30.11.2020
Для успешного овладения письмом
необходимы:
1 . Моторные
навыки – это произвольные, целенаправленные движения кистями и пальцами рук.
2.Зрительное
восприятие - все буквы состоят из схожих элементов, их дифференциация служит
профилактика оптической дисграфии.
3.
Пространственные представления – основа для ориентации в двухмерном
пространстве- плоскость, лист, удержание строки, как при письме, так и при
чтении.
4. Достаточное
удержание произвольного внимания -
обеспечивает в первую очередь понимание смыслового компонента и
целостность всех процессов.
Графомоторный навык - это определенное
положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать,
копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий
предмет.
Графомоторные навыки включают в
себя:
1. Мелкую мускулатуру пальцев - контроль силы пальцев и быстроты их движений;
2. Зрительный анализ и синтез -определение правых и левых
частей тела; ориентировка в пространстве по отношению к предметам; выполнение
заданий с условиями по выбору необходимых направлений;
3. Рисование - штриховка, обвести по контуру, обводка;
срисовывание геометрических фигур; зарисовка деталей, предметов; дорисовывание
незаконченных рисунков; дорисовывание рисунков с недостающими деталями;
4. Графическую символику - умение рисовать узоры, а также изображать их с помощью символов.
Формирование графомоторных навыков
• пальчиковая
гимнастика
• массаж (самомассаж,
массаж с помощью су-джок);
• лепка из
пластилина или соленого теста;
• вырезание
из бумаги фигуры разной сложности;
• составление
бус, застегивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков и т. д.
• пазлы, мозаика;
•
конструирование из кубиков, а также лего;
• раскраски;
• игры с
прищепками и т.д.
Второй этап направлен на формирование представлений и речевого обозначения пространственных отношений.
Этот этап предусматривает:
1. ориентировку
в собственном теле;
2.
ориентировку в окружающем пространстве;
3. уточнение
пространственного расположения предметов на плоскости.
На этом этапе можно использовать следующие
упражнения:
• конструирование,
выкладывание рядов;
• пальчиковые
игры;
• штриховки;
•
выкладывание букв и цифр из других предметов;
• работа с
мелкими предметами;
• лепка;
• аппликация;
• рисование и
т. д.
Третий этап
• контурные
изображения предметов
•
перечеркнутые контурные изображения, наложенные друг на друга контурные
изображения, и т. д.
• Уточнение представлений о цвете, форме и величине.
• Уточнение и
расширение объема зрительной памяти.
2. Развитие зрительного анализа и
синтеза;
3. Развитие зрительного восприятия
и узнавания.
–
Четвертый этап – изобразительно-графические способности
• Знакомство с тетрадью и рабочей строкой.
•
Вертикальные, горизонтальные, наклонные прямые линии и комбинации из них.
• Рисование
узоров и орнаментов,
• Дуги,
волнистые линии, круги, овалы.
• Рисование
по клеткам предметов разной сложности.
Овладение графической символизацией
• Работа по формированию графического образа букв (графемы).
•
Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство.
Правильный захват
ручки
Важно отметить, что неправильный захват ручки негативно сказывается не только на почерке и скорости письма, но и на осанке, зрении, а также способствует большему напряжению в кисти, что приводит к быстрой усталости.
Захват ручки/карандаша в соответствии с возрастом
В норме:
1- Ручка должна лежать на верхней
фаланге среднего пальца, зафиксированной сверху большим, с боку указательным.
2-
Безымянный
палец и мизинец должны быть загнуты вовнутрь ладони или к основанию большого
пальца.
3-
Захват
ручки должен быть таким, что бы ее нижний конец был на 1,5 см свободным, а сама
ручка была наклонена в сторону плеча. Указательный палец должен быть
расслаблен, иначе рука быстро устанет.
4-
Рука
при письме должна опираться на основание запястья, внешнее ребро ладони и
мизинец.
5- По мере письма нужно понемногу
передвигать ребро ладони, мягко скользя по бумаге, оставляя главной точкой
опоры основание запястья.
Почему у ребенка не формируется
захват самостоятельно
1. Гипертонус или гипотонус мышц пальцев
и кисти;
2. Нарушение соматогнозиса
«Маленькие хитрости»
для формирования правильного захвата ручки
• Первый
способ — специально разработанные насадки на карандаши. Благодаря им взять
карандаш неправильно просто невозможно! Такие «тренажеры» есть как для правшей,
так и для левшей. Подобные насадки можно найти различной расцветки и в форме
животных или мультгероев.
•
Второй способ — упражнения. Например, попросите ребенку безымянным пальцем и
мизинцем зажать салфетку, а свободными пальцами взять карандаш – правильный
захват образуется естественным способом. Вариант для самых маленьких:
предложите крохе «уложить» карандаш спать. Что делаем? Кладем карандаш в
«кроватку» – на средний пальчик, под голову «подушечку» – указательный, а
сверху «одеялко» – большой пальчик.
• Третий
способ — использование трехгранных ручек и карандашей, которые благодаря своей
форме позволяют детским пальцам принять естественное и правильное положение:
обхватить карандаш с трех сторон. Если говорить о толщине карандаша, то, чем
младше ребенок, тем толще должен быть карандаш. Навык письма только-только
начинает формироваться, и удержать тонкий стержень, а тем более манипулировать
им, гораздо сложнее.
Вспомогательные приспособления для удержания ручки в правильном положении
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 30.11.2020
Дата обновления: 30.11.2020
Дата публикации: 30.11.2020