28.04.2021
Уважаемые родители! У вас есть в запасе
время до поступления вашего ребенка в школу. Воспользуйтесь этим временем с
пользой!
Речевая готовность ребенка к школе
Готовность к школе — это не только обучение
чтению и счету, не только покупка необходимых школьных принадлежностей, это
функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему успешно
справиться со школьной программой.
Дошкольный
возраст является благоприятным периодом для формирования многих способностей и
качеств, которые входят в число необходимых предпосылок формирования учебной
деятельности.
С
первого дня пребывания в школе ребенку приходится широко пользоваться речью:
отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух – и
недостатки речи обнаруживаются очень скоро. Особенно необходимым для ребенка
становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает
овладевать грамотой. Между чистотой звучания детской речи и орфографической
грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно
так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов
отмечается много детей с дефектами фонетической (произносительной) стороны
речи.
Школьники
с несформированной звуковой стороной речи (произношение, фонематические
процессы), как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию или
артикуляции (шипящих – свистящих; звонких – глухих; твердых – мягких, р – л).
Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают
смыслоразличительного значения этих звуков в словах (бочка – почка). Такой
уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками
анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления
вторичного дефекта (дислексии и дисграфии как специфических нарушений при
чтении и письме).
У
школьников наряду с нарушениями произношения звуков может наблюдаться
недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка
(общее недоразвитие речи). Они испытывают большие трудности при чтении и
письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам.
У огромного большинства детей, поступивших в школу, очень маленький
словарный запас. Часто родителям некогда разговаривать со своим ребёнком. В
результате дети не знают элементарных понятий, обобщающих слов, им очень
сложно объяснить слова, имеющие «нематериальное» значение: совесть,
искренность, честность. При описании предметов дети используют только понятия о
размере и цвете («арбуз большой, а яйцо маленькое, белое»). Подбор слов с
противоположным значением сводится к элементарному «большой – небольшой; тонкий
– нетонкий.
Грамматически правильная, лексически богатая и фонетически четкая речь дает возможность речевого общения и подготавливает к обучению в школе. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.
Основные показатели речевой
готовности:
1. Сформированность звуковой стороны речи.
Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
2.
Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать,
дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
3.
Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.
4.
Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять
слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в
нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая,
меховой; образовывать прилагательные от существительных.
5.
Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой
фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые
предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения
второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением,
самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по
опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и
содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание.
Основная
задача родителей — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи
своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы,
предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в
общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее
результат.
Что
могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?
- создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития
детей;
- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей. Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением.
Это связано с двумя причинами:
1) родители не слышат
недостатков речи своих детей;
2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.
Очевидно, что помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.
Если
вы хотите, чтобы ваш ребенок добился в жизни успеха, состоялся как
личность и чувствовал себя свободно всегда и во всем – тогда учите его
говорить. А взрослым следует не критиковать несовершенную речь, а умело и
вовремя помочь ребенку. Ведь чистое произношение, лексическое богатство,
грамматически правильная и логически связная речь – заслуга, прежде всего
семейного воспитания.
Уважаемые родители! У вас есть в запасе
время до поступления вашего ребенка в школу. Воспользуйтесь этим временем с
пользой!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 28.04.2021
Дата обновления: 28.04.2021
Дата публикации: 28.04.2021