09.03.2022
Говорить об актуальности экологической
проблемы сегодня, я думаю, уже не надо. Всем нам известны печальные последствия
развития промышленности и экономики. Желание человека упростить свою жизнь
слишком часто упирается в законы природы, и о последствии их нарушения наше
общество начало задумываться только последние 15-20 лет. Естественно, что
многие последствия уже стали необратимыми.
Однако, уходя от глобальных проблем
экологии, над решением которых бьются сотни учёных не один десяток лет, я бы
хотела обратить внимание на тот вклад, который вносим мы с вами, обычные люди.
После этих слов у многих должна возникнуть в голове картина выброшенной в
помойку очередной пластиковой бутылки, ну или чего- то подобного... Да,
безусловно, это та малость, на которую способен любой человек. Но есть и
нечто большее.
Дело в том, что в наших руках будущее.
Будущее, которое мы создаём сегодня — это наши дети. То, каким они увидят этот
мир сегодня, что они будут воспринимать как норму поведения, как научатся
взаимодействовать с природой — все это зависит от нас.
Детский сад, являющийся первичным звеном
в системе образования, безусловно,
должен уделять экологическому воспитанию особенное внимание. Но, не
смотря на это, именно семья остаётся корнем воспитания любого человека.
Именно поэтому я бы хотела обратить внимание на экологическое воспитание
дошкольников в семье.
На сегодняшний день, наши современные
семьи гораздо больше переживают за проблемы экономического характера. С пелёнок
детям выбирают престижную профессию, учат правильно обращаться с деньгами. Но
что же ребёнок знает о взаимодействии человека с природой?
Хорошо, если родители научат не
выбрасывать мусор мимо помойки, но ведь этого недостаточно чтобы ребёнок в
полной мере осознал свой вклад в будущее окружающей среды.
Итак,
я бы хотела выделить 3 основных задачи семьи для полноценного
экологического воспитания дошкольника:
1.
Развитие
положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм
поведения в природе и обществе.
Именно сюда относится умение выбрасывать
за собой мусор, не ломать ветки у деревьев, не обижать животных и т.д. Тут
родители должны не просто научить, они должны стать примером для подражания и
это их основная задача. Воспитывать во взрослых людях элементарные нравственные
качества, конечно, абсолютно бесполезное занятие. Но задумываться о
нежелательном поведении своего ребёнка и его последствиях должен каждый
родитель, а значит, иногда следует пересматривать своё собственное поведение и
совершенствовать его, задавая себе вопрос — как ту или иную ситуацию должен
видеть мой ребёнок?
2.
Воспитание
этических и эстетических чувств.
И тут всё достаточно просто: беречь —
значит любить. Восхищаться природой, видеть её красоту, любить её дары, может
научить только семья. Для детей, растущих в городах это очень важно. Сегодня
большинство людей предпочитают проводить выходные за городом на свежем воздухе.
Казалось бы вот оно — единение детей с природой, воспитание экологической
культуры. Но замечают ли эти люди красоту вокруг них и как к ней относятся?
Здесь родители должны воспитать в ребёнке любовь и уважение ко всему
окружающему миру. Ребёнок должен расти с чувством, что природа — это большое
разумное существо, каждая травинка, каждая букашка- это его часть. Оно живёт
своей жизнью и принимает нас, а мы в ответ должны его уважать и заботиться о
нём. Важно обращать внимание ребёнка на все мелочи — то, как в природе всё
взаимосвязано и продумано. Какую огромную работу проделывают муравьи, чтобы
построить муравейник; как желтеют и опадают листья осенью, а весной вырастают
снова; как гусеница становится бабочкой... В природе столько удивительных и красивых
явлений, которыми можно восхищаться бесконечно.
3.
Формирование
познавательных и творческих потребностей.
Важно не просто беречь и восхищаться
красотой природы. Необходимо сформировать у ребёнка желание творить и помогать.
Ведь мы говорим о нашем будущем, в котором многие экологические проблемы должны
быть решены. Кто будет заниматься решением этих вопросов через 20, 30 и 40 лет?
Наши дети. Они обладают этими потребностями с рождения, всё, что требуется от
родителей — это поддержать и направить в нужное русло. Посадите вместе дерево
или цветок — и ребёнок поймёт, что он сам творец природы. Он способен изменить
её сам и изменить в лучшую сторону.
В помощь реализации поставленных задач
для родителей, сейчас существует огромное множество вспомогательных материалов
и информационных технологий. Это книги, статьи, сайты, познавательные фильмы и
мультфильмы. Однако важно заметить, что это лишь вспомогательный материал,
который требует практических навыков, ведь невозможно полюбить природу и
оценить всю её красоту сидя перед экраном телевизора...
Необходимо чтобы ребёнок постоянно имел
контакт с живой природой, пробовал и узнавал все сам или вместе с родителями.
Это должны быть совместные походы в лес, на озеро, собирание грибов и ягод.
Только целью этих походов должно быть не желание как можно больше набрать
грибов, а увидеть и изучить что- то новое. Всегда необходимо вести беседу с
ребёнком, обращать его внимание на природные явления, поведение животных,
сезонные изменения.
Также стоит не забывать о городской природе.
Здесь открытия ждут ребёнка на каждом шагу — по дороге в детский сад, рядом с
домом и при поездке в магазин. Здесь особенно важно вести диалог с ребёнком,
ведь зачастую взрослые не замечают уже простых и обыденных вещей рядом с ними.
Дети же видят мир совсем иначе — не стоит отмахиваться от глупых вопросов, ведь
именно так ребёнок познаёт мир.
Не менее важно чтобы уголок природы
присутствовал дома и был у ребёнка всегда под рукой. Собирание гербария,
шишек, красивых камушков и даже перьев птиц — всё это способ познания
окружающего мира. Ну а содержание домашних питомцев и уход за ними — это очень
большой вклад в экологическое развитие ребёнка, воспитание моральных и
этических качеств, не стоит лишать его такого взаимодействия с природой.
Для того что бы ребёнок полюбил природу, стал уважать её и относиться к ней бережно, нужно не так и много, ведь он — сам её часть. Всё не обходимое уже заложено в человеке изначально. Важно нам, взрослым, не потерять это чувство самим и не загубить его в наших детях. Тогда мы воспитаем достойное поколение, которое сохранит окружающий мир со всей его красотой и богатством.
Игра «Цепочка». Вы называете объект живой или неживой природы, а
ребёнок называет один из признаков данного объекта, далее вы называете
признак, далее опять ребёнок так, чтобы не повториться.
Например, объект живой природы
«белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает
с ветки на ветку и т.д.
Игра «Да» или «нет». На все вопросы в игре можно отвечать только словами
«да» или «нет». Ребёнок загадывает какое-либо животное (растение). Вы
спрашиваете, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Ребёнок должен
отвечать только двумя словами «да» или «нет». После отгадывания игроки меняются
ролями в игре.
Игра «Ассоциации». В
этой игре загадывается объект природы, животного и растительного мира. Взрослый
и ребёнок по очереди называют слово, связанное какой-либо ассоциацией с
заданным объектом, далее игрок, чья очередь говорит уже слово, которое
ассоциируется у него с последним словом, прозвучавшим в игре. Таким
образом, в игре выстраивается ассоциативная цепочка. Пример:
муха-тепло-жара-солнце-лето-каникулы-зоопарк-слон.
Игра «Четвёртый лишний». Вы называете 4 объекта природы, ребёнку нужно найти лишний
объект и обосновать свой выбор.
1.
заяц, ёж, лиса,
шмель;
2.
дождь, снег, облако,
роса;
3.
роза, одуванчик,
гвоздика, тюльпан;
4.
корова, волк, овца,
кролик;
5.
трясогузка, паук,
скворец, сорока;
6.
бабочка, стрекоза,
енот, пчела;
7.
ель, берёза, яблоня,
осина;
8.
лиса, свинья, лось,
кабан
9.
кузнечик, божья
коровка, воробей, майский жук;
10.
лес, парк,
роща, тайга.
Игра «Вершки-корешки». Вы называете овощи, ребёнок делает движения руками:
если овощ растёт на земле, на грядке, он поднимает рук вверх. Если овощ растёт
на земле – руки опускает вниз.
Игра «Береги природу». Родитель предлагает из
нашего мира убрать что либо, например, солнце, облака, реки, леса и т.д.,
а ребёнок должен рассказать (можно с Вашей помощью), что произойдёт с
оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет названного объекта.
Игра «Я знаю». Вы называете ребёнку класс объектов природы (звери,
птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок говорит: «Я знаю пять названий
зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень).
Аналогично называются другие классы объектов природы.
Игра «Птица, рыба, зверь». Вы бросаете мяч ребёнку и произносите слово «птица».
Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и
бросить мяч обратно. Аналогично проводится игра со словами «зверь» и «рыба».
Игра «Земля, вода, воздух». Родитель бросает мяч ребёнку и называет объект природы,
например, «орел». Ребёнок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. В
ответ на слово «дельфин» - ребёнок отвечает «вода», на слово «волк» -
«земля» и т.д. Возможен и другой вариант игры: родитель называет слово
«воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. В ответ на слово
«земля» - животное, обитающее на земле: на слово «вода» - обитателя рек, морей,
озёр и океанов.
Игра «Летает, плавает,
бегает». Родитель
называет детям объект живой природы. Ребёнок должен изобразить способ
передвижения этого объекта.
Например: при слове «зайчик», ребёнок
прыгает; при слове «карась» - имитирует плывущую рыбу; при слове
«воробей» - изображает полёт птицы.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 09.03.2022
Дата обновления: 09.03.2022
Дата публикации: 09.03.2022