Содержание 1. Актуальность преемственность в работе детского сада и начального общего образования; 2. Цели, задачи и формы реализации программы; 3. План мероприятий; 4. Ожидаемый результат. Актуальность преемственности в работе детского сада и 1. начального общего образования «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком». Л. С. Выготский Проблема преемственности между дошкольным образованием и начальным образованием давняя, но сохраняющая свою актуальность и на современном этапе. Понятие преемственности трактуется широко - как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т. е. - это связь между различными уровнями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. Поэтому необходимость целостности образовательной среды сохранения преемственности и относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. Программы детского сада и начальной школы отличаются по цели. У программы детского сада – это воспитание и всестороннее развитие личности ребёнка, его психических процессов. На этой основе формируются навыки учебной деятельности в разных формах (игре, экспериментировании, наблюдении, воображении). Программа же начальной школы главной целью ставит обучение детей конкретным навыкам (письму, чтению). Преемственность в работе школы и детского сада предусматривает использование комплексных программ, обмен опытом, поиск оптимальных путей совершенствования педагогической работы, формирования у детей интереса к знаниям, учебной деятельности. Программы, как детского сада, так и начальной школы должны комплексно решать познавательные, воспитательные и развивающие задачи, поэтому необходимо предусматривать преемственность в содержании по всем темам обучения. Введение Федеральных Стандартов (ФГОС в ДО Государственных введен структуре дошкольной программы Государственных с и 1 января принятие Образовательных Образовательных новых 2014 года) к Федеральных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы. Необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной сферы относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. Основными целями образования становится формирование и развитие свободной и культурной личности, адаптация к жизни общества, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения, любви к окружающей природе, Родине, семье. Осуществление этих целей должно происходить в едином образовательном пространстве, начиная с дошкольного образовательного учреждения. Перед образования, воспитателем детского а далее начального общего и сада на уровне учителем начальной образования стоит задача школы раннего дошкольного на уровне раскрытия и формирования интересов и способностей учащихся к научно-поисковой, проектной деятельности. Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного пространства, ориентированного на развитие дошкольников, а в дальнейшем и школьников и их самореализацию в деятельности. Метод проектов способствует развитию любознательности и стремления находить объяснения своим наблюдениям, учит задавать вопросы и находить ответы, а затем проверять правильность своих ответов путём анализа информации, проведения исследований, способностей. тем самым формирует развитие интеллектуальных Дошкольники и младшие школьники очень любознательны, поэтому проектная деятельность как нельзя лучше вписывается в учебно- воспитательный процесс. Преемственность между всеми основным условием обеспечения уровнями образования непрерывности является образовательно- воспитательного процесса, позволяющая установить связь между тем, что достигнуто ребенком, и дальнейшим его развитием, совершенствованием на основе сохранения того ценного, без чего невозможно движение вперед. Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться. Специалисты выделяют три направления подготовки детей дошкольного возраста к школе, обеспечивающих преемственность: - всестороннее воспитание и развитие; - формирование психологической готовности к обучению в 1 классе; - формирование учебной мотивации. Формирование у дошкольника готовности к школьному обучению должно происходить не на содержательном, а на деятельностном уровне, т. е. наличие сформированности новообразований дошкольного умений учиться детства, как фундаментальных обеспечит психологическую готовность ребенка к школе как с дидактической, так и с психологической точки зрения (поскольку учебная мотивация составляющих понятия «учебная деятельность»). является одной из 2. Цели, задачи, направления и формы реализации программы Цель: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования. Одной из приоритетных задач ФГОС дошкольного образования является освоение детьми универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных). Решение данной задачи возможно при условии обеспечения преемственности детского сада и школы, где детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка. Также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Организация работы по преемственности с начальной ступенью школы осуществляется по трем основным направлениям: - методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев “портрета выпускника”, поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами структурного подразделения и школы); - работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий); - работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе). Задачи: 1. Осуществление педагогической пропаганды среди родителей, широкой общественности по разъяснению целей воспитания, обучения и подготовки к школе. 2. Усовершенствование форм организации и методов обучения, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе. 3.Развитие ведущей деятельности каждого периода детства: - игровой – в дошкольном; -учебной – в младшем школьном возрасте. Это важнейший фактор психического и личностного развития ребенка, безболезненной адаптации к последующей ступени образования. Создание системы непрерывного обучения, обеспечивающее эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное обучение и воспитание на данных ступенях образования. Преемственность между дошкольным учреждением и начальной школой осуществляется по следующим направлениям. 1. Согласованность целей на дошкольном и начальном школьном уровнях. Образовательный процесс подчинен становлению личности ребенка (развитию его компетентностей). Способствует развитию у ребенка следующих самостоятельности, качеств: креативности, ответственности, интеллектуальности, произвольности, самосознания и самооценки. 2. Координация образования для программ дошкольного и обеспечения высокого начального общего качества преемственности в соответствии с ФГОС; 3. Формирование социальной успешности у детей с недостатками в физическом и психическом развитии, а также у детей из неблагополучных семей; 4. Повышение родительской компетентности в развитии и воспитании ребенка «успешного первоклассника» в соответствии с ФГОС; 5. Повышение профессиональной компетентности педагогов в рамках преемственности предшкольного и начального образования; 6. Усовершенствование формы организации и методов обучения, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе. Средствами обеспечения преемственности являются педагогические технологии непрерывного (дошкольного начального общего) образования, в обязательном порядке включающие в себя обозначенные основания преемственности. При этом обучение детей дошкольного возраста строится на основе специфичных для этого возраста видов деятельности (игра, лепка, конструирование, рисование и др., в рамках которых происходит становление предпосылок учебной деятельности к 6-7г. Полноценное развитие ребенка от данной ступени образования к последующей возможно только при соблюдении непрерывности всех ступеней образования. Совместные задачи детского сада и школы по реализации плана: 1. Объединить усилия учителей начальной школы и воспитателей детского сада по созданию условий для успешного обучения в первом классе. 2. Совершенствовать работу воспитателей по развитию у дошкольников интеллектуальных умений, необходимых для успешного обучения в начальной школе: 3. Направить усилия воспитателей на выработку у дошкольников самостоятельности, ответственности и активности в выполнении заданий и поручений взрослых, навыков работы в парах, группах; умения следовать предложенному алгоритму действий. 4. Способствовать поддержке и развитию творческой инициативы и способностей дошкольников к творческой деятельности. 5. Учителю начальной школы изучить особенности дошкольников и систему проведения воспитателями подготовительной группы детского сада. индивидуальные учебных занятий 6. Проводить совместные внеклассные мероприятия учащихся начальной школы и воспитанников детского сада для более успешной их адаптации в первом классе. План мероприятий 3. Содержание Срок Ответственные Организационно-методическая работа Разработка программы Сентябрь Педагог- преемственности детского сада и психолог начального общего образования. Обсуждение совместного Сентябрь Старший плана работы ДОУ и начальной воспитатель, школы воспитатели подготовительных групп, доу, специалисты представители начальной школы Диагностика результатов Сентябрь - Педагог – освоения основной образовательной октябрь, психолог, воспитатели программы дошкольного апрель - подготовительных образования «Вдохновение» Итоги адаптации май и групп Ноябрь Педагог успеваемости выпускников ДОУ в психолог начальной школе. школы начальной Работа с детьми Реализация программы педагогического парциальной В Педагог- психолого- течение года психолог, сопровождения – воспитатели детей в ДОУ «Приключения подготовительной будущих первоклассников» Организация группы предметно пространственной среды - Январь для подготовительной сюжетно-ролевой игры «Школа». группы Беседа о школе, беседа о профессии учителя, рассказывание стихов изобразительная тему «Моя чтение о будущая и В течение года школе, деятельность Воспитатели Воспитатели подготовительной группы на школа», выставка работ Экскурсия (посещение в школу класса, уроков, Март Воспитатели подготовительной столовой, библиотеки, спортивного группы, зала и т.д.) представители школы «Первоклассники в гостях у дошколят» Апрель (развлекательно- Воспитатели подготовительной познавательная программа) группы, представители школы Участие первоклассников в празднике «До свидания, Май детский Воспитатели подготовительной сад!» группы, представители школы Работа с родителями Оформление наглядных материалов для родителей: Январь Педагогпсихолог «Возрастные особенности психического развития детей 6-7 лет» Консультация для родителей: «Психологические Март показатели Педагогпсихолог готовности ребенка к обучению в школе» Консультация для родителей: Май «Первые трудности или как проходит адаптация Педагогпсихолог детей к школе» Родительское собрание «Скоро Май Педагог- в школу мы пойдем» (совместно с психолог, педагогом-психологом воспитатели школы). начальной подготовительной группы, представители школы 4. Ожидаемые результаты. Результатом реализации программы сотрудничества должно быть создание комфортной преемственной предметно- развивающей образовательной среды: • обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников; • гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников; • комфортной по отношению к обучающимся, воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам. Результатом школы и плодотворного дошкольного сотрудничества учреждения, педагогов начальной родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся должно быть развитие интегративных качеств дошкольника, которые служат основой формирования компетенций, необходимых для обучения в школе. для