30.01.2024
Учимся отгадывать загадки
(консультация для родителей)
Разгадывание загадок развивает способность к
анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы,
умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные
признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы
предметов.
Загадки способствуют развитию памяти ребенка,
его образного и логического мышления, умственных реакций. Загадка учит ребенка
сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым
формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывать их
несущественные признаки. Другими словами, с помощью загадки формируются основы
теоретического творческого мышления.
На книжных полках магазинов большое количество
печатной продукции для детей на любой вкус, любого оформления и любого
содержания. И, к сожалению, содержание предлагаемой литературы не всегда
соответствует не только указанным возрастным параметрам, но и методическим
требованиям к учебным изданиям.
Прежде чем просить ребенка отгадать загадку,
необходимо оценить, будут ли они понятны малышу? Соответствуют ли они его
возрасту?
В
возрасте 3-4 лет тематика загадок
ограничена небольшим жизненным опытом ребёнка. Это загадки об игрушках,
домашних животных, некоторых предметах быта, о продуктах питания.
Отличительной чертой являются яркие, характерные признаки внешнего вида (форма,
цвет, величина), качества и свойства, которые дети хорошо знают.
Мохнатенькая, усатенькая,
Молочко пьёт, песенки поёт (кошка).
Беленькие пёрышки, красный гребешок.
Кто это на колышке? (Петя- петушок)
Голодна - мычит, сыта - жуёт,
Малым ребяткам молоко даёт (корова)
На грядке зелёные,
А в банке солёные (огурцы).
Прыг-скок, прыг-скок,
Длинные уши, белый бок (заяц).
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
Хвост колечком (собака).
В шкурке жёлтой, кислый он
Называется … (лимон)
Для детей 4-5 лет тематика загадок значительно разнообразней: о
домашних и диких животных, предметах домашнего обихода, одежде, продуктах
питания, явлениях природы, о средствах передвижения. Рекомендуют загадки с
простыми сравнениями и прозрачными метафорами.
С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки
Белые … (снежинки).
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами,
Песни распевает,
Время считает (петух).
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька (машина).
Стукнешь о стенку - а я отскачу.
Бросишь на землю - а я поскачу.
Я из ладоней в ладони лечу -
Смирно лежать не хочу (мяч).
На спине иголки,
Длинные и колкие.
А свернётся он в клубок -
Нет ни головы, ни ног (ёж).
Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка (матрёшка).
Характеристика предмета загадки может быть дана подробно, полно, а сама загадка
выступать как рассказ о предмете.
В 5-6-летнем возрасте у детей
проявляется чуткость к смысловым оттенкам слова, дети начинают понимать смысл
образных выражений в литературных произведениях. Тематика загадок разнообразна:
о животных, птицах, рыбах, насекомых, растениях, явлениях природы, предметах
обихода и орудиях труда, средствах передвижения, связи и информации, о спорте,
человеке, книге.
Маленькая собачка
Домик стережёт (замок).
Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут (мяч).
Над нами - Вверх ногами.
Ходят - не страшатся,
Никого не боятся (мухи)
Без рук, без ног,
А рисовать умеет (мороз).
В воде она живёт -
Нет клюва, а клюёт.
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой (рыбка).
Он в мундире ярком.
Шпоры для красы.
Днём он - забияка,
Поутру - часы (петух).
Сама пёстрая, ест зелёное,
Даёт белое (корова).
Характеристика предметов и явлений может быть краткой, но среди признаков
должен быть назван существенный, типичный.
Возраст 6-7 лет характеризуется
достаточным жизненным опытом, наблюдательностью, способностью к рассуждению,
поэтому загадки предлагаются такие, которые можно отгадать только после
длительных неоднократных наблюдений за одним явлением.
Чёрен, а не ворон,
Рогат, а не бык,
С крыльями, а не птица (жук).
В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит (поезд).
Всегда во рту,
А не проглотишь (язык).
В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий.
И на много-много лет
Оставляет чёрный след (карандаш).
Посреди двора стоит копна
Спереди - вилы, сзади - метла (корова).
Быстро грызёт,
Мелко жуёт,
А сама не глотает (пила).
Вроде сосен, вроде ёлок,
А зимою без иголок (лиственница).
Молода - похожа на серп,
Поживёт - станет, как лепёшка (месяц, луна).
Характеристика предметов может быть дана кратко: называем один-два признака, по
которым нужно восстановить целое и сделать вывод на основе рассуждения.
Желаю удачи!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 30.01.2024
Дата обновления: 30.01.2024
Дата публикации: 30.01.2024