Учимся отгадывать загадки

30.01.2024

Учимся отгадывать загадки

(консультация для родителей)


Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов.

Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образного и логического мышления, умственных реакций. Загадка учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки. Другими словами, с помощью загадки формируются основы теоретического творческого мышления.

На книжных полках магазинов большое количество печатной продукции для детей на любой вкус, любого оформления и любого содержания. И, к сожалению, содержание предлагаемой литературы не всегда соответствует не только указанным возрастным параметрам, но и методическим требованиям к учебным изданиям.

Прежде чем просить ребенка отгадать загадку, необходимо оценить, будут ли они понятны малышу? Соответствуют ли они его возрасту?

В возрасте 3-4 лет тематика загадок ограничена небольшим жизненным опытом ребёнка. Это загадки об игрушках, домашних животных, некоторых предметах быта, о продуктах питания. Отличительной чертой являются яркие, характерные признаки внешнего вида (форма, цвет, величина), качества и свойства, которые дети хорошо знают.

Мохнатенькая, усатенькая,
Молочко пьёт, песенки поёт (кошка).

Беленькие пёрышки, красный гребешок.
Кто это на колышке? (Петя- петушок)

Голодна - мычит, сыта - жуёт,
Малым ребяткам молоко даёт (корова)

На грядке зелёные,
А в банке солёные (огурцы).

Прыг-скок, прыг-скок,
Длинные уши, белый бок (заяц).

С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
Хвост колечком (собака).

В шкурке жёлтой, кислый он
Называется … (лимон)



Для детей 4-5 лет тематика загадок значительно разнообразней: о домашних и диких животных, предметах домашнего обихода, одежде, продуктах питания, явлениях природы, о средствах передвижения. Рекомендуют загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами.

Хочу такой сайт

С неба падают зимою
И кружатся над землёю 
Лёгкие пушинки
Белые … (снежинки).

Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами,
Песни распевает,
Время считает (петух).

Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька (машина).

Стукнешь о стенку - а я отскачу.
Бросишь на землю - а я поскачу.
Я из ладоней в ладони лечу -
Смирно лежать не хочу (мяч).

На спине иголки,
Длинные и колкие.
А свернётся он в клубок -
Нет ни головы, ни ног (ёж).

Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка (матрёшка).

Характеристика предмета загадки может быть дана подробно, полно, а сама загадка выступать как рассказ о предмете.

В 5-6-летнем возрасте у детей проявляется чуткость к смысловым оттенкам слова, дети начинают понимать смысл образных выражений в литературных произведениях. Тематика загадок разнообразна: о животных, птицах, рыбах, насекомых, растениях, явлениях природы, предметах обихода и орудиях труда, средствах передвижения, связи и информации, о спорте, человеке, книге.

Маленькая собачка
Домик стережёт (замок).

Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут (мяч).

Над нами - Вверх ногами.
Ходят - не страшатся,
Никого не боятся (мухи)
Без рук, без ног,
А рисовать умеет (мороз).

В воде она живёт -
Нет клюва, а клюёт.
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой (рыбка).

Он в мундире ярком.
Шпоры для красы.
Днём он - забияка,
Поутру - часы (петух).

Сама пёстрая, ест зелёное,
Даёт белое (корова).

Характеристика предметов и явлений может быть краткой, но среди признаков должен быть назван существенный, типичный.

Возраст 6-7 лет характеризуется достаточным жизненным опытом, наблюдательностью, способностью к рассуждению, поэтому загадки предлагаются такие, которые можно отгадать только после длительных неоднократных наблюдений за одним явлением.

Чёрен, а не ворон,
Рогат, а не бык,
С крыльями, а не птица (жук).

В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит (поезд).

Всегда во рту,
А не проглотишь (язык).

В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий.
И на много-много лет
Оставляет чёрный след (карандаш).

Посреди двора стоит копна
Спереди - вилы, сзади - метла (корова).

Быстро грызёт,
Мелко жуёт,
А сама не глотает (пила).

Вроде сосен, вроде ёлок,
А зимою без иголок (лиственница).

Молода - похожа на серп,
Поживёт - станет, как лепёшка (месяц, луна).

Характеристика предметов может быть дана кратко: называем один-два признака, по которым нужно восстановить целое и сделать вывод на основе рассуждения.
Желаю удачи!

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 30.01.2024

Дата обновления: 30.01.2024

Дата публикации: 30.01.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».