29.09.2022
Музыкальное воспитание ребёнка как важнейшая составляющая его
духовного развития может стать системообразующим фактором организации жизнедеятельности
детей. Музыка способна объединить воспитательные усилия педагогов детского сада
с целью гармоничного воздействия на личность ребёнка. Один из вариантов
использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой –
музыкой, звучащей «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на
занятиях и в свободной деятельности. Насыщение детской жизнедеятельности
музыкой, расширение и обогащение опыта её восприятия происходят благодаря
непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений. Педагог, включая музыку в
образовательную деятельность (развитие речи, математика, ручной труд,
конструирование, рисование и др.), может ориентироваться на возможности
активного и пассивного её восприятия детьми.
При активном
восприятии он намеренно обращает внимание ребёнка на звучание музыки, её
образно-эмоциональное содержание, средства выразительности (мелодия, темп, ритм
и др.). При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной
деятельности, она звучит не громко, как бы на втором плане.
Так, на занятиях
по математике с целью активизации интеллектуальной деятельности, повышения
сосредоточенности, концентрации внимания используют только звучание музыки
фоном. Через активное восприятие и оценку музыкальных впечатлений на занятиях
по развитию речи обогащают «словарь эмоций», в повседневной жизни активизируют
оценочную лексику детей. При ознакомлении с окружающим миром воспитатель может
обратиться к музыке, характеризующей явления природы, способствующей проявлению
эмоциональных откликов, обогащений и углублению представлений об исследуемом
объекте. В процессе рисования по представлению можно применять звучание фоновой
музыки, а во время рисования по образцу предложить музыкальные произведения для
активного восприятия. Слушание музыки влияет на выразительность образов,
создаваемых в рисунках, на оригинальность цветовых решений. Звучание музыки
фоном в режимные моменты (приём детей утром, настрой на занятия, подготовка ко
сну, подъём и др.) создаёт эмоционально комфортный климат в группе.
Непроизвольный слуховой опыт детей должен пополняться на
основе лучших образцов музыкальной культуры: классическая музыка несёт в себе
выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы
эмоциональных состояний, свойственных и ребёнку, и взрослому.
Примерный репертуар фоновой музыки для детей среднего и старшего
дошкольного возраста.
Релаксирующая (расслабляющая): К. Дебюсси. «Облака», А.П. Бородин. «Ноктюрн»
из струнного квартета, К.В. Глюк. «Мелодия».
Тонизирующая (повышающая жизненный тонус,
настроение): Э. Григ.
«Утро», И.С. Бах. «Шутка», И. Штраус. Вальс «Весенние голоса», П.И. Чайковский.
«Времена года» («Подснежник»).
Активизирующая (возбуждающая): В.А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада» (финал),
М.И. Глинка. «Камаринская», В.А. Моцарт. «Турецкое рондо», П.И. Чайковский «Вальс
цветов» ( из балета «Щелкунчик»).
Успокаивающая (умиротворяющая): М.И. Глинка «Жаворонок», А.К. Лядов «Музыкальная
табакерка», К. Сен-Санс «Лебедь», Ф. Шуберт «Серенада».
Организующая
(способствующая концентрации внимания при организованной деятельности)
И.С. Бах «Ария», А. Вивальди «Времена года» («Весна», «Лето»), С.С. Прокофьев
«Марш», Ф. Шуберт «Музыкальный момент».
Некоторые
музыкальные произведения имеют многофункциональное применение, например,
музыкальные циклы П.И. Чайковского и А. Вивальди «Времена года», балет П.И.
Чайковского «Щелкунчик», произведения В.А. Моцарта и др. Музыка, развивая
способность испытывать эмоции и чувства, возникающие в процессе восприятия,
оказывают влияние на совершенствование эмоциональной отзывчивости детей в
реальной жизни. Музыкально-эстетические
впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя
умственную деятельность, что является важным для интеллектуального развития
воспитанника. Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребёнка,
музыка может являться ценной основой воспитательной системы в условиях
дошкольного образовательного учреждения.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 29.09.2022
Дата обновления: 29.09.2022
Дата публикации: 29.09.2022