Паспорт целевой программы «Создание условий для развития инклюзивного образования в МБДОУ детском саду «Светлячок»» Наименование Программы Заказчик Программы Исполнители Программы Целевая группа Цель Программы Задачи Программы Сроки реализации Программы Объем и источники финансирования Целевая программа «Создание условий для развития инклюзивного образования в МБДОУ детском саду «Светлячок»» МКУ Управление образования Администрации Первомайского района Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Светлячок» Первомайского района Воспитанники детского сада, педагоги, родители Создание условий для осуществления интегративного и инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями. Обеспечение доступности, повышение качества и эффективности образования детей с ОВЗ с опорой на нормативную и методическую документацию, сопровождающую воспитательно-образовательный процесс в ДОУ. Совершенствование системы психологопедагогического сопровождения детей с ОВЗ. Обеспечение педагогических и организационных условий интеграции: кадровое обеспечение, оснащение специальным учебным оборудованием, реализация современных образовательных и коррекционных программ и технологий, просветительская деятельность. Создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями детей- инвалидов и детей с ОВЗ, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания. 2017 -2020 годы 2017 г. Всего: 1926125,00 рублей, в т.ч. Средства федерального бюджета: 1347625,00 рублей; Средства областного бюджета: 475000,00 рублей Средства местного бюджета: 9500,0 рублей. 2018 г. Средства местного бюджета: 47000,0 рублей 2019 г. Средства областного бюджета: 12000 рублей 2020 г. Средства областного бюджета: 35000 рублей Ожидаемые результаты Обеспечение доступности образовательных услуг для детей-инвалидов и детей с ОВЗ; Обеспечение качественной реализации адаптированных образовательных программ в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида; Создание безбарьерной среды, позволяющей обеспечить совместное воспитание и образование детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушения; Увеличение количества детей-инвалидов, включенных в систему дошкольного образования; Повышение квалификации воспитателей и специалистов, реализующих инклюзивный подход; Построение инклюзивного образовательного процесса в группе детского сада; Включение родителей в совместную деятельность с воспитателями и специалистами, повышение родительской компетентности. 1. Обоснование актуальности Программы Одним из актуальных направлений развития системы образования является внедрение в широкую практику инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся сверстников. Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовать инклюзивное образование не только в школах, но и в массовых дошкольных образовательных учреждениях. В соответствии с Федеральным Законом № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, одной из основных целей образования является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья). Такое понимание цели в образовании является принципиально новым подходом к инклюзивному образованию, где не ребенок «подгоняется» под существующие в образовательном учреждении условия и нормы, а наоборот вся система образования подстраивается под потребности и возможности конкретного ребенка. В соответствии с ФГОС дошкольного образования одним из условий организации инклюзивной практики является создание адекватной возможностям ребенка охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка. При включении в группу детей с ОВЗ необходимо создание таких условий, при которых обеспечиваются: - привлекательность развивающей предметно-пространственной среды для детей разного возраста; - присутствие второго взрослого на занятиях и в основных режимных моментах; - использование в образовательной деятельности заданий разноуровневого содержания; - упор в обучении на сильные стороны ребенка; - недопустимость сравнения и соревнования детей друг с другом; - включение детей в помощь друг другу; - включение в структуру образовательного процесса специально организованных видов деятельности, направленных на развитие коммуникации; - создание безопасной предметной среды; - обеспечение спокойного засыпания и возможности уединения для ребенка. Помимо общих условий, распространяющихся на всех детей с ОВЗ, необходимо создание условий в зависимости от характера нарушений здоровья. Так для развития детей с нарушениями слуха и зрения развивающая предметнопространственная среда должна способствовать развитию полисенсорного восприятия: зрительного, слухового, тактильно-двигательного. При создании развивающей предметно-пространственной среды для детей с моторными нарушениями необходимо обеспечить безопасность помещений детского сада, предусмотреть наличие специальных средств передвижения, а также обеспечить игрушками и дидактическими пособиями для разных видов детской деятельности, в т.ч. предметно-манипулятивной. Развивающая предметно-пространственная среда для дошкольников с нарушением интеллекта должна содержать атрибуты, которые смогут обеспечить приобретение предметно-практического и чувственного опыта и перенос его в игровые и практические ситуации; формирование познавательного ориентирования в окружающем пространстве. Создание специальных образовательных условий для дошкольников с эмоциональноволевыми нарушениями должно обеспечить преодоление негативизма, сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, страхов; преодоление отрицательных аффективных форм поведения; установление контакта с ребенком. Причиной, которая побудила к разработке и реализации целевой программы, как одного из возможных путей создания благоприятных условий для полноценного пребывания ребенком с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении, стало то, что в Первомайском районе наблюдается тенденция увеличения количества детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Об этом свидетельствуют заключения муниципальной ПМПК. Вместе с тем, ни в одной дошкольной образовательной организации района не созданы необходимые условия для построения образовательного процесса, который реализует инклюзивную практику. Тем самым не обеспечивается доступность и вариативность дошкольного образования. Решение данной проблемы возможно путем создания на базе детского сада «Светлячок» инклюзивных групп, которые будут обеспечивать условия для совместного воспитания и образования нормально развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. В такие группы будут приняты все дети-инвалиды и дети с ОВЗ села Первомайского и ближайших сел и деревень Первомайского района: Туендат, Беляй, Торбеево, Новый, Успенка, Ежи. Создание развивающей предметно-пространственной среды, учитывающей особенности и характер нарушений здоровья детей с ОВЗ, будет способствовать их включению в социальную жизнь, позволит им быть успешными, ощущать собственную безопасность и сопричастность к общей жизни. У ребенка с ОВЗ появляется возможность естественного перехода к более сложным отношениям с социумом. Кроме того, для остальных детей это возможность учиться понимать и ценить многообразие общества, лучше относиться друг к другу, осознавать что такое социальная справедливость. 2. Цели и задачи Программы Цель: Создание условий для осуществления интегративного и инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями. Задачи: 1. Обеспечение доступности, повышение качества и эффективности образования детей с ОВЗ с опорой на нормативную и методическую документацию, сопровождающую воспитательно-образовательный процесс в ДОУ. 2. Совершенствование системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. 3. Обеспечение педагогических и организационных условий интеграции: кадровое обеспечение, оснащение специальным учебным оборудованием, реализация современных образовательных и коррекционных программ и технологий, просветительская деятельность. 4. Создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями детей- инвалидов и детей с ОВЗ, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания. 3. Основные принципы организации инклюзивной практики Принцип индивидуального подхода. Предполагает всестороннее изучение воспитанников и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей. Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализация). Принцип социального взаимодействия. Предполагает создание условий для понимания и принятия друг другом всех участников образовательного процесса с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Принцип междисциплинарного подхода. Специалисты, работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом. Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т.е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной базы обучения и воспитания. Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Принцип динамического развития образовательной модели детского сада. 4. Основные направления реализации Программы 4.1. 4.2. 4.3. 4.4. 4.5. Разработка нормативно-правовой и методической документации, регламентирующей инклюзивный образовательный процесс. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ. Создание развивающей предметно-пространственной среды для организации инклюзивной практики. Создание кадровых условий для организации инклюзивной практики. Партнерское взаимодействие с семьей. 5. Содержание основных направлений реализации Программы 5.1. Разработка нормативно-правовой и методической документации, регламентирующей инклюзивный образовательный процесс. Задача: Обеспечение доступности, повышение качества и эффективности образования детей с ОВЗ с опорой на нормативную и методическую документацию, сопровождающую воспитательно-образовательный процесс в ДОУ. № Наименование мероприятия 1 Корректировка основной образовательной программы Срок исполнения ежегодно Ответственный исполнитель Старший воспитатель Результат Основная образовательная с учетом реализации инклюзивной практики Разработка и утверждение Положения об инклюзивной группе 2 3 Разработка и утверждение должностных обязанностей специалистов, работающих в инклюзивной группе Разработка и утверждение адаптированных образовательных программ 4 программа 2017 Старший воспитатель Педагог-психолог Положение об инклюзивной группе 2017 г Заведующий Должностные обязанности ежегодно Старший воспитатель Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с расстройствами аутистического спектра. Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития. Педагог-психолог 5 Разработка индивидуальных программ развития детейинвалидов ежегодно Старший воспитатель 6 Разработка и утверждение индивидуальных образовательных маршрутов детей с ОВЗ ежегодно Старший воспитатель Индивидуальные программы развития детейинвалидов Индивидуальные образовательные маршруты детейинвалидов и детей с ОВЗ 5.2. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ. Задача: Организация целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для ребенка с ОВЗ, построение для него индивидуального маршрута развития в соответствии с его индивидуальными, психофизическими и возрастными особенностями. № Формы реализации 1 Обследование ребенка всеми специалистами на психолого- Срок исполнения Ежегодно, август Ответственный Результат Специалисты ППК, педагог- Заключение ППК 2 3 4 5 6 7 педагогическом консилиуме. Коллегиальное определение трудностей ребенка в каждом конкретном виде деятельности. Разработка рекомендаций для составления индивидуального маршрута ребенка. Разработка и утверждение индивидуальных образовательных маршрутов детей с ОВЗ Ежегодно, август психолог Специалисты ППК, педагогпсихолог Ежегодно, сентябрь Председатель ППК Индивидуальные образовательные маршруты детей-инвалидов и детей с ОВЗ Карта наблюдений Анализ динамики развития Сентябрь Педагогпсихолог Динамическое наблюдение за динамикой развития ребенка в ходе коррекционнообразовательного процесса Оказание консультативной помощи семьям для решения возникающих проблем. В течение года Воспитатели, специалисты В течение года Консультации для воспитателей по разработке и организации мероприятий, направленных на решение задач социальнокоммуникативного развития. В течение года Воспитатели, специалисты, участвующие в сопровождении ребенка Педагогпсихолог, старший воспитатель 5.3. Комплексное психологопедагогическое изучение ребенка Рекомендации Консультации Консультации Создание развивающей предметно-пространственной среды для организации инклюзивной практики. Задача: Приобретение специального учебного, реабилитационного и информационного оборудования, необходимого для организации образовательной деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями. № Мероприятия Сроки Ответственный 1. Создание универсальной безбарьерной среды в ДОУ 1.1. Тактильные знаки информационного обеспечения мест и зон, доступных инвалидам (в соответствии с СП-35-1012001) 2017 г. Заведующая МБДОУ детского сада «Светлячок» 1.2. Комплект для организации безбарьерного пространства для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в туалетной комнате 2017 2. Обеспечение сенсорного развития, осуществление психо-и сенсомоторной коррекции и реабилитации 2.1. Лаборатория мультисенсорного пространства 2017 г. 2.2. Сухой бассейн с шарами 2017 г 2.3. Учебно-дидактические пособия для сенсомоторного развития детей. 2018 г. 2.4. Комплекс «Сова» 2020 г. Заведующая МБДОУ детского сада «Светлячок» 3. Организация психолого-педагогического и реабилитационного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья 3.1. Мобильный реабилитационно диагностический комплекс для детей раннего возраста 2017 г. 3.2. Комплект для развития познавательной деятельности 2017 г. Заведующая МБДОУ детского сада «Светлячок» 4. Обеспечение развивающей предметно-пространственной среды 4.1. Комплект оборудования для создания условий реализации программы дошкольного образования в области речевого развития (функциональный модуль «Логопед») 2017 г. 4.2. Комплект оборудования Монтессори 2017 г. 4.3. Комплекты для конструирования 2017 г. Заведующая МБДОУ детского сада «Светлячок» 5.Образовательные и развивающие информационные технологии 5.1. Инфракрасная интерактивная учебная поверхность для дошкольного обучения (интерактивная доска) 5.2. Интерактивный стол для дошкольного обучения 5.4. 2017 г. Заведующая МБДОУ детского сада «Светлячок» 2017 Создание кадровых условий для организации инклюзивной практики. Задача: Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах социализация и образования детей с ограниченными возможностями здоровья. № 1 2 3 4 Наименование мероприятий Прохождение курсовой подготовки педагогами, работающими с детьми с ОВЗ Переподготовка и получение дополнительного образования по специальности учительдефектолог Введение в штатное расписание ставки учительдефектолог Участие педагогов, администрации МБДОУ в семинарах, конференциях по вопросам инклюзивного образования 5.5. Срок исполнения 2017-2020 г. Ответственный исполнитель Старший воспитатель 2017 г. Воспитатель 2017 г. Заведующая 2017-2020 г. Старший воспитатель Результат Повышение квалификации педагогов по вопросам инклюзивной практики Дополнительное образование – учитель – дефектолог Ставка учительдефектолог в МБДОУ Повышение профессионального уровня по вопросам инклюзивного образования Партнерское взаимодействие с семьей. Задача: Включение родителей в совместную деятельность с воспитателями и специалистами, повышение родительской компетентности. № Наименование Срок Ответственный мероприятий исполнения исполнитель 1 Информационноежегодно Педагоганалитические формы: психолог анкетирование, социологический опрос 2 Познавательные формы: 1 раз в месяц Педагоги, консультации, лекторий, медицинские родительские собрания. работники 3 4 Организация досуговой деятельности: проведение праздников, участие в выставках, конкурсах, экскурсиях Наглядноинформационные формы работы: оформление В течение всего периода Педагоги, старший воспитатель В течение всего периода Воспитатели, учительдефектолог Результат Изучение мнения родителей по организации работы с детьми с ОВЗ Повышение педагогической грамотности родителей Совместная деятельность детей и взрослых Информированность родителей 5 информации в уголке «Для вас, родители», размещение информации на официальном сайте МБДОУ, оформление портфолио ребенка Разработка и реализация проекта для родителей и детей с ОВЗ «Вместе весело шагать» 2020 Старший воспитатель Проект «Вместе весело шагать» 6. Объемы и источники финансирования Программы 6.1. Финансирование Программы осуществляется за счет средств федерального, областного и муниципального бюджетов. Объем затрат составит 1926125,00 руб. 2017 г. Всего: 1832125,00 рублей, в т.ч. Средства федерального бюджета: 1347625,00 рублей; Средства областного бюджета: 475000,00 рублей Средства местного бюджета: 9500,0 рублей. 2018 г. Средства местного бюджета: 47000,0 рублей 2019 г. Средства областного бюджета: 12000 рублей 2020 г. Средства областного бюджета: 35000 рублей Планирование финансовых средств на реализацию Программы осуществляется согласно смете расходов и заявке на финансирование программных мероприятий за счет средств бюджета, в соответствии с программными мероприятиями и порядком их реализации. 7.Планируемые результаты реализации Программы 7.1. Обеспечение доступности образовательных услуг для детей-инвалидов и детей с ОВЗ; 7.2. Обеспечение качественной реализации адаптированных образовательных программ в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида; 7.3. Создание безбарьерной среды, позволяющей обеспечить совместное воспитание и образование детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушения; 7.4. Увеличение количества детей-инвалидов, включенных в систему дошкольного образования; 7.5. Повышение квалификации воспитателей и специалистов, реализующих инклюзивный подход; 7.6. Построение инклюзивного образовательного процесса в группе детского сада; 7.8. Включение родителей в совместную деятельность с воспитателями и специалистами, повышение родительской компетентности 8. Контроль и мониторинг реализации программы. 8.1. Контроль за реализацией Программы Администрации Первомайского района. осуществляет Управление образования 8.2.Текущий контроль и мониторинг реализации программы осуществляет Администрация МБДОУ детского сада «Светлячок». 8.3. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы проводится ежегодно, путем сравнения текущих значений основных целевых показателей с установленными Программой значениями. 9. Оценка эффективности реализации программы 8.1. Оценка эффективности реализации Программы ежегодно производится на основе использования целевых показателей, обеспечивающих мониторинг динамики изменений в данной сфере за оцениваемый период с целью уточнения задач и программных мероприятий, в рамках реализации программы. 8.2. Оценка эффективности программы будет производиться путём сравнения текущих значений показателей с установленными программой значениями на 2017-2020годы. 8.3. Показатели для оценки результативности реализации программных мероприятий: N п/п Наименование показателя Фактическое значение на момент разработки Программы Изменение значений по годам реализации Программы ( количество) 2017 г. 2018 г. 9 11 2019 г. 2020 Количество детей-инвалидов и детей с ОВЗ, охваченных обучением по адаптированным образовательным программам дошкольного образования 0 А2 Количество детей-инвалидов и детей с ОВЗ, охваченных психолого-педагогическим сопровождением и коррекционной работой 2 9 11 15 18 А3 Количество детей-инвалидов и детей с ОВЗ, вовлеченных в 2 9 11 15 18 А1 18 15 систему культурно-досуговых и спортивно-оздоровительных мероприятий. А4 Доля родителей (проживающих на закрепленной за МБДОУ территорией), положительно оценивающих уровень доступности системы дошкольного образования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ, в общей численности родителей (законных представителей) детейинвалидов и детей с ОВЗ. 0 70 80 100 100