занятиях по программе
«Знакомство с мюзиклом» воспитанники приобретают навыки музыкальноартистической
деятельности,
театрализованной
осваивают
деятельности.
простейшие
Занятие
делится
на
элементы
3
части:
подготовительную или вводную, основную и заключительную. У каждой
части занятия свои задачи. Главная задача подготовительной части организовать внимание воспитанников, подготовить речевой аппарат и
связки к работе.
народные,
Основу практической части предмета составляют
познавательные,
подвижные
и
сюжетно-ролевые
игры.
Упражнения на внимание, воображение, общение, словесное действие
направлены на создание атмосферы существования
предлагаемых
обстоятельствах,
включены
в
в определённых
программу
обучения
и
осваиваются путём игровой методики. Задача заключительной части - снятие
физического и нервного напряжения, подъем эмоционального тонуса
посредством игры. При проведении занятия необходимо постепенно
увеличивать нагрузку: от простых упражнений к более сложным, разбивая
каждое упражнение на элементы. При этом следить за свободным,
правильным дыханием и общим самочувствием ребенка. Не следует ставить
задачу разучить большое количество движений за занятие. Важно добиваться
осмысленного, правильного, музыкального исполнения каждого задания
урока. Программа состоит из четырех разделов: вокального, танцевального,
театрального, декоративно-прикладного. Содержание разделов программы
предполагает вариантность использования предлагаемого материала, (т. е. на
каждом уроке используются задания всех разделов), выбор которого
направлен на раскрытие способностей детей, формирование культуры
поведения и общения, воспитание и реализацию творческого начала. В
процессе
изучения
театрального,
курса
дети
хореографического
знакомятся
творчества,
с
основами
вокального,
осваивают
репертуар,
показывают свое мастерство на детских праздниках и концертах. Главным
возбудителем фантазии ребенка является музыка. Поэтому музыкальный
материал подбирается особенно тщательно, по следующим принципам:
• соответствие возрасту;
• художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность их
образов;
• разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений на
примерах народной, классической и современной музыки, детских песен,
музыки из мультфильмов.
Главный ожидаемый результат: овладение детьми навыками искусства
вокала, актерского мастерства и желание продолжить занятия в коллективе
«Волшебный фонарь» по более углубленной программе.
Методы обучения
Успешное решение поставленных задач на занятиях с детьми 5-7 лет
возможно только при использовании педагогических принципов и методов
обучения.
Принципы:
•
индивидуализации
(определение
посильных
заданий
с
учётом
возможностей ребенка);
•
систематичности (непрерывность и регулярность занятий);
•
наглядности (безукоризненный показ движений педагогом);
• повторяемости материала;
• сознательности и активности (обучение, опирающееся на сознательное и
заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям).
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
игровой метод;
метод сюжетно-ролевой игры;
практико-ориентированный метод;
проблемный метод;
рефлексивный метод.
Методическое обеспечение программы
Название учебной
темы
Введение в предмет
Инструктаж
по
технике
безопасности
Музыкальное
воспитание и основы
вокала
Театральная азбука
Сценическая речь
Азбука
танцевального
движения
Название и форма методического материала
Входной контроль.
наглядные демонстрационные пособия, открытки, предметные
картинки, фонотека
игровые средства обучения для проведения творческих
тренингов (игротека): набор кубиков, кубы, скакалки, мячи,
индивидуальные коврики, элементы костюмов
игровые средства обучения для проведения творческих показов
(по количеству детей).
Фонотека, игровые средства обучения
2.3. Материально-технические условия реализации программы
Занятия проводятся в музыкальном зале. Материально-техническая база
музыкального
зала
соответствует
действующим
санитарным
и
противопожарным правилам и нормам, обеспечивает проведение всех видов
практических занятий, предусмотренных учебным планом и программой.
Требования к мебели:
Для обеспечения учебного процесса имеются
необходимая учебная
мебель: стулья, кубы, столы, лавки, зеркала, занавес, сцена;
Требования к оборудованию учебного процесса:
Технические средства (Магнитофон, телевизор, компьютер, проектор,
экран.)
Фортепиано
Костюмная база
Требования к оснащению учебного процесса:
Спортивный инвентарь (мячи, скакалки, обручи)
Индивидуальные коврики для гимнастических упражнений
Реквизит
Дидактические материалы
На занятиях необходима рабочая форма одежды, репетиционные
костюмы однотонного темного цвета. Удобная нескользящая обувь (ввиду
обеспечения техники безопасности на занятиях и свободы движения в
процессе работы).
2.4.
Мониторинг образовательных результатов программы
В процессе освоения программы обучающимися
преподаватели
наблюдают за полученными знаниями, умениями и навыками детей, в
соответствии с определенными критериями показателей наблюдений.
Осуществляют оперативное управление учебным процессом, обеспечивают
выполнение обучающей, воспитательной и корректирующей функций.
Освоение разделов программы могут осуществляться в форме проведения
открытых уроков, коллективного обсуждения.
Основной
формой
промежуточной
диагностики
по
программе
«Волшебный фонарь» является открытое занятие в форме показа творческих
работ с элементами концерта-спектакля, а также интерактивных игр.
Итоговые занятия в форме показа творческих работ с приглашением зрителей
проводятся
в
конце
года.
Результат
освоения
программы
детьми
определяется не дифференцированной оценкой, а по совокупности их работы
в течение всего процесса обучения по следующим параметрам:
Возраст
Критерии наблюдения
Музыкальность (способность к отражению в движении характера
музыки и основных средств выразительности);
Эмоционально-волевая сфера;
Проявление некоторых характерологических особенностей ребенка
(скованность-общительность, экстраверсия-интроверсия);
Внимание;
Память;
5-6
лет
6-7
лет
Пластичность, гибкость;
Координация движений;
Ориентировка в пространстве.
Творческие проявления;
Креативность, самостоятельность
прикладной деятельности
«+»
справляется
во
время
самостоятельно;
декаративно-
«-»
справляется
с
помощью
взрослого; «0» не справляется.
Формы подведения итогов реализации программы
При подведении итогов реализации программы могут быть использованы
различные формы:
участие в концертах,
открытое занятие для родителей,
показ драматизаций для детей детского сада, родителей;
выставка театральных кукол и декораций.
3. Организационный раздел
3.1 Расписание занятий
Группа
Понедельник
Вторник
Среда
15.20 – 15.50
(5-7 лет)
3.2 Перечень литературных источников
Список литературы для педагога:
1. Андреева М. Дождик песенку поет. - М., 1981.
Четверг
2. Андреева М., Шушкина Первые шаги в музыке. - М., 1993.
3. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. - М., 1991.
4. Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений:
Сборник нормативно-правовых документов / Ред.-сост. Р.Б.Стеркина. М., 1997.
5. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в деском саду: игры,
упражнения, сценарии.2-е изд. Перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
6. Волкова Л. Играйте вместе с нами. - М., 1982.
7. Генов Г.В. Театр для малышей. - М., 1968.
8. Дубянская Е. Нашим детям. - М., 1975.
9. Дубянская Е. Подарок нашим малышам. - М., 1975.
10. Ермолаева М.В., Миланович Л.Г. Методы работы психолога с детьми
дошкольного возраста. - М., 1996.
11. Караманенко Т.Н. Кукольный театр в детском саду. - М., 1960.
12. Караманенко Т.Н., Караманенко ЮЛ. Кукольный театр - дошкольникам. -М., 1982.
13. Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. - М., 1976. - Ч. I—II.
14. Коренева Т. В мире музыкальной драматургии: Методическое пособие
по ритмике. - М., 1996. - Ч. I.
15. Кукловская Н. Музыкально-ритмические движения в детском саду. Киев, 1968.
16. Лифиц И. Ритмика. - М., 1992. - Ч. I—II.
17. Музыка и движение / Сост. С.Бекина, Т.Ломова, Е.Соковнина. - М.,
1981, 1984. -Вып. 1-3.
18. Маханева М.Д. Театрализованный занятия в детском саду: Пособие
для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003 .
19. Музыкально-двигательные упражнения / Сост. Е.Раевская, С.Руднева. М., 1991.
20. Мы танцуем и играем / Сост. С.Бекина, Ю.Комальков, Э.Соболева. М., 1994.-Вып. 1-6.
21. Нам весело: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей.
-М., 1973.
22. Основы театральной культуры в школе. — М., 1988. Праздники и
развлечения в детском саду/Сост. С.Бекина. -М., 1986. Режиссер
работает в школе. - М., 1991.
23. Петрова Т.И., Петрова Е.С., Сергеева Е.Л. Театрализованные игры в
детском саду: разработка занятий для всех возрастных групп с
методическими рекомендациями. – М: Школьная пресса.
Приложение к журналу «Воспитание школьников». Выпуск 12.
24. Рудзик М.Ф. Основы театрального искусства и драматизация. - Курск,
1994.
25. Руднева С. Фиш Э. Ритмика. - М., 1972.
26. Современные проблемы театрально-творческого развития школьников.
- М., 1989.
27. Щеткин А.В. театральная деятельность в детском саду. Для
занятий с детьми 5-6 лет \ под редакцией О.Ф.Горбуновой. – М.:
Мозаика- Синтез. 2008.
28. Франио Г. Поурочный план по ритмике. - М., 1993. Франио Г., Лифиц
И.
Методическое пособие по ритмике. - М., 1987.
Список литературы для детей
1. Нищева Н. В. Разноцветные сказки. – СПб, 1999.
2. Ротенберг Р. Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья: Пер. с
англ. – М., 1993.
Список литературы для родителей
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М.: МИРОС, 2006
2. Жуковская Р.И. Воспитание ребёнка в игре. - М., 2010
Электронные образовательные ресурсы
http://yandex.ru/video/ http://vmusice.net/mp3/ http://videoscope.cc
http://mp3vega.com http://petamusic.ru - компакт-диски и DVD с записями
музыкальных произведений, фотографий и видеосюжетов.
Методические пособия
1 Радынова О.П. Мы слушаем музыку.
2. Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей.
3.Сборники песен М. Пляцковского, Б. Савельева, В. Шаинского, Г.
Гладкова и др.
4.Подборка музыкально-подвижных игр.
5.Комплекс упражнений пальчиковой гимнастики.
Учебный план
Образовательной деятельности
на 2025-2026 учебный год
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детский сад общеразвивающего вида «Светлячок» Первомайского района Томской области
Направление
развития
1
Художественноэстетическое
Всего объема
образовательной
нагрузки в год
Базовый вид деятельности
Организационно образовательная деятельность
Старшая группа,
Подготовительная группа
2
3
ОД (обязательная часть)
1 раз
«Волшебный фонарь»
в неделю
32