30.01.2021
«Эмоциональные нарушения у детей
дошкольного возраста»
• Быстрое психическое утомление ребёнка
по сравнению со сверстниками или с более ранним поведением выражается в том,
что ребёнку сложно сосредотачиваться, он может демонстрировать явное негативное
отношения к ситуациям, где необходимо проявление мыслительных, интеллектуальных
качеств.
• Повышенная тревожность. Повышенная
тревожность, кроме известных признаков, может выражаться в избегании социальных
контактов, снижении стремления к общению.
• Агрессивность. Проявления могут быть в
виде демонстративного неповиновения взрослым, физической агрессии и вербальной
агрессии. Также его агрессия может быть направлена на самого себя, он может
причинять боль себе. Ребёнок становится непослушными и с большим трудом
поддаётся воспитательным воздействиям взрослых.
• Отсутствие эмпатии. Эмпатия —
способность чувствовать и понимать эмоции
другого человека, сопереживать. При нарушениях эмоционально-волевой сферы этот признак, как правило,
сопровождается повышенной тревожностью. Неспособность к эмпатии также может
являться тревожным признаком психического расстройства или задержки
интеллектуального развития.
• Неготовность и нежелание преодолевать
трудности. Ребёнок вялый, с неудовольствием контактирует со взрослыми. Крайние
проявления в поведении, могут выглядеть как полное игнорирование родителей или
других взрослых — в определённых ситуациях ребёнок может сделать вид, что не
слышит взрослого.
• Низкая мотивация к успеху. Характерным
признаком низкой мотивации к успеху является стремление избегать гипотетических
неудач, поэтому ребёнок с неудовольствием берётся за новые задания, старается
избежать ситуаций, где есть даже малейшие сомнения в результате. Очень сложно
уговорить его попробовать что-либо сделать.Частым ответом в этой ситуации
является: «не получится», «не умею». Родители это ошибочно
могут истолковывать как проявления лени.
• Выраженное недоверие к окружающим.
Может проявляться как враждебность, зачастую сопряжённая плаксивостью, дети
школьного возраста могут проявлять это как чрезмерную критичность к
высказываниям и поступкам как сверстников, так и окружающих взрослых.
• Чрезмерная импульсивность ребёнка, как
правило, выражается в слабом самоконтроле и недостаточной осознанности своих
действий.
• Избегание близких контактов с
окружающими людьми. Ребёнок может отталкивать окружающих замечаниями,
выражающими презрение или нетерпение, дерзостью и т. п.
Проявление эмоций родители наблюдают с самого начала жизни ребёнка, с их
помощью происходит общение с родителями, так малыш показывает, что ему хорошо,
либо он испытывает неприятные ощущения.
В дальнейшем, в процессе взросления,
перед ребёнком возникают проблемы, которые ему приходится решать с разной
степенью самостоятельности. Отношение к проблеме или ситуации вызывает
определённый эмоциональный отклик,
а попытки воздействия на проблему – дополнительные эмоции. Другими словами, если ребёнку приходится проявлять
произвольность в осуществлении каких-либо действий, где основополагающим
мотивом будет не «хочу», а «надо», то есть для разрешения
проблемы потребуется волевое усилие, на деле это и будет означать осуществление
волевого акта.
По мере взросления, эмоции также претерпевают определённые
изменения, развиваются. Дети в этом возрасте учатся чувствовать и способны
демонстрировать уже более сложные проявления эмоций. Основной чертой правильного эмоционально-волевого развития ребёнка является возрастающее
умение контролировать проявление эмоций.
Основные причины нарушений
эмоционально-волевой сферы ребёнка:
Детские психологи
особенный акцент делают на утверждении, что развитие личности ребёнка, может
гармонично происходить только при достаточном доверительном общении с близкими
взрослыми.
Основными причинами нарушений являются:
1. перенесённые
стрессы;
2. отставание в
интеллектуальном развитии;
3. недостаточность эмоциональных контактов с близкими
взрослыми;
4. социально-бытовые
причины;
5. фильмы и
компьютерные игры, не предназначенные для его возраста;
6. ряд других причин,
вызывающих у ребёнка внутренний дискомфорт и чувство неполноценности.
Нарушения
детской эмоциональной сферы проявляются гораздо чаще и ярче в периоды, так называемых,
возрастных кризисов. Ярким примерами таких точек взросления могут быть кризисы «Я
сам» в возрасте трёх лет и «Кризис переходного возраста» в
подростковом периоде.
Что делать если поведение малыша
заставляет предполагать наличие подобного расстройства? Прежде всего, важно
понимать, что эти нарушения
можно и нужно корректировать. Не стоит уповать только на специалистов, роль
родителей в коррекции поведенческих особенностей характера ребёнка очень важна.
Важным моментом, позволяющим заложить
фундамент благополучному разрешению данной проблемы, является установка
контакта и доверительных отношений родителей с ребёнком. В общении следует
избегать критичных оценок, показывать доброжелательное отношение, сохранять
спокойствие, больше хвалить адекватные проявления чувств, следует искренне
интересоваться его чувствами и сопереживать.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 30.01.2021
Дата обновления: 30.01.2021
Дата публикации: 30.01.2021