Внимание!Слуховое внимание!

19.12.2020

Учитель-логопед Васютина Яна Станиславовна

 

Внимание! Слуховое внимание!

У каждого из нас бывали ситуации, когда мы о чем-то задумались и вроде услышали собеседника, но не поняли суть сказанного, потому что наше внимание было направлено на внутреннюю речь. В коре головного мозга за это отвечает процесс - латеральное торможение. Цель этого процесса- оттормозить лишнюю информацию, чтобы лучше различить основную информацию.

   Важно! Невозможно понимать речь, без умения выделять важный слуховой стимул на фоне других шумов. Без умения сосредоточится на звуке, не возможно его точно воспринимать.

Внимание – это сосредоточение сознания на чём-либо.

Слуховое внимание – это сосредоточение сознания на окружающих нас шумах, звуках, речи.

Ребенка необходимо научить слышать и понимать обращенную к нему речь. Если у него есть нарушения  слухового и нарушение речевого слуха, он будет испытывать трудности во время обучения письма и чтения.

Как развивать слуховое внимание?

1.    Сначала слуховое внимание отрабатывается на самом простом материале без дополнительных отвлекающих факторов.

Например: «Беги пока играет музыка» - ребенку надо учитывать лишь один фактор «звучит-не звучит»

2.    Добавляем дополнительный раздражитель,  например: «Когда звучит музыка, иди и на каждый шаг хлопай в ладоши, а потом по ногам».

3.    Еще один вариант развития слухового внимания и слуховой памяти, когда несколько звуков, на которые необходимо выполнять разные действия.

Например: «Слышишь колокольчик - иди! Слышишь барабан - беги!»

4.     Использование  речевого  материала, например: «Стучи молоточком, когда услышишь слова «КОТ»!

5.    Усложняем  игру разными действиями: «Когда услышишь название овоща, присядь на корточки, а когда услышишь название фрукта – встань и подними руки вверх: собака, груша, редиска, слива, ковёр, миска, абрикос, репа, облако, картошка, капуста, киви, шкаф, морковка…».

6.    Игра «Разложи предметы»

Эта игровое упражнение кроме слухового внимания и слуховой памяти хорошо развивает у детей умение ориентироваться в пространстве и на плоскости. Взрослый даёт ребёнку примерно такие инструкции: «Карандаш положи справа, а фломастер слева», «Зайку посади справа, мишку слева, а лисичку – посередине». Для игры с детьми постарше можно использовать лист бумаги и плоскостные изображения предметов, геометрические фигуры. Взрослый просит ребёнка запомнить, как нужно расположить предметы на листе, например: «Справа положи круг, слева квадрат, внизу прямоугольник, а вверху треугольник» или «В правый верхний угол положи круг, в левый нижний треугольник, в правый нижний квадрат, в левый верхний овал, а в центр прямоугольник». Фигуры для игры можно вырезать из бумаги. Кроме этого, можно использовать вырезанные из старых газет, упаковок картинки и создавать, таким образом, целые композиции.

7.    Для детей старшего дошкольного возраста можно найти в детских книгах такие забавные стихи-перевёртыши, в которых переставлены слова. Ребёнок должен восстановить смысл:

Например:  Быстро мчался спортсмен, Хочу такой сайт

нажимал на …медали,

И вручили ему за победу… педали.

Мы играли в хоккей, поломали мы… плюшки.

Мама нам испекла очень вкусные… клюшки!

8.    Игра «Закончи предложение».В этом упражнении ребёнок должен внимательно послушать первую часть сказанного взрослым предложения и придумать вторую часть. Кроме слухового внимания в этом упражнении очень хорошо развивается мышление, воображение ребёнка, умение составлять предложения разных типов. Например:

«Мама купила помидоры, чтобы…»

«Дети не пошли на улицу, потому что…»

«Катя рассердилась на Марину из-за того, что…»

«Дима хотел порисовать карандашами, но…»

9.     Игра «Четвертый лишний»  (на слух)Взрослый называет 4 объекта, а ребёнок должен определить, какой из них лишний. Задание выполняется без использования игрушек и картинок.

* Мяч, кукла, ложка, юла.

* Кошка, волк, собака, коза.

* Платье, сапоги, туфли, босоножки.

* Тарелка, чашка, чайник, стул.и т. д.

Просмотров всего: , сегодня:

Внимание!Слуховое внимание!.docx (скачать)

Дата создания: 19.12.2020

Дата обновления: 19.12.2020

Дата публикации: 19.12.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».