Положение Служба психолого-педагогического сопровожения

•

настоящим Положением.

1.5. Деятельность психолого-педагогической службы представляет собой сопровождение
ребенка, его психологических нужд, речевых потребностей в период его нахождения в
дошкольном образовательном учреждении.
1.6. Под сопровождением понимается «Система профессиональной деятельности педагогапсихолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, направленная на создание социальнопсихологических условий для успешного развития в ситуациях дошкольного
взаимодействия».
1.7. Объектом психолого-педагогической службы дошкольного образовательного
учреждения является процесс воспитания в соответствии с психологическими
особенностями развития ребенка, предметом - социально-психологические условия
успешного воспитания и развития.
2. Цели и задачи службы психолого-педагогического сопровождения
2.1. Цели:
• содействие в преобразовании единого непрерывного образовательного пространства
в соответствии с ориентацией на социализирующие эффекты образования
дошкольников и подготовке педагогического коллектива ДОУ к освоению
психолого-педагогических основ социализации ребенка;
• помощь
администрации
и
педагогическому
коллективу
дошкольного
образовательного учреждения в создании социальной ситуации развития личностноориентированного
и
воспитательно-образовательного
пространства,
обеспечивающего психологические условия для раскрытия и развития
индивидуальности воспитанников, межличностного и группового взаимодействия
всех субъектов образовательных отношений – детей, родителей (законных
представителей), педагогов и специалистов;
• содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей на всех
возрастных ступенях дошкольного детства на основе комплексного использования
психогигиенических и психопрофилактических средств и методов, обеспечивающих
реализацию индивидуального потенциала ребенка в условиях дошкольного
образовательного учреждения и семьи;
• оказание поддержки педагогическим работникам дошкольного образовательного
учреждения и родителям (законным представителям) в воспитании, обучении и
развитии детей, формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности,
милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному
социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.
2.2. Основные задачи:
• психологический анализ социальной ситуации развития единого воспитательнообразовательного пространства, выявление основных проблем и определение причин
их возникновения, путей и средств их решения;
• обеспечение психологической безопасности и благоприятных условий для охраны
здоровья, психического и личностного развития воспитанников ДОУ, их
познавательных интересов и продуктивной деятельности;
• содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей,
формирование у воспитанников детского сада способности к самоопределению и
саморазвитию;
• профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье
детей, их интеллектуальном и личностном развитии;
• помощь администрации и педагогическому коллективу ДОУ в осуществлении
взаимосвязанной, скоординированной и эффективной работы по внедрению

•
•

инновационных
педагогических
технологий
воспитания
и
обучения,
нетрадиционных форм взаимодействия с семьями воспитанников и социумом;
психологическое обеспечение образовательных программ в целях адаптации их
содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и
особенностям дошкольников;
обеспечение необходимого уровня психологической компетентности педагогов в
решении педагогических задач, предоставление научно-методических материалов и
разработок в области психологии для практического использования в деятельности
педагогов и специалистов;

3. Структура службы психолого-педагогического сопровождения
3.1. Деятельность психолого-педагогической службы ДОУ обеспечивается под
непосредственным руководством заведующего детским садом и старшего воспитателя.
3.2. Общее руководство психолого-педагогической службой и ответственность за её
организацию в дошкольном образовательном учреждении возлагается на заведующего.
3.3. Назначение на должность педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда,
определяется согласно штатных единиц дошкольного образовательного учреждения на
основании документов об образовании и стажа профессиональной деятельности, согласно
действующим нормативам в системе образования Российской Федерации.
3.4. Деятельность психолого-педагогической службы осуществляется специалистами ДОУ,
окончившим высшее учебное заведение по специальности «психология», «дефектология»,
«логопедия» и получившим соответствующую квалификацию, имеющим диплом
государственного образца.
3.5. В деятельности психолого-педагогической службы дошкольного образовательного
учреждения выделяется три вида помощи: первичная, квалифицированная и
специализированная.
3.6. Первичная помощь, консультирование оказывается специалистами службы психологопедагогического сопровождения участникам дошкольного образовательного учреждения:
педагогам, родителям (законным представителям) воспитанников.
3.7. Квалифицированная помощь воспитанникам, нуждающимся в психологопедагогической, логопедической и социальной помощи (диагностика, развивающие и
коррекционные индивидуальные, групповые и подгрупповые занятия) оказывается
педагогом-психологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом)
3.8. Психолого-педагогическая служба ДОУ является составляющей службой здоровья, в
состав которой входят:
• учителя-логопеды, которые обеспечивают адаптацию и коррекцию детей с
нарушениями речи;
• учитель-дефектолог, обеспечивающий сопровождение детей, имеющих нарушения
развития;
• педагог-психолог, обеспечивает безопасность и сохранение психологического
здоровья детей на всех этапах дошкольного детства.
• все они обеспечивают специализированную помощь, продуктивное психологическое
сопровождение.
Эта структура представляет собой психолого - педагогический консилиум, который
помогает выбрать для ребенка наиболее подходящий образовательный маршрут и реализует
его совместно с воспитателями и родителями (законными представителями) воспитанников.
3.9. Деятельность специалистов ограничена нормативами. Педагог-психолог: недельная
ставка составляет 36 часов, из которых 18 часов являются присутственными (основными),
другие 18 часов – методическими (подготовительными) для подготовки соответствующих
материалов и анализа имеющихся результатов. Учитель – логопед: в рабочее время учителялогопеда включается непосредственно педагогическая работа с обучающимися из расчета
20 часов в неделю за ставку заработанной платы, а также другая педагогическая работа

предусмотренная трудовыми(должностными) обязанностями. Учитель - дефектолог
согласно штатного расписания работает на 0,5 ставки, что составляет 10 часов в неделю.
3.10. По отношению к детям ясельного возраста осуществляются адаптационные меры при
переходе детей из домашней среды в дошкольное образовательное учреждение.
3.11. По отношению к воспитанникам групп, осуществляются адаптационные меры при
переходе из группы в группу, а также коррекция психического развития воспитанников, их
эмоциональной сферы через индивидуальные и подгрупповые занятия.
3.12. По отношению к воспитанникам прошедших ТПМПК и ППк составляются
адаптированные образовательные программы, индивидуальные маршруты, индивидуальные
программы развития и согласно этим документам осуществляются развивающие и
коррекционные групповые
и индивидуальные занятия с рекомендованными
специалистами.
3.13. Исходя из результатов диагностики, детям дошкольного возраста оказывается
психопрофилактическая, дефектологическая и логопедическая поддержка, проводится
индивидуальная работа по развитию интеллектуальных способностей, запуск речи,
постановка отсутствующих звуков, их автоматизация и дифференциация и групповые по
развитию эмоциональной сферы, всех компонентов речи.
3.14. Из числа детей старшего дошкольного возраста, по результатам диагностики,
формируется «группа риска» для их сопровождения всеми участниками воспитательнообразовательной деятельности.
3.15. Коррекционно-развивающую работу с дошкольниками специалисты осуществляют
согласно программ, утвержденных Педагогическим советом и диагностических результатов
познавательных и речевых возможностей, особенностей всей когнитивной сферы ребенка,
проведенных на основе валидных разработок (методик).
4. Основные направления деятельности психолого-педагогической службы
4.1. Продуктивная (основная) деятельность обеспечивается полноценным сотрудничеством
с администрацией, педагогами, родителями (законными представителями) воспитанников
ДОУ через:
• психолого-педагогическое просвещение;
• психопрофилактику;
• диагностическую работу;
• коррекционную (развивающую и сопровождающую работу);
• консультативную деятельность.
4.2. Проведение психологической и логопедической диагностики и коррекционных занятий
осуществляется только с согласия родителей.
4.3. Психолого – педагогическое и логопедическое просвещение педагогов и родителей
(законных представителей) воспитанников осуществляется через консультации, участие в
педагогических
советах,
родительских
собраниях,
посредствам
мессенджеров
(видеокоррекция, почта доверия, группа WhatsApp,сайт ДОУ), проведение тренингов по
вопросам развития, обучения, воспитания в условиях дошкольного образовательного
учреждения.
4.4. Взаимодействие с членами коллектива ДОУ по вопросам развития и формирования
личности ребенка с целью разработки способов, средств и методов профессионального
применения.
4.5. Составление индивидуальных образовательных программ для детей группы риска с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
4.6. Проведение различных видов работ по развитию благоприятного психологического
климата в дошкольном образовательном учреждении.
4.7. Осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической
перегрузки педагогического коллектива.

5. Права и обязанности специалистов психолого-педагогической службы
5.1. В соответствии с законодательством Российской Федерации педагог-психолог, как и
любой специалист психолого-педагогической службы ДОУ несут персональную
ответственность за объективность специализированных заключений, адекватность
используемых диагностических и коррекционных методов работы, обоснованность
рекомендаций.
5.2. Специалисты психолого-педагогической службы несут ответственность за сохранение
протоколов обследований, ведение документации психолого-педагогической службы в
соответствии с формами установленного образца.
5.3. Каждый специалист психолого-педагогической службы дошкольного образовательного
учреждения несет профессиональную ответственность за проведение своих работ строго в
пределах своей профессиональной компетенции.
5.4. В своей профессиональной деятельности специалисты психолого-педагогической
службы ДОУ:
• рассматривают вопросы и принимают решения строго в границах своей
профессиональной компетенции;
• применяют современные научно обоснованные методы профилактической,
диагностической, развивающей, и коррекционной работы;
• в решении всех вопросов исходят из интересов воспитанника детского сада, задач
его полноценного психического и физического развития;
• выполняют распоряжения и указания соответствующих органов управления
образованием, администрации дошкольного образовательного учреждения;
• оказывают необходимую и достаточную помощь педагогическому коллективу
дошкольного образовательного учреждения в решении основных проблем
воспитательно-образовательной деятельности, необходимую и возможную помощь
детям в решении их индивидуальных проблем;
• содействуют развитию психолого-педагогической грамотности родителей (законных
представителей) воспитанников в вопросах детской психологии, дефектологии,
логопедии,педагогики, соблюдения прав детей;
• ведут запись и регистрацию всех обращений родителей (законных представителей)
воспитанников, педагогов;
• повышают свой профессиональный уровень.
5.5. Участники психолого-педагогической службы имеют право:
•

•

•
•
•

на получение профессиональных льгот и гарантий, предусмотренных Федеральным
законом «Об образовании в Российской Федерации» и соответствующими
распоряжениями Правительства Российской Федерации, действующих для
специалистов системы образования (продолжительность отпуска, пенсионные
гарантии и др.);
самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с воспитанниками,
родителями (законными представителями) и педагогическими работниками,
выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения
различных видов работ, выделяя приоритетные направления;
на создание администрацией дошкольного образовательного учреждения условий,
необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей;
отказываться от выполнения распоряжений администрации ДОУ в тех случаях, когда
эти распоряжения противоречат профессиональным этическим принципам его
деятельности, определяемым настоящим Положением;
знакомиться
со
всей
имеющейся
документацией,
необходимой
для
профессиональной деятельности;

•
•
•
•

обращаться с запросами в соответствующие учреждения, инстанции для получения
необходимой информации по вопросам состояния здоровья воспитанников, а также
по вопросам их социального положения и прочих;
участвовать с правом решающего голоса в работе педагогических и
административных советов дошкольного образовательного учреждения, в работе
комиссий по опеке и попечительству и других, решающих судьбу ребенка;
вести работу по пропаганде и внедрению в сферу образования современных
психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед, семинаров и выступлений;
выступать с обобщением имеющегося опыта своей работы в научно-популярных
газетах, журналах и пр.;
обращаться, в случае необходимости, через заведующего ДОУ с ходатайствами в
соответствующие организации по вопросам предоставления помощи воспитанникам.
это положение на странице http://ohrana-tryda.com/node/2211

•

6. Поощрения
6.1. За своевременное и качественное выполнение функций и задач члены психологопедагогической службы ДОУ могут поощряться согласно положениям Трудового Кодекса
Российской Федерации, Коллективного договора, Устава и по приказу заведующего
дошкольным образовательным учреждением.
6.2. Показателями качества работы психолого-педагогической службы являются:
• качество и своевременность проводимых обследований по направлениям
деятельности;
• надежность принимаемых на их основе решений;
• эффективность
психолого-педагогических
воздействий
на
участников
воспитательно-образовательных отношений;
• качество оформления заключений и рекомендаций;
• уровень трудовой дисциплины в дошкольном образовательном учреждении.
6.3. Сотрудники психолого-педагогической службы поощряются за выполнение следующих
показателей:
• увеличение контингента воспитанников, прошедших психолого-педагогическое
обследование и получивших квалифицированную помощь;
• рост числа выпускников с высоким уровнем готовности к школьному обучению;
• уменьшение численности вновь поступивших детей с тяжелой степенью адаптации к
детскому саду;
• расширение круга родителей (законных представителей) воспитанников,
получивших необходимую консультационную помощь;
• сокращение текучести кадров как результат эффективной работы с персоналом
дошкольного образовательного учреждения;
• своевременное изучение и оптимизация социально-психологического климата в
педагогическом коллективе дошкольного образовательного учреждения.
6.4. Оценка деятельности сотрудников и внесение предложений о поощрении
осуществляются руководителем психолого-педагогической службы исходя из фактически
отработанного времени, качества труда и индивидуального вклада в конечный результат.
7. Документация и формы отчетности психолого-педагогической службы ДОУ
7.1. Члены психолого-педагогической службы ведут следующую документацию и
отчетность:
• годовой план работы педагога-психолога, учителей - логопедов, дефектолога
дошкольного образовательного учреждения;
• Расписание занятий, график работы, график индивидуальной работы с каждым
ребенком
• индивидуальные планы работы с детьми на год, квартал;

•

заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования,
индивидуальные карты речевого развития
• журнал консультаций
• журнал учета групповых и индивидуальных форм работы;
• карта психологического обследования ребенка;
• программа работы педагога-психолога, учителей – логопедов с группой (детский
совет).
• тетради взаимосвязи для рекомендаций педагогам;
• графические таблицы для заполнения результатов диагностических данных,
позволяющие наглядно видеть состояние развития каждого ребенка и всей группы
дошкольного образовательного учреждения в целом.
7.2. В конце учебного года специалисты представляют следующие отчеты:
• Годовой отчет о проделанной работе(справку с мониторингом развития психических
процессов детей, нуждавшихся в психологической, педагогической
и
логопедической помощи; информацию о пополнении оснащения кабинета,
материалы из опыта работы по приоритетной деятельности)
8. Заключительные положения
8.1. Настоящее Положение о психолого-педагогической службе является локальным
нормативным актом ДОУ, принимается на педагогическом совете, утверждается (либо
вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.
8.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
8.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.8.1 настоящего Положения.
8.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».