Программа преемственности работы детского сада и начального общего образования

Содержание

1.

Актуальность преемственность в работе детского сада и

начального общего образования;
2.

Цели, задачи и формы реализации программы;

3.

План мероприятий;

4.

Ожидаемый результат.

Актуальность преемственности в работе детского сада и

1.

начального общего образования
«Школьное обучение никогда не начинается
с пустого места, а всегда опирается на определённую
стадию развития, проделанную ребёнком».
Л. С. Выготский
Проблема преемственности

между

дошкольным

образованием

и

начальным образованием давняя, но сохраняющая свою актуальность и на
современном этапе.
Понятие преемственности трактуется широко - как непрерывный
процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические
цели для каждого возрастного периода, т. е. - это связь между различными
уровнями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных
элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому
состоянию.

Поэтому

необходимость

целостности

образовательной

среды

сохранения преемственности и

относится

к

числу

важнейших

приоритетов развития образования в России.
Программы детского сада и начальной школы отличаются по цели. У
программы детского сада – это воспитание и всестороннее развитие личности
ребёнка, его психических процессов. На этой основе формируются навыки
учебной деятельности в разных формах (игре,

экспериментировании,

наблюдении, воображении). Программа же начальной школы главной целью
ставит обучение детей конкретным навыкам (письму, чтению).
Преемственность в работе школы и детского сада предусматривает
использование комплексных программ, обмен опытом, поиск оптимальных
путей совершенствования педагогической работы, формирования у детей
интереса к знаниям, учебной деятельности. Программы, как детского сада,
так

и начальной

школы должны

комплексно решать

познавательные,

воспитательные

и

развивающие

задачи,

поэтому

необходимо

предусматривать преемственность в содержании по всем темам обучения.
Введение

Федеральных

Стандартов (ФГОС

в

ДО

Государственных
введен

структуре дошкольной программы
Государственных

с

и

1

января

принятие

Образовательных

Образовательных

новых

2014

года) к

Федеральных

Стандартов (ФГОС) начального

школьного образования – важный этап преемственности детского сада и
школы.
Необходимость

сохранения преемственности и

целостности

образовательной сферы относится к числу важнейших приоритетов развития
образования

в

России.

Основными

целями

образования

становится

формирование и развитие свободной и культурной личности, адаптация к
жизни общества, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения,
любви к окружающей природе, Родине, семье. Осуществление этих целей
должно происходить в едином образовательном пространстве, начиная
с дошкольного образовательного учреждения.
Перед
образования,

воспитателем детского
а

далее

начального общего

и

сада

на

уровне

учителем начальной

образования

стоит

задача

школы
раннего

дошкольного
на

уровне

раскрытия

и

формирования интересов и способностей учащихся к научно-поисковой,
проектной деятельности. Метод проектов представляет собой гибкую модель
организации

образовательно-воспитательного

пространства,

ориентированного на развитие дошкольников, а в дальнейшем и школьников
и их самореализацию в деятельности. Метод проектов способствует
развитию любознательности и стремления находить объяснения своим
наблюдениям, учит задавать вопросы и находить ответы, а затем проверять
правильность своих ответов путём анализа информации, проведения
исследований,
способностей.

тем

самым

формирует

развитие

интеллектуальных

Дошкольники и младшие школьники очень любознательны, поэтому
проектная

деятельность

как

нельзя

лучше

вписывается

в

учебно-

воспитательный процесс.
Преемственность между

всеми

основным условием обеспечения

уровнями

образования

непрерывности

является

образовательно-

воспитательного процесса, позволяющая установить связь между тем, что
достигнуто ребенком, и дальнейшим его развитием, совершенствованием на
основе сохранения того ценного, без чего невозможно движение вперед.
Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им
возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны
знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях,
поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним
ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой,
учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить
соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них
интерес к школе, желание учиться.
Специалисты

выделяют

три

направления

подготовки

детей дошкольного возраста к школе, обеспечивающих преемственность:
- всестороннее воспитание и развитие;
- формирование психологической готовности к обучению в 1 классе;
- формирование учебной мотивации.
Формирование у дошкольника готовности к школьному обучению
должно происходить не на содержательном, а на деятельностном уровне, т. е.
наличие

сформированности

новообразований дошкольного

умений

учиться

детства,

как

фундаментальных

обеспечит

психологическую

готовность ребенка к школе как с дидактической, так и с психологической
точки

зрения

(поскольку

учебная

мотивация

составляющих понятия «учебная деятельность»).

является

одной

из

2.

Цели, задачи, направления и формы реализации
программы

Цель: обеспечение преемственности и непрерывности в организации
образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между
дошкольным и начальным звеном образования.
Одной

из

приоритетных

задач

ФГОС дошкольного образования

является освоение детьми универсальных учебных действий (личностных,
познавательных, регулятивных и коммуникативных).
Решение

данной

задачи

возможно

при

условии

обеспечения преемственности детского сада и школы, где детский сад на
этапе дошкольного возраста

осуществляет

личностное,

физическое,

интеллектуальное развитие ребенка. Также формирует предпосылки учебной
деятельности,

которые

станут

фундаментом

для

формирования

у

младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для
овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения
учиться.
Организация работы по преемственности с начальной ступенью школы
осуществляется по трем основным направлениям:
- методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями
ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев “портрета выпускника”, поиск
путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий,
используемых педагогами структурного подразделения и школы);
- работа

с

детьми (знакомство

детей

со школой,

учителями,

организация совместных мероприятий);
- работа с родителями (получение информации, необходимой для
подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам
своевременного развития детей для успешного обучения в школе).

Задачи:
1. Осуществление педагогической пропаганды среди родителей,
широкой общественности по разъяснению целей воспитания, обучения и
подготовки к школе.
2. Усовершенствование форм организации и методов обучения, как
в дошкольном учреждении, так и в начальной школе.
3.Развитие ведущей деятельности каждого периода детства:
- игровой – в дошкольном;
-учебной – в младшем школьном возрасте.
Это важнейший фактор психического и личностного развития ребенка,
безболезненной адаптации к последующей ступени образования.
Создание

системы

непрерывного

обучения,

обеспечивающее

эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное обучение и
воспитание на данных ступенях образования.
Преемственность

между

дошкольным учреждением

и

начальной школой осуществляется по следующим направлениям.
1. Согласованность целей на дошкольном и начальном школьном
уровнях.

Образовательный

процесс

подчинен

становлению

личности

ребенка (развитию его компетентностей). Способствует развитию у
ребенка

следующих

самостоятельности,

качеств:

креативности,

ответственности,

интеллектуальности,

произвольности,

самосознания

и

самооценки.
2.

Координация

образования

для

программ дошкольного и

обеспечения

высокого

начального

общего

качества преемственности в

соответствии с ФГОС;
3. Формирование социальной успешности у детей с недостатками в
физическом и психическом развитии, а также у детей из неблагополучных
семей;
4. Повышение родительской компетентности в развитии и воспитании
ребенка «успешного первоклассника» в соответствии с ФГОС;

5.

Повышение

профессиональной

компетентности

педагогов

в

рамках преемственности предшкольного и начального образования;
6. Усовершенствование формы организации и методов обучения, как
в дошкольном учреждении, так и в начальной школе.
Средствами обеспечения преемственности являются педагогические
технологии непрерывного (дошкольного начального общего) образования, в
обязательном

порядке

включающие

в

себя

обозначенные

основания преемственности. При этом обучение детей дошкольного возраста
строится на основе специфичных для этого возраста видов деятельности
(игра, лепка, конструирование, рисование и др., в рамках которых
происходит становление предпосылок учебной деятельности к 6-7г.
Полноценное развитие ребенка от данной ступени образования к
последующей возможно только при соблюдении непрерывности всех
ступеней образования.
Совместные задачи детского сада и школы по реализации плана:
1. Объединить усилия учителей начальной школы и воспитателей
детского сада по созданию условий для успешного обучения в первом классе.
2.

Совершенствовать работу воспитателей

по

развитию

у дошкольников интеллектуальных умений, необходимых для успешного
обучения в начальной школе:
3. Направить усилия воспитателей на выработку у дошкольников
самостоятельности, ответственности и активности в выполнении заданий и
поручений взрослых, навыков работы в парах, группах; умения следовать
предложенному алгоритму действий.
4. Способствовать поддержке и развитию творческой инициативы и
способностей дошкольников к творческой деятельности.
5.

Учителю

начальной школы изучить

особенности дошкольников и

систему

проведения

воспитателями подготовительной группы детского сада.

индивидуальные
учебных

занятий

6.

Проводить

совместные

внеклассные

мероприятия

учащихся

начальной школы и воспитанников детского сада для более успешной их
адаптации в первом классе.

План мероприятий

3.
Содержание

Срок

Ответственные

Организационно-методическая работа
Разработка

программы

Сентябрь

Педагог-

преемственности детского сада и

психолог

начального общего образования.
Обсуждение

совместного

Сентябрь

Старший

плана работы ДОУ и начальной

воспитатель,

школы

воспитатели
подготовительных
групп,
доу,

специалисты
представители

начальной школы
Диагностика

результатов

Сентябрь -

Педагог

–

освоения основной образовательной

октябрь,

психолог, воспитатели

программы дошкольного

апрель -

подготовительных

образования «Вдохновение»
Итоги

адаптации

май
и

групп

Ноябрь

Педагог

успеваемости выпускников ДОУ в

психолог

начальной школе.

школы

начальной

Работа с детьми
Реализация
программы
педагогического

парциальной

В

Педагог-

психолого- течение года психолог,
сопровождения

–

воспитатели

детей

в

ДОУ

«Приключения

подготовительной

будущих первоклассников»
Организация

группы

предметно

пространственной

среды

-

Январь

для

подготовительной

сюжетно-ролевой игры «Школа».

группы

Беседа о школе, беседа о
профессии

учителя,

рассказывание

стихов

изобразительная
тему

«Моя

чтение
о

будущая

и

В течение
года

школе,

деятельность

Воспитатели

Воспитатели
подготовительной
группы

на

школа»,

выставка работ
Экскурсия
(посещение

в

школу

класса,

уроков,

Март

Воспитатели
подготовительной

столовой, библиотеки, спортивного

группы,

зала и т.д.)

представители
школы

«Первоклассники в гостях у
дошколят»

Апрель

(развлекательно-

Воспитатели
подготовительной

познавательная программа)

группы,
представители
школы

Участие первоклассников в
празднике «До

свидания,

Май

детский

Воспитатели
подготовительной

сад!»

группы,
представители
школы
Работа с родителями
Оформление

наглядных

материалов для родителей:

Январь

Педагогпсихолог

«Возрастные

особенности

психического развития детей 6-7
лет»
Консультация для родителей:
«Психологические

Март

показатели

Педагогпсихолог

готовности ребенка к обучению в
школе»
Консультация для родителей:

Май

«Первые трудности или как
проходит

адаптация

Педагогпсихолог

детей

к школе»
Родительское собрание «Скоро

Май

Педагог-

в школу мы пойдем» (совместно с

психолог,

педагогом-психологом

воспитатели

школы).

начальной

подготовительной
группы,
представители
школы

4.

Ожидаемые результаты.

Результатом реализации программы сотрудничества должно быть
создание

комфортной преемственной предметно-

развивающей образовательной среды:
• обеспечивающей высокое качество образования, его доступность,
открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их
родителей (законных

представителей) и

всего

общества,

духовно-

нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников;
• гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического
и социального здоровья обучающихся и воспитанников;
• комфортной по отношению к обучающимся, воспитанникам (в том
числе

с

ограниченными

возможностями

здоровья) и

педагогическим

работникам.
Результатом
школы

и

плодотворного

дошкольного

сотрудничества

учреждения,

педагогов начальной

родителей

(законных

представителей) воспитанников и обучающихся должно быть развитие
интегративных

качеств дошкольника,

которые

служат

основой

формирования компетенций, необходимых для обучения в школе.

для


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».