01.11.2022
Паспорт программы
Наименование Программы |
Программа этнокультурного
образования детей дошкольного возраста «Я
и Родина моя» |
Заказчик Программы |
Администрация МБДОУ детского
сада «Светлячок» |
Исполнители Программы |
Музыкальные руководители,
педагоги дополнительного образования, воспитатели, старшие воспитатели |
Целевая группа |
Воспитанники детского сада,
педагоги, родители |
Цель Программы |
Создание условий для
духовно-нравственного развития детей, для пробуждения стремления к
совершенству через познание ценностей отечественной культуры |
Задачи Программы |
|
Сроки реализации Программы |
2022 -2027 годы |
Объем и источники
финансирования |
Всего: 150 тыс. рублей 2023
год – 50 тыс. рублей 2024
год – 50 тыс. рублей 2025
год – 25 тыс. рублей 2026
год – 25 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты |
·
Наличие у детей представлений о культурных
традициях, образе жизни, народных промыслах русского народа, умения различать
изделия народных промыслов. ·
Формирование у детей уважения к историческому
наследию; интереса к истории и культуре русского народа, народов России. ·
Наличие у детей представлений о
культурных традициях, образе жизни народов разных национальностей. ·
Наличие знаний у детей о
творчестве представителей разных национальностей, народных играх и традициях. ·
Наличие творческих проявлений в
декоративно-прикладной, изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и
театрализованной деятельности. ·
Наличие развивающей
предметно-пространственной среды по этнокультурному и
нравственно-патриотическому воспитанию. |
1.
Обоснование актуальности Программы
Развитие ребенка уже с малых лет невозможно без нравственно-
патриотического и этнокультурного воспитания, которое, начиная с привития любви
к малой родине (родной семье, детскому саду, родному селу, району, области),
закладывает ментальные основания всестороннего развития личности и будущего
гражданина.
Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное
вырождение. Это хорошо знакомая нам истина звучит сегодня с новой силой. Именно
поэтому мы отмечаем острую необходимость осмысления основ традиционной народной
культуры, тысячелетнего опыта освоения культурного пространства, механизмов
передачи его грядущим поколениям, возрождения национального характера.
Целью этнокультурного воспитания является духовно-нравственное развитие
детей, пробуждение стремления к совершенству через познание ценностей отечественной
культуры, что в данном опыте идет через этнокультурную направленность
образования. В нашей работе духовно-нравственные ценности традиционной культуры
лежат в основе педагогического процесса и художественно-творческой деятельности
детей, что способствует раскрытию и развитию творческого потенциала личности
ребенка.
Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая всё большее
общественное значение, становится задачей государственной важности. Перед
дошкольными образовательными учреждениями государство ставит в числе наиболее
важных задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности:
основ гражданственности, любви к родине, бережного отношения к её историческому
и культурному наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям
других народов.
За последний период в ряде нормативно-правовых документов федерального и
регионального уровня были определены ориентиры и направления этнокультурного и
нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения, в частности:
·
Статья 3 Федерального закона № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» выделяет одним из принципов государственной
политики «единство образовательного пространства на территории Российской
Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов
Российской Федерации в условиях многонационального государства».
·
Концепция этнокультурного образования в РФ
основана на «Национальной доктрине образования в РФ», в которой обозначен
приоритет образования в государственной политике, определены стратегия и
направления развития системы образования в России на период до 2025 года.
Данная концепция призвана обеспечить конституционные права и свободы граждан
России в области сохранения и развития национально-культурного наследия каждого
народа нашей страны. В основу концепции были положены труды выдающихся
педагогов: П. П. Блонского, В. И. Водовозова, К. Д. Ушинского, П. Ф. Каптерева,
С. Т. Шацкого и др.
Реализация Концепции направлена на преодоление
духовно-нравственного кризиса современного российского общества; патриотическое
воспитание граждан России на основе лучших традиций нашей многонациональной
культуры; возрождение и развитие самобытных национально-культурных традиций
народов России в едином федеральном культурном и образовательном пространстве.
Одними из своих принципов ФГОС ДО определяют:
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
Одной из задач, на которую направлен стандарт является объединение обучения
и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных
и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества.
Итоговым целевым ориентиром на этапе завершения дошкольного образования
является: обладание ребенком начальными знаниями о себе, о природном и
социальном мире, в котором он живет.
Таким образом, в ФГОС ДО определены единые воспитательные процессы
дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего
свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре,
традициям и обычаям других народов.
Первые годы жизни ребенка – важный этап его воспитания. В этот период
начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают
его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют его
последующий путь жизни.
В основе этнокультурного воспитания дошкольников должен быть целый комплекс
процессов:
·
приобщение детей к языку, литературе и истории
своего этносоциума, направленность на сохранение национальных культур;
·
гармоничное включение процесса передачи
новому поколению этнокультурного наследия, общечеловеческих, культурных и
нравственных ценностей.
То есть важно обеспечить широкую направленность содержания
образовательно-воспитательного процесса на ознакомление детей с историей и
культурой родного края, природным, социальным и рукотворным миром, который
окружает ребенка, на воспитание целостной гармоничной личности.
Таким образом, содержание программы этнокультурного образования детей
дошкольного возраста построено в соответствии с ФГОС и отражает основные
направления приобщения детей к различным аспектам социальной культуры,
включенным в контекст патриотического, нравственного, интернационального,
правового воспитания.
2.
Концептуальные подходы
Программы
Реализация
поставленных целей и задач предполагает особое внимание к отбору педагогических
форм и средств их реализации. Становится актуален современный педагогический
поиск и инновационные технологии, предоставляющие новые формы и методы развития
потенциала ребенка, его личностных и нравственных качеств. Здесь стоит выделить
такие современные технологии как личностно-ориентированные технологии,
проектный метод, расширение сетевых и партнерских взаимодействий с различными
субъектами социокультурной среды.
Основу
реализации проекта составили три концептуальных подхода:
1. Метод
проектов
Актуальность реализации данной технологии обосновано рядом оснований:
·
требования федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) к структуре
основной образовательной программы ориентируют дошкольные учреждения на
развитие проявлений самостоятельной познавательной активности у детей, что
целиком и полностью соответствует принципам технологии проектной деятельности;
·
проектная деятельность включена в структуру примерных
основных общеобразовательных программ дошкольного образования;
·
широкое использование технологии проектной
деятельности в школе, ориентирует дошкольные учреждения на формирование умений
и предпосылок проектной деятельности уже в дошкольном возрасте;
·
реализация проектов способствует коренной
переориентации мышления педагогов и воспитателей при выстраивании
образовательного процесса: от реализации учебной модели к модели совместной
деятельности с детьми.
Таким
образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально –
творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной
областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности;
способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы
(технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым
практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
2. Художественно-творческая
деятельность
Народное
искусство отличается богатством и своеобразием сочетания красок, нарядностью,
сказочностью образов.
Народное
искусство способствует возникновению эстетического переживания и первых
эстетических суждений, развивая процессы восприятия, мышление ребенка
дошкольного возраста.
Ознакомление
дошкольников с народным творчеством помогает решать задачи нравственного,
патриотического и художественного воспитания. Дети получают не только
определенный объем знаний, но и углубляют знания о родном крае.
Знакомясь с
искусством народов России, занимаясь творческой деятельностью, участвуя в
календарных праздниках, детям легче представить, как живут люди.
Художественно-творческая
деятельность несет в себе важные развивающие функции:
1.
Образовательные: знакомит с жизнью и бытом,
самобытной
культурой
народов России, русского народа.
2.
Развивающие: умение видеть, оценивать красоту в
окружающих предметах, развивает творческую фантазию.
3.
Воспитательные: воспитывает в детях чувство
прекрасного, интерес и любовь к родному краю.
Таким
образом, эти функции
одновременно обеспечивают
как социокультурный рост исторически складывающейся этнической
общности, так и личностный рост индивидов, прежде всего –
детей, которые в эту общность интегрируется.
3.Технология сетевых и партнерских
взаимодействий
Модель
социального партнерства мы выстраиваем в нескольких направлениях:
- взаимодействие с семьями воспитанников;
- взаимодействие с учреждениями
культуры.
Основными
принципами взаимодействия с социальным окружением являются установление
интересов каждого партнера, единство целей и задач, равноправие участников.
Четко
спланированное и грамотно организованное взаимодействие детского сада с
социальными партнерами создает условия для расширения кругозора дошкольников.
Посещение культурных мест формирует у детей навыки общения со взрослыми,
обогащает представления детей с разнообразными профессиями; воспитывает
уважение к труду взрослых, развивает любознательность, кругозор детей,
приобщение к культурному наследию, воспитание толерантности.
3.
Цели и задачи Программы
Цель:
Создание условий для духовно-нравственного развития детей, для пробуждения
стремления к совершенству через познание ценностей отечественной культуры.
Задачи:
- Приобщение детей к отечественной культуре,
воспитания чувства прекрасного через разнообразные виды
художественно-творческой деятельности (декоративно-прикладной,
изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной
деятельности и т.д.)
- Ознакомление воспитанников с фольклорными
традициями народов России.
- Создание системы сетевого взаимодействия детского
сада с учреждениями социума в целях этнокультурного образования.
- Формирование развивающей
предметно-пространственной среды по этнокультурному и
нравственно-патриотическому воспитанию.
4.
Основные направления
реализации Программы
1. Организационно-педагогические
мероприятия.
2. Организация
и проведение образовательных событий, направленных на формирование у детей
уважения к историческому наследию; интереса к истории и культуре русского
народа, народов России.
3. Создание
условий для творческих проявлений детей в декоративно-прикладной, изобразительной,
музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности.
4. Развитие
предметно-пространственной среды по этнокультурному и
нравственно-патриотическому воспитанию.
5.
Создание системы сетевого взаимодействия
детского сада с учреждениями социума в целях этнокультурного образования.
5.
Содержание
основных направлений реализации Программы
№ |
Наименование
мероприятия |
Срок
исполнения |
Ответственный
исполнитель |
Результат |
5.1.
Организационно-педагогические
мероприятия. |
||||
1 |
Педагогический совет
«Стратегия формирования безбарьерной этнокультурной, межэтнической
образовательной среды в ДОУ» |
Февраль
2023 г. |
Фролова
Е.В. |
Выработка
стратегии этнокультурного образования в ДОУ |
2 |
Участие
в открытых семинарах по этнокультурному образованию |
В
течение всего периода |
Воспитатели,
специалисты |
Изучение
опыта педагогов по этнокультурному и нравственно-патриотическому воспитанию. Повышение
компетентностей педагогов. |
3 |
Разработка
образовательных проектов по этнокультурному образованию. |
В
течение года |
Воспитатели,
специалисты |
Наличие
образовательных проектов. |
4 |
Проведение
мастер-классов, открытых просмотров. |
В
течение всего периода |
Фролова
Е.В. |
Обобщение
и обмен опытом. |
Проведение
анкетирования родителей с целью выявления степени удовлетворенности от работы
педагогов, развития детей. |
ежегодно |
Фролова
Е.В. |
Выводы о
результативности проведенной работы педагогами, динамике этнокультурного
развития детей, уровня усвоения ими знаний, умений, навыков |
|
5.2.
Организация и проведение образовательных событий,
направленных на формирование у детей уважения к историческому наследию; интереса
к истории и культуре русского народа, народов России. |
||||
1 |
Детско –родительские проекты |
В
течение года |
Грекова
Н.А., музыкальный руководитель |
Формирование
у детей уважения к историческому наследию; интереса к истории и культуре
русского народа, народов России. |
|
Проект «Осенины-осени именины». |
Октябрь |
||
|
Проект
«Зима чародейка». |
Декабрь, январь. |
||
|
Проект
«Весна красна» |
Март |
||
|
Проект
«Фестиваль Вдохновение» (интеграция
всех видов искусств). |
Апрель, май. |
||
|
Проект
«Масленица идет - блин да мед несет» |
февраль |
||
2 |
Реализация
общесадовского проекта «Я и Родина моя» |
февраль |
Старшие
воспитатели, воспитатели, специалисты |
Наличие
знаний у детей о творчестве представителей разных национальностей, народных
играх и традициях. |
3 |
Открытое
образовательное событие: Фестиваль «Я и Родина моя» |
Февраль 2023 г. |
Музыкальные
руководители, педагоги дополнительного образования |
Предъявление
результатов образовательной деятельности |
4 |
Творческая
выставка «Мы - разные» |
февраль |
Педагоги
дополнительного образования |
Выставка
|
5 |
Образовательные
события по изобразительной и
декоративно-прикладной деятельности этнокультурной направленности |
В течение года |
Педагоги
дополнительного образования, воспитатели |
Овладение
детьми этнокультуры средствами разнообразной деятельности |
5.3.
Создание
условий для творческих
проявлений детей в декоративно-прикладной, изобразительной, музыкальной, художественно-речевой
и театрализованной деятельности.
|
||||
1 |
Работа
театрального кружка «Волшебный фонарь» (постановка сказок |
В течение всего периода по расписанию |
Грекова
Н.А. Фролова
Е.В. |
Наличие
творческих проявлений в декоративно-прикладной, изобразительной, музыкальной,
художественно-речевой и театрализованной деятельности. Участие
детей в играх на основе традиционной
культуры русского народа |
2 |
Работа
кружка «Ложкарята» |
В течение всего периода по расписанию |
Пангина
С.С. |
|
3 |
Реализация
программы «Русские хороводные игры» |
В течение всего периода по расписанию |
Пангина
С.С. |
|
4 |
Реализация
программы по декоративно-прикладному творчеству «Чародей» |
В течение всего периода по расписанию |
Полубоярцева
С.Н. |
|
5.4.
Развитие
предметно-пространственной среды по этнокультурному и
нравственно-патриотическому воспитанию.
|
||||
1 |
Создание
мини-музея «Сибирская изба» в музыкальном зале |
октябрь |
Грекова
Н.А. |
Сформирована
развивающая среда по этнокультурному и нравственно-патриотическому воспитанию |
2 |
Создание в
группах патриотических уголков |
октябрь |
Воспитатели |
|
3 |
Создание
картотеки русских народных игр, игр народов России |
апрель |
Музыкальные
руководители |
|
4 |
Приобретение
русских народных инструментов (свистульки, трещотки, ложки и т.п.) |
2023, 2024 г.г. |
заведующий |
|
5 |
Приобретение
демонстрационных изделий народного творчества (дымковская игрушка, хохлома,
гжель и т.д.) |
2024 г. |
заведующий |
|
6 |
Приобретение
национальных костюмов. |
2023-2025 г.г. |
заведующий |
|
5.5.
Создание системы сетевого взаимодействия детского сада с учреждениями
социума в целях этнокультурного образования. |
||||
1 |
Составление
планов совместной деятельности с краеведческим музеем, Галереей искусств,
библиотекой. |
октябрь |
Старшие
воспитатели |
Планы
совместной деятельности |
2 |
Экскурсии
в краеведческий музей |
2 раза в год |
Воспитатели
|
Ознакомление
детей с предметами
декоративно-прикладного искусства, быта народа через организацию
экскурсий |
3 |
Экскурсии
в Галерею искусств |
1 раз в год |
воспитатели |
|
4 |
Посещение
выставок в КДЦ «Чулым» |
По мере работы выставок |
Музыкальные
руководители |
6.
Ожидаемые результаты
1. Наличие у
детей представлений о культурных традициях, образе жизни, народных промыслах
русского народа, умения различать изделия народных промыслов.
2. Формирование
у детей уважения к историческому наследию; интереса к истории и культуре
русского народа, народов России.
3. Наличие
у детей представлений о культурных традициях, образе жизни народов разных
национальностей.
4. Наличие
знаний у детей о творчестве представителей разных национальностей, народных играх
и традициях.
5. Наличие
творческих проявлений в декоративно-прикладной, изобразительной, музыкальной,
художественно-речевой и театрализованной деятельности.
6. Наличие развивающей предметно-пространственной среды по этнокультурному и
нравственно-патриотическому воспитанию.