30.03.2022
Связная речь - это отражение
уровня развития мышления вашего ребенка.
Связная речь отвечает следующим критериям:
§ Ясность и
точность. Понятна для окружающих, а не
только для близких ребенка.
§ Характеризуется правильным, подходящим по смыслу и ситуации
подбором слов и словосочетаний.
§ Логичность
(предполагает умение излагать мысли последовательно, не сбивчиво)
§ Содержательность,
правильность, разнообразие (эти характеристики говорят о сформированности
лексико-грамматического строя речи, богатстве словарного запаса).
Развитие связной речи дома
Большое внимание приобретает связная речь среди навыков, необходимых дошкольникам для дальнейшего развития ребенка и получения им знаний в учебе в школе. Поскольку речь является средством общения, формирования мысли и, взаимодействия с окружающими.
Умения и навыки связной речи не развиваются спонтанно, и без специального обучения ребёнок не достигнет того уровня развития связной речи, который необходим для полноценного обучения в школе.
Работы, проводимой в детском саду или на подготовительных к школе занятиях для полноценного развития связной речи недостаточно, обязательно усилия педагогов дошкольных учреждений должны подкрепляться домашними занятиями. Однако в современных условиях, при напряженном ритме жизни, в семье речевому развитию ребёнка уделяется катастрофически мало внимания. Общение ребёнка с родителями чаще всего происходит в формате "вопрос — ответ". Если ребёнок рассказывает что-то родителям, то взрослые, что вполне естественно, обращают внимание в первую очередь на смысл его речи, нежели на оформление — связность, словарный запас, грамматические ошибки. В результате к моменту поступления в школу самостоятельная связная речь детей оказывается недостаточно сформированной, они не умеют связно и последовательно излагать содержание своих мыслей, правильно сформулировать вопрос, дать развернутый ответ.
Как же могут родители помочь своему ребёнку овладеть
умениями и навыками связной речи?
Использовать можно все, что видит ребенок вокруг себя. Это и дома, и на прогулке, и в детском саду. Очень важно направлять внимание ребенка не только на предметы, но и на их детали. Необходимо рассматривая предмет, задавать ребенку вопросы: "Какого цвета? Из чего сделан предмет? Какой величины?" Следите, за тем, чтобы ребёнок отвечал полным предложением. Также ребенок учится сравнивать, обобщать, понимать значение слов "ширина", "высота", "длина", "высокий", "низкий". Можно использовать привлекательные для ребенка игрушки. Например, предложить для сравнения две куклы и две машины. Сначала ребенку необходимо внимательно изучить, рассмотреть предметы, а затем рассказать, чем они отличаются и чем похожи друг от друга. Для некоторых детей проще дается описание различий, чем сходные признаки.
Также связную речь развивают пересказы и составление рассказов по картинкам.
Примеры игр и упражнений, которые могут использовать родители в домашних условиях.
Вместе с ребенком посмотрите в окно. Поиграйте в игру "Кто больше увидит". По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте все увиденное в деталях.
Например: "Я вижу дом. Возле дома стоит дерево. Оно высокое и толстое, у него много веток, а на ветках листочки". Если ребенку трудно описать предмет, помогите ему наводящими вопросами. "Ты увидел дом? Он низкий или высокий?". Игра способствует развитию активной речи, наблюдательности, пополнению словарного запаса.
Что мы видели вчера? Вместе с ребенком вспомните, где вы были вчера, что делали, кого встречали, о чем разговаривали. Фиксируйте внимание на деталях. Игра способствует развитию памяти, внимания, наблюдательности, пополнению словарного запаса. Что мы будем делать завтра?
Игра "Угадай по описанию"
Для
начала следует предложить ребёнку послушать описание и отгадать, что именно мы
описываем. Например, лимон: "Этот фрукт желтого цвета. По форме он слегка
продолговатый, на ощупь — шершавый. На вкус он кислый. От него чай становится
вкуснее и полезнее".
Затем
можно предложить ребёнку описать его любимую игрушку, животное в зоопарке,
рыбку в аквариуме. И уже наступит ваша очередь угадывать, что или кого именно
описывает ребёнок
Упражнение "Загадки"
Отгадывание загадок активизирует словарь детей. Ребенок учится выделять существенные признаки предметов. Загадки расширяют кругозор детей, тренируют внимание и память, развивают наблюдательность и логическое мышление. В процессе отгадывания загадок детям следует задавать наводящие вопросы. Многие загадки рекомендуется заучить наизусть.
Игра
"А что было дальше?" (составление рассказов по сюжетной картинке или
по серии картинок)
В условиях семьи нужно как можно больше внимания уделять формированию самостоятельной связной речи.
Как мы видим, ежедневное общение родителей с ребёнком предоставляет множество возможностей для развития связной речи. Немного терпения и настойчивости, немного изобретательности и родительского внимания, — и ваш ребёнок придёт в школу с хорошо развитой речью.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 30.03.2022
Дата обновления: 30.03.2022
Дата публикации: 30.03.2022