Графомоторные навыки и правильный захват ручки у дошкольников

30.11.2020

Для успешного овладения письмом необходимы:

1 . Моторные навыки – это произвольные, целенаправленные движения кистями и пальцами рук.

2.Зрительное восприятие - все буквы состоят из схожих элементов, их дифференциация служит профилактика оптической дисграфии.

3. Пространственные представления – основа для ориентации в двухмерном пространстве- плоскость, лист, удержание строки, как при письме, так и при чтении.

4. Достаточное удержание произвольного внимания -  обеспечивает в первую очередь понимание смыслового компонента и целостность всех процессов.

Графомоторный навык - это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.

Графомоторные навыки включают в себя:

 

1. Мелкую мускулатуру пальцев - контроль силы пальцев и быстроты их движений;

2. Зрительный анализ и синтез -определение правых и левых частей тела; ориентировка в пространстве по отношению к предметам; выполнение заданий с условиями по выбору необходимых направлений;

3. Рисование - штриховка, обвести по контуру, обводка; срисовывание геометрических фигур; зарисовка деталей, предметов; дорисовывание незаконченных рисунков; дорисовывание рисунков с недостающими деталями;

4. Графическую символику - умение рисовать узоры, а также изображать их с помощью символов.

 

Формирование графомоторных навыков

 Первый этап - развитие крупной и мелкой моторики:

• пальчиковая гимнастика

• массаж (самомассаж, массаж с помощью су-джок);

• лепка из пластилина или соленого теста;

• вырезание из бумаги фигуры разной сложности;

• составление бус, застегивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков и т. д.

•  пазлы, мозаика;

• конструирование из кубиков, а также лего;

• раскраски;

• игры с прищепками и т.д.


Второй этап направлен на формирование представлений и речевого обозначения пространственных отношений.

 

Этот этап предусматривает:

1. ориентировку в собственном теле;

2. ориентировку в окружающем пространстве;

3. уточнение пространственного расположения предметов на плоскости.

На этом этапе можно использовать следующие упражнения:

• конструирование, выкладывание  рядов;

• пальчиковые игры;

• штриховки;

• выкладывание букв и цифр из других предметов;

• работа с мелкими предметами;

• лепка;

• аппликация;

• рисование и т. д.


Третий этап

Развитие зрительногогнозисаХочу такой сайт

• контурные изображения предметов

• перечеркнутые контурные изображения, наложенные друг на друга контурные изображения, и т. д.

• Уточнение представлений о цвете, форме и величине.

• Уточнение и расширение объема зрительной памяти.

2. Развитие зрительного анализа и синтеза;

3. Развитие зрительного восприятия и узнавания.

Четвертый этап – изобразительно-графические способности

 

• Знакомство с тетрадью и рабочей строкой.

• Вертикальные, горизонтальные, наклонные прямые линии и комбинации из них.

• Рисование узоров и орнаментов,

• Дуги, волнистые линии, круги, овалы.

• Рисование по клеткам предметов разной сложности.

Овладение графической символизацией

 

• Работа по формированию графического образа букв (графемы).

• Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство.

 

Правильный захват ручки

Важно отметить, что неправильный захват ручки негативно сказывается не только на почерке и скорости письма, но и на осанке, зрении, а также способствует большему напряжению в кисти, что приводит к быстрой усталости.

Захват ручки/карандаша в соответствии с возрастом


 В норме:

1-    Ручка должна лежать на верхней фаланге среднего пальца, зафиксированной сверху большим, с боку указательным.

2-    Безымянный палец и мизинец должны быть загнуты вовнутрь ладони или к основанию большого пальца.

3-    Захват ручки должен быть таким, что бы ее нижний конец был на 1,5 см свободным, а сама ручка была наклонена в сторону плеча. Указательный палец должен быть расслаблен, иначе рука быстро устанет.

4-    Рука при письме должна опираться на основание запястья, внешнее ребро ладони и мизинец.

5-    По мере письма нужно понемногу передвигать ребро ладони, мягко скользя по бумаге, оставляя главной точкой опоры основание запястья.

 

Почему у ребенка не формируется захват самостоятельно

1.    Гипертонус или гипотонус мышц пальцев и кисти;

2.     Нарушение соматогнозиса


«Маленькие хитрости» для формирования правильного захвата ручки


• Первый способ — специально разработанные насадки на карандаши. Благодаря им взять карандаш неправильно просто невозможно! Такие «тренажеры» есть как для правшей, так и для левшей. Подобные насадки можно найти различной расцветки и в форме животных или мультгероев.

 

• Второй способ — упражнения. Например, попросите ребенку безымянным пальцем и мизинцем зажать салфетку, а свободными пальцами взять карандаш – правильный захват образуется естественным способом. Вариант для самых маленьких: предложите крохе «уложить» карандаш спать. Что делаем? Кладем карандаш в «кроватку» – на средний пальчик, под голову «подушечку» – указательный, а сверху «одеялко» – большой пальчик.

 

• Третий способ — использование трехгранных ручек и карандашей, которые благодаря своей форме позволяют детским пальцам принять естественное и правильное положение: обхватить карандаш с трех сторон. Если говорить о толщине карандаша, то, чем младше ребенок, тем толще должен быть карандаш. Навык письма только-только начинает формироваться, и удержать тонкий стержень, а тем более манипулировать им, гораздо сложнее.

 

Вспомогательные приспособления для удержания ручки в  правильном положении




Просмотров всего: , сегодня:

Графомоторные навыки и правильный захват ручки у дошкольников.docx (скачать)

Дата создания: 30.11.2020

Дата обновления: 30.11.2020

Дата публикации: 30.11.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».