24.11.2022
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Светлячок» Первомайского района
(МБДОУ детский сад «Светлячок»)
«Я учусь, играя с мамой»
Методические рекомендации
по формирование грамматических форм существительных
у детей с ОВЗ (ТНР) в домашних условиях
Автор: Учитель-логопед
Васютина Яна Станиславовна
Актуальность.
Дошкольники с ТНР (ОВЗ) с первым и вторым уровнем речевого развития позже, чем
сверстники начинают говорить. На этапе формирования фразовой речи, таким детям,
особенно тяжело дается понимание падежных окончаний существительных. Часто мы
слышим, что дети говорят: «ухи», «стулы», «много ножов» и т.д. Логопеды долго и
упорно формируют навыки словоизменения на своих занятиях, для этого
используются различные настольные игры. Например, лото «Что, без чего?» (заяц
без уха) «Кто, чем питается?» (белка орехами) и т.д., но нередко встречается проблема так называемой
«кабинетной речи», когда ребенок не пользуется приобретенными навыками в
свободной речи. Поэтому для переноса навыка в повседневную жизнь и собственную
речь, ребенку нужно создавать условия в не кабинета. И вот тут на помощь
приходит мама и другие взрослые. Именно,
многократные проговаривания словоформ
в бытовых ситуациях – на прогулке, в магазине, во время приготовления еды,
уборки и простой игры с мамой, помогают применять новый навык в процессе практической
деятельности.
Цель:
Предоставить родителям речевой материал для закрепления беспредложных падежных
словоформ существительных.
Задачи:
1. Научить ребенка пользоваться новым навыком словоизменения.
2. Активизировать и пополнить
словарь ребенка.
Методические
рекомендации по формированию грамматических форм существительных у детей
имеющие тяжелые нарушения речи в домашних условиях:
1. Речевой
материал для закрепления навыка словоизменения существительных именительного падежа единственного и
множественного числа:
·
«В магазине» (Можно заранее
подготовить чек-лист с покупками и в магазине ребенок проговаривает и отмечает
то, что купил. Речевой образец: «это банан, это бананы»
Словоформы:
пакет-пакеты, банан-бананы, слива-сливы, арбуз-арбузы, апельсин-апельсины,
торт-торты, перец-перцы, огурец-огурцы, груша-груши, булка-булки,
яблоко-яблоки, яйцо-яйца и т.д.
·
«На прогулке»
Словоформы: дом-дома,
подъезд-подъезды, дерево-деревья, цветок-цветы, лист-листья, собака-собаки,
паук-пауки, жук-жуки, голубь-голуби, комар-комары и т.д.
·
«Дома»
Словоформы: стол-столы,
стул-стулья, кот-коты, нос-носы, таз-тазы, зуб-зубы, книга-книги, ухо-уши,
рука-руки, кубик-кубики, мяч-мячи, носок-носки, глаз-глаза, зеркало-зеркала,
кольцо-кольца, и т.д.
2. Речевой
материал для закрепления навыка словоизменения существительных родительного падежа единственного
числа:
·
«В магазине»
Словоформы- В магазине
много – воды, колбасы, крупы, сметаны, капусты, мяса, молока, кукурузы и т.д.
·
«На прогулке»
Словоформы: Нет -
машины, собаки, кота, мухи, жука, комара, снега, щенка и т.д.
·
«Дома»
Словоформы: Нет- папы,
брата, сестры, бабы, дивана, кота, стола, стула, супа, мяча, карандаша, молока,
яйца, мыла, и т.д.
3.
Речевой материал для закрепления
навыка словоизменения существительных дательного
падежа единственного числа:
·
«В магазине»
Словоформы: Рад – банану, лимону,
апельсину, соку, морковке, конфете, яблоку, мороженому, торту, мылу, колбасе,
муке, ягоде, кукурузе, капусте и т.д.
·
«На прогулке»
Словоформы: Рад -
машине, собаке, снегу, кузнечику, жуку, радуге, дождю и т.д.
·
«Дома»
Словоформы: Рад - папе,
маме, брату, деду, каше, малине, мячу, карандашу, слону, хомяку, пауку, щенку,
дивану, пирожному и т.д.
4. Речевой
материал для закрепления навыка словоизменения существительных винительного падежа единственного
числа:
·
«В магазине»
Словоформы: куплю
- муку, сметану, капусту, колбасу, воду,
крупу, конфету и т.д.
·
«На прогулке»
Словоформы: Вижу -
муху, осу, луну, семью, сосну, траву, ягоду, радугу, корову, машину собаку,
жука, паука, кота, щенка, воробья, голубя, и т.д.
·
«Дома»
Словоформы: Надеваю- шапку, куртку, майку, юбку, футболку, кепку, панамку
Кидаю в суп - картошку,
морковку, свеклу, кукурузу, крупу, рыбу, и т.д.
5. Речевой
материал для закрепления навыка словоизменения существительных творительного падежа единственного
числа:
·
«В магазине»
Словоформы: Доволен\не
доволен - игрушкой, бананом, конфетой, куклой, водой и т.д.
·
«На прогулке»
Словоформы: Доволен\не
доволен - самокатом, машиной, солнцем, собакой, погодой, дождем, и т.д.
·
«Дома»
Словоформы: Чем? ест-ложкой, чистит –щеткой, режет-ножом, гладят - утюгом, пишет - ручкой, подметает- веником,
смотрит- глазами, слышит-ушами, нюхает-носом, сушит-феном, копает - лопатой, и
т.д.
Регулярно
используя такие игры в повседневной жизни, родители помогут своему ребенку
научиться правильно употреблять окончания существительных в разных падежных
формах. А в дальнейшем развить навык красивой правильной связной речи, которая
очень важна для социализации ребенка с ТНР (ОВЗ).
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 24.11.2022
Дата обновления: 24.11.2022
Дата публикации: 24.11.2022