31.10.2019
Нарушения речи у детей многообразны, они могут проявляется в нарушении произношения отдельных звуков, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой группе детского сада, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения.
Из тяжелых нарушений речи чаще всего встречаются (по клинико-педагогической классификации): алалия, афазия, ринолалия, заикание и дизартрия.
Алалия – это полное или частичное отсутствие речи у детей при сохранном физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
Заикание - это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата. Нарушение темпо-ритмической стороны речи.
При заикании ребенка мы наблюдаем в его речи вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет.
Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи.
Основные проявления дизартрии:
· расстройство артикуляции звуков
· нарушение голосообразования
· изменение интонации.
Выше перечисленные проявления дизартрии проявляются в разной степени и в различных комбинациях в зависимости от локализации поражения в центральной или периферической нервной системе, от тяжести нарушения, от времени возникновения дефекта.
Работа по коррекции речи при алалии, заикания, дизартрии длительная и требует тесного сотрудничества родителей, логопеда, врача-невролога и других специалистов.
Также выделяют виды дефектов речи по психолого-педагогической классификации:
· Общее недоразвитие речи (ОНР);
· Фонетические и фонематические нарушения (ФФНР);
· Фонетическое недоразвитие речи (ФНР);
ЗРР - задержка
речевого развития - отставание речевого развития ребенка от
возрастной нормы в возрасте до 3-4 лет
· Задержка в развитии речи (ЗРР) отражается на формировании всей психики ребенка.
· Она затрудняет общение ребенка с окружающими, препятствует правильному формированию познавательных процессов, влияет на эмоционально-волевую сферу.
· Задержка в развитии речи у детей требует обязательной логопедической коррекции.
· Если у ребенка к 2,5 годам не появилась речь необходимо обратиться за консультацией к логопеду, невропатологу. Занятия важно начинать как можно раньше и не ждать возрастного рубежа 4-х лет.
Общее недоразвитие речи (ОНР)- это такое нарушение речи, которое при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики.
У всех детей с общим недоразвитием речи (ОНР) всегда отмечаются:
· нарушение звукопроизношения,
· недоразвитие фонематического слуха (фонематический слух отличается от обычного, физического, возможностью воспринимать, дифференцировать и выделять фонемы родного языка),
· выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи.
Совокупность перечисленных нарушений служит серьезным препятствием в овладении программой детского сада, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.
Фонетическое нарушение речи (ФНР) – нарушения артикуляционной моторики или недостаточная сформированность артикуляционной моторики. Ребенок не может правильно выполнять движения органами артикуляции, особенно языком, в результате чего звук искажается. (Моторное нарушение речи).
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы языка (звукопроизношения) у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.
Причины возникновения нарушений звукопроизношения:
· неправильное воспитание речи в семье (сюсюканье)
· подражание плохо говорящим сверстникам
· двуязычие в семье, педагогическая запущенность
· недоразвитие фонематического слуха, снижение слуха
· недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата (неумение владеть и чувствовать свой язык и его положение в полости рта)
· отклонения в умственном развитии ребенка
Выделяются несколько видов нарушения звукопроизношения:
1. Сигматизм - нарушение произношения свистящих (с, с", з, з", ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ) звуков.
2. Ротацизм - нарушение произношения звуков р, р".
3. Ламбдацизм - нарушение произношения звуков л, л".
4. Дефекты произношения небных звуков: каппацизм - звуков к и к"; гаммацизм - звуков г и г, «хитизм - звуков х и х"; йотацизм - звука й.
5. Дефекты озвончения - недостатки произношения звонких согласных звуков, которые заменяются на парные глухие звуки: б-п, д-т, в-ф, з-с, ж-ш, г-к, и т.д.
6. Дефекты смягчения - нарушение
произношения мягких звуков, которые заменяются на парные твердые звуки:
д"-д, п"-п, к"-к и т.д.
Важно вовремя предупредить и устранить нарушения речи. Если этого не сделать, то в будущем у ребенка могут быть:
1. Задержка в умственном развитии ребенка, т.к. речь не только обогащает мышление содержанием, но и формирует его.
2. Тяжелые психические переживания ребенка из-за недостатков своей речи (проявляющиеся уже к 5 годам).
3. Затруднения в школьном обучении (нарушение письменной речи: дислексия, дисграфия)
5. В будущем - личные проблемы и ограничения в выборе профессий.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 31.10.2019
Дата обновления: 31.10.2019
Дата публикации: 31.10.2019