• настоящим Положением. 1.5. Деятельность психолого-педагогической службы представляет собой сопровождение ребенка, его психологических нужд, речевых потребностей в период его нахождения в дошкольном образовательном учреждении. 1.6. Под сопровождением понимается «Система профессиональной деятельности педагогапсихолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, направленная на создание социальнопсихологических условий для успешного развития в ситуациях дошкольного взаимодействия». 1.7. Объектом психолого-педагогической службы дошкольного образовательного учреждения является процесс воспитания в соответствии с психологическими особенностями развития ребенка, предметом - социально-психологические условия успешного воспитания и развития. 2. Цели и задачи службы психолого-педагогического сопровождения 2.1. Цели: • содействие в преобразовании единого непрерывного образовательного пространства в соответствии с ориентацией на социализирующие эффекты образования дошкольников и подготовке педагогического коллектива ДОУ к освоению психолого-педагогических основ социализации ребенка; • помощь администрации и педагогическому коллективу дошкольного образовательного учреждения в создании социальной ситуации развития личностноориентированного и воспитательно-образовательного пространства, обеспечивающего психологические условия для раскрытия и развития индивидуальности воспитанников, межличностного и группового взаимодействия всех субъектов образовательных отношений – детей, родителей (законных представителей), педагогов и специалистов; • содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства на основе комплексного использования психогигиенических и психопрофилактических средств и методов, обеспечивающих реализацию индивидуального потенциала ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи; • оказание поддержки педагогическим работникам дошкольного образовательного учреждения и родителям (законным представителям) в воспитании, обучении и развитии детей, формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности. 2.2. Основные задачи: • психологический анализ социальной ситуации развития единого воспитательнообразовательного пространства, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их решения; • обеспечение психологической безопасности и благоприятных условий для охраны здоровья, психического и личностного развития воспитанников ДОУ, их познавательных интересов и продуктивной деятельности; • содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей, формирование у воспитанников детского сада способности к самоопределению и саморазвитию; • профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье детей, их интеллектуальном и личностном развитии; • помощь администрации и педагогическому коллективу ДОУ в осуществлении взаимосвязанной, скоординированной и эффективной работы по внедрению • • инновационных педагогических технологий воспитания и обучения, нетрадиционных форм взаимодействия с семьями воспитанников и социумом; психологическое обеспечение образовательных программ в целях адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям дошкольников; обеспечение необходимого уровня психологической компетентности педагогов в решении педагогических задач, предоставление научно-методических материалов и разработок в области психологии для практического использования в деятельности педагогов и специалистов; 3. Структура службы психолого-педагогического сопровождения 3.1. Деятельность психолого-педагогической службы ДОУ обеспечивается под непосредственным руководством заведующего детским садом и старшего воспитателя. 3.2. Общее руководство психолого-педагогической службой и ответственность за её организацию в дошкольном образовательном учреждении возлагается на заведующего. 3.3. Назначение на должность педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, определяется согласно штатных единиц дошкольного образовательного учреждения на основании документов об образовании и стажа профессиональной деятельности, согласно действующим нормативам в системе образования Российской Федерации. 3.4. Деятельность психолого-педагогической службы осуществляется специалистами ДОУ, окончившим высшее учебное заведение по специальности «психология», «дефектология», «логопедия» и получившим соответствующую квалификацию, имеющим диплом государственного образца. 3.5. В деятельности психолого-педагогической службы дошкольного образовательного учреждения выделяется три вида помощи: первичная, квалифицированная и специализированная. 3.6. Первичная помощь, консультирование оказывается специалистами службы психологопедагогического сопровождения участникам дошкольного образовательного учреждения: педагогам, родителям (законным представителям) воспитанников. 3.7. Квалифицированная помощь воспитанникам, нуждающимся в психологопедагогической, логопедической и социальной помощи (диагностика, развивающие и коррекционные индивидуальные, групповые и подгрупповые занятия) оказывается педагогом-психологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом) 3.8. Психолого-педагогическая служба ДОУ является составляющей службой здоровья, в состав которой входят: • учителя-логопеды, которые обеспечивают адаптацию и коррекцию детей с нарушениями речи; • учитель-дефектолог, обеспечивающий сопровождение детей, имеющих нарушения развития; • педагог-психолог, обеспечивает безопасность и сохранение психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства. • все они обеспечивают специализированную помощь, продуктивное психологическое сопровождение. Эта структура представляет собой психолого - педагогический консилиум, который помогает выбрать для ребенка наиболее подходящий образовательный маршрут и реализует его совместно с воспитателями и родителями (законными представителями) воспитанников. 3.9. Деятельность специалистов ограничена нормативами. Педагог-психолог: недельная ставка составляет 36 часов, из которых 18 часов являются присутственными (основными), другие 18 часов – методическими (подготовительными) для подготовки соответствующих материалов и анализа имеющихся результатов. Учитель – логопед: в рабочее время учителялогопеда включается непосредственно педагогическая работа с обучающимися из расчета 20 часов в неделю за ставку заработанной платы, а также другая педагогическая работа предусмотренная трудовыми(должностными) обязанностями. Учитель - дефектолог согласно штатного расписания работает на 0,5 ставки, что составляет 10 часов в неделю. 3.10. По отношению к детям ясельного возраста осуществляются адаптационные меры при переходе детей из домашней среды в дошкольное образовательное учреждение. 3.11. По отношению к воспитанникам групп, осуществляются адаптационные меры при переходе из группы в группу, а также коррекция психического развития воспитанников, их эмоциональной сферы через индивидуальные и подгрупповые занятия. 3.12. По отношению к воспитанникам прошедших ТПМПК и ППк составляются адаптированные образовательные программы, индивидуальные маршруты, индивидуальные программы развития и согласно этим документам осуществляются развивающие и коррекционные групповые и индивидуальные занятия с рекомендованными специалистами. 3.13. Исходя из результатов диагностики, детям дошкольного возраста оказывается психопрофилактическая, дефектологическая и логопедическая поддержка, проводится индивидуальная работа по развитию интеллектуальных способностей, запуск речи, постановка отсутствующих звуков, их автоматизация и дифференциация и групповые по развитию эмоциональной сферы, всех компонентов речи. 3.14. Из числа детей старшего дошкольного возраста, по результатам диагностики, формируется «группа риска» для их сопровождения всеми участниками воспитательнообразовательной деятельности. 3.15. Коррекционно-развивающую работу с дошкольниками специалисты осуществляют согласно программ, утвержденных Педагогическим советом и диагностических результатов познавательных и речевых возможностей, особенностей всей когнитивной сферы ребенка, проведенных на основе валидных разработок (методик). 4. Основные направления деятельности психолого-педагогической службы 4.1. Продуктивная (основная) деятельность обеспечивается полноценным сотрудничеством с администрацией, педагогами, родителями (законными представителями) воспитанников ДОУ через: • психолого-педагогическое просвещение; • психопрофилактику; • диагностическую работу; • коррекционную (развивающую и сопровождающую работу); • консультативную деятельность. 4.2. Проведение психологической и логопедической диагностики и коррекционных занятий осуществляется только с согласия родителей. 4.3. Психолого – педагогическое и логопедическое просвещение педагогов и родителей (законных представителей) воспитанников осуществляется через консультации, участие в педагогических советах, родительских собраниях, посредствам мессенджеров (видеокоррекция, почта доверия, группа WhatsApp,сайт ДОУ), проведение тренингов по вопросам развития, обучения, воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения. 4.4. Взаимодействие с членами коллектива ДОУ по вопросам развития и формирования личности ребенка с целью разработки способов, средств и методов профессионального применения. 4.5. Составление индивидуальных образовательных программ для детей группы риска с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. 4.6. Проведение различных видов работ по развитию благоприятного психологического климата в дошкольном образовательном учреждении. 4.7. Осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки педагогического коллектива. 5. Права и обязанности специалистов психолого-педагогической службы 5.1. В соответствии с законодательством Российской Федерации педагог-психолог, как и любой специалист психолого-педагогической службы ДОУ несут персональную ответственность за объективность специализированных заключений, адекватность используемых диагностических и коррекционных методов работы, обоснованность рекомендаций. 5.2. Специалисты психолого-педагогической службы несут ответственность за сохранение протоколов обследований, ведение документации психолого-педагогической службы в соответствии с формами установленного образца. 5.3. Каждый специалист психолого-педагогической службы дошкольного образовательного учреждения несет профессиональную ответственность за проведение своих работ строго в пределах своей профессиональной компетенции. 5.4. В своей профессиональной деятельности специалисты психолого-педагогической службы ДОУ: • рассматривают вопросы и принимают решения строго в границах своей профессиональной компетенции; • применяют современные научно обоснованные методы профилактической, диагностической, развивающей, и коррекционной работы; • в решении всех вопросов исходят из интересов воспитанника детского сада, задач его полноценного психического и физического развития; • выполняют распоряжения и указания соответствующих органов управления образованием, администрации дошкольного образовательного учреждения; • оказывают необходимую и достаточную помощь педагогическому коллективу дошкольного образовательного учреждения в решении основных проблем воспитательно-образовательной деятельности, необходимую и возможную помощь детям в решении их индивидуальных проблем; • содействуют развитию психолого-педагогической грамотности родителей (законных представителей) воспитанников в вопросах детской психологии, дефектологии, логопедии,педагогики, соблюдения прав детей; • ведут запись и регистрацию всех обращений родителей (законных представителей) воспитанников, педагогов; • повышают свой профессиональный уровень. 5.5. Участники психолого-педагогической службы имеют право: • • • • • на получение профессиональных льгот и гарантий, предусмотренных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и соответствующими распоряжениями Правительства Российской Федерации, действующих для специалистов системы образования (продолжительность отпуска, пенсионные гарантии и др.); самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с воспитанниками, родителями (законными представителями) и педагогическими работниками, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ, выделяя приоритетные направления; на создание администрацией дошкольного образовательного учреждения условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей; отказываться от выполнения распоряжений администрации ДОУ в тех случаях, когда эти распоряжения противоречат профессиональным этическим принципам его деятельности, определяемым настоящим Положением; знакомиться со всей имеющейся документацией, необходимой для профессиональной деятельности; • • • • обращаться с запросами в соответствующие учреждения, инстанции для получения необходимой информации по вопросам состояния здоровья воспитанников, а также по вопросам их социального положения и прочих; участвовать с правом решающего голоса в работе педагогических и административных советов дошкольного образовательного учреждения, в работе комиссий по опеке и попечительству и других, решающих судьбу ребенка; вести работу по пропаганде и внедрению в сферу образования современных психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед, семинаров и выступлений; выступать с обобщением имеющегося опыта своей работы в научно-популярных газетах, журналах и пр.; обращаться, в случае необходимости, через заведующего ДОУ с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам предоставления помощи воспитанникам. это положение на странице http://ohrana-tryda.com/node/2211 • 6. Поощрения 6.1. За своевременное и качественное выполнение функций и задач члены психологопедагогической службы ДОУ могут поощряться согласно положениям Трудового Кодекса Российской Федерации, Коллективного договора, Устава и по приказу заведующего дошкольным образовательным учреждением. 6.2. Показателями качества работы психолого-педагогической службы являются: • качество и своевременность проводимых обследований по направлениям деятельности; • надежность принимаемых на их основе решений; • эффективность психолого-педагогических воздействий на участников воспитательно-образовательных отношений; • качество оформления заключений и рекомендаций; • уровень трудовой дисциплины в дошкольном образовательном учреждении. 6.3. Сотрудники психолого-педагогической службы поощряются за выполнение следующих показателей: • увеличение контингента воспитанников, прошедших психолого-педагогическое обследование и получивших квалифицированную помощь; • рост числа выпускников с высоким уровнем готовности к школьному обучению; • уменьшение численности вновь поступивших детей с тяжелой степенью адаптации к детскому саду; • расширение круга родителей (законных представителей) воспитанников, получивших необходимую консультационную помощь; • сокращение текучести кадров как результат эффективной работы с персоналом дошкольного образовательного учреждения; • своевременное изучение и оптимизация социально-психологического климата в педагогическом коллективе дошкольного образовательного учреждения. 6.4. Оценка деятельности сотрудников и внесение предложений о поощрении осуществляются руководителем психолого-педагогической службы исходя из фактически отработанного времени, качества труда и индивидуального вклада в конечный результат. 7. Документация и формы отчетности психолого-педагогической службы ДОУ 7.1. Члены психолого-педагогической службы ведут следующую документацию и отчетность: • годовой план работы педагога-психолога, учителей - логопедов, дефектолога дошкольного образовательного учреждения; • Расписание занятий, график работы, график индивидуальной работы с каждым ребенком • индивидуальные планы работы с детьми на год, квартал; • заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования, индивидуальные карты речевого развития • журнал консультаций • журнал учета групповых и индивидуальных форм работы; • карта психологического обследования ребенка; • программа работы педагога-психолога, учителей – логопедов с группой (детский совет). • тетради взаимосвязи для рекомендаций педагогам; • графические таблицы для заполнения результатов диагностических данных, позволяющие наглядно видеть состояние развития каждого ребенка и всей группы дошкольного образовательного учреждения в целом. 7.2. В конце учебного года специалисты представляют следующие отчеты: • Годовой отчет о проделанной работе(справку с мониторингом развития психических процессов детей, нуждавшихся в психологической, педагогической и логопедической помощи; информацию о пополнении оснащения кабинета, материалы из опыта работы по приоритетной деятельности) 8. Заключительные положения 8.1. Настоящее Положение о психолого-педагогической службе является локальным нормативным актом ДОУ, принимается на педагогическом совете, утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением. 8.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 8.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.8.1 настоящего Положения. 8.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.