26.12.2023
Консультация для родителей
Аденоиды и речевые нарушения у детей.
Человек
может долгое время обходиться без пищи,
без воды, но без дыхания жизнь
прекращается через считанные минуты. Однако
дыхание не только основа жизни, но и важнейшее условие правильной речи.
Воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта
или носа наружу является источником образования звуков. Правильное речевое дыхание обеспечивает
нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной
громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и
интонационной выразительности.
Важно понимать, что правильного речевого дыхания не будет при
нарушенном физиологическом дыхании.
Одной
из наиболее частых патологий уха, горла, носа, ведущей к тяжёлым нарушениям
речи у детей являются аденоиды.
Аденоиды -
избыточное разрастание носоглоточной миндалины, которое
ведёт к затруднённому носовому дыханию или к полной невозможности
дышать носом. Тогда воздух поступает в полость глотки через рот неочищенный
(в норме очищение
воздуха осуществляют своими движениями реснички в носовых ходах)
и не согретый (в норме воздух согревается, проходя через носовую полость).
Это влечёт целый
ряд физиологических изменений
в организме ребёнка.
Надо помнить, что стимулирует работу
дыхательного центра только носовое дыхание.
Вынужденные частые короткие вдохи
ребёнка имеющего аденоиды, в связи с обжигающим действием холодного воздуха на
глотку при ротовом дыхании ведут к тому, что мозг ребёнка постоянно находится в
состоянии кислородной недостаточности (в состоянии гипоксии), а это ведёт, в
свою очередь, к астеническому синдрому, синдрому повышенной истощаемости центральной
нервной системы, что проявляется в гиперактивности или в гипоактивности таких
детей. У них наблюдается повышенная утомляемость и снижение работоспособности,
внимания, памяти, при этом страдают и изменяются все психические процессы.
Лицо ребёнка, страдающего от наличия
аденоидов, имеет свои характерные особенности, так называемое аденоидное лицо:
часто приоткрытый рот (приподнятость верхней губы, различной степени отвисание
нижней челюсти), сглаженность носогубных складок; амимичное выражение лица.
Описанная выше патология
физиологического развития неизбежно влечёт за собой тяжёлые речевые нарушения у
детей.
Нарушения физиологического дыхания ведут
к изменениям речевого дыхания. Речевой выдох становится коротким Фразы, речевое
высказывание неожиданно прерываются необоснованными паузами, большей частью для
того, чтобы сделать дополнительный вдох, в результате чего нарушается паузация,
и, как следствие этого, нарушаются темпо-ритмические характеристики речи, её
просодическая сторона. В дальнейшем это приводит на письме к трудностям
определения границ предложения слова, слога.
У детей с аденоидами носовой
резонатор полностью или частично выключается из процесса голосообразования, и
голос лишается ряда обертонов, не имеет своего тембра, становится глухим,
лишается своей выразительности, интонированности и модулированности.
Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально
использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др.,
отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены
неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей.
Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и
затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании
воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены
добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы
произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены
говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с
захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе,
без соблюдения логических пауз. Если вы стали замечать похожие признаки у своего ребенка обратитесь
к врачу-отоларингологу.
Как развивать речевое
дыхание
Приступая к развитию у
ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный
ротовой выдох. При этом надо
научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно.
Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в
нужном направлении.
Во время проведения описанных в статье игр
необходим постоянный контроль за правильностью дыхания.
Запомните
параметры правильного ротового выдоха:
- выдоху предшествует сильный вдох через нос -
"набираем полную грудь воздуха";
- выдох происходит плавно, а не толчками;
- во время выдоха губы складываются трубочкой,
не следует сжимать губы, надувать щеки;
- во время выдоха воздух выходит через рот,
нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос,
можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
- выдыхать следует, пока не закончится воздух;
- во время пения или разговора нельзя добирать
воздух при помощи частых коротких вдохов.
При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания,
необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка,
даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать
по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с
другими упражнениями.
Перечисленные ниже игры и
упражнения помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную
направленную струю воздуха.
Игры и упражнения для развития плавного
ротового выдоха
Лети, бабочка!
К бумажной бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к
шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки
висели на уровне лица стоящего ребенка.
Взрослый показывает ребенку бабочек и
предлагает поиграть с ними.
- Смотри, какие красивые разноцветные
бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать (и дует на бабочек) Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты
попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше?
Ребенок встает возле бабочек и дует на них.
Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул
на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал
вперед.
Дуть можно не более 10 секунд с паузами,
чтобы не закружилась голова.
Ветерок.
Перед началом игры необходимо подготовить
метёлочки. Для этого прикрепите полоски
цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу, или елочное украшение "дождик".
Взрослый предлагает поиграть с метёлочкой.
Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть
ребенку.
- Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок - и зашелестели на
дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй!
Одуванчик
Игру проводят на воздухе - на полянке, где
растут одуванчики. Взрослый предлагает
найти среди желтых одуванчиков уже отцветшие и сорвать их. Затем
показывает, как можно подуть на одуванчик, чтобы слетели все пушинки.
- Давай подуем на одуванчики! Дуй один раз, но сильно - чтобы все
пушинки слетели. Смотри, летят пушинки, как маленькие парашютики. Можно
устроить соревнование: каждый из детей дует на свой одуванчик один раз.
Побеждают те из детей, у которых на головке цветка не останется ни одной
пушинки.
Вертушка
Перед началом игры подготовьте
игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и
деревянной палочки.
Покажите ребенку вертушку. На улице
продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем
предложите подуть на нее самостоятельно:
- Давай сделаем ветер - подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй
еще сильнее - вертушка вертится быстрее.
Катись, карандаш!
Ребенок сидит за столом. На столе на
расстоянии 20 см от ребенка положите карандаш. Сначала взрослый показывает, как
с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола.
Затем предлагает ребенку подуть на карандаш. Второй участник игры ловит
карандаш на противоположном конце стола. Можно продолжить игру, сидя напротив
друг друга, и перекатывая друг другу карандаш с одного конца стола на другой.
Весёлые шарики
С
лёгкими пластмассовыми шариками (например, теннисными) можно играть так же, как
с карандашами, а можно усложнить игру. Прочертите на столе линию. Затем
возьмите шарик и положите на середину стола (на линии). Взрослый и ребёнок сидят за столом напротив друг друга, по
разные стороны шарика на линии.
- Надо дуть на шарик так, чтобы он укатился на противоположную сторону
стола. Дуть нужно сильнее. Начали!
Побеждает тот, кто сумел сдуть шарик за линию, на противоположную
сторону стола.
Воздушный шарик
Повесьте воздушный шар на уровне лица
ребенка. Подуйте на шар так, чтобы он высоко взлетел, затем предложите подуть
ребенку.
Возможен более сложный вариант игры.
Подбросьте воздушный шарик вверх. Предложите ребенку подуть на шарик несколько
раз так, чтобы он подольше не опускался на пол.
- Давай дуть на шарик, чтобы он не упал вниз. Вот так!
Сильнее! Можно поиграть с воздушным шаром, наполненным газом. В этом случае шар
привязывается к стульчику или чему-нибудь на полу (желательно, чтобы ниточка
оставалась длинной). На шар нужно дуть так, чтобы он улетел как можно дальше
вперед.
Шторм в стакане
В стакан, наполовину наполненный водой,
опустите коктейльную трубочку и подуйте в нее - пузыри с громким бульканьем
будут подниматься на поверхность. Затем дайте трубочку ребенку и предложите
подуть.
- Давай сделаем веселые бульки! Возьми
трубочку и подуй в стакан воды. Если дуть слабо - получаются маленькие бульки.
А если подуть сильно, то получается целая буря! Давай устроим бурю!
По "буре" в воде можно легко оценить силу выдоха и его
длительность. В начале занятий диаметр трубочки должен быть 5-6 мм, в
дальнейшем можно использовать более тонкие трубочки.
Многие дети, которые привыкли пить сок из пакетиков через трубочку, не
сразу понимают, что от них требуется, могут начать пить воду (поэтому на всякий
случай лучше использовать очищенную питьевую воду). В этом случае сначала
предложите подуть через трубочку на кусочек ватки на столе или на ладошку,
чтобы почувствовать выходящий из трубочки воздух.
Другая из возможных проблем - ребенок может кусать и грызть мягкую
трубочку или перегибать ее. В этом случае можно использовать корпус гелевой
ручки - прозрачную трубочку из твердой пластмассы.
Кроме этого, ребенок может, держа трубочку в губах, выдыхать воздух
через нос. В этом случае следует аккуратно зажать нос малыша пальцами и
предложить подуть.
Расти, пена!
Эту игру можно предложить ребенку после того,
как он научится хорошо дуть через трубочку в стакан с водой (не пьет воду, не
перегибает трубочку). Добавьте в воду немного жидкости для мытья посуды, затем
возьмите трубочку и подуйте в воду - с громким бульканьем на глазах у ребенка
вырастет облако переливающихся пузырей. Затем предложите подуть ребенку. Когда
пены станет много, можно подуть на нее.
- Сейчас я устрою фокус-покус! Беру жидкость для посуды и капаю в
воду... Теперь помешаю - ары-бары-топ-топ-топ! Беру трубочку и дую. Смотри, что
получилось! Это пена из маленьких и больших пузырьков! Теперь ты попробуй
подуть.
Перышко, лети!
Подбросьте перышко вверх и дуйте на него, не
давая упасть вниз. Затем предложите подуть ребенку. Обратите его внимание на
то, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на перышко снизу вверх.
Мыльные пузыри
Поиграйте с ребенком в мыльные пузыри: сначала взрослый выдувает пузыри, а ребенок наблюдает и ловит их. Затем предложите ребенку выдуть пузыри самостоятельно. Можно самостоятельно изготовить жидкость для мыльных пузырей: добавить в воду немного жидкости для мытья посуды и сахара. Не забывайте следить за безопасностью ребенка - не позволяйте ловить ртом или вблизи глаз.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 16.01.2024
Дата обновления: 16.01.2024
Дата публикации: 26.12.2023