01.04.2022
Нормы лексического развития детей.
В 1991 году в РГПУ им. А. И. Герцена под
руководством доктора филол. наук, проф. Стеллы Наумовны Цейтлин была
открыта первая в России кафедра детской речи. Сотрудники
не только разрабатывали теоретические основы дисциплины «Лингвистика детской
речи», но и создавали Фонд данных детской речи —
самый обширный из существующих в России. К моменту начала работы по адаптации Макартуровского
опросника (начатой с разрешения авторов опросника) мы уже
имели необходимые данные о начальном лексиконе и грамматике русскоязычного
ребенка, на которые и опирались при создании русских вариантов американских
тестов.
Опросники были заполнены родителями около
50 детей и проанализированы Марией Коковиной, в 2001 году
защитившей магистерскую диссертацию на тему «Адаптация
Макартуровского теста коммуникативного и речевого развития детей раннего
возраста». В результате этой работы в первоначальный вариант опросника,
составленный С.Н. Цейтлин и М.Б. Елисеевой, были внесены некоторые изменения.
К 2002 г. эта работа была завершена; с
этого момента главной целью стало распространение опросников среди родителей,
сбор и анализ полученного материала. Эта часть работы оказалась очень
длительной: она была завершена только к 2012 году.
В
базу данных MS Access (созданную Андреем Михайловичем
Вершининым) были
включены результаты заполненных 768 опросников для детей от 8 до 18 мес. (416
мальчиков и 352 девочек) и 1037 опросников для детей от 18 до 36 мес. (487
мальчиков, 550 девочек). Затем были рассчитаны нормы речевого развития по всем
пунктам опросника и по всем возрастам — на основании средних значений и медиан.
В каждом возрасте Еленой Андреевной
Вершининой рассчитывались процентили от 5 % до 99 %, на
основании которых принимаются решения о соответствии ребенка возрастной норме.
Зависимости процентилей от возраста были аппроксимированы логистической кривой
для получения сглаженных данных. Нормы рассчитывались для обоих полов вместе, а
также отдельно для мальчиков и девочек. Проводилось исследование влияния пола
на параметры развития детской речи по всем разделам опросника. Применялись
следующие методы анализа: расчет доверительных интервалов для средних значений,
регрессионный анализ — аппроксимация зависимостей значений процентилей от
возраста логистической кривой, t-test и критерий Манна — Уитни для сравнения
значений средних и медиан между мальчиками и девочками в каждом разделе и для
каждого возраста, ковариационный анализ для проверки влияния пола ребенка на
оценки развития речи в каждом разделе при исключении влияния возраста.
Оценка пассивного словаря. Предлагается
родителям заполнить опросник «Тест речевого и коммуникативного развития детей
раннего возраста: слова и жесты», подсчитать количество слов в графе «Понимает».
В таблицах 1 и 2 в соответствии с полом ребенка выберите подходящую графу в
горизонтальной строке «Возраст». Найдите наиболее близкое к полученному
количество слов в одной из вертикальных граф, отражающих
процентили от 5 до 99-й, и проанализируйте пассивный лексикон ребенка Медиана
(50-я процентиль) для девочек в 12 мес. — 103 слова. Показатели выше медианы
свидетельствуют о более высоком уровне речевого развития; показатели ниже медианы
— о более низком уровне, но отнюдь не об отставании Границей нормы лексического
развития принято считать 15-ю процентиль. Значит, если годовалая девочка
понимает 32 (или меньше) слов, можно начать беспокоиться, если 20 — есть
отставание, если 12 — задержка лексического развития. Для девочек 17 мес. медианой
является понимание 236 слов, основанием для беспокойства — понимание только 141
слова, отставанием — 111 слов, задержкой — 68. У мальчиков медиана в возрасте
одного года почти та же, что и у девочек (106 слов), но в группу «беспокойства»
и группу риска попадают мальчики с лучшим пассивным лексиконом, чем девочки
этого же возраста (понимают 42 слова — 15-я процентиль; 32 слова — 10-я
процентиль; 15 слов — 5-я). У мальчиков 17 мес. нормой является понимание 224
слов, основанием для беспокойства — понимание 137 слов, некоторым отставанием —
114 слов, задержкой — 84.
Информация о русском опроснике и лексические нормы представлены на сайтах Стэнфордского университета:
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 01.04.2022
Дата обновления: 01.04.2022
Дата публикации: 01.04.2022