Учитель-логопед: Методические рекомендации по формирование грамматических форм существительных у детей с ОВЗ (ТНР) в домашних условиях

24.11.2022

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Светлячок» Первомайского района

(МБДОУ детский сад «Светлячок»)


«Я учусь, играя с мамой»

Методические рекомендации

по формирование грамматических форм существительных 

у детей с ОВЗ (ТНР) в домашних условиях


Автор: Учитель-логопед 

Васютина Яна Станиславовна



Актуальность. Дошкольники с ТНР (ОВЗ) с первым и вторым уровнем речевого развития позже, чем сверстники начинают говорить. На этапе формирования фразовой речи, таким детям, особенно тяжело дается понимание падежных окончаний существительных. Часто мы слышим, что дети говорят: «ухи», «стулы», «много ножов» и т.д. Логопеды долго и упорно формируют навыки словоизменения на своих занятиях, для этого используются различные настольные игры. Например, лото «Что, без чего?» (заяц без уха) «Кто, чем питается?» (белка орехами) и т.д.,  но нередко встречается проблема так называемой «кабинетной речи», когда ребенок не пользуется приобретенными навыками в свободной речи. Поэтому для переноса навыка в повседневную жизнь и собственную речь, ребенку нужно создавать условия в не кабинета. И вот тут на помощь приходит мама и другие взрослые.  Именно, многократные проговаривания словоформ в бытовых ситуациях – на прогулке, в магазине, во время приготовления еды, уборки и простой игры с мамой, помогают применять новый навык в процессе практической деятельности.

Цель: Предоставить родителям речевой материал для закрепления беспредложных падежных словоформ существительных.

Задачи: 1. Научить ребенка пользоваться новым навыком словоизменения.

              2. Активизировать и пополнить словарь ребенка.

            

Методические рекомендации по формированию грамматических форм существительных у детей имеющие тяжелые нарушения речи в домашних условиях:

1.      Речевой материал для закрепления навыка словоизменения существительных именительного падежа единственного и множественного числа:

·         «В магазине» (Можно заранее подготовить чек-лист с покупками и в магазине ребенок проговаривает и отмечает то, что купил. Речевой образец: «это банан, это бананы»

Словоформы: пакет-пакеты, банан-бананы, слива-сливы, арбуз-арбузы, апельсин-апельсины, торт-торты, перец-перцы, огурец-огурцы, груша-груши, булка-булки, яблоко-яблоки, яйцо-яйца и т.д.

·         «На прогулке»

Словоформы: дом-дома, подъезд-подъезды, дерево-деревья, цветок-цветы, лист-листья, собака-собаки, паук-пауки, жук-жуки, голубь-голуби, комар-комары и т.д.

·         «Дома»

Словоформы: стол-столы, стул-стулья, кот-коты, нос-носы, таз-тазы, зуб-зубы, книга-книги, ухо-уши, рука-руки, кубик-кубики, мяч-мячи, носок-носки, глаз-глаза, зеркало-зеркала, кольцо-кольца, и т.д.

 

2.      Речевой материал для закрепления навыка словоизменения существительных родительного падежа единственного числа:

·         «В магазине»

Словоформы- В магазине много – воды, колбасы, крупы, сметаны, капусты, мяса, молока, кукурузы и т.д.

·         «На прогулке»

Словоформы: Нет - машины, собаки, кота, мухи, жука, комара, снега, щенка и т.д.

·         «Дома»

Словоформы: Нет- папы, брата, сестры, бабы, дивана, кота, стола, стула, супа, мяча, карандаша, молока, яйца, мыла, и т.д.Хочу такой сайт

 

3.      Речевой материал для закрепления навыка словоизменения существительных дательного падежа единственного числа:

·         «В магазине»

             Словоформы: Рад – банану, лимону, апельсину, соку, морковке, конфете, яблоку, мороженому, торту, мылу, колбасе, муке, ягоде, кукурузе, капусте и т.д.

·         «На прогулке»

Словоформы: Рад - машине, собаке, снегу, кузнечику, жуку, радуге, дождю и т.д.

·         «Дома»

Словоформы: Рад - папе, маме, брату, деду, каше, малине, мячу, карандашу, слону, хомяку, пауку, щенку, дивану, пирожному и т.д.

 

4.      Речевой материал для закрепления навыка словоизменения существительных винительного падежа единственного числа:

·         «В магазине»

Словоформы: куплю -  муку, сметану, капусту, колбасу, воду, крупу, конфету и т.д.

·         «На прогулке»

Словоформы: Вижу - муху, осу, луну, семью, сосну, траву, ягоду, радугу, корову, машину собаку, жука, паука, кота, щенка, воробья, голубя, и т.д.

·         «Дома»

Словоформы: Надеваю- шапку, куртку, майку, юбку, футболку, кепку, панамку

Кидаю в суп - картошку, морковку, свеклу, кукурузу, крупу, рыбу, и т.д.

 

5.      Речевой материал для закрепления навыка словоизменения существительных творительного падежа единственного числа:

·         «В магазине»

Словоформы: Доволен\не доволен - игрушкой, бананом, конфетой, куклой, водой и т.д.

·         «На прогулке»

Словоформы: Доволен\не доволен - самокатом, машиной, солнцем, собакой, погодой, дождем, и т.д.

·         «Дома»

Словоформы: Чем? ест-ложкой, чистит –щеткой, режет-ножом, гладят -  утюгом, пишет - ручкой, подметает- веником, смотрит- глазами, слышит-ушами, нюхает-носом, сушит-феном, копает - лопатой, и т.д.

 

Регулярно используя такие игры в повседневной жизни, родители помогут своему ребенку научиться правильно употреблять окончания существительных в разных падежных формах. А в дальнейшем развить навык красивой правильной связной речи, которая очень важна для социализации ребенка с ТНР (ОВЗ).  

Просмотров всего: , сегодня:

«Я учусь, играя с мамой».pdf (скачать) (посмотреть)

Дата создания: 24.11.2022

Дата обновления: 24.11.2022

Дата публикации: 24.11.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».