Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В МБДОУ создана доступная среда для инвалидов и детей с ОВЗ. Оборудован пандус, туалет для детей-инвалидов, тактильные знаки. Имеется детьми лаборатория мультисенсорного пространства, учебное и реабилитационное оборудование для занятий с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ.
Специально оборудованные учебные кабинеты
В МБДОУ созданы современные материально-технические условия для осуществления образовательной деятельности для работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами.
Кабинет дополнительного образования – 10,6 кв м,
Кабинет психолога – 14.1 кв м.
Логопедический кабинет – 10.5 кв м,
Зал для музыкальных занятий – 80,2 к м.
Зал для физкультурных занятий – 73,9 кв м.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ в детском саду имеются необходимые средства обучения и воспитания.
С целью обеспечения сенсорного развития, осуществления психо- и сенсомоторной коррекции и реабилитации функционирует лаборатория мультисенсорного пространства, оборудованная генератором пузырей, светящимися шторами, инфракрасным оборудованием, проектором, зеркальным шаром, сухим бассейном, креслами для релаксации, гамаком «Сова», чулком «Сова». Для организации психолого-педагогического и реабилитационного сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ имеются мобильный реабилитационно- диагностический комплекс для детей раннего возраста и комплект для развития познавательной деятельности. Для речевого развития детей-инвалидов и детей с ОВЗ имеется функциональный модуль «Логопед» с программой «Живой звук». Для обеспечения развивающей предметно-пространственной среды комплект оборудования Монтессори.
Для физического развития детей с ОВЗ и детей-инвалидов, имеются:массажные коврики для стоп, ребристые дорожки,спортивные тренажеры, обручи, мячи разных размеров, скакалки, кегли,малый кольцеброс, теннисные ракетки, маски и атрибуты для подвижных игр. Все материалы соответствуют экологическим и гигиеническим требованиям.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
- Учебно-методическая литература
Периодические издания- комплект «Образцовый детский сад»:
- Справочник руководителя дошкольного учреждения;
- Нормативные документы образовательного учреждения;
- Управление образовательным учреждением;
- Справочник старшего воспитателя;
- Медицинское обслуживание и организация питания в ДОУ;
- Справочник музыкального руководителя;
- Справочник педагога-психолога.
- Комплект учебно-практических пособий для педагогов дошкольного образования по программе "Вдохновение", Антология дошкольного образования, Издательство Национальное образование.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Зал для физкультурных занятий;
Оборудованная спортивная площадка.
Для физического развития детей с ОВЗ и детей-инвалидов, имеются:массажные коврики для стоп, ребристые дорожки,спортивные тренажеры, обручи, мячи разных размеров, скакалки, кегли,малый кольцеброс, теннисные ракетки, маски и атрибуты для подвижных игр. Все материалы соответствуют экологическим и гигиеническим требованиям.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МБДОУ создаются условия для развития предметно-пространственной среды.
Группы компенсирующей и комбинированной направленности оборудованы Центрами активности, которые наполнены различными дидактическими материалами и средствами обучения и воспитания.
Принципы использования средств обучения:
- учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
- гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
- учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
- сотворчество педагога и обучающегося;
- приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, в соответствии с ФГОС к условиям реализации адаптированныхобразовательных программ дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках ОД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.
Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Для всестороннего развития детей в каждой возрастной группе имеются дидактические средства: альбомы, художественная литература, дидактические игры, различные сюжетные игровые наборы и игрушки.
Специально оборудованная развивающая предметно – пространственная среда создана во всех возрастных группах детского сада. Изолированные тематические уголки: центр игры, творческая мастерская, познавательно-исследовательский центр, лаборатория грамотности и центр кулинарии.
Для формирования математических представленийимеются демонстрационные и раздаточные материалы для обучения счету, количеству, развитию представлений (схемы, плакаты), временных представлений (часы, календари). Все группы обеспечены учебно – методическим комплектом «МАТЕ+».
Для конструктивной деятельности:крупный (напольный) и мелкий (настольный) конструкторы, «Лего», металлические набор «Техника», деревянные строительные материалы и пр.
Для развития речи и речевого общения:наборы книг, картин, развивающие игры, схемы для составления рассказов, фланелеграф, ширма, разнообразные виды кукольного театра, аудио- и видеоаппаратура, телевизор, энциклопедии и пр. Каждая группа обеспечена учебно – методическим комплектом «РЕЧЬ+»
Дляразвития игровой деятельности:наборы мягкой мебели, игры и игрушки для сюжетно-ролевых игр (с учетом гендерного подхода): («Кухня», «Столовая», «Больница», «Магазин», «Пожарные», «Инспектор ДПС», «Школа» и др.), для подвижных игр (маски, дополнительный материал).Для познавательной деятельностив группах созданы исследовательские уголки, где имеются дидактические пособия и игры, материалы для проведения экспериментов, познавательная литература, энциклопедии, карты, схемы. Для проведения опытов приобрели УМК «Ноураша».
Для физического развитияв группах оборудованы физкультурно-оздоровительный центры (спортивные уголки), в которых имеются:массажные коврики для стоп, ребристые дорожки,спортивные тренажеры, обручи, мячи разных размеров, скакалки, кегли,малый кольцеброс, теннисные ракетки, маски и атрибуты для подвижных игр. Все материалы соответствуют экологическим и гигиеническим требованиям.
Материалы и пособия, предназначенные детям, доступны и функциональны, обеспечивают необходимые условия для самореализации.
Средства обучения и воспитания
Образовательные области | Материально-техническое и | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физическое развитие | Обручи пластмассовые, палка пластмассовая гимнастическая, мячи разного диаметра, мячи «Кенгуру», набор кеглей, дуги для подлезания, коврики массажные, массажеры для ног, скамейки для ходьбы (наклонная, с препятствиями), шведская лестница, кольцеброс, мешочки для равновесия, скакалки детские, канат для перетягивания, флажки разноцветные, ленты, волейбольная сетка, детские спортивные тренажеры, мягкие модули, нетрадиционный спортивный материал. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Социально-коммуникативное развитие | Грузовые, легковые автомобили, игрушки (куклы в одежде, куклы-младенцы, одежда для кукол). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Макеты «Государственных символов России». | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Речевое развитие | Предметные игрушки-персонажи. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Художественно -эстетическое развитие | Комплекты детских книг для каждого возраста, детские энциклопедии, иллюстрации к детской художественной литературе, портреты писателей. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Технические средства обучения |
|
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Центральный вход-пандус присутствует, предусмотрена двустворчатая распашная дверь.
Конструктивные особенности здания МБДОУ д/с "Светлячок" не предусматривают наличие подъемников.
Напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, в образовательной организации -отсутствуют.
Имеются специально оборудованный санузел (поручни, специализированное сантехническое оборудование), тактильные таблички, система вызоваперсонала для помощи детям с ОВЗ и детям-инвалидам.
При необходимости для обеспечения доступа в здание образовательной организации инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.
Специальные условия питания
В МБДОУ созданы условия для организации питания, которые полностью отвечают требованиям СанПин. Пищеблок имеет все необходимые помещения, оснащен современным технологическим оборудованием, вытяжной вентиляцией. Правила кулинарной обработки пищевых продуктов строго соблюдаются.
В ДОУ организовано 4-х разовое питание на основе примерного двадцатидневного меню на осенне-зимний и весенне – летний периоды отдельно для возрастов 1-3 года и 3-7 лет. В детском саду имеется картотека технологических карт. На второй завтрак дети получают соки, фрукты. В питании детей используется йодированная соль, проводится обязательная витаминизация третьего блюда.
Ежедневно в меню включены: молоко, мясо, картофель, овощи, фрукты, соки;хлеб, крупы, сливочное и растительное масло, сахар, соль. Остальные продукты (творог, рыба, сыр, яйцо и другие) должны входить в меню 2-3 раза в неделю. При наличии детей, имеющих рекомендации по специальному питанию, в меню-требование обязательно включаются блюда для диетического питания. Данные о детях с рекомендациями по диетическому питанию имеются в группах, пищеблоке и у медицинской сестры. На основании данных о количестве присутствующих детей с показаниями к диетпитанию в меню-раскладку вписывают блюда-заменители с учетом их пищевой и энергетической ценности.
Питание детей соответствует принципам щадящего питания, предусматривающим использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание; и исключать жарку блюд, а также использование продуктов с раздражающими свойствами. При кулинарной обработке пищевых продуктов соблюдаются установленные санитарно-эпидемиологические требования к технологическим процессам приготовления блюд.
Выдача пищи для групп компенсирующей и комбинированной направленности осуществляется строго по утвержденному графику только после проведения приемочного контроля бракеражной комиссией в составе повара, заведующего, медицинского работника. Результаты контроля регистрируются в Журнале бракеража готовой кулинарной продукции. Масса порционных блюд соответствует выходу блюда, указанному в меню. При нарушении технологии приготовления пищи, а также в случае неготовности блюдо допускается к выдаче только после устранения выявленных кулинарных недостатков. Непосредственно после приготовления пищи отбирается суточная проба готовой продукции. Объем суточной пробы составляет: порционные блюда — полный объем; холодные закуски, первые блюда, гарниры, третьи и прочие блюда — не менее 100 г.
Продукты поставляют снабжающие организации, получившие право на выполнение соответствующего муниципального заказа в порядке, установленном законодательством РФ. Взаимодействие со снабжающей организацией осуществляет заведующий хозяйством.
Продукты принимаются с обязательным набором сопроводительных документов: накладная, счет-фактура, сертификат качества и ветеринарная справка. При отсутствии, какого либо документа продукты не принимаются.
Специальные условия охраны здоровья
В МБДОУ созданы условия, отвечающие медицинским и педагогическим требованиям по сохранению и укреплению здоровья детей. Состояние помещений детского сада соответствует санитарно- гигиеническим требованиям. Световой, воздушный и питьевой режимы поддерживаются в норме.
Разработана и реализуется программа оздоровительной направленности «Здоровейка», целью которой является сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья. В рамках программы проводятся специфические профилактические мероприятия ( прием отвара шиповника, клюквенный и брусничные морсы, витаминизация 3-х блюд, использование воздухоочистителя «Супер-плюс-эко-С», УФО помещений в сочетании с проветриванием).
Важным разделом программы является физкультурно-оздоровительная работа. К мероприятиям физкультурно-оздоровительной направленности относятся: утренняя гимнастика, подвижные и динамические игры, спортивные игры, дозированный бег, профилактическая гимнастика ( пальчиковая, артикуляционная, дыхательная, для улучшения осанки и профилактики плоскостопия, для глаз). И еще множество мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей, как физического, так и психо-эмоционального. Это спортивные праздники, соревнования, экскурсии.
Большое значение в оздоровлении детей имеет закаливание. К оздоровительно-закаливающей работе с детьми осуществляется единый подход. Разработан алгоритм проведения закаливающих процедур для всех возрастных групп дошкольного образования. Проводятся гигиенические и водные процедуры, свето-воздушные ванны, ходьба по массажным коврикам, дорожкам и мокрому одеялу, босохождение по Тропе здоровья, сон при открытых форточках и т.п.
Для успешной реализации поставленных задач созданы условия для развития у детей навыков, умений и качеств в соответствии с их возрастными возможностями. Имеется физкультурный зал с разнообразными тренажерами и спортивным инвентарем. На территории детского сада имеется спортивная асфальтированная площадка для проведения образовательной деятельности на воздухе.
Физкультурно-оздоровительная работа осуществляется через различные формы двигательной активности детей: физкультурные занятия, спортивные и подвижные игры, физкультурные досуги, праздники и развлечения, дни здоровья.
Большое внимание уделяется проведению спортивно-развлекательных мероприятий с детьми разных возрастов.
Медицинское обслуживание в МБДОУ осуществляет ОГБУЗ «Первомайская районная больница». Старшая медицинская сестра является штатным работником ОГБУЗ «Первомайская районная больница». Медицинский кабинет передан в безвозмездное пользование. Медицинский блок включает в себя кабинет приема, процедурный кабинет, туалетную комнату. Оснащен необходимым медицинским оборудованием и инструментарием, набором медикаментов.
Старшей медсестрой МБДОУ ведется учет и анализ общей заболеваемости воспитанников, анализ простудных заболеваний. На основании договора с ОГБУЗ «Первомайская районная больница» детский сад курирует врач-педиатор детской поликлиники, который осуществляет лечебно-профилактическую помощь детям, дает рекомендации по укреплению здоровья детей и предупреждению вирусных, инфекционных заболеваний.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
МБДОУ обеспечено современной информационной базой: выход в Интернет, электронная почта — mbdousvetliachok@mail.ru.
Открытость и доступность информации о деятельности МБДОУ обеспечивается на официальном сайте детского сада — https://svetlashok.tvoysadik.ru
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В МБДОУ имеются интерактивные развивающие пособия для индивидуальных занятий с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами:
- «Игры маленького гения» - для развития внимания и памяти, развития логических способностей, знакомство с буквами и цифрами;
- «Шаг за шагом» - для развития связной речи, зрительного и слухового восприятия, графических навыков, математических представлений, представлений об окружающем мире, социализации;
- «Говорящие картинки» - для развития слухового восприятия и анализа речи, улучшения артикуляции, расширения словарного запаса, развития речи;
- «Развивающие игры» - для развития слухового восприятия и анализа речи, моторного развития, зрительного восприятия, математических представлений.
- Развивающие комплекты оборудования Монтессори.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
№ | Наименование | количество |
1 | компьютер | 4 (с выходом в интернет) |
2 | ноутбук | 12 (с выходом в интернет) |
3 | принтер + ксерокс + сканер | 6 |
4 | Фотоаппарат - камера | 1 |
5 | музыкальный центр | 2 |
6 | магнитофон | 8 |
7 | мультимедийный проектор | 3 |
8 | экран подвесной | 1 |
9 | микрофон | 2 |
10 | телевизор | 1 |
11 | Интерактивная доска | 1 |
12 | Интерактивный стол | 1 |